Эластичность спроса: показатели(коэффициенты) , их величина и факторы, влияющие на нее. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса: показатели(коэффициенты) , их величина и факторы, влияющие на нее.



В общем виде эластичность данной величины - это степень изменения её значения при определённом сдвиге в значении другой интересующей нас величины; выражается в долях или процентах, так как изменения берутся в относительной форме. Также эластичность можно определить как меру реакции одной величины на изменение другой); показывает на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Величина эластичности – количественная оценка степени изменения эластичности – называется коэффициентом эластичности (E). Эластичность спроса (D) или предложения (S) – реакция спроса или предложения на изменение факторов, влияющих на них. Как известно, существует много факторов, которые влияют на спрос и предложение, но главным из них является цена (p) данного товара.

На первый взгляд самой простой мерой ответной реакции объема спроса или предложения на новую цену послужило бы отношение абсолютной величины изменения количества товара (DQ ), на которое предъявлен спрос (или предложение товара), к изменению цены этого товара (Dр), т.е.

= ,

где – коэффициент эластичности спроса или предложения по цене (р);

DQ (= – абсолютный прирост величины спроса или предложения;

Dp – абсолютный прирост цены;

– начальные значения цены и объема спроса или предложения;

– конечные значения цены и объема спроса или предложения.

Но такой способ измерения эластичности некорректен, так как значение будет зависеть от выбора единицы измерения DQ (например: кг, тонны, шт.), от выбора единицы измерения цены Dp, т.е. в копейках, рублях, млрд. руб. Поэтому при определении эластичности спроса или предложения необходимо перейти от абсолютных величин DQ и Dp к относительным, т.е. и . Таким образом формула коэффициента прямой эластичности D или S по цене имеет следующий вид:

= (): () = =

– степень количественного изменения спроса или предложения в ответ на изменение цены (р), или этот коэффициент называется общей формулой эластичности, или коэффициентом прямой (ценовой) эластичности спроса или предложения, который:

– показывает на сколько процентов изменяется величина спроса () или предложения () на данный товар при изменении его цены (p) на 1%;

- подсчитывается двумя способами в зависимости от того, какие значения придаются величинам p и :

· Точечная эластичность спроса или предложения (): когда изменения цены () и объема спроса или предложения невелики в формулу эластичности подставляются либо начальные (,) либо конечные значения () этих величин. В данной ситуации это не будет иметь принципиального значения, так как разница при подсчете коэффициентов получится небольшой. При ее определении в праве перейти от приращений цены и объема спроса или предложения к их дифференциалам: . Тогда коэффициент точечной эластичности может быть выражен и через производную функции спроса или предложения ¦(P):

¦’

Коэффициент точечной эластичности показывает эластичность в какой либо точке (рис. 5.10).

· Дуговая эластичность спроса или предложения: ,

где , - средние () между начальными () и конечными () значениями объема спроса и цены;

- применяется при достаточно больших изменениях цены (p) или объема спроса или предложения ();

- характеризует реакцию спроса или предложения на изменение цены на каком-либо отрезке (дуге), например, на отрезке Е0 Е1 (рис 5.10);

- используется для расчета всех коэффициентов эластичности.

Дуговая эластичность спроса = ¦(pА), цена и объем были = Р0, Q0. Предположим, что Р0 снизилась до Р1, что

Po Eo вызвало изменение Q до Q1.

DP (·)Е 0 характеризуется Р0,Q0 ,

E1 (·)Е1 характеризуется Р1,Q1

P1

 

 

Qo DQ Q1 Q

Рисунок 5.10 Точечная и дуговая эластичность

Отсюда = , но если DQ=Q1-Q0, DP= P0-P1, т.е. определяется аналитически и графически, то Р и Q могут быть начальными или конечными значениями, а такое применение приведёт к различным результатам, поэтому берутся средние значения этих величин. Тогда может рассматриваться для случая, если функция спроса носит непрерывный характер, и понимается как предел дуговой эластичности по мере того, как длина дуги стремится к нулю.

Итак, эластичность спроса по цене определяется по формуле:

= <0, так как спрос и цена изменяются в обратном направлении (или зависимость между спросом и ценой обратная). Поэтому коэффициент эластичности спроса по цене имеет отрицательное значение (со знаком минус); для простоты расчётов берётся по модулю, т.е. абсолютное значение |Ep | и может изменяться от 0 до ¥,если:

|Ep |>1, то спрос эластичен;

|Ep |< 1, то спрос неэластичен;

|Ep |=1, то спрос с единичной эластичностью, т.е. изменение цены которого на 1% ведет к изменению величины спроса на него тоже на 1%; кривая спроса DD с единичной эластичностью – гипербола, так как график степенной функции с показателем степени "– 1".

|Ep |=0,абсолютно неэластичный спрос (если величина спроса не реагирует на изменение цены; кривая этого спроса D1D1 – вертикальная линия.);

|Ep |=¥, абсолютно эластичный спрос (бывает у товаров являющихся совершенными субститутами): когда величина спроса очень сильно реагирует на изменение цены, т.е. товар перестают покупать, спрос падает до нуля, кривая этого спроса D1D2 – горизонтальная линия (рис.5.11)

 
  Р
  Q
D1
D1
D2
  D2
=0 =1    

 

 


 

Рисунок 5.11 Эластичность спроса по цене

 

Факторы, определяющие эластичность спроса по цене:

1) Степень необходимости данного товара для потребления: чем более необходимым является товар для потребления, тем менее эластичен спрос на него. Например, даже 50-ти процентное изменение цен на хлеб, соль, спички слабо влияет на объём спроса на них; между тем такое же повышение цены на шоколадные конфеты, осетрину и т.д. приведет - к значительному сокращению потребления этих товаров.

2) Наличие на рынке товаров- субститутов: рост их количества делает спрос на данный товар более эластичным.

3) Границы данного товара, т.е. например, рассматривается ли хлеб в булочной, расположенной рядом с домом, и в булочной за квартал от него, как один и тот же товар, или как различные товары (являющиеся субститутами). Если как разные товары, то коэффициент эластичности спроса на хлеб в ближайшем булочном буфете больше по абсолютной величине, чем коэффициент эластичности спроса на хлеб вообще, независимо от того, где он покупается.

4) Доля расходов в потребительском бюджете, приходящаяся на данное благо: чем больше доля, тем больше коэффициент эластичности (из этого правила могут быть исключения).

5) Фактор времени: за длительный промежуток времени коэффициент эластичности спроса будет несколько выше, чем за короткий промежуток, так как в длительное время человек успевает приспособиться к изменившимся условиям.

6) Уровень доходов потребителя: с разным уровнем доходов, эластичность спроса на один и тот же товар разная.

7) Степень насыщения рынка товаром:чем больше она, тем эластичнее спрос.

8) Количество областей применения товара:чем больше областей, тем эластичнее спрос.

Как известно, на спрос оказывает влияние величина дохода потребителя. Коэффициент эластичности спроса по доходу () показывает на сколько процентов изменятся спрос на товар при изменении дохода(I) на 1% и определяется по формуле: = =

Обычно >0, для нормальных товаров, т.е. с повышением дохода I, объём спроса (Q ) растёт; но <0 для худших товаров, так как с ростом I сокращается потребление этих товаров и потребители переходят на более качественные товары; 0< <1- для предметов первой необходимости; >1 – для предметов роскоши и товаров длительного пользования; »1 (колеблется около 1) – для промежуточной группы товаров (одежда, обувь и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.015 с.)