Предложение как экономическая категория.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение как экономическая категория.



Закон предложения

Предложение – S (от англ. supply) - это желание и способность производителей предлагать для реализации на рынке определенные блага.

Зависимость между ценой товара и предложением изображается с помощью кривой предложения.

Q
Р

Уравнение кривой предложения представлено в следующем виде:

Qd=a+ b*P,

где: Qd – величина предложения при заданном уровне дохода;

a – параметр, показывающий изменение неценовых факторов, при изменении величины данного параметра происходит сдвиг кривой предложения;

b – параметр, показывающий изменение неценовых факторов, при изменении величины данного параметра происходит наклон кривой предложения;

P – цена.

Кривая предложения иллюстрирует закон предложения. Сущностьзакона предложениясостоит в прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара:чем выше цена товара, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.

 

Неценовые факторы предложения

К основным неценовым факторам относятся:

1. Цены на ресурсы. Снижение цены на ресурсы уменьшает издержки производства на единицу продукции и тем самым увеличивает доходы производителя. Кривая предложения при этом сдвигается вправо.

2. Технология производства. Любое усовершенствование технологии создает возможности для удешевления производства продукции, так как издержки на производство единицы продукции снижаются, что приводит к увеличению предложения. Кривая предложения при этом сдвигается вправо.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов приводит к увеличению издержек на производство единицы продукции, а значит, к уменьшению предложения товаров. Кривая предложения сдвигается влево. Увеличение дотаций, наоборот, сдвигает кривую предложения вправо, т.е. предложение увеличивается.

4. Цены на другие товары, выпускаемые той же фирмой. Фирма, выпускающая два вида товаров, сократит производство одного, если повышается цена на другой товар.

5. Ожидания изменения цен. Производители могут ожидать изменения цен в будущем, и это в свою очередь может повлиять на их желание поставлять товары в настоящее время двояким образом:

- ожидание повышения цен на дорогостоящие товары может существенно сократить их предложение в данный момент.

- ожидание повышения цен в отраслях обрабатывающей промышленности может побудить фирмы расширить производство этой продукции уже сегодня.

 

6. Эластичность предложения

Эластичность предложения – это процентное изменение спроса, вызванное 1%-ным изменением дохода. Коэффициент эластичности предложения (EPS) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены.

Неоклассическая теория рассматривает пять моделей эластичности предложения.

Таблица 3

Модели эластичности предложения и их графическое изображение

Модели эластичности Графическое изображение эластичности
Абсолютно эластичное предложение: любое количество товаров будет предлагаться по фиксированной цене. Коэффициент эластичности стремиться к бесконечности.
S
         
   
Q
 
 
 
 
P

 

 

Эластичное предложение означает высокую чувствительность к цене, при которой коэффициент эластичности больше 1 (Ер >1)
       
 
   
Q
 
S
P

 

 


Единичное предложение эластичности означает одинаковую степень перемены цены и объема предложения, коэффициент эластичности равен 1 (Ер =1)

Q

Неэластичное предложение означает низкую чувствительность к цене, при которой показатель элаcтичности меньше 1 (Ер <1)

Q

 

Абсолютно неэластичное предложение: изменение цены не оказывает никакого влияния на объем предложения. Коэффициент эластичности равен 0.  

Q
P
S

 

Эластичность предложения зависит от ряда факторов:

- структура издержек на разных предприятиях;

- степень загрузки производственных мощностей;

- наличие свободной рабочей силы;

- быстрота перелива капитали из одной отрасли в другую.

 

Рыночное равновесие

Сбалансированность рынка, т.е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием. Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают. Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике.

       
   
 
P
 

 


Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложение отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Точка Е характеризует равенство QE=QS=QD, где QS – объем предложения; QD - объем спроса. Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение уравновешиваются.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

Разность между спросом и предложением называется избыточным спросом. Если избыточный спрос положителен, т.е. спрос больше предложения, то имеет место дефицит товара. Рыночная цена на него растет. Если избыточный спрос отрицателен, т.е. спрос меньше предложения, то имеет место перепроизводство товаров на рынке. Цена на товар снижается.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.166.56 (0.005 с.)