Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы теории спроса и предложения

Поиск

ГЛАВА 2

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА

КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ

2.1 Содержание рыночного спроса. Закон спроса

2.2. Эластичность спроса и его значение для
хозяйственной деятельности

2.3. Изменение экономических условий
хозяйствования и сдвиг спроса. Неценовые
факторы сдвига спроса

2.4. Рыночное предложение и его детерминанты.
Закон предложения

2.5. Эластичность предложения. Сдвиг кривой
предложения

Концепция спроса и предложения, раскрывая основные закономерности формирования рыночных цен и достижения рыночного равновесия, занимает центральное место в совре­менной фундаментальной экономической теории.

Спрос воспринимается как желание покупателя иметь доступ к потреблению конкретного экономического блага, как готовность потратить на эти цели определенную сумму денег. Зависимость объема спроса от соответствующих факторов выражает функция спроса. В качестве ведущего фактора спроса признается цена. В условиях формирующегося конкурентного рынка чем ниже цена на экономическое благо, тем выше спрос на него.

При анализе величины спроса следует различать индивиду­альный и совокупный рыночный спрос. В реальной действитель­ности закон спроса не имеет абсолютного значения. Всегда при­ходится учитывать ряд особых моментов, включая специфику товара, поведение отдельных групп покупателей. В данном ас-


пекте выделяются парадокс Гиффмена, эффект Веблена, а так­же бегство от денег, «эффект вагона» и др. Приходится гово­рить о функциональном и нефункциональном спросе.

Степень зависимости объема спроса от конкретного фак­тора отражает коэффициент эластичности. В качестве универ­сального показателя эластичности признается зависимость объема спроса от уровня цены. В качестве критерия разгра­ничения эластичности спроса принимается коэффициент еди­ничной эластичности. С учетом количественного значения эла­стичности принято выделять эластичный, неэластичный и совершенно эластичный спрос.

Практика хозяйствования показывает, что эластичность спроса по цене у разных товаров неодинаковая. Среди основ­ных факторов, оказывающих воздействие на эластичность спроса по цене, следует выделить наличие товаров-замените­лей, возможность альтернативности использования экономи­ческого блага, специфику использования отдельных товаров во времени, а также сам фактор времени. Изучение эластич­ности спроса имеет особое практическое значение при разра­ботке предприятием рыночной стратегии, а также при опреде­лении социально-экономической политики государства.

Рыночное ценообразование и формирование объема спро­са выступают как многомерный процесс. Поэтому функция спроса всегда приобретает сложный вид. Влияние дополнитель­ных факторов на объем спроса означает изменение экономи­ческих условий, что отражается через сдвиг кривой спроса.

Особо благоприятные условия для увеличения платежеспо­собного спроса возникают при повышении денежных доходов населения. Анализ таких взаимосвязей позволяет прогнозиро­вать динамику развития отдельных отраслей и производств.

На противоположном от покупателя полюсе находится про­изводитель или поставщик продукции. Предложение выступа­ет как готовность фирмы поставлять на рынок определенное количество благ (товаров) по конкретной цене. То конкретное количество товаров, которое продавец готов предложить для продажи в единицу времени, есть объем предложения.


Объем рыночного предложения возрастает вслед за повы­шением цены. Чем выше цена — тем больше объем предложе­ния. Данную зависимость следует рассматривать как базовую экономическую предпосылку для расширения производства в условиях формирующегося конкурентного рынка. Возрастание цены позволяет компенсировать рост издержек производства в условиях относительной и абсолютной ограниченности эко­номических ресурсов. В итоге функция предложения выступает как функция производства.

В реальной действительности предпринимательские фир­мы реагируют на сигналы рынка с некоторым опозданием, прежде всего в связи со слабой мобильностью многих факто­ров производства. Поэтому в экономической теории принято различать мгновенный, кратковременный и длительный пери­оды, для которых характерно наличие разных возможностей фирмы реагировать на изменение рыночной ситуации.

Реакцию производителя на изменение спроса и степень готовности поставлять на рынок определенный объем товара в единицу времени отражает коэффициент эластичности пред­ложения. В качестве базового показателя признается коэффи­циент эластичности объема предложения по цене.

Среди факторов, определяющих экономические условия хозяйствования, следует выделять взаимодействие конкурен­тов, изменение цен на оборудование, технологическое сырье и энергоносители, а также уровень заработной платы и др. Особое влияние на динамику предложения оказывают государ­ственная налоговая политика, банковский механизм кредито­вания реального сектора экономики.

