Человек и экономика. Модели человека в экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек и экономика. Модели человека в экономической теории



Генезис и современные проблемы

Экономические категории и законы, их классификация

 

В любом процессе научного познания всегда формируются понятия, в которых отражаются и фиксируются свойства и связи предметов и явлений внешнего мира. Понятия представляют собой идеальные образы этих предметов и явлений. Научные понятия, отражающие существенные, коренные стороны и связи той или иной области реальной действительности, называются категориями. Экономические категории – логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны отдельных экономических отношений, явлений, процессов, что обусловливает объективный характер категорий.

Каждая наука имеет свой набор категорий. Экономические категории неоднородны по своему составу. Среди них различают общие, отражающие общие условия производства (производство, обмен, распределение, потребление, производительные силы, собственность и др.), и специфические, отражающие специфику экономических отношений на определенном этапе развития общества (товар, прибыль, цена и др.). В свою очередь специфические категории различаются как: а) сущность и форма проявления (стоимость и цена) одного и того же явления; б) модифицированные – старые категории, получившие новое содержание (прибыль, заработная плата при капитализме и социализме); в) новые категории, которые не выступают по отношению к прежним ни как форма проявления, ни как модификация. Выражая взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений, все эти категории не только постоянно взаимодействуют, но и, при определенных условиях, переходят друг в друга. Отсюда и необходимость их рассмотрения как звеньев в единой логически стройной научной системе, – но, таких звеньев, каждое из которых имеет особое самостоятельное значение и особенное место в этой системе.

В ходе создания экономических моделей и разработки теорий экономическая наука познает действующие экономические законы. Понятие экономического закона по-разному трактуется в современной экономической литературе, и здесь можно выделить два основных подхода. Согласно марксистскому подходу, который преобладает в отечественной экономической теории, задача каждой науки состоит не просто в описании и систематизации фактов реальной действительности, а в познании их сущности, внутренних, необходимых связей, которые не лежат на поверхности явлений. Сущность вещей и формы её проявления непосредственно не совпадают. Поэтому задача науки заключается в том, чтобы за внешними явлениями обнаружить их сущность, внутренние, необходимые связи и показать, каким образом они обнаруживают себя на поверхности этих явлений. Поэтому экономические законы - объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни. Причинно-следственные связи означают, что событие (явление) У полностью предопределено событием (явлением) Х, предшествующем ему во времени, т.е. всегда причина предшествует следствию. Однако временной разрыв (более или менее продолжительный) между причиной и следствием не дает ещё основания считать, что если одно событие наступает позже другого, то именно оно является причиной. Многие последовательно наступающие события могут и не находиться в причинно-следственной связи. Поэтому выявление причинно-следственный связей в экономике является весьма непростой задачей.

Экономические законы, как и законы природы, носят объективный характер, т.е. существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей, их объединений или государства. Эти законы могут быть познаны экономической наукой, но они не могут быть созданы ею.

Отличительные особенности экономических законов (от законов природы) состоят в том, что, во-первых, они проявляются через сознательную деятельность людей и непосредственно затрагивают присущие им экономические интересы; во-вторых, они недолговечны, изменчивы: большинство экономических законов действует лишь в течение определенного исторического периода, а затем уступает место новым законам, т.е. являются историческими, преходящими. Каждому способу производства присуща своя система экономических законов. Чаще всего в основу классификации законов берется исторический принцип, т.е. характер их действия по охвату этапов истории человечества. С этой точки зрения обычно выделяют три группы экономических законов: общие, т.е. действующие при всех способах производства (закон возрастания потребностей); особые – свойственные лишь некоторым способам производства (законы товарного производства, законы экономического роста на интенсивной основе); специфические – присущие лишь одному способу производства (основной экономический закон феодализма, социализма и т.п.).

