Тема 4. Спрос и предложение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Спрос и предложение.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная

1. Вечканов, Г.С. Экономическая теория: Учебник/ Г.С.Вечканов // СПб.: Питер – 2010.- 448 с.

2. Экономическая теория: Учебник / под ред. А.И. Добрынина // СПб.: Питер.- 2010.- 560 с.

3. Камаев, В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: Учебник/ В.Д. Камаев // М.: КноРус, 2010.- 384 с.

4. Камаев, В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: Учебник/ В.Д. Камаев// М.: КноРус, 2012.- 384 с.

5. Курс экономической теории: Учебник/ под ред. Чепурина М.Н.–2009.-848 с.

6. Липсиц И.В.Экономика: Учебник/ И.В.Липсиц // М.:Кнорус.-2011.- 312 с.

7.Столяров В.И. Экономика: Учебник / В.И.Столяров//М.:Академия.-2010.-512 с.

8. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник. – М.: КноРус, 2010.-320 с.

9.Федоров В.А. Экономика: Учебник/ В.А.Федоров// М.:Академия.- 2010.- 160 с.

10. Яшкова Н.В. Экономика: Учебное пособие /Н.В.Яшкова// М.: МИИТ.- 2011.- 217 с.

Дополнительная

1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник/Е.Ф.Борисов// М.: Юрайт-Издат – 2005.- 544 с.

2. Видяпин, В.И. Экономическая теория: Учебник/ В.И. Ведяпин // М.- ИНФРА – М- 2005.- 671 с.

3. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник / А.Г. Войтов// М.: Дашков и К – 2004.- 600 с.

4. Грязнова, А.Г. Экономическая теория: Учебник / А.Г. Грязнова// М.: КноРус – 2004.- 592 с.

5. Грязнова, А.Г. Экономическая теория: Учебник / А.Г. Грязнова// М.: КноРус – 2008.- 464 с.

6. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: Учебное пособие/Г.М. Гукасьян// М.: ИНФРА – М - 2008.- 480 с.

7. Макконели, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / К.Р. Макконели// М.: ИНФРА – М- 2005.- 972 с.

8. Николаева, И.П. Экономическая теория: учебник / И.П. Николаева// М.: Юнити-Дана – 2002.- 510 с.

9. Сафрончук, М.В. Микроэкономика: Учебное пособие / М.В. Сафрончук// М.: Эксмо – 2009.-256 с.

10. Трофимова, Г.К. Экономика: учебное пособие. – М.: РГОТУПС - 2004.- 247 с.

11. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник / М.Н. Чепурин // Киров: АСА – 2005.- 832 с.


Конспект лекций по дисциплине “Экономика”

ТЕМА 4. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Спрос как экономическая категория

Спрос – D (от англ. demand) - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющихся на рынке товаров.

С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и категория спроса. Так, при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и выступающих при обмене в качестве эквивалентов. С развитием товарного обмена и рынка, появлением денег и товарного обращения спрос выступает уже в денежной форме, т.е. проявляется как платежеспособная потребность.

В современной экономической теории различают такие виды спроса как:

- действительный спрос – реально предъявляемый спрос на товары и услуги;

- реализованный спрос – часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах;

- неудовлетворенный спрос – нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей.

Зависимость между ценой и спросом на товар изображается с помощью кривой спроса (D). Обычно она является убывающей.

P
Q

Уравнение кривой спроса представлено в следующем виде:

Qd=a- b*P,

где: Qd – величина спроса при заданном уровне дохода;

a – параметр, показывающий минимальный объем спроса, независящий от уровня цены;

b – параметр, показывающий реакцию величины спроса на изменение цены;

P – цена.

Кривая спроса иллюстрирует закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

Неценовые факторы спроса

К основным неценовым факторам спроса относятся:

1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары уменьшается. Кривая спроса при этом сдвигается влево.

2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным товарам относятся взаимозаменяемые товары (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары. Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой (говядина – свинина, медь – алюминий и т.д.). Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой (автомобиль – бензин, кофе в зернах – кофемолка и т.д.).

3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей формируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т.д. При их изменении кривая спроса на отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево.

4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на автомобили в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожидается рост цен в будущем месяце.

В экономической теории существуют исключения при формировании спроса на товары.