Изменение экономических условий хозяйствования отра­жает сдвиг кривой предложения в ту или иную сторону. С учетом ряда конкретных обстоятельств, производитель может выразить готовность поставлять на рынок продукцию по бо­лее высокой или более низкой цене, наращивать или сокращать объем предложения.


Содержание рыночного спроса. Закон спроса

Содержание спроса. Наличие спроса зависит прежде все­го от потребностей покупателя.

Потребность проявляется через состояние неудовлетво­ренности, испытываемое человеком, из которого он желает выйти; либо через состояние удовлетворенности, которое он желает продлить.

Понятно, что переход к реальным действиям по реализа­ции потребности связан с формированием соответствующего желания и экономического интереса.

Спрос (Demand) отражает желание покупателя приобре­сти экономическое благо или товар на конкретных условиях.

Количественно спрос выражается в желании покупателя приобрести определенную массу благ в единицу времени.

Величина спроса зависит от различных обстоятельств, включая и степень интенсивности формирования соответству­ющего экономического интереса. Но далеко не в последнюю очередь — от покупательной способности потребителя, кото­рая проявляется как масса дохода, которую потребитель в со­стоянии потратить на приобретение определенного блага.

Рис. 2.1. Возникновение и формирование платежеспособного спроса

Данные рассуждения отражены на рис. 2.1. Таким образом, следует различать:

а) спрос (отражение потребности и наличие желания);


б) платежеспособный спрос (наличие экономической воз­
можности купить товар);

в) величину спроса.

Сам платежеспособный спрос зависит от желания (потреб­ности), трансформированного в соответствующий интерес, а также от экономических возможностей покупателя, т. е. от величины денежных средств, которые могут быть выделены домашним хозяйством на приобретение конкретного экономи­ческого блага.

Платежеспособный спросмасса благ, которую покупа­тель реально готов приобрести с учетом своих экономических возможностей и сложившихся потребительских предпочтений в единицу времени, что подтверждается соответствующей суммой денежных средств, выделяемой на эту цель из семей­ного бюджета.

Функция спроса. Величина спроса зависит от различных об­стоятельств. Зависимость объема спроса на определенный товар X от соответствующих факторов выражает функция спроса:

где D (Demand) — спрос вообще; Qd — величина спроса; Рх, Р (Prices) — цены; / (Income) — доходы; Т (Tastes) — вкусы; W (Wealth) — богатство;... — другие возможные ценовые и неце­новые факторы, которые влияют на формирование спроса.

Если все факторы, кроме первого, принять как неизмен­ные, то функция спроса приобретает следующий вид:

В данном случае зафиксирована функциональная зависи­мость между величиной спроса и ценой на соответствующий ^овар.

Функция спроса может задаваться через таблицу, а так­же аналитическим или графическим способом.

В приведенной таблице 2.1 мы используем условные дан­ные, которые все же в состоянии отразить содержание многих реально существующих процессов. А именно: выражают об-


Таблица 2.1. Зависимость объема спроса на товар X от цены на данный товар

 

Цена (Рх)                    
Величина спроса (Qa) -                  

ратную зависимость, которая существует между объемом спроса и ценой на соответствующий товар.

При аналитическом способе объем спроса задается следу­ющим способом:

где a, b — некоторые константы, Рх — цена на товар X.

Например, тем значениям объема спроса и цены, которые приведены в таблице 2.1, соответствует следующее аналити­ческое значение: Qd = 10 - 1РХ.

При использовании графического метода по оси абцисс откладываются значения цены, а по оси ординат — объем спро­са на конкретный товар.

График спроса может иметь разный вид, например, прямой или ломаной линии, пологий или ниспадающий вид. На рис. 2.2


Рис. 2.2. График спроса на товар X 64


приведен наиболее простой, или классический, вариант графи­ка спроса в виде прямой ниспадающей линии. Но в любом слу­чае линия спроса (прямая или кривая) — это геометрическое место расположения точек, каждой из которых соответствует определенное значение двух переменных — цены на экономи­ческое благо и объема покупок товара по этой цене спроса.

Цена спроса — цена, которой соответствует определен­ный объем спроса на товар.

Величина спроса — это количество покупок товара по цене спроса в единицу времени.