Другой подход к пониманию экономических законов приводится в курсе «Экономикс» и ориентируется на то, чтобы описать, объяснить, обобщить исследуемые факты, под которыми подразумеваются данные о реальном поведении индивидов и институтов в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Факты эти, разумеется, постоянно изменяются, в силу чего не могут не изменяться теории и принципы.

В «Экономикс» не существует понятия «закон», а отождествляется с понятиями «принципы», «теории», «модели» - обобщение или констатация закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов. При этом предпочтение отдается понятию «модель», так как понятие «экономический закон» считается могущим ввести в заблуждение, ибо оно предполагает высокую степень точности, всеобщности применения и даже нравственной справедливости; а понятие «теория» ассоциируется с бесплодными умствованиями и фактическими представлениями кабинетных ученых, оторванных от фактов и реальностей внешнего мира. Поэтому и предпочтительна «модель» - упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение того, каково действительное поведение, соответствующих статистических данных. Кроме того, в трактовке экономических законов как законов поведения субъектов хозяйственной деятельности, известной ещё со времен А. Маршалла, объективный характер экономических законов отрицается, и они трактуются с субъективных позиций.

Выявление экономических законов (независимо от их трактовок) является важнейшей функцией экономической науки (теории) и имеет огромное практическое значение, поскольку лишь на основе анализа этих законов можно формировать эффективную экономическую политику.

 

B M

P2 S дефицит D

 

0 Q2s Q1D Q0 Q1s Q2d Q

Рисунок 5.5 Рыночное равновесие и цена

Равновесная цена (P0) трактуется по-разному:

- как точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) на графике (рыночный подход);

- как рыночная цена, уровень которой совпадает с уровнем рыночной стоимости, отражая факт соответствия количества общественного труда, затраченного на производство определённого товара, размерам подлежащей удовлетворению общественной потребности (К. Маркс в соответствии с трудовой теорией стоимости).

Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешенны на определённом уровне цены, называется равновесным (оптимальным).

Цена, по которой товар реально продаётся или покупается называется рыночной, которая необязательно совпадает с равновесной. Продажная (рыночная) цена может меняться от сделки к сделке, завися от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Не совпадает с равновесным и реальный объём продаж.

Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако, равновесие по своей природе нестабильно, так как изменяются рыночные условия, которые вызывают колебания спроса (D) и предложения (S). Результатом таких колебаний является установление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.

К проблеме экономического равновесия существует два подхода.

При первом рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (частное равновесие), при втором – равновесие всей экономической системы как целого (общее равновесие, которое подробно будет рассматриваться в разделе “Макроэкономика”.

Нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.

В первом случае (кривые DD и SS – неподвижны), если на конкурентном рынке под влиянием рыночных сил установится (рис. 5.5):

а) P1, то S>D, образуется избыток товаров и услуг (AK), для реализации которых продавцам необходимо снижать цену, а производители будут сокращать производство;

б) P2, то D>S, образуется дефицит (BM) для ликвидации которого продавцам необходимо повышать цену, а производителям расширять производство.

На конкурентном рынке давление на цену вверх и вниз будет происходить до тех пор, пока не достигнет уровня Р0, которое соответствует количеству товара Q0, где QD=QS. Если в экономической системе ничего не меняется длительное время, то такое равновесие сохраняется длительное время.

Во втором случае при сдвиге кривых спроса (DD) и предложения (SS), которое возникает под влиянием неценовых факторов рис.5.6:

а) если произойдет повышение спроса D­ при неизменном предложении S-const или сокращение предложения S¯ при неизменном спросе D-const (рис.5.6.а), то цена возрастёт Р­, т.е.

