Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночное предложение и его детерминанты. Закон предложения

Поиск

Содержание предложения. За желаниями, вкусами и пред­почтениями покупателей, а самое главное — за готовностью домашних хозяйств расходовать деньги всегда внимательно следит продавец.

Продавец товара находится на противоположном полюсе, но является неотъемлемой составной частью рыночного цено­образования. В целом процесс рыночного ценообразования выглядит как согласование экономических интересов покупа­теля и продавца, как итог соотношения спроса и предложения.

Предложениеэто готовность фирм, предприятий, из­готовителей и продавцов товара поставить на рынок в оп­ределенный момент времени конкретное количество экономи­ческих благ по данной цене.

Реально предложение (S — Supply) отражает поступление то­варов на рынок для реализации. В таком действии могут участво­вать и производители, и продавцы-посредники, и розничные про­давцы. Однако исходным носителем данного экономического акта всегда выступает непосредственный производитель товара.

Объем предложения. Само предложение (наличие или от­сутствие) отражает степень готовности производителя постав­лять на рынок конкретный продукт.

Объем предложения (Qs) есть максимальное количество товаров и услуг, которое продавец готов предложить для про­дажи в единицу времени.

На практике объем предложения зависит от различных факторов, что и выражает функция предложения:

где Qs — объем предложения; К — характер используемой тех­нологии; С — налоги и дотации; Z — природно-климатичес­кие условия;.... — другие возможные факторы.

Что касается Рх, Р и т п — то это наши, скажем так, старые знакомые, отражающие уровень цены на анализируемый товар X, а также цены на все остальные товары, которые могут оказать воздействие на объем предложения


Если все факторы предложения (кроме самой цены пред­ложения), проявляющиеся на полюсе продавца, принять за по­стоянную величину, то функция предложения упрощается и принимает следующий вид:

Функция предложения. Может быть задана в виде табли­цы, уравнения, а также как график Начнем с таблицы.

Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о возрастании объе­ма рыночного предложения вслед за повышением цены. При низких ценах практически никто из производителей не дает со­гласия поставлять продукцию на рынок. С повышением цены интерес к данному виду производства заметно возрастает.

Таблица 2.5. Формирование объема рыночного предложения

Несколько позже мы вернемся к этому важному обстоя­тельству. А пока данные таблицы 2.5 используем для постро­ения графика предложения (см рис. 2.6).

На вертикальной оси представлена цена на товар X, а на горизонтальной оси — объем предложения. В итоге линия предложения сумела объединить все точки, которые отража­ют изменение объема предложения в зависимости от уровня цены.


Закон предложения. Восходящий характер кривой предло­жения S выражает основное содержание закона предложения — чем выше цена, тем больше объем предложения.

Данную причинно-следственную зависимость следует рас­сматривать как важную экономическую предпосылку, необхо­димую для наращивания объема производства. Поэтому сле­дует рассмотреть ее более подробно.

Первоначально увеличение объемов производства обеспечи­вается за счет дозагрузки имеющихся (резервных) производствен­ных мощностей. При этом могут вводиться дополнительные сме­ны, сокращаются любые простои (внутрисменные и т. п.). Даже небольшое увеличение цены стимулирует значительный прирост объемов производства. Но резервы такого рода всегда ограни­чены. На рис. 2.7 завершение этапа наращивания объема пред­ложения подобными методами обозначено точкой А.

Исчерпание резервов подобного рода потребовало введе­ния в строй дополнительных производственных мощностей. Не исключено, что на полюсе производителя появятся новые фир­мы, которые располагают не столь уж и современными тех­нологиями, вынуждены использовать менее выгодные условия производства. Возможно, кое-кому из них потребуется доро-

Рис. 2.6. Кривая объема предложения в зависимости от уровня цены


гостоящая переналадка оборудования. К тому же новым про­изводителям могут достаться менее пригодные материальные ресурсы, которые придется приобретать на рынке факторов производства по более высоким ценам. Все это приводит к тому, что дальнейшее увеличение объема предложения будет сопровождаться заметным ростом индивидуальных издержек производства. Поэтому производители продукции объективно нуждаются в более высоких ценах (см. отрезок АВ на рис. 2.6).

Таким образом, чем выше цена, тем выше доходы произ­водителя от реализации продукции, тем более выгодными ста­новятся экономические условия производства, тем больше фи­нансовых возможностей компенсировать возросшие затраты.

Дальнейшее повышение цены продолжает стимулировать деловую активность, подводит под нее соответствующий эконо­мический фундамент. Вместе с тем резервы наращивания объе­мов производства товара исчерпываются. Поэтому на кривой предложения выделяют не только первый и второй участок, но и третий участок ЕС (см. рис. 2.6). Особенность данного отрезка кривой предложения состоит в том, что даже весьма значитель­ное увеличение цены приводит лишь к небольшому приросту объемов предложения. Т.е. поставщики наталкиваются, в конеч­ном счете, на предел своих производственных возможностей.


