Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Спрос как экономическая категория Спрос – D (от англ. demand) - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющихся на рынке товаров. С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и категория спроса. Так, при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и выступающих при обмене в качестве эквивалентов. С развитием товарного обмена и рынка, появлением денег и товарного обращения спрос выступает уже в денежной форме, т.е. проявляется как платежеспособная потребность. В современной экономической теории различают такие виды спроса как: - действительный спрос – реально предъявляемый спрос на товары и услуги; - реализованный спрос – часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах; - неудовлетворенный спрос – нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей. Зависимость между ценой и спросом на товар изображается с помощью кривой спроса (D). Обычно она является убывающей.
Уравнение кривой спроса представлено в следующем виде: Qd=a- b*P, где: Qd – величина спроса при заданном уровне дохода; a – параметр, показывающий минимальный объем спроса, независящий от уровня цены; b – параметр, показывающий реакцию величины спроса на изменение цены; P – цена. Кривая спроса иллюстрирует закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Неценовые факторы спроса К основным неценовым факторам спроса относятся: 1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары уменьшается. Кривая спроса при этом сдвигается влево. 2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным товарам относятся взаимозаменяемые товары (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары. Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой (говядина – свинина, медь – алюминий и т.д.). Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой (автомобиль – бензин, кофе в зернах – кофемолка и т.д.). 3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей формируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т.д. При их изменении кривая спроса на отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево. 4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на автомобили в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожидается рост цен в будущем месяце. В экономической теории существуют исключения при формировании спроса на товары. Таблица 1 Исключения при формировании спроса
Эластичность спроса Эластичность спроса – это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов. Эластичность определяется с помощью коэффициента эластичности. Он показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Эластичность спроса может рассчитываться по цене и по доходу. Эластичность по цене Е = ∆Q% / ∆P% Эластичность по доходу Е = ∆Q% / ∆I% Таблица 2 Модели эластичности спроса и их графическое изображение
На степень эластичности спроса влияют факторы: - наличие товаров – субститутов, т.е. взаимозаменяемых товаров, (например, чай и кофе); - размер дохода потребителя; - качество товаров; - удельный вес товара в бюджете потребителя; - является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости; - наличие товаров - комплементов (взаимодополняемые товары, например, фотоаппарат и фотопленка); - наличие независимых товаров, например, карандаш и молоко.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.13 (0.007 с.) |