D­ при S const, то цена (Р0­) до Р1

S¯ при D const, то цена (Р0­) до Р2 и новое равновесие устанавливается при более высокой цене, например в точке Е3

а б

P D1 S1 P D1 D S S1

D S

E3

P3 Р0 E0

P2 E2 E1 P2 E2

P1 S1 E0 D1 P1 E1 D

P0 P3 S E3 D1

S D S1

 

 

0 Q2s Q0 Q1d Q 0 Q0

Рисунок 5.6 Нарушения рыночного равновесия при сдвигах кривык DD и SS

б) если при неизменном предложении S-const, спрос сократится D¯, или при неизменном спросе D-const увеличится предложение S­ (рис.5.6 б), то цена понизится Р¯, т.е. при S-const,D¯, то цена (P0¯) до Р1

при D-const, S­, то цена (Р0¯) до Р2 и новое равновесие устанавливается при более низкой цене, например, в точке Е3.

В условиях свободной (совершенной, чистой) конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако, в современных условиях при господстве несовершенной конкуренции (несовершенных рынков), в связи с вмешательством в процесс рыночного ценообразования либо крупных корпораций, либо государства, цена может быть установлена волевым способом (монопольным) выше или ниже точки равновесия (Е0).То есть имеет место монопольная цена – форма рыночной цены, которая возникает в результате монополизации производства и обращения, механизм образования которой был рассмотрен нами выше (рис. 5.5). Монопольные цены могут быть двух видов.

Цена пола (или МВЦ – монопольно высокая цена) – искусственно завышенная цена, которая не позволяет цене снижаться за пределы этого лимита. Монопольно высокая цена1) – рыночная цена, которая устанавливается монополистическими объединениями сосредоточившими в своих руках значительную часть всех товаров отрасли, т.е. монополия является единственным продавцом. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая объём производства, до таких пределов, чтобы спрос был выше предложения (D>S). Пределом МВЦ – величина платёжеспособного спроса. При этом монопольный доход (МД) = МВЦ – Wрын равнов) – вычет из дохода покупателя.

Цена потолка (или МНЦ – монопольно низкая цена) – искусственно заниженная цена, которая ограничивает рост цены (движение цены вверх).

Монопольно низкая цена2) – рыночная цена, которая устанавливается монополиями, которые являются единственным покупателем определённого продукта: ограничивая на какое-то время свои закупки, они добиваются того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий-покупателей (т.е. имеет место монопсония). При этом МД = Wрынравн.) – МНЦ – вычет из дохода продавца. Пределом МНЦ является уровень цены на продукцию малого и среднего бизнеса, который обеспечивает воспроизводство капитала основной или значительной массы мелких производителей, являющихся поставщиками крупнейших корпораций.

Способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное состояние называется устойчивостью равновесия. Это означает, что любой сдвиг, любое изменение рыночных условий вызовут к жизни силы, подталкивающие рынок к восстановлению равновесного состояния. Устойчивость рыночного равновесия в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей степени устойчивостью равновесия обладают монополизированные рынки.

Учитывая фактор времени, в течение которого более оперативно реагирует на воздействие различных факторов спрос, а предложение приспосабливается медленно к изменяющимся условиям, выделяют три вида равновесия (границы между периодами условны).

· Мгновенное равновесие устанавливается в мгновенном периоде, когда все факторы, определяющие величину предложения, рассматриваются как постоянные (трудовые, материальные и финансовые ресурсы). Производитель не может изменить объём выпуска своей продукции. Линия предложения в мгновенном периоде () принимает на графике вертикальное положение (рис.5.7). Возможность в этой ситуации ликвидировать неожиданно возникший дефицит связана с ростом цены с до .

Si
Ss
P
· Кратковременное (короткое) равновесие устанавливается в коротком периоде, в течение которого одна группа факторов является постоянной (здания, сооружения, оборудование, работники, требующие длительной подготовки), а другая – переменной (рабочая сила не самой высокой квалификации, широко применяемые виды сырья). В этот период невозможно ввести новые мощности, но можно организовать многосменную работу. В результате чего производители смогут несколько увеличить выпуск своей продукции (до ). Линия предложения займет положение . Равновесная цена при этом несколько понизится (с до ), хотя и будет оставаться выше первоначального уровня .

d1

 

Q
Pe1
Pe2
Pe
 
Pe3
d
E
Qe3
Qe2
Qe1
E3
E1
E2
SL

 

 

 

 


Рисунок 5.7 Равновесие в мгновенном, коротком и длинном периодах.

