Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребности человека. Суверенитет потребителяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Потребность. Для того чтобы и жить и добиваться поставленных целей, человек обязан постоянно удовлетворять свои потребности. Потребность — это нужда в чем-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека и его развития как личности. Потребность, отраженная в сознании человека, выступает как интерес. Испытывать потребность — означает осознавать ее необходимость, иметь желание. С учетом конечного предназначения потребность выступает как объективное условие жизни. Потребность проявляется как состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится всячески выйти, или как состояние удовлетворенности, которое человек желает для себя продлить. Поэтому мир потребностей человека неизбежно таит в себе многочисленные противоречия между имеющимся состоянием и желаемым будущим, между достигнутым комфортным состоянием и опасностью его потерять. Все это в совокупности должно побуждать человека к активной деятельности. Одним из особых проявлений потребностей современного человека выступает стремление заняться хозяйственной и экономической деятельностью. Поведение потребителя в условиях товарно-денежных (рыночных) отношений проявляется как платежеспособный спрос на основе имеющихся возможностей и желания потратить определенную сумму денег на приобретение экономических благ. Совокупность потребностей человека оказывает решающее воздействие на распределение времени (в течение суток, недели и т. д.) между отдельными видами деятельности, включая обособление резерва свободного времени, определение порядка его использования. После одномоментного удовлетворения потребности, как правило, не исчезают, а непрерывно восстанавливаются (например, физиологические потребности, потребности в пище, крове и т. д.). Сами потребности человека также не являются застывшими формированиями. Они имеют исторический характер. Объемы, приоритеты и структура потребностей человека и общества непрерывно изменяются, не в последнюю очередь под воздействием развития национальной экономики. В данном аспекте производство выступает как форма хозяйственной и экономической деятельности, предусматривающей создание благ, которые предназначены для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей (см. ч. 1, глава 3). В целом между потребителем и производителем складывается весьма сложная причинно-следственная зависимость. Для производства потребитель выступает в роли своеобразного носителя социального заказа. Формируя условия для удовлетворения возникшей потребности, производство сообщает о своих возможностях всему обществу. Роль исходной категории. Не случайно именно потребность человека, а не собственность, конкуренция, государство или товар признается в современных теоретических выкладках в качестве исходной экономической категории. Дело в том, что, только испытывая потребность, человек начинает вступать в отношения с окружающей природой, строить общественные отношения. Потребность как экономическая категория призвана первой уловить содержание этих отношений человека, стремящегося создать для себя приемлемые условия жизни. Только отталкиваясь от потребностей человека, есть возможность логически последовательно отразить национальную экономическую систему. Познание совокупности отношений, связанных с возникновением, формированием и удовлетворением потребностей, позволяет обнаружить ряд законов и закономерностей — социальных, психологических и экономических. Среди всеобщих экономических законов, которые отражают динамику потребностей человека, следует выделить: а) закон непрерывного воспроизводства потребностей; б) закон возвышения потребностей (закон безграничности); в) закон единства формирования потребностей и развития г) закон единства потребностей личности и общества (син д) закон насыщения потребностей. Выделение данных объективных законов основано на том, что человек постоянно открывает для себя все новые и новые потребности. Развивая свои духовные потребности, человек совершенствует свой внутренний мир. Познавая свои потребности, человек познает самого себя. Совокупность потребностей определяет содержание личной жизни человека. Потребность выступает как невольное побуждение к жизни — к активной, целесообразной и созидательной деятельности. Степень их удовлетворения предопределяет осознание человеком своего личного счастья. С учетом непрерывного воспроизводства потребность необходимо рассматривать как исходный и как конечный пункт хозяйственной деятельности человека. Однако экономисты признают, что им одним исследование процесса формирования и удовлетворения потребностей все же оказывается не под силу. Дело в том, что при зарождении потребностей и желаний человека обнаруживаются многие обстоятельства, которые непосредственно не относятся к предмету фундаментальной экономической теории Поэтому в таких исследованиях необходимо опираться на поддержку со стороны других социальных наук. Классификация потребностей. В современной экономической литературе хорошо известны варианты систематизации потребностей по А. Маслоу, А. Маршаллу и др., когда при классификации используются достаточно гибкие критерии (см. ч.1, стр. 