Рис. 2.7. Составные части кривой предложения 88


Здесь есть смысл вспомнить нам уже известный график производствен­ных возможностей (см. ч. 1, стр. 161). Перераспределение экономических ре­сурсов с производства одного продукта в пользу другого сопровождается ро­стом вмененных издержек производства Т. е. в условиях ограниченных ресурсов приходится считаться с тем, что производство каждой дополнительной еди­ницы продукта обходится все дороже и дороже Теперь настало время опре­делить механизм компенсации возрастающих издержек производства.

На практике, безусловно, все значительно сложнее. Собы­тия могут протекать по особому сценарию. Но вогнутый от­резок кривой предложения S отражает тот факт, что первона­чально даже небольшое изменение цены заметно стимулирует загрузку свободных мощностей, причем достаточно произво­дительных, вызывает значительный прирост объема предложе­ния. Но ситуация, как мы видели, резко меняется. Приходит­ся считаться с ростом издержек производства. Ни о каком дальнейшем приросте объема предложения не может быть и речи, если рыночная цена не будет способна компенсировать производителю возросшие издержки производства.

Функция предложения выступает как функция производства.

Следует отметить, что кривая предложения не выражает обратную зави­симость типа «чем больше предложение, тем выше цена». Зависимость цены от предложения выражается через сдвиг кривой предложения (вправо и вверх — расширение предложения, или влево и вниз — сокращение объемов производ­ства и повышение цены), что обусловливается появлением особых факторов.

Фактор времени и изменение объема предложения. Прак­тика свидетельствует о том, что «полюс предложения» всегда с некоторым опозданием реагирует на сигналы рынка. Сказы­ваются ограниченность производственных возможностей, в отдельных случаях слабая мобильность исходных факторов производства и другие обстоятельства.

Обратим внимание на то, что экономическое положение производителя принципиально отличается от положения поку­пателя. Покупатель, располагая свободными денежными сред­ствами, имеет возможность быстро совершать необходимые покупки. При условии свободной конвертации (обмена) наци­ональных денежных средств в иностранную валюту для поку­пателя дополнительно открывается огромный внешний эконо­мический мир. Больше или меньше тратить денег, больше или


меньше покупать — зависит только от желания покупателя и его доходов.

Иная ситуация складывается у производителя (продавца) товара. Чтобы увеличить объем производства и предложения, всегда необходимо некоторое время для того, чтобы заклю­чить контракты на дополнительную поставку оборудования (которое, возможно, еще необходимо произвести) и других факторов производства, чтобы реально получить дополнитель­ную партию сырья и материалов. Еще больше потребуется времени, чтобы создать новые производственные мощности.

Поэтому экономическая теория различает три временных периода изменения ситуации на рынке продавца: а) мгновенный период; б) кратковременный период; в) долговременный период.

Нам уже известно, что в мгновенный период все факторы производства рассматриваются как постоянные. Безусловно, есть некоторые запасы готовой продукции на заводских скла­дах и в товаропроводящей сети. Однако принято считать, что в мгновенный период практически невозможно нарастить объем производства и предложения продукции.

Исключение могут составить лишь некоторые виды производства. На­пример, выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях и атомных стан­циях, когда есть необходимые запасы воды, ядерного топлива и т. д

На рис. 2.8 линия предложения S, в мгновенный период параллельна оси цен (ОР). Возросший спрос будет уравнове­шиваться только за счет роста цен на рынке.

В кратковременный период, за счет дозагрузки имеющих­ся свободных мощностей, оперативного изменения экспорта и импорта объем предложения может быть заметно изменен. В данном случае одни факторы производства (сырье, материа­лы, рабочая сила) рассматриваются как переменные, а другие (оборудование) — как постоянные.

Объемы предложения возрастут, а сама линия предложения отклонится от вертикали по часовой стрелке вправо (см. линию S2 на рис. 2.8). Возникнет угол «кратковременного реагирова­ния» производителей на изменение экономических условий хо­зяйствования — S,AS2. Рост объема производства дополняется


повышением цены. Вместе с тем в кратковременном периоде определенный прирост объема предложения (Q2 Q,) может иметь место и при сохранении прежней цены Ps (см. рис. 2.8).

В долговременном периоде все факторы производства при­нято рассматривать как переменные. Это означает, что есть воз­можность существенно изменить количественные и качественные параметры любого используемого фактора производства.

Так, производитель имеет возможность выполнить широ­кую реконструкцию производства и предстать на рынке в об­новленном виде. В отрасли вообще могут появиться новые мощные фирмы-производители. В итоге линия предложения S3 принимает еще более пологий вид (см. рис. 2.8). Это означает, что в долговременном периоде даже небольшое изменение рыночной цены в состоянии вызвать заметный прирост объе­ма предложения товара.

Следует отметить, что при переходе от кратковременно­го к долговременному периоду своеобразное «давление произ­водителя» на цену заметно снижается. Использование фирмой широкого перечня факторов, позволяющих экономить на издер-

Рис. 2.8. Изменение объема предложения во времени


жках производства, полное включение в условиях конкурен­ции режима экономии в совокупности заставляют ограничи­ваться меньшим приростом цены предложения.

Переход от мгновенного периода к кратковременному, а затем от кратковременного к долговременному сопровожда­ется снижением темпов прироста цены предложения и за­метным увеличением самого объема предложения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.008 с.)