· Длительное равновесие устанавливается в длительном периоде, в течение которого все факторы производства – переменные величины. Кривая предложения будет иметь еще более пологий вид SL. Новое равновесное состояние будет достигнуто в точке . При этом объем выпуска значительно возрастет (до ), а равновесная цена еще более понизится (до ), хотя скорее всего не достигнет исходного уровня. Это объясняется тем, что увеличение выпуска сопровождается обычно ростом затрат в расчете на единицу выпуска. Таким образом, в коротком и особенно длительном периодах на уровень цены оказывает влияние не только величина спроса, но и уровень затрат.

Сделаем еще одно замечание. Говоря о том или ином периоде, обычно не имеют в виду какой-то строго определенный отрезок времени. Конкретная продолжительность каждого периода зависит от профиля отрасли, производственного цикла, уровня капитальных затрат и т.д. Время, которое в одной отрасли будет принято за короткий и даже за мгновенный период (например, в судостроении), в другой будет рассматриваться как длительная перспектива (производство одежды, ширпотреба и т.п.).

 

30. Цена: ее сущность, виды, функции. Рыночный и затратный механизм ценообразования.

Движение товара в рыночной экономике осуществляется посредством цены, которая является гибким и мощным инструментом регулирования хозяйственных процессов. Ценовой механизм включает две взаимодействующие части: с одной стороны, сами цены, их виды, структуру, уровень, динамику изменения, и, с другой, - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Оно, собственно и предопределяет и величину цены. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и пенообразующими факторами и, с другой стороны, способ формирования цены, технологию процесса ее зарождение и функционирования, изменение во времени. Известны две разновидности механизма ценообразования: рыночный и затратный. Затратный (производственный) подход, господствующий в административно-командной системе, состоит в том, что величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию. В нем чаще всего используется средние издержки в расчете на единицу товара (себестоимость) из всего количества (партии) производимых и продаваемых товаров. При рыночном подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение. Под категорией “цена” подразумеваются многие виды цен, каждая их которых отличается особенностями функций, сферой применения, способом формирования.

Рисунок 5.8 дает представление о многообразных ценах, среди которых главную роль играет рыночная цена. Как инструмент "невидимой руки" такая цена свободно образуется и остается плавающей в саморегулирующихся связях продавца и покупателя. Свободная цена свойственна рынку совершенной конкуренции, когда много покупателей и продавцов участвуют в ее формировании, Отсутствие контроля объясняет положение, когда цена складывается стихийно под воздействием спроса и предложения.

Признаками свободной цены обладает и аукционная цена, когда продавец называет базисную цену, а покупатели устанавливают окончательный вариант в конкурентной ситуации. Но аукцион отличается от рынка ограниченным количеством специфических товаров и незначительным числом покупателей.

Аналогично формируется комиссионная цена, на которую покупатель влияет, но незначительно.

На свободной основе устанавливаются договорные (контрактные) цены – цены, величина которых определена в договоре (контракте), предваряющем акт купли-продажи, и которые больше зависят от партнерских (джентльменских) связей в процессе купли-продажи товаров, когда конкуренция отодвигается на второй план, предпочтение отдается осознанному определению обоюдной выгоды партнеров. И хотя договорная (контрактная) цена формируется на основе общих принципов ценообразования, она предполагаетпредварительное установление:

–условной единицы измерения товара;

–базиса цен;

–валюты цены;

–способа фиксации цены;

–уровня цены.

