Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночное предложение и его детерминанты. Закон предложенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание предложения. За желаниями, вкусами и предпочтениями покупателей, а самое главное — за готовностью домашних хозяйств расходовать деньги всегда внимательно следит продавец. Продавец товара находится на противоположном полюсе, но является неотъемлемой составной частью рыночного ценообразования. В целом процесс рыночного ценообразования выглядит как согласование экономических интересов покупателя и продавца, как итог соотношения спроса и предложения. Предложение — это готовность фирм, предприятий, изготовителей и продавцов товара поставить на рынок в определенный момент времени конкретное количество экономических благ по данной цене. Реально предложение (S — Supply) отражает поступление товаров на рынок для реализации. В таком действии могут участвовать и производители, и продавцы-посредники, и розничные продавцы. Однако исходным носителем данного экономического акта всегда выступает непосредственный производитель товара. Объем предложения. Само предложение (наличие или отсутствие) отражает степень готовности производителя поставлять на рынок конкретный продукт. Объем предложения (Qs) есть максимальное количество товаров и услуг, которое продавец готов предложить для продажи в единицу времени. На практике объем предложения зависит от различных факторов, что и выражает функция предложения: где Qs — объем предложения; К — характер используемой технологии; С — налоги и дотации; Z — природно-климатические условия;.... — другие возможные факторы. Что касается Рх, Р и т п — то это наши, скажем так, старые знакомые, отражающие уровень цены на анализируемый товар X, а также цены на все остальные товары, которые могут оказать воздействие на объем предложения Если все факторы предложения (кроме самой цены предложения), проявляющиеся на полюсе продавца, принять за постоянную величину, то функция предложения упрощается и принимает следующий вид: Функция предложения. Может быть задана в виде таблицы, уравнения, а также как график Начнем с таблицы. Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о возрастании объема рыночного предложения вслед за повышением цены. При низких ценах практически никто из производителей не дает согласия поставлять продукцию на рынок. С повышением цены интерес к данному виду производства заметно возрастает. Таблица 2.5. Формирование объема рыночного предложения Несколько позже мы вернемся к этому важному обстоятельству. А пока данные таблицы 2.5 используем для построения графика предложения (см рис. 2.6). На вертикальной оси представлена цена на товар X, а на горизонтальной оси — объем предложения. В итоге линия предложения сумела объединить все точки, которые отражают изменение объема предложения в зависимости от уровня цены. Закон предложения. Восходящий характер кривой предложения S выражает основное содержание закона предложения — чем выше цена, тем больше объем предложения. Данную причинно-следственную зависимость следует рассматривать как важную экономическую предпосылку, необходимую для наращивания объема производства. Поэтому следует рассмотреть ее более подробно. Первоначально увеличение объемов производства обеспечивается за счет дозагрузки имеющихся (резервных) производственных мощностей. При этом могут вводиться дополнительные смены, сокращаются любые простои (внутрисменные и т. п.). Даже небольшое увеличение цены стимулирует значительный прирост объемов производства. Но резервы такого рода всегда ограничены. На рис. 2.7 завершение этапа наращивания объема предложения подобными методами обозначено точкой А. Исчерпание резервов подобного рода потребовало введения в строй дополнительных производственных мощностей. Не исключено, что на полюсе производителя появятся новые фирмы, которые располагают не столь уж и современными технологиями, вынуждены использовать менее выгодные условия производства. Возможно, кое-кому из них потребуется доро- Рис. 2.6. Кривая объема предложения в зависимости от уровня цены гостоящая переналадка оборудования. К тому же новым производителям могут достаться менее пригодные материальные ресурсы, которые придется приобретать на рынке факторов производства по более высоким ценам. Все это приводит к тому, что дальнейшее увеличение объема предложения будет сопровождаться заметным ростом индивидуальных издержек производства. Поэтому производители продукции объективно нуждаются в более высоких ценах (см. отрезок АВ на рис. 2.6). Таким образом, чем выше цена, тем выше доходы производителя от реализации продукции, тем более выгодными становятся экономические условия производства, тем больше финансовых возможностей компенсировать возросшие затраты. Дальнейшее повышение цены продолжает стимулировать деловую активность, подводит под нее соответствующий экономический фундамент. Вместе с тем резервы наращивания объемов производства товара исчерпываются. Поэтому на кривой предложения выделяют не только первый и второй участок, но и третий участок ЕС (см. рис. 2.6). Особенность данного отрезка кривой предложения состоит в том, что даже весьма значительное увеличение цены приводит лишь к небольшому приросту объемов предложения. Т.