Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Иерархия потребностей при работе в многонациональной внешней среде.
Похожие статьи вашей тематики
Менеджеры, действующие на международной арене, также как и их коллеги, действующие внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и принимать их в расчет.
В одном достаточно полном исследовании на базе иерархии потребностей Маслоу был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу: 1) руководители английских и американских фирм; 2) японские руководители; 3) руководители фирм северных и центрально-европейских стран (ФРГ, Дания, Швеция и Норвегия);4) руководители фирм южных и западных европейских стран (Испания, Франция, Бельгия, Италия); 5) руководители фирм развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия). Один из результатов этого исследования состоял в том, что руководители из развивающихся стран придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем руководители каких-либо других стран, Руководители из развивающихся и юго-западных европейских стран более всего стремятся удовлетворить социальные потребности. Это говорит о важности использования при работе с ними таких вознаграждений, как повышение статуса, социальное уважение, признание заслуг. Более позднее исследование на эту же тему, составленное на основании результатов опросов и посвященное определению потребности людей из более чем 40 стран, позволяет сделать вывод, что теории мотивации, разработанные американскими учеными, базируются на неявном допущении о том, что американская система культурных ценностей и идеалов существует и за границей. Однако это не соответствует действительности.
К сожалению, систематических исследований мотивации на международном уровне не проводилось. Тем не менее, можно заключить, что руководители, действующие на международном уровне, должны постоянно учитывать, понимать и внимательно относиться к культурным отличиям потребностей людей, с которыми они взаимодействуют. Руководители должны всячески избегать явного предпочтения сотрудников одной национальности другой. Нельзя рассчитывать на то, что люди, которыми вы управляете за рубежом, обладают теми же потребностями, что и у вас в стране. Что же делать? Надо обеспечивать удовлетворение потребностей людей, которыми вы управляете, если они работают эффективна
Критика теории Маслоу.
Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Конечно, в принципе, людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня, но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей no Маслоу, по-видимому, просто не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей — предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и также работающего, будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены великой депрессией 30-х г., что потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них оставалась потребность в безопасности.
В итоге, как отмечает Митчелл: «Руководителя должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчинённых, он должен чувствовать их индивидуальные потребности».
Страница: 16 из 35;<<назад^вперед>>
| Иерархия потребностей, по А.Маслоу
| А. Маслоу попытался объяснить, почему людьми движут разные потребности. В основу всех основных потребностей, выявленных им, положен определенный иерархический принцип (рис. 5.6) от более простых (естественных) к более сложным (коллективным). По утверждению ученого, значимость потребностей развивается от физиологических, обеспечивающих жизнедеятельность, до высоконравственных, свойственных для развития духовного человека. Человек стремится к удовлетворению самых важных в смысле жизнеобеспечения потребностей (физиологические и потребность в безопасности).
Для управления покупательским поведением рекламистам необходимо знать, на какой потребностной стадии мотивационной иерархии находится в данный момент потребитель, и использовать это в целях продвижения своего товара.
Рис. 5.6. Пирамида потребностей, по А. Маслоу
Исследовательская задача для производителя товара заключается в определении доминирующей потребности потенциальных потребителей. В данном случае производитель не создает новых потребностей, а пытается подстроить свойства своего товара под особенности мотивационной сферы потребителя.
| Бихевиористская детерминация поведения
| В соответствии с этой теорией потребности людей можно создавать и видоизменять в интересах рекламодателя. Наиболее ярким сторонником данной теории выступил американский маркетолог Д.К.Гэлбрейт, который утверждает, что спрос является вполне управляемым инструментом при воздействии на потребителей. Потребители находятся в плену иллюзий, воображая себя свободными в выражении своих запросов на рынке. Рекламе приписывается определяющая роль в создании потребностей, потребители при этом являются объектами воздействия, реакция которых находится в зависимости от рекламных стимулов.
При этом сознание потребителей товаров рассматривается как некий “черный ящик”, содержимое которого неясно, но реакции достаточно предсказуемы и управляемы. И если реакции потребителя определяются стимуляцией извне, то поведение можно моделировать, надо только правильно подбирать наборы стимулов-воздействий. Так, если необходимо вызвать у потребителя реакцию “А”, то для этого необходимо правильно выявить и применить стимул “а”, определяющий реакцию. Итак, согласно бихевиористскому подходу, каждому стимулу соответствует своя определенная реакция.
Соответственно исследовательская задача сводится к выяснению зависимостей между определенными реакциями и стимулами.
Подобно тому, как при виде лимона у человека начинает непроизвольно выделяться слюна, определенные рекламные визуальные стимулы, по мнению авторов бихевиористского подхода, должны вызывать стандартные реакции.