Таблица 1

Исключения при формировании спроса

Эффект “Герффена” Спрос на товары, потребление которых составляет основу жизни малоимущих слоев населения, проявляет нетипичную функциональную зависимость от цены данных товаров. Повышение общего уровня цен приводит к увеличению спроса на них. Объясняется это тем, что удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структур своего потребления. Сокращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ.
Эффект присоединения к большинству Проявляется в желании каждого быть не хуже других, не отстать от моды. Эффект обусловлен увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается.
Эффект сноба Наблюдается уменьшение спроса индивидуума на товар вследствие того, что его покупают другие.
Эффект Веблена Речь идет о феномене демонстративного потребления. В определенных условиях цена становится показателем его престижности. Отсюда возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных товаров.

Эластичность спроса

Эластичность спроса – это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов. Эластичность определяется с помощью коэффициента эластичности. Он показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.

Эластичность спроса может рассчитываться по цене и по доходу.

Эластичность по цене Е = ∆Q% / ∆P%

Эластичность по доходу Е = ∆Q% / ∆I%

Таблица 2

Модели эластичности спроса и их графическое изображение

Модели эластичности Графическое изображение эластичности
Абсолютно эластичный спрос: цена продукта не изменяется, не смотря на изменение спроса. Коэффициент эластичности стремиться к бесконечности  
 
 
P

 

 

Эластичный спрос означает высокую чувствительность к цене, при которой коэффициент эластичности больше 1 (Ер >1)
 
 
P

 

 


Единичная эластичность означает одинаковую степень перемены цены и объема спроса в противоположных направлениях, коэффициент эластичности равен 1 (Ер =1).

Q

Неэластичный спрос означает низкую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности меньше 1 (Ер <1). Данный вид спроса характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами (простые продукты питания, недорогая одежда, расходы на общественный транспорт

Q

Абсолютно неэластичный спрос: изменение цены не оказывает никакого влияния на объем спроса. Коэффициент эластичности равен 0.

Q
D
P

На степень эластичности спроса влияют факторы:

- наличие товаров – субститутов, т.е. взаимозаменяемых товаров, (например, чай и кофе);

- размер дохода потребителя;

- качество товаров;

- удельный вес товара в бюджете потребителя;

- является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости;

- наличие товаров - комплементов (взаимодополняемые товары, например, фотоаппарат и фотопленка);

- наличие независимых товаров, например, карандаш и молоко.

Закон предложения

Предложение – S (от англ. supply) - это желание и способность производителей предлагать для реализации на рынке определенные блага.

Зависимость между ценой товара и предложением изображается с помощью кривой предложения.

Q
Р

Уравнение кривой предложения представлено в следующем виде:

Qd=a+ b*P,

где: Qd – величина предложения при заданном уровне дохода;

a – параметр, показывающий изменение неценовых факторов, при изменении величины данного параметра происходит сдвиг кривой предложения;

b – параметр, показывающий изменение неценовых факторов, при изменении величины данного параметра происходит наклон кривой предложения;

P – цена.

Кривая предложения иллюстрирует закон предложения. Сущность закона предложения состоит в прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара:чем выше цена товара, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.

 

Рыночное равновесие

Сбалансированность рынка, т.е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием. Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают. Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике.

       
   
 
P
 

 


Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложение отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Точка Е характеризует равенство QE=QS=QD, где QS – объем предложения; QD - объем спроса. Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение уравновешиваются.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

Разность между спросом и предложением называется избыточным спросом. Если избыточный спрос положителен, т.е. спрос больше предложения, то имеет место дефицит товара. Рыночная цена на него растет. Если избыточный спрос отрицателен, т.е. спрос меньше предложения, то имеет место перепроизводство товаров на рынке. Цена на товар снижается.

 

Понятие полезности

Полезность – это степень удовольствия, получаемая потребителем от потребления набора товаров и услуг.Различают общую и предельную полезность.

Предельная полезность (MU)– это дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей. Она определяется по формуле:

MU =∆TU/∆QX

где: MU – предельная полезность

TU – общая полезность данного товара

QX – потребление товара

Общая (совокупная) полезность (TU) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага. Общую полезность определяют путем суммирования показателей предельной полезности (TU= ∑MU).

 

Кривые безразличия

Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность, для потребителя. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и двух различных товаров называется картой безразличия. Карта безразличия дает графическое отображение системы потребительских предпочтений в отношении различных товаров и услуг. Потребитель будет стремиться к наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия.