е. поставщики наталкиваются, в конечном счете, на предел своих производственных возможностей. Рис. 2.7. Составные части кривой предложения 88 Здесь есть смысл вспомнить нам уже известный график производственных возможностей (см. ч. 1, стр. 161). Перераспределение экономических ресурсов с производства одного продукта в пользу другого сопровождается ростом вмененных издержек производства Т. е. в условиях ограниченных ресурсов приходится считаться с тем, что производство каждой дополнительной единицы продукта обходится все дороже и дороже Теперь настало время определить механизм компенсации возрастающих издержек производства. На практике, безусловно, все значительно сложнее. События могут протекать по особому сценарию. Но вогнутый отрезок кривой предложения S отражает тот факт, что первоначально даже небольшое изменение цены заметно стимулирует загрузку свободных мощностей, причем достаточно производительных, вызывает значительный прирост объема предложения. Но ситуация, как мы видели, резко меняется. Приходится считаться с ростом издержек производства. Ни о каком дальнейшем приросте объема предложения не может быть и речи, если рыночная цена не будет способна компенсировать производителю возросшие издержки производства. Функция предложения выступает как функция производства. Следует отметить, что кривая предложения не выражает обратную зависимость типа «чем больше предложение, тем выше цена». Зависимость цены от предложения выражается через сдвиг кривой предложения (вправо и вверх — расширение предложения, или влево и вниз — сокращение объемов производства и повышение цены), что обусловливается появлением особых факторов. Фактор времени и изменение объема предложения. Практика свидетельствует о том, что «полюс предложения» всегда с некоторым опозданием реагирует на сигналы рынка. Сказываются ограниченность производственных возможностей, в отдельных случаях слабая мобильность исходных факторов производства и другие обстоятельства. Обратим внимание на то, что экономическое положение производителя принципиально отличается от положения покупателя. Покупатель, располагая свободными денежными средствами, имеет возможность быстро совершать необходимые покупки. При условии свободной конвертации (обмена) национальных денежных средств в иностранную валюту для покупателя дополнительно открывается огромный внешний экономический мир. Больше или меньше тратить денег, больше или меньше покупать — зависит только от желания покупателя и его доходов. Иная ситуация складывается у производителя (продавца) товара. Чтобы увеличить объем производства и предложения, всегда необходимо некоторое время для того, чтобы заключить контракты на дополнительную поставку оборудования (которое, возможно, еще необходимо произвести) и других факторов производства, чтобы реально получить дополнительную партию сырья и материалов. Еще больше потребуется времени, чтобы создать новые производственные мощности. Поэтому экономическая теория различает три временных периода изменения ситуации на рынке продавца: а) мгновенный период; б) кратковременный период; в) долговременный период. Нам уже известно, что в мгновенный период все факторы производства рассматриваются как постоянные. Безусловно, есть некоторые запасы готовой продукции на заводских складах и в товаропроводящей сети. Однако принято считать, что в мгновенный период практически невозможно нарастить объем производства и предложения продукции. Исключение могут составить лишь некоторые виды производства. Например, выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях и атомных станциях, когда есть необходимые запасы воды, ядерного топлива и т. д На рис. 2.8 линия предложения S, в мгновенный период параллельна оси цен (ОР). Возросший спрос будет уравновешиваться только за счет роста цен на рынке. В кратковременный период, за счет дозагрузки имеющихся свободных мощностей, оперативного изменения экспорта и импорта объем предложения может быть заметно изменен. В данном случае одни факторы производства (сырье, материалы, рабочая сила) рассматриваются как переменные, а другие (оборудование) — как постоянные. Объемы предложения возрастут, а сама линия предложения отклонится от вертикали по часовой стрелке вправо (см. линию S2 на рис. 2.8). Возникнет угол «кратковременного реагирования» производителей на изменение экономических условий хозяйствования — S,AS2. Рост объема производства дополняется повышением цены. Вместе с тем в кратковременном периоде определенный прирост объема предложения (Q2 Q,) может иметь место и при сохранении прежней цены Ps (см. рис. 2.8). В долговременном периоде все факторы производства принято рассматривать как переменные. Это означает, что есть возможность существенно изменить количественные и качественные параметры любого используемого фактора производства. Так, производитель имеет возможность выполнить широкую реконструкцию производства и предстать на рынке в обновленном виде. В отрасли вообще могут появиться новые мощные фирмы-производители. В итоге линия предложения S3 принимает еще более пологий вид (см. рис. 2.8). Это означает, что в долговременном периоде даже небольшое изменение рыночной цены в состоянии вызвать заметный прирост объема предложения товара. Следует отметить, что при переходе от кратковременного к долговременному периоду своеобразное «давление производителя» на цену заметно снижается. Использование фирмой широкого перечня факторов, позволяющих экономить на издер- Рис. 2.8. Изменение объема предложения во времени жках производства, полное включение в условиях конкуренции режима экономии в совокупности заставляют ограничиваться меньшим приростом цены предложения. Переход от мгновенного периода к кратковременному, а затем от кратковременного к долговременному сопровождается снижением темпов прироста цены предложения и заметным увеличением самого объема предложения.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.008 с.) |