РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ



 

Спрос как экономическая категория

Спрос – D (от англ. demand) - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющихся на рынке товаров.

С эволюцией обмена и рынка претерпевает изменение и категория спроса. Так, при обмене товара на товар спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену и выступающих при обмене в качестве эквивалентов. С развитием товарного обмена и рынка, появлением денег и товарного обращения спрос выступает уже в денежной форме, т.е. проявляется как платежеспособная потребность.

В современной экономической теории различают такие виды спроса как:

- действительный спрос – реально предъявляемый спрос на товары и услуги;

- реализованный спрос – часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах;

- неудовлетворенный спрос – нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей.

Зависимость между ценой и спросом на товар изображается с помощью кривой спроса (D).Обычно она является убывающей.

P
Q

Уравнение кривой спроса представлено в следующем виде:

Qd=a- b*P,

где: Qd – величина спроса при заданном уровне дохода;

a – параметр, показывающий минимальный объем спроса, независящий от уровня цены;

b – параметр, показывающий реакцию величины спроса на изменение цены;

P – цена.

Кривая спроса иллюстрирует закон спроса: если цена какого-либо товара повышается (при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

Неценовые факторы спроса

К основным неценовым факторам спроса относятся:

1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары уменьшается. Кривая спроса при этом сдвигается влево.

2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным товарам относятся взаимозаменяемые товары (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары. Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой (говядина – свинина, медь – алюминий и т.д.). Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой (автомобиль – бензин, кофе в зернах – кофемолка и т.д.).

3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей формируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т.д. При их изменении кривая спроса на отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево.

4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на автомобили в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожидается рост цен в будущем месяце.

В экономической теории существуют исключения при формировании спроса на товары.

Таблица 1

Исключения при формировании спроса

Эффект “Герффена” Спрос на товары, потребление которых составляет основу жизни малоимущих слоев населения, проявляет нетипичную функциональную зависимость от цены данных товаров. Повышение общего уровня цен приводит к увеличению спроса на них. Объясняется это тем, что удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структур своего потребления. Сокращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ.
Эффект присоединения к большинству Проявляется в желании каждого быть не хуже других, не отстать от моды. Эффект обусловлен увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается.
Эффект сноба Наблюдается уменьшение спроса индивидуума на товар вследствие того, что его покупают другие.
Эффект Веблена Речь идет о феномене демонстративного потребления. В определенных условиях цена становится показателем его престижности. Отсюда возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных товаров.

Эластичность спроса

Эластичность спроса –это процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов. Эластичность определяется с помощью коэффициента эластичности. Он показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.

Эластичность спроса может рассчитываться по цене и по доходу.

Эластичность по цене Е = ∆Q% / ∆P%

Эластичность по доходу Е = ∆Q% / ∆I%

Таблица 2

Модели эластичности спроса и их графическое изображение

Модели эластичности Графическое изображение эластичности
Абсолютно эластичный спрос: цена продукта не изменяется, не смотря на изменение спроса. Коэффициент эластичности стремиться к бесконечности  
 
 
P

 

 

Эластичный спрос означает высокую чувствительность к цене, при которой коэффициент эластичности больше 1 (Ер >1)
 
 
P

 

 


Единичная эластичность означает одинаковую степень перемены цены и объема спроса в противоположных направлениях, коэффициент эластичности равен 1 (Ер =1).

Q

Неэластичный спрос означает низкую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности меньше 1 (Ер <1). Данный вид спроса характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами (простые продукты питания, недорогая одежда, расходы на общественный транспорт

Q

Абсолютно неэластичный спрос: изменение цены не оказывает никакого влияния на объем спроса. Коэффициент эластичности равен 0.

Q
D
P

На степень эластичности спроса влияют факторы:

- наличие товаров – субститутов, т.е. взаимозаменяемых товаров, (например, чай и кофе);

- размер дохода потребителя;

- качество товаров;

- удельный вес товара в бюджете потребителя;

- является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости;

- наличие товаров - комплементов (взаимодополняемые товары, например, фотоаппарат и фотопленка);

- наличие независимых товаров, например, карандаш и молоко.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.56.184 (0.008 с.)