Товар А


Товар Б

Кривые безразличия могут иметь самую различную форму в зависимости от предпочтения потребителей. Для независимых товаров кривая безразличия имеет вид:

Товар А


Товар Б

Для товаров субститутов (взаимозаменяемые товары) кривая безразличия будет иметь вид (рис. а), а для товаров комплементов (рис. б).

а) совершенные субституты б) совершенные комплементы

Несмотря на различные формы кривых безразличия все они обладают следующими свойствами:

- кривых безразличия на каждой карте может быть сколько угодно много;

- кривые, расположенные дальше от начала координат, соответствуют более высоким уровням совокупной полезности;

- кривые безразличия, принадлежащие одной карте предпочтений никогда не пересекаются, так как каждая из них показывает только один уровень полезности, отличный от других;

- кривые выгнуты в сторону начала координат;

- по мере продвижения по кривой вправо, абсолютное значение её наклона уменьшается, а кривая становится все более пологой. Такая форма обусловлена убыванием предельной нормы замещения, что в свою очередь связано с убыванием предельной полезности.

 

Бюджетное ограничение. Предельная норма замещения благ

На индивидуальный выбор потребителя оказывают влияние бюджетные ограничения, связанные с ограниченностью денежного дохода потребителя и уровнем цен приобретаемых товаров. Бюджетная линия отражает объективные рыночные характеристики, касающиеся величины дохода. Бюджетная линия – это геометрическое место точек, представляющие собой доступные потребителю наборы товаров х и у при неизменных ценах и фиксированном доходе.

Y

 
 

 

 


X

 

Уравнение бюджетного ограничения имеет вид: I=Px*Qx +Py*Qy

Наклон бюджетной линии определяется предельной нормой замещения благ, которая обратно пропорциональна ценам этих благ. Предельной нормой замещения называется количество одного товара, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить дополнительную единицу другого товара и оказаться на том же уровне полезности.

Для определения предельной нормы замещения благ необходимо использовать формулы:

MRSy/x = Px\Py

MRS = - Qy\Qx

Обычно предельная норма замещения благ убывает, но бывают случаи, когда предельная норма замещения не снижается:

1. Если товары взаимозаменяемые, то потребитель в равной степени будет жертвовать определенным количеством товара Y для приобретения одного дополнительного товара Х. Предельная норма замещения будет величиной постоянной.

2. Когда товары взаимодополняемые, т.е. потребление одного товара не возможно без другого, предельная норма замещения будет равна 0.

 

ПОКАЗАТЕЛИ

 

Система национальных счетов

СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования.

Важнейшими показателями системы национальных счетов, характеризующими движение ВВП на различных его стадиях являются:

- чистый внутренний продукт (ЧВП) – представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов: ЧВП = ВВП – амортизация. Амортизация отражает возмещение запаса капитала, который использовался в текущем году.

- национальный доход (НД) - представляет собой ЧВП за вычетом косвенных налогов. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов.

- располагаемый доход (РД), или личный располагаемый доход представляет собой полученный домашним хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий - не поступает в распоряжение населения.

Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:

ВВП – амортизация = ЧВП – косвенные налоги = НД – налоги на прибыль предприятий – взносы на социальное страхование – нераспределенная прибыль = РД

 

Методы расчета ВВП

ВВП можно измерить несколькими способами, которые должны дать один и тот же результат при отсутствии ошибок в расчетах.

Первый метод, являющийся основным в России, это производственный (или метод добавленной стоимости). Он предполагает расчет ВВП как сумму добавленных стоимостей. Для правильного расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного счета. Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии и услуг у других фирм. Весь произведенный валовой продукт равен сумме прироста стоимостей, добавленных на каждой стадии производства.

Второй метод – расчет ВВП по расходам. Этот метод непосредственно вытекает из первого рассмотренного способа подсчета ВВП. При расчете ВВП на основе расходов, или потока благ суммируют следующие величины:

1. Потребительские расходы населения (С);

2. Валовые частные инвестиции в национальную экономику (I);

3. Государственные закупки товаров и услуг (G);

4. Чистый экспорт (Xn), который представляет собой разность между экспортом и импортом данной страны.

Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют объем ВВП, обозначенного в макроэкономической теории символов Y, и показывают рыночную оценку готового производства:

 

Y = С + I + G + Xn

Потребительские расходы населения, включают расходы на приобретение товаров длительного пользования, продовольственных товаров, одежды и предметов домашнего обихода, а также различных услуг.