В конце концов даже сами сторонники поведенческой теории признали, что знание о субъекте не должно ограничиваться лишь представлением о его реакциях на стимулы и необходимо было ввести некоторые поправки, которые могли бы объяснить причины нарушения принципа соответствия. Эти поправки (рис.5.7) называли промежуточными переменными, и они должны были отражать половые, возрастные, культурные, темпераментные и другие отличия субъектов, непосредственно влияющие на различия в поведении и принятии решений.
Рис. 5.7. Необихевиористский подход к рекламе
Таких переменных было выделено достаточно много, причем каждый из профессионалов утверждал, что именно они являются наиболее важными и решающими. Приведем примеры некоторых из них:
· Культурные факторы.
· Субкультурные факторы.
· Социальное положение и социальный статус.
Рассмотрим переменные, определяющие социальное положение. Потребительский выбор часто определяется поведением лиц моего круга. Наиболее полная методика определения социального статуса потребителей была разработана в конце 60-х гг. нашего века, в Стэнфордском университете. Она получила название VALS (Values and Life Styles – человеческие ценности и стили жизни). Работа эта финансировалась крупнейшими корпорациями США. Рекомендациями экспертов, работающих в рамках данной программы, стремятся воспользоваться и по настоящий день ведущие фирмы мира. VALS представляет собой своеобразную классификацию различных типов людей в зависимости от их отношения к жизни и движущих ими стимулов. Всего были выделены 4 главные группы (категории потребителей), которые в соответствии с 9-тью выделенными стилями жизни представляют как бы двойную иерархию. Соотношения между группами не являются чем-то раз и навсегда застывшим, статичным. Мало того, многие люди с возрастом переходят из одной категории в другую, меняют свой жизненный стиль и уклад, хотя, конечно, лишь немногим удается подняться со дна на самый верх этой своеобразной иерархии. Но без понимания системы мотивации, жизненных ценностей и уклада каждой из выделенных выше категорий в современном маркетинге не обойтись. Поэтому рассмотрим подробней описание каждой из них.
1. Движимые нуждой:
1.1. Борцы за выживание;
1.2. Борцы с нуждой.
2. Побуждаемые извне:
2.1. Люди с выраженным чувством принадлежности к среднему классу;
2.2. Люди со стремлением к превосходству, готовые к состязательности;
2.3. Люди стремящиеся достичь как можно большего.
3. Побуждаемые изнутри:
3.1. Я – это я;
3.2. Люди, предпочитающие личный опыт;
3.3. Социально сознательные и ответственные люди.
4. Интегрированные (комбинация ценностей, порождаемых мотивацией извне и изнутри):
· Половые различия.
· Возрастные различия.
· Индивидуальные психологические различия.
Мы можем классифицировать некоторым образом подходы к управлению поведением объекта воздействия. Хорошая классификация произведена Э.А.Уткиным и А.И.Кочетковой.
Подходы к управлению покупательским поведением потребителей разбиты на три группы:
· Объективный подход.
· Субъективный подход.
· Альтернативный (промежуточный) подход.
Рассмотрим их более подробно.
Объективный подход допускает возможность манипулирования покупательским поведением, но и дает некоторые инструменты для такого манипулирования.
Программирование поведения связано с изучением поведенческих реакций на определенные рекламные раздражители, установление которых лежит в цепочке “стимул-реакция”.
Прогнозирование и манипулирование поведением с помощью определенных стимулов.
В этом случае создание товара может быть оторвано от потребностей покупателя, т.к. такими потребностями можно не только манипулировать, но и создавать новые. Потребитель рассматривается как пассивный приемник информации, формирующей его восприятие.
Субъективный подход, который можно также охарактеризовать как персоналистический, утверждает мотивационный потребностный приоритет личности при осуществлении экономического выбора.
Процесс продвижения и создания товара в этом случае должен быть связан с изучением потребностей покупателей. Процесс создания товара здесь вторичен и определяется самими потребностями потребителя. Субъективный подход отдает предпочтение “сознательной” детерминации человеческого поведения.
Альтернативный подход не является механической конвергенцией двух перечисленных. Взаимодействие двух субъектов есть взаимный процесс совместной деятельности. В нашем случае субъектами будут производитель и покупатель, а предметом деятельности – товар, если товар взаимовыгоден как одному, так и другому. При таком процессе практически исключается какое-либо манипулирование, проводимое одним из участников процесса с другим в своих, определенных перманентных интересах. При этом главным является даже не сам товар, а взаимная деятельность участников, стремящихся к установлению взаимных долгосрочных отношений (близко к “социальному маркетингу”).
В настоящее время, особенно в нашей стране, происходит доминирование манипулятивных тенденций в рекламе. Реклама у нас чаще всего агрессивна, навязчива и не соответствует характеристикам товара, искажает его свойства и т.д.
|
|