Поэтому различают в договорных ценах:

1) твердую, которая устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменениям в течение, как правило, краткосрочного периода. Отметим, что ккатегории твердых цен относятся и государственные, устанавливаемые на монопольной основе, отличающиеся тем, что отражают общие интересы. Они испытывают влияние социальных факторов и в отдельных случаях не возмещают издержек производства;

2) подвижную, которая в отличие от твердой фиксируется при заключении контракта, но пересматривается при последующем изменении текущих рыночных цен или других условий, предусмотренных в договоре.

Принципы установления подвижной цены:

– определение условий повышения или понижения цены к моменту исполнения, контракта;

– определение отклонений от допустимого минимума, которые действуют на уровень цен;

– установление источника, позволяющего изменять цены;

 

Цена
Рыночная Аукционная Фьючерсная Комиссионная
Договорная  
Розничная Оптовая Монопольная Монопсонная Государственная
Расчетная Проектная Лимитная Прейскурантная Тарифы Расценки
Мировая
твердая подвижная скользящая

 


Рисунок 5.8 Система цен

3) скользящую, которая исчисляется в момент исполнения контракта с учетом изменений в издержках производства за период осуществления контракта. Если предусмотрены поставки товара партиями, то цена рассчитывается на каждую часть поставок.

Часто в договоре фиксируется не абсолютная величина цены, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже), либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами, оговаривается также изменение цен под влиянием инфляции, принятия новых законов. В контракте могут указываться условия: величина предела цен ("пол" и "потолок"), в рамках которой изменяются договорные цены или, напротив, не изменяются; изменение цены с учетом общего состояния рынка товаров, а также общеэкономической ситуации.

На товарных биржах практикуется при заключении контрактов установление фьючерсных цен, особенно на продукцию сельского хозяйства (под урожай) с предварительным авансированием части издержек производства.

В системе цен следует выделить особенности установления лимитныхцен, которые определяют верхний предел цены на данную продукцию на стадии проектирования новых видов изделий и нестандартного оборудования.

К этой группе цен также относятся тарифы и расценки.

Тарифыцены на услуги: транспортные, связи, коммунальные, таможенные.Специфика их в том, что это цены на такие виды деятельности, при которых не создаётся продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество продукта. При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество.

Расценки – размер оплаты труда за изготовление единицы продукции при сдельной оплате и за единицу времени при повременной оплате.

В зависимости от сфер торговли (масштабы торговых операций и характер реализуемого товара) различают оптовые и розничные цены.

Оптовые цены имеют место там, где продукция реализуется крупными партиями. Система оптовых цен распространена в торгово-сбытовых операциях между предприятиями; через специализированные магазины и сбытовые конторы, на товарных биржах. Они ниже розничных цен на сумму, достаточную для заинтересованности торговца.

Розничные цены – цены, по которым реализуются товары индивидуальным покупателям в розничной торговой сети при относительно небольшом объеме каждой продажи. Розничные цены выше оптовой цены на величину торговой надбавки, в которую входят издержки обращения розничной торговли и прибыль торгового предприятия.

Закупочные цены – цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

Цены, диктуемые единым изготовителем (покупателем), есть результат экономической власти монополии (монопсонии), исключающей конкуренции. Монопольная цена устанавливается произвольно в интересах товаропроизводителя ради высокой прибыли. Цена монопсонии устанавливается единым покупателем в его интересах. В лучшем варианте эти цены устанавливаются на расчетной основе. Трансфертные (передаточные) цены, которые устанавливаются внутри крупных компаний и используются для уклонения от налогов.

По степени и способам регулирования различают два вида цен.

Жёстко фиксированные, твёрдые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально, никто не может изменить величину такой цены.