Закон спроса. Мысленно можно перемещаться по линии спроса в разных направлениях — сверху вниз или снизу вверх, и с разной скоростью, даже пропуская те или иные промежу­точные «станции». Однако стандартная формулировка зако­на спроса обычно излагается с учетом первого варианта дви­жения (сверху вниз):

чем ниже в определенный момент времени цена на эконо­мическое благо, тем выше спрос на него.

А теперь представим, что мы находимся в самой нижней точке кривой спроса (см. рис. 2.2). При движении вверх при­ходится смириться с тем, что цена спроса возрастает. Замет­но и другое: одновременно снижается объем покупок. Движе­ние по линии спроса из одной точки в другую показывает, как изменение одной переменной величины (цены) вызывает обрат­ные изменения другой переменной (объем спроса).

Следует отметить, что аналитическая таблица и соответствующий гра­фик спроса могут быть составлены и построены как на основе эмпирических наблюдений или опросов покупателей, так и на основе изучения формирова­ния портфеля заявок покупателей на приобретение конкретной продукции. При этом следует специально подчеркнуть, что мы имеем дело с конкурент­ным формирующимся рынком.

Таким образом, на любом формирующемся конкурентном рынке при прочих равных условиях:

а) существует обратная зависимость между ценой това­ра и величиной спроса на него. Величина спроса имеет тенден­цию роста при падении цены и тенденцию уменьшения при повышении цены;


б) при возрастании на рынке объема предлагаемых това­ров его реализация предполагает снижение цены.

На рис. 2.2 линия спроса имеет «отрицательный наклон». Снижение цены вызывает увеличение объема спроса. Поэто­му линия спроса идет вниз. Почему так происходит? Можно ожидать следующее: тот, кто ранее покупал данный товар, при снижении цены станет покупать больше. Тот, кто до опреде­ленного момента воздерживался от покупки товара, при сни­жении цены начнет покупать данный товар.

Таким образом, цена спросаэто максимальная цена, которую покупатель согласен предложить за единицу това­ра в данный момент времени.

Цена спроса выступает как причина, т. е как независи­мая от покупателя переменная величина. Величина спроса выступает как следствие или как экономический результат, т. е. как зависимая переменная величина.

Анализируя взаимосвязь между ценой и объемом спроса, можно пред­положить, что имеет место эффект замещения и эффект реального дохода

В первом случае при понижении цены данный товар X становится отно­сительно дешевле других товаров, цены на которые остаются неизменными В итоге товар X получает шанс вытеснить другие товары из потребительской корзины, которые становятся более дорогими по отношению к товару X

Во втором случае можно исходить из того, что при сложившемся де­нежном доходе, вслед за снижением цены на товар X, появляется возможность купить больше материальных благ

В заключение отметим, что линия спроса не выражает обратной зависимости между изменением цены под воздействи­ем спроса. Иначе возникло бы суждение, которое было бы невозможно объяснить- чем больше спрос, тем ниже цена

Четыре отклонения от закона спроса. Многовековой опыт функционирования рыночной экономики показывает, что в повседневной действительности закон спроса («ниже цена — выше объем спроса») не имеет абсолютного значения. Для будущего экономиста есть смысл знать о наличии нескольких и весьма поучительных отклонений.

Первое отклонение касается так называемых «низших това­ров». Как правило, это товары первой необходимости или «то-


вары для бедняков». Применительно к данной группе товаров при повышении цены величина спроса на них не сокращается.

В экономической литературе такое отклонение получило название «пара­докса Гиффмена» (по имени американского экономиста Роберта Гиффмена)

Второе отклонение затрагивает высококачественные то­вары, т. е. предметы роскоши. Здесь при снижении цены спрос не растет, а снижается. Оказывается, что предметы роскоши покупают не только ради их высоких потребительских свойств. Дело в том, что через обладание такими особыми и престиж­ными экономическими благами (особая модель одежды, марка автомашины, яхта, ювелирные изделия и т. д.) потребитель стремится подчеркнуть достижение им высокого социального статуса. Из-за высокой цены такие экономические блага недо­ступны для широкой публики, и в этом их основная привлека­тельность. Снижение цены на подобные товары, оказывается, уменьшает их привлекательность в элитных сферах общества. В итоге, чем ниже цена, тем ниже объем спроса.