109-110). Одним из наиболее простых вариантов такой классификации выступает выделение: 1) потребности в средствах существования; 2) потребности в средствах, необходимых для хозяйствен 3) потребности в средствах, необходимых для социально- 4) потребности в социально-престижных благах. Не секрет, что каждый из нас вполне осознанно выделяет первичные и вторичные потребности. Первичные (крайне необходимые) потребности — это самые насущные, элементарные или физиологические потребности человека. Их перечень (пища, кров, медицинское обслуживание) и интенсивность удовлетворения не в последнюю очередь определяются чувством самосохранения самого человека. Неудовлетворение первичных потребностей — это прямая угроза голода и болезней, деградация человека как личности. Поэтому первичные потребности следует рассматривать как жесткие, не отменяемые. Они непрерывно воспроизводятся, сопровождают человека на протяжении всей его земной жизни. Вторичные (высшие) потребности связаны с дальнейшим развитием человека, с формированием его способности к труду (рабочей силы), в том числе его «человеческого капитала». Это — потребности духовного развития, социальных контактов и развлечения. Вторичные потребности, как правило, взаимозаменяемы и отменяемы. Будучи высшими социальными потребностями, они более эластичны, изменяемы во времени и при переходе от одной социальной группы к другой. Разделение потребностей на первичные и вторичные не остается без последствий для всей национальной экономики. От их удельного веса зависит определение приоритетов социально-экономического развития. Следует отметить, что степень удовлетворения потребностей, сама их градация, оценка возможностей национальной экономики переходить от удовлетворения потребностей с более низким к потребностям с более высоким порядковым номером часто выступают объектом социальной напряженности и политических конфликтов. Определенное взаимодействие и противоречия могут складываться между индивидуальными и общественными потребностями. Не столь уж редко в общественной практике обнаруживается тенденция подавления или упрощения индивидуальных потребностей человека. Это характерно, например, для командной экономики, экономики военного типа, различных моделей «патрулируемой экономики». Увлечение материальными потребностями в ущерб духовному развитию формирует так называемое потребительское отношение к жизни. Больше симпатий все же вызывает выдвижение на первые позиции духовных и культурных потребностей человека. Суверенитет потребителя. В условиях современной рыночной экономики есть основание считать, что человек как потребитель независимо принимает решения об объеме и структуре своих покупок. Суверенитет потребителя означает: 1) имеет место свобода потребительского выбора на рын 2) наличие множества доступных вариантов выбора, т. е. 3) осознание того обстоятельства, что множество вари 4) результаты деятельности производителя оценивает по 5) ситуация выбора предполагает в конечном счете воз 6) наличие или, наоборот, отсутствие критерия выбора, В реальной действительности суверенитет и «свобода потребителя», как и иная свобода, все же ограничены. Приходится сталкиваться с фиксированными ценами. Порой имеет место нормирование потребления некоторых видов товаров. Чтобы стимулировать предложение, сплошь и рядом используются дотации для производителей «хороших» товаров. Чтобы сдерживать интерес к «плохим» товарам, вводятся акцизы (специальные налоги). Имеет место запрет на определенные виды деятельности (наркотики, устаревшие модели техники, торговля с некоторыми странами или фирмами и т. п.). Как особый вариант ограничения суверенитета потребителя можно рассматривать ситуацию, когда производственные программы хозяйствующих субъектов определяются не рыночным спросом, а административными указаниями органов государственного управления. Гипотеза о рациональности поведения потребителя. Фундаментальная теория потребления исходит из того, что каждый потре- битель имеет свою субъективную шкалу предпочтений. На основе данной шкалы он стремится выбрать наиболее предпочтительный товар или набор товаров, а также количество данного блага. Гипотеза о рациональности потребления потребителя утверждает: потребитель постоянно ведет себя таким образом, чтобы при ограниченном доходе максимизировать собственную выгоду. Другими словами, при заданных ценах и денежном доходе потребитель стремится распределить свою покупательную силу (денежные средства) таким способом, чтобы максимизировать получаемое удовлетворение. Данная гипотеза при всей кажущейся ее простоте, тем не менее, занимает центральное место в общей теории потребления. Отметим, что данная гипотеза не поддается экспериментальной количественной проверке, так как она — элемент индивидуальной системы предпочтений. А это означает, что «нечто хорошее» для одного покупателя может выступить для другого лишь посредственным благом. К тому же сторонний наблюдатель не в состоянии оценить рациональность выбора конкретного покупателя. Можно лишь исходить из того, что каждый потребитель стремится израсходовать свои деньги наиболее эффективным способом. Это — один из признаков поведения экономического человека (homo oeconomicus).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.009 с.) |