Регулируемые (изменяемые) цены – регулируются государством, но воздействие государства носит ограниченный характер, т.е. регулирование сводится к ограничению величины цен на определённые группы товаров верхним пределом, устанавливать цены выше которого запрещено; может осуществляться также путём утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), т.е. отношение прибыли к цене или к издержкам (себестоимости) не должно превосходить заданного уровня (например, 50 процентов). Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий – монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной. В рыночной экономике регулирование цен распространяется на жизненно-важные товары и услуги (земля, стратегическое сырьё, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Существуют и другие виды цен, выделяемые по самым разнообразным признакам

Сопоставимые (неизменные) цены применяются в экономическом анализе, планировании, прогнозировании, в исследовательских целях: так как цены изменяются, а существует необходимость сопоставлять их в различные периоды, используются индекс цен, т.е. коэффициент перерасчёта, отражающий изменение цен, а при скачкообразном росте цен используется показатель уровня инфляции.

Проектные – в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства новых видов товаров, имеют приближенный, ориентировочный характер, что даёт возможность определить предельный уровень таких цен в виде лимитных цен.

Сметная стоимость (вид цены) исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта (т.е. цена строительства объекта).

Расчётные – все виды цен, определяемые с учётом расчётов.

Прейскурантные – цены, фиксированные в указателе цен (прейскуранте, справочнике).

Прогнозные и плановые цены – на основе их составляются бизнес-проекты, бизнес-планы фирм, государственные планы.

Мировые цены – цены мирового рынка, могут быть либо реально действующими на всемирном рынке, цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определённый период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах.

Цены «чёрного» или «теневого» рынка – цены на запрещённые в открытой продаже товары.

Функции ценовой системы характеризуют роль, которую цены играют в экономике. Выделяют ряд функций которые выполняют цены.

Измерительная (первичная) функция: цена измеряет количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец должен получить за проданный товар, т.е. цены дают возможность деньгам получать количественную определённость в акте купли-продажи.

Соизмерительная, связанная с первой, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров (т.е. дает возможность различать дорогие и дешёвые товары).

Учётная (связанная с первой) помогает универсализировать учёт материально-вещественных ценностей, т.е. дает возможность выразить их в едином ценовом показателе.

Регулирующая, (вытекает из выше перечисленных функций), т.е. использование цены в качестве инструмента регулирования, например, в рыночной экономике цена уравновешивает спрос и предложение, увязывает денежный запрос производителя с ответной реакцией покупателя.

Распределительная: при наличии государственного воздействия на цены, цена может перераспределять ресурсы (факторы производства) по отраслям экономики, а также доходы.

Ограничительная: ограничивает спрос потребителей.

Информационная: даёт информацию о предложении товаров со стороны продавцов, платёжеспособности спроса покупателей, недостатке или избытке производственных ресурсов.

Стимулирующая: влияет на заинтересованность производителей в повышении объёмов производства, качества, т.е. поощряет тех, кто рационально использует свои производственные возможности для получения лучших конечных результатов, применяет передовую технику и технологию.

Социальная: так как с изменением цен связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи, то это вызывает социальную реакцию.

Измерительная
Учетно – контрольная
Планово – учетная
Регулирующая
Функции цен
Распределительная
Социальная
Стимулирующая
Расчетно –коммерческая
Внешнеэкономическая: цена выступает в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчётов между странами.

Ознакомление с системой реальных цен позволяет выяснить экономическую сущность, которая объясняется через их функции.

 

Рисунок 5.9 Функции цен

 

· Цена- денежное выражение стоимости. Эта трактовка цены базируем на теории трудовой стоимости А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса. Цена постоянно отклоняется от стоимости и лишь в отдельные моменты рыночного равновесия совпадает со стоимостью. Цена как общественный норматив труда, затрат труда на изготовление продукции выполняет ряд функций:

- позволяет определять стоимостные оценки;

- фиксирует затраты и результаты хозяйственной деятельности;

- экономически стимулирует предпринимательство;

- мотивирует перелив капиталов из отрасли в отрасль, содействуя развитию производства.

· Цена- денежная сумма, уплачиваемая за товар. Это концептция маржиналистов, которую разработали представители австрийской школы К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. Маржиналисты объяснили цену как субъективное понятие покупателем предельной полезности товара, a поэтому в их теории цена не связывалась с затратами на производство товара.