Валовые частные инвестиции или капиталовложения представляют собой сумму чистых инвестиций (прирост запаса капитальных благ длительного пользования, т.е. зданий и сооружений, машин и оборудования, товарно-материальных запасов) и амортизации в течение года. Чистые инвестиции подразумевают процесс реального капиталовложения, а не приобретение финансовых активов типа акций, облигаций и т.п., которые также называются инвестициями, но уже в рамках финансового сектора экономики.

Государственные закупки товаров и услуг – это расходы государственных учреждений и органов власти всех уровней на приобретение товаров и оплату услуг труда занятых в государственном секторе. В эти государственные расходы не включают трансфертные платежи. Трансфертные платежи – это безвозмездные выплаты государства, так как они не являются платой за предоставленную услугу (например, государственные пособия по безработице и т.п.).

Чистый экспорт – это разница между экспортом и импортом страны, поскольку большинство стран представляет собой открытую экономику, в которой правительство не препятствует свободному перемещению товаров, капитала, рабочей силы через национальные границы.

Третий метод – расчет ВВП по доходам. Он предусматривает суммирование первичных доходов, подлежащих распределению между участниками процесса производства. ВВП по доходам включает:

- оплату труда наемных работников;

- налоги на производство и импорт за вычетом субсидий (чистые косвенные налоги);

- валовую прибыль и валовые смешанные доходы;

- доходы от собственности.

К валовым смешанным доходам относятся доходы некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, где трудятся сами владельцы, поэтому здесь очень трудно доход разделить на заработную плату и прибыль. Доходы от собственности возникают в результате предоставления в ссуду или сдачи в аренду финансовых и материальных непроизводственных активов хозяйствующим единицам для использования их в производстве. Сюда входят проценты, дивиденды, рента и реинвестированные доходы от прямых иностранных инвестиций.

 

 

Задания на практические занятия

Практическое занятий №1

Задача 1.

При понижении цены на огурцы с 6 до 5 руб. за кг. объем продаж увеличился с 300 до 350 кг в день. Найти аналитический вид функции спроса, если она линейная.

Решение:

Функция спроса имеет вид: Qd = а - вP

в = ∆Q∆/Р = (350-300): (5-6) = -50

300 = а – 50*6

а = 600

Qd = 600 - 50P

 

Задача 2.

Функция спроса на товар Qd = 8 -P, а функция предложения Qs=-7+3р. Определить эластичность спроса и эластичность предложения при увеличении цены на 3 ден. ед.

Решение:

Qd = Qs

8-P = -7 +3P

8+7 = 3P+P

PE = 3,75

QE = 8 – 3,75 = 4,25

Определяем объем спроса и предложения при Р1

Р1 = РЕ + 3 = 3,75 + 3 = 6,75

Qd1 = 8 – 6,75 = 1,25

Qs1 = -7 + 3*6,75 = 13,25

Определяем эластичность спроса

Ер = (1,25-4,25)/1,25: (6,75- 3,75)/3,75 = 3 – спрос эластичный

Определяем эластичность предложения

Ер = (13,25 – 4,25)/4,25: (6,75 – 3,75)/3,75 = 2,65 – предложение эластичное

 

Задача 3.

Функция спроса населения на данный товар Qd =10 – Р, функция предложения данного товара: Qs= -5+2Р. Предположим, что на данный товар установлена фиксированная цена на уровне 3 ден. ед. Определить отклонение от равновесного состояния.

Решение:

Отклонение от равновесного состояния определяется путем соотношения равновесной и фиксированной цены.

Определяется равновесная цена.

Qd = Qs

10 – Р = -5+2Р

15 = 3Р

РЕ = 5

Фиксированная цена ниже равновесной, поэтому на рынке – дефицит.

Дефицит = Qd – Qs

Qd = 10-3 = 7

Qs = -5 + 2*3 = 1

Дефицит = 7-1 = 6

 

Задача 4.

Функция спроса на товар Qd = 8 - P, а функция предложения Qs=-7+2р. Определить излишек покупателя, излишек производителя и затраты производителя.

Решение:

Определяется равновесная цена.

Qd = Qs

8 – Р = -7 +2Р

15 = 3Р

РЕ = 5

QE = 8 – 5 = 3

Определяем максимальную цену, при которой спрос равен 0.

8 – Р = 0

Рмах = 8

Определяем минимальную цену, при которой предложение равно 0.

-7 +2Р

2Р = 7

Рmin= 3,5

 

 


Излишек покупателя CS = ½*3*3 = 4,5 ед.

Излишек продавца PS= ½*1,5*3 = 2,25 ед.

Издержки производства = ½(5 + 3,5)*3 = 12,75 ед.

 

Задача 5.

Уравнение кривой спроса имеет вид Pd = -2Q + 100. Найти новое уравнение, если увеличение цены товара субститута привело к изменению спроса на 20%.

Решение:

Находим уравнение спроса, выраженное через цену

2Q = 100-P

Q = 50-0,5Р

Находим новое уравнение. Так как цена товара субститута увеличилась на 20%, спрос также увеличивается на 20%.

Q1 = 1,2*Q

Q1 = 1,2(50-0,5P) = 60-0,6P

 

Задача 6.

Уравнение кривой спроса имеет вид Pd = -5Q + 80. Найти новое уравнение, если увеличение цены товара комплимента привело к изменению спроса на 10%.

 

Решение:

Находим уравнение спроса, выраженное через цену

5Q = 80 + P

Q = 16 - 0,2Р

Находим новое уравнение. Так как цена товара комплемента увеличилась на 10%, спрос сократился на 10%.

Q1 = 0,9*Q

Q1 = 0,9(16 - 0,2P) = 14,4 – 0,18P

 

Практическое занятие №2

Задача 1.

Общая и предельная полезность товаров А,В, С представлены в таблице. Заполнить пропуски в таблице.

 

Количество товаров А В С
TU MU TU MU TU MU
             
             
             
             
             

Решение:

Количество товаров А В С
TU MU TU MU TU MU
             
             
             
             
             

Задача 2.

Функция общей полезности, получаемой при потреблении товара, задается уравнением TU = 100Q + 150Q2 – 2Q3. Найти значение предельной полезности пятой единицы товара.

 

Решение:

MU = (TU)’ = 100+300Q – 6Q2 = 100 +300*5 + 6*52 = 1750

Задача 3.

Определить предельную норму замещения одного товара другим для каждого набора товаров.

Набор товаров Цена товара А Цена товара В
A    
B    
C    
D    
E    
F    

Решение:

MRS A/B = РA/PB

Набор товаров Цена товара А Цена товара В Предельная норма замещения
A     9,25
B      
C     1,87
D     0,91
E     0,56
F     0,22

Задача 4.

Полезность от потребления печенья представлена в таблице.

Число съеденного печенья Общая полезность от печенья
   
   
   
   
   
   

Рассчитать предельную и среднюю полезность от печенья при каждом уровне его потребления.

Решение:

ATU = TU/Q; MT = ∆TU/∆Q

Число съеденного печенья Общая полезность от печенья Средняя полезность Предельная полезность
    - -
       
       
    63,3  
    51,25  
       

Задача 5.

Индивид покупает 8 единиц товара Х и 4 единицы товара Y. Найти его доход, если известно, что цена товара Х равна 2 ден. ед., а предельная норма замены равна 0,5.

Решение:

I = Px*Qx + Py*Qy

MRS X/Y = РX/PY

MRS X/Y = 2/PY = 0,5;

PY = 2/MRS X/Y = 2/0,5 =4

I = 2*8 + 4*4 =32

Задача 6.

Потребитель покупает 4 единицы блага Х и 9 единиц блага Y, имеет доход 100 ден. ед. Найти цены товаров Х и Y, если известно, что предельная норма замены товара Х товаром Y равна 4.

Решение:

I = Px*Qx + Py*Qy

MRS X/Y = РX/PY

MRS X/Y = РX/PY = 4;

Px = 4PY

I = 4*4PY + 9PY=100

25 PY = 100

PY = 4

Px = 4PY = 4*4 =16

 

Практическое занятие №3

Задача 1.

Функция средних переменных затрат имеет вид: АСV = 10 + 2Q. Постоянные затраты равны 12 ден. ед. Найти алгебраическое выражение для функции общих затрат.

Решение:

ТС = FC + AVC*Q = 12 + 10Q + 2Q2

Задача 2.

Функция общих затрат имеет вид: ТС = 30 + 5Q + Q2. Определите выражения для постоянных, переменных, средних общих, средних постоянных, средних переменных и предельных затрат как функцию от Q.

Решение:

FC = 30

VC = 5Q + Q2

ATC = 30/Q + 5 + Q

AFC = 30/Q

AVC = 5 + Q

MC = (TC)’ = 5 +2Q

 

Задача 3.

Функция общих затрат монополиста имеет вид ТС = 100 +3Q2. Определите выражения для постоянных, переменных, средних общих, средних постоянных, средних переменных и предельных затрат как функцию от Q.

Решение:

FC = 100

VC = 3Q2

ATC = 100/Q + 3Q

AFC = 100/Q

AVC = 3Q

MC = (TC)’ = 6Q

Задача 4.

Функция общих затрат имеет вид ТС = 100Q - 2Q2 + 0,04Q3. Определить величину предельных затрат фирмы при Q= 12 единиц.

Решение:

MC = 100 – 4Q + 0,12Q2

MC (Q=12) = 100 – 4*12 + 0,12*122 = 69,28

Задача 5.

Известно, что постоянные затраты фирмы равны 55 ден. ед. Функция предельных затрат фирмы имеет вид МС = 22 – 8Q + 3Q2+ 2Q3. Определить функцию общих затрат фирмы и рассчитать эти затраты при выпуске 3 единиц продукции.

Решение:

ТС = FC + ∫MC = 55 + 22Q – 4Q2 +Q3 +0,5Q4 = 55+22*3 - 4*32 +33+0,5*34 = 152,5

 

Задача 6.

Известно, что постоянные затраты фирмы равны 80 ден. ед. Функция предельных затрат фирмы имеет вид МС = 30 – 10Q + 6Q2+ 1,6Q3. Определить функцию общих затрат фирмы и рассчитать эти затраты при выпуске 5 единиц продукции.

 

Решение:

ТС = FC + ∫MC = 80 + 30Q – 5Q2 +2Q3 +0,4Q4 = 80+30*5 - 5*52 +2*53+0,5*54 = 105

 

Задача 7.

Через год после начала деятельности бухгалтерская прибыль предприятия составила 400 тыс. ден. ед., чистая экономическая прибыль - 150 тыс. ден. ед. Определите явные и неявные издержки предприятия, если известно, что совокупный доход предприятия 900тыс. ден. ед.

 

Решение:

Бухгалтерская прибыль = доход – явные издержки;

явные издержки = доход – бухгалтерская прибыль = 900 – 400 = 500

Экономическая прибыль = доход – явные и неявные издержки;

неявные издержки = доход – явные издержки – экономическая прибыль = 900-500-150 = 250

 

Задача 8.

Рассчитайте постоянные, переменные и предельные издержки.

Объем производства Совокупные затраты
   
   
   
   
   

Решение:

Объем производства Совокупные затраты Постоянные затраты Переменные затраты Предельные затраты
      - -
        (140-60) / (1-0) = 80
        (180-140) / (2-1) = 40
        (240-180) / (3-2) = 60
        (420-240) / (4-3) = 180

Практическое занятие №4

Задача 1.

Исходя из следующих данных, определите ВВП и ВНП страны М, в которой:

1. фирма PRG, основанная на немецком капитале, выпустила продукции на 200 000 ден. ед.;

2. россияне Зубарев и Носков, работающие по договору, получили гонорар в размере 15 000 ден. ед.;

3. товарооборот розничной торговли составил 330 000 ден. ед.;

4. произведено и экспортировано кофе на 10 000 000 ден. ед.;

5. мардинец Эспуро был на стажировке на предприятии «Рено», где получил заработную плату в размере 1000 ден. ед.

Задача 2.

На основе следующих данных определите ВНП страны.

Потребительские расходы составляют 500 ден. ед. Расходы предпринимательского сектора – 125, экспорт составляет 20, импорт – 23 ден. ед. Государственные закупки товаров и услуг равны 28.

Задача 3.

Потребительские расходы домашних хозяйств составляют 640 у. е. Государственные расходы (на ВНП) равны 180 у. е. Импорт составляет 54, экспорт – 62 у. е. Инвестиционные расходы на расширение бизнеса – 164 у. е., амортизация равна 100 у. е. Определите ВНП.

Задача 4.

Определите, что из приведенных ниже данных войдет в ВНП:

а) семья продала квартиру в старом доме за 750 ден. ед и купила новую квартиру в только что построенном доме за 10 800 ден. ед.;

б) фермер Иванов А. А. купил подержанный автомобиль за 200 ден. ед.;

в) фирма «CAR» купила у автомобильного завода 25 автомобилей на 72 500 ден. ед.;

г) издательство продает изданные в прошлом году книги общей стоимостью 5000 ден. ед. и изданные в текущем году на 10 000 ден. ед.

Задача 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.253 с.)