Данный эффект в экономической литературе получил название «эффек­та сноба» или «эффекта Веблена» (по имени известного американского эконо­миста и социолога Торстена Веблена)

Третье отклонение от классического содержания закона спроса связано с аномальной реакцией спроса в мгновенный (кратковременный) период времени. Например, когда имеют место высокие инфляционные ожидания, или бегство населе­ния от денег. В таких условиях за очередным «прыжком» цены наблюдается заметный рост объема спроса.

Чем можно объяснить данное явление? Здесь срабатывает сложный механизм потребительских ожиданий. Население опасается, что завтра последует очередной подъем рыночных цен и денежные средства, имеющиеся в его распоряжении, за­метно обесценятся. Так как ожидается, что завтра станет еще хуже, поэтому сегодня многие предпочитают делать те покуп­ки, которые на самом деле не являются столь необходимыми.

Четвертое отклонение (эффект присоединения к большин­ству или «эффект вагона») можно рассматривать как нечто про­тивоположное «эффекту сноба». Цена на товар определенного рода не изменяется, но товар престижный, поэтому постоянно


увеличивается объем спроса. Покупатель стремится не быть хуже других, т. е. в его понимании не быть «белой вороной». Стрем­ление присоединиться к большинству приводит к тому, что круг покупателей расширяется, а объем спроса при той же цене непре­рывно увеличивается. Чем больше данный товар покупают дру­гие люди (соседи, коллеги по работе, родственники и знакомые), тем больше покупает и наш знакомый потребитель.

Особую разновидность «эффекта вагона» образует нера­циональный спрос потребителя, когда покупка совершается под влиянием минутных капризов или желаний.

Не случайно для многих из нас обязанность сопровождать близких или родных в их «походах» по магазинам в выходные дни всегда превращается в сущую каторгу.

Нерациональный спрос возникает и под воздействием то­варного дефицита. Чем выше дефицит товара, тем выше спрос на соответствующий товар.

Приведенные выше примеры не ставят под сомнение нали­чие самого закона спроса. Они лишь обращают наше внимание на то, что объем спроса зависит не только от цены, но и от других факторов, включая денежные доходы, вкусы и предпоч­тения потребителей. В таких случаях следует говорить о нефун­кциональном спросе, который обусловлен особыми факторами.

Индивидуальный и рыночный спрос. В целях обеспечения последовательного анализа величины спроса следует выделять индивидуальный и совокупный рыночный спрос.

Индивидуальный спросэто спрос со стороны конкрет­ного покупателя. Его объем и структура предопределены ин­дивидуальными склонностями покупателя, а также специфи­ческими желаниями домашнего хозяйства. Такие желания различаются по уровню доходов, по сложившимся предпочте­ниям и вкусам. Здесь непосредственно отражаются нацио­нальные, возрастные, половые и другие особенности, не в пос­леднюю очередь — уровень образования покупателя и т. д.

Наклон кривой индивидуального спроса зависит в том числе и от доли затрат на данный товар в бюджете потребителя. Например, если такая доля невелика, то можно ожидать, что потребитель будет слабо реагировать на изменение цены.


Совокупный рыночный спрос определяется через суммиро­вание спроса разных покупателей, т. е. субъектов «рынка по­купателя».

Формально объем совокупного рыночного спроса равен сумме объемов спроса со стороны отдельных потребителей при данном значении цены. Именно такая ситуация и отражена в приведенной ниже таблице 2.2. Индивидуальный спрос со сто­роны трех покупателей (D,, D2, D3) определил объем совокуп­ного рыночного спроса на товар X.

Таблица 2.2. Определение рыночного спроса на товар X

 

Цена (Рх)            
D, D2 D3 -   2 1 3 2 3 4 3 4 5 4 5
Величина спроса (Qd) -          

Но в реальной действительности объем рыночного спроса определяется не только через простое арифметическое «сложе­ние» значений индивидуальных спросов. Необходимо учитывать:

а) конкуренцию, которая существует между покупателя­
ми за доступ к желаемому экономическому благу;

б) взаимодействие закона стоимости и других экономичес­
ких законов, в первую очередь наличие закона насыщения по-.
требностей. \/

На практике уменьшение количества приобретаемых товаров происхо­дит не только вследствие роста цены, но и под воздействием достигнутой сте­пени насыщения индивидуального потребления (см. главу 4).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.012 с.)