· Цена отражает идентичность платежеспособного спроса и предложении с конкретными издержками производства. Это объяснение цены дано А.Маршаллом, который, понимая слабые стороны методологии маржиналистов, связал концепцию классической политэкономии с теорией предельной полезности. Наряду со спросом А.Маршалл объяснил роль предложения на рынке в воздействии на равновесную цену, которую в свою очередь испытывает воздействие предложения.

Это приводит интересы продавца и покупателя на рынке к оптимальной гармонии. Взаимосвязь между спросом и предложением такова: чем сильнее конкуренция среди продавцов (предпринимателей), тем больше предложение товаров с их стороны будет превышать спрос потребителей. Если конкуренция ослабевает, спрос начинает превышать предложение, а в результате цена возрастает. Тем самым цена стимулирует предложение к увеличению производства, которое позволяет увеличить прибыль.

Конкуренция приводит цены к равновесию, а так же регулирует динамику и соотношение цен, и в конечном итоге дает информацию о том, какую продукцию и с какими затратами следует производить и кому продавать. Эта информация привлекает продавца высокой, а покупателя низкой ценой.

 

 

Доход фирмы и его формы.

Валовой доход фирмы (TR) является функцией цены (p) и объема производимой продукции (Qq): TR=f(p, Qq) или TR=pQq,

Различают также:

Средний доход (AR) - валовой доход, приходящийся на 1 единицу реализованной продукции.

Предельный доход (MR) - изменение в доходе (DTR), вызванное продажей одной дополнительной единицы продукции

- разность между выручкой от продажи n и n-1 единиц продукции.

Основной целью деятельности любой фирмы является прибыль (р - profite).

В современной экономической литературе качественная характеристика прибыли, т.е. сущность и ее формы - дискуссионные вопросы.

Современные западные экономисты трактуют прибыль:

- в широком смысле слова как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и капитала;

- в узком смысле слова как плату за услуги предпринимательской деятельности.

Основные формы доходов адекватны основным факторам производства.

Рента (R) - доход от использования природных ресурсов (воздушного, водного пространства, земли).

Заработная плата - доход от использования услуг трудовых ресурсов, среди которых различают два вида услуг:

- собственно трудовая деятельность - зарплата (W);

- предпринимательская деятельность - предпринимательский доход (ПД).

Процент - доход от использования капитала на финансовые активы фирмы и населения, в основе определения которого лежит норма прибыли (р'): или ;

Экономическая прибыльэ) - разность между денежной выручкой (TR) фирмы, полученной от реализации произведенных товаров, и ее совокупными (валовыми) издержками (ТС).

pэ = TR-TC (экономическая прибыль тождественна чистой экономической прибыли): если TR>TC, то фирма получает рэ, которая не входит в издержки производства; если TR=TC, то рэ=0, то фирма покрывает все свои издержки (ТС), куда входит нормальная прибыльн) - это прибыль, от которой владельцы отказываются, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую они могли бы получить, вложив свои ресурсы в другое дело.

рнн, где Ин - издержки неявные (имплицитные, внутренние);

рн - альтернативная стоимость использования поставляемых собственниками фирмы ресурсов.

Отсюда рэ - доход, полученный сверх нормальной прибыли ( рн ), необходимой для сохранения заинтересованности предпринимателя в данном направлении деятельности.

Бухгалтерская прибыльбух)=TR-Ибух, где Ибух - издержки бухгалтерские (внешние, явные).

Общая выручка TR

 

Экономическая

прибыль рэ

Бухгалтерская прибыль Рбух
ЭИ=ТС

 

Неявные издержки Ин

Явные (внешние издержки) Ия Бухгалтерские издержки Ибух

 

Предельная прибыль (рм) - изменение прибыли, вызванное продажей одной дополнительной единицы продукции.

Рм = MR-MC - разность между предельным доходом (MR) и предельными издержками (MC).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.164 (0.479 с.)