Конкуренция: ее сущность, функции и виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция: ее сущность, функции и виды.



Конкуренция (от лат. конкурро – сталкиваться; англ. – competition) – необходимый атрибут рыночной экономики, тесно связанный с развитием и функционированием рынка. Их взаимосвязь и взаимообусловленность обнаруживаются как в объективных основах существования, так и в том, что рынок выступает регулятором общественного производства через механизм конкуренции. Так, конкуренция создала условия для формирования товара рабочая сила и превращения простого товарного производства в капиталистическое, т.е. возник рынок труда и появилась конкуренция между наемными рабочими, - владельцами специфического товара рабочая сила, за право продать свой товар капиталисту.

В теоретическом отношении необходимо отметить неразработанность общей теории конкуренции, ее внутренней природы и механизма реализации.

В отечественной экономической теории причинами неразработанности данной проблемы являются как то, что долгое время западная и отечественная мысль развивались обособленно (независимо) друг от друга, и не было рыночных отношений в России (в бывшем СССР), так и то, что развитие теории конкуренции в годы перестройки происходило в рамках теории социалистического соревнования, где конкуренция занимала по отношению к последнему подчиненное место.

Западная экономическая мысль (Ф. Хайек, М. Фридмен и др.) рассматривала конкуренцию как универсальную основу рационального хозяйствования, экономической и политической свободы индивида. Их взглядов придерживаются русские неолибералы (Н. Шмелев, Л. Пияшева). Конкуренция в этом анализе превратилась в подраздел рынков, раскрывающий зависимость цен и прибыли от численности конкурентов, размеров их капиталов, характера поведения, т.е. представлялась как феномен сферы обращения (обмена). Абстрагирование от внутренней природы конкуренции, которая определялась внутренней природой капитала, принесло определенные результаты в исследовании эффективности хозяйствования, а также обеспечило выход на социальные проблемы: власти и собственности, свободы, отношений труда и капитала.

Отечественная экономическая мысль (вслед за К. Марксом, а вернее за А. Смитом и Д. Рикардо) занималась изучением внутренней природы конкуренции как закона капитализма, которую связывала с внутренней природой капитала. Но ей так и не удалось связать эту внутреннюю природу конкуренции, внутренние законы капитализма с внешним механизмом их реализации. В связи с переходом России к рыночной экономике сформировались условия для разработки и создания общей теории конкуренции.

При неразработанности общей теории конкуренция определяется по-разному:

· как отношение обособленных производителей, работающих на общий рынок (В. И. Ленин);

· как соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей (за доллар потребителя) в целях получения наибольшей прибыли;

· как соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли - продажи товаров.

Каждое из этих определений характеризует конкуренцию, акцентируя внимание на различных качественных моментах ее сущности.

Необходимо различать близкие, но не тождественные понятия:

· Конкуренция – это понятие структурное, так как характеризует структуру связей между субъектами, т.е. структуру рынка, или обусловленная структурой рынка способность к определенному поведению фирм (субъектов).

· Соперничество – это понятие поведенческое, так как характеризует поведение субъектов на рынке.

Другими словами структура рынка диктует то или иное поведение. Таким образом конкуренцию в общем виде можно определить как тип взаимоотношений между субъектами по поводу установления цен и объемов предложения и спроса. В широком смысле конкуренция включает конкуренцию капиталов, наемного труда, собственников ресурсов в воспроизводственном процессе. Основа для конкуренции - свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получать для себя лично денежный доход.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях. С точки зрения обеспечения работы рынка конкуренция выполняет следующие функции:

· Регулирующая функция: конкуренция воздействует на предложение товаров и услуг таким образом, чтобы оно (предложение) максимально отвечало запросам потребителей.

· Аллокационная функция или функция размещения, проявляющаяся в системе совершенной (свободной) конкуренции в том, что ресурсы и произведенные продукты всегда в конечном итоге концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу. Так, рабочая сила стекается в те отрасли и районы, а земля и капитал оказываются в руках тех, кто способен обеспечивать их с наивысшей отдачей (рента, процент, дивиденд). При наиболее эффективном использовании всех производственных возможностей возникает максимальное вознаграждение, а при нерациональном - предприятие лишается самой основы деятельности.

· Инновационная и адаптационная функции конкуренции проявляются в том, что, во-первых, производственные факторы ориентированы на повышение производительности труда, что приводит к оптимуму экономической эффективности, во-вторых, инновации (т.е.нововведения) становится жизненной необходимостью, так как производители вынуждены постоянно добиваться повышения отдачи и одновременно приспосабливать структуру производства к меняющимся запросам потребителей.

· Распределительная функция: конкуренция распределяет общественный продукт прежде всего, по критерию степени дефицитности того или иного производственного фактора. Если, например, труд представлен в значительной мере, он будет оцениваться дешевле, нежели в случае его дефицита.

· Контролирующая функция при реальной конкуренции состоит в том, что ни один поставщик или потенциальный покупатель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать свои условия другим его участниками.

В реальной практике проявляется стремление к ограничению конкуренции, так как последняя ведет к снижению цен и уменьшению прибыли фирм. Ограничение конкуренции происходит на основе процесса концентрации производства и капитала и образования монополистических объединений (типа синдикатов, картелей, трестов, концернов, конгломератов), которые захватывают господствующее положение на рынках. Чтобы воспрепятствовать ограничению конкуренции во многих странах (в том числе и в нашей) действует антимонопольное законодательство.

В теории конкуренции различают следующие виды и типы конкуренции:

· В зависимости от социально - экономических отношений или форм собственности. В хозяйствах, основанных на частной собственности, выделяют конкуренцию:

– простых товаропроизводителей;

– единоличных капиталов;

– монополий;

– национальных капиталов;

– интернациональных (международных) капиталов.

При этом конкуренция преследует разные цели: между крестьянами-тружениками и ремесленниками ориентируется на общественную (рыночную) стоимость товаров; между капиталистическими предпринимателями ведется ради получения наибольшей прибыли (разница между ценой и издержками производства)

· С точки зрения взаимоотношений между субъектами рынка различают конкуренцию:

между производителями по поводу установления цен и объемов предложения (производства) товаров на рынке, т.е. среди продавцов: побеждает тот, кто сбывает свои товары дешевле, так как это стимулирует спрос и позволяет продавать больше товаров.

между потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке, т.е. среди покупателей: побеждает тот, кто предложил, более высокую по сравнению с рыночной цену;

между продавцами и покупателями, в результате которой устанавливается в каждый данный момент общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Выигрывает та группа, которая больше сплочена и может навязать противнику свою цену.

· В зависимости от сферы распространения (К. Маркс) выделяются два вида конкуренции:

Внутриотраслевая - конкуренция между производителями одного и того же вида товара, которая приводит к формированию единой рыночной (общественной) стоимости (цены). В ней участвует вся масса товаров, произведенная в данной сфере производства. При равенстве спроса и предложения рыночная стоимость определяется как средневзвешанная стоимость товаров, которые производятся в данной отрасли: , т.е. как отношение всей массы затрат общественно-необходимого труда в данной сфере ко всему количеству произведенных товаров. Учитываются все условия: лучшие, средние, худшие, но определяющее влияние оказывают те условия, при которых производится основная масса продукции данного вида, как правило, это средние условия.

С внутриотраслевой конкуренцией связано:

– образование сверхприбыли

– стимулирование НТП

– дифференциация товаропроизводителей

Межотраслевая – конкуренция между товаропроизводителями различных отраслей производства за наиболее выгодные сферы приложения капитала, наиболее высокую норму прибыли; порождается различными отраслевыми нормами прибыли; ее механизмом служит перелив капитала из отраслей производства с более низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой нормой прибыли, в результате чего образуется: во-первых, средняя норма прибыли: (где Кобщ – весь общественный капитал), т.е. совокупная прибавочная стоимость (m) распределяется между предпринимателями (капиталистами) таким образом, что на равный капитал приходится равная прибыль, или средняя прибыль:

(где Кав – авансированный индивидуальный капитал);

во-вторых, рыночная стоимость превращается в цену производства:

Цпр = Ипр + , где Ипр – издержки производства.

· Конкуренция в области маркетинга может быть трех видов:

функциональная возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, и соответственно, все товары, обеспечивающие удовлетворение одной и той же потребности различными способами, являются функциональными конкурентами (например, изделия, находящиеся в магазине спортивных принадлежностей); учитывается, даже если фирма производит уникальный товар;

видовая есть следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то существенно важным параметром. Например, легковые пятиместные автомобили одного класса с различными по мощности двигателями;

предметная как результат того, что фирма выпускает идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству.

· В конкурентной борьбе используются различные методы, в том числе:

внеэкономические: финансовые махинации и спекуляции с ценными бумагами, судебные тяжбы и преследования, переманивание специалистов, всякого рода шпионаж в отношении конкурентов, борьба вокруг правительственных субсидий, контрактов, важных государственных постов и т.п., проталкивание или блокирование тех или иных законопроектов на всех уровнях государственной власти, борьба вокруг решения о направлениях и объёме государственных капиталовложений, используемые в нечестной (недобросовестной) конкуренции;

экономические, включающие ценовые и неценовые инструменты и составляющие содержание экономической конкуренции.

В соответствии с методами конкурентной борьбы экономическую конкуренцию принято разделять на:

ценовую, связанную со снижением цен;

неценовую, т.е. конкуренцию на базе особенностей потребительной стоимости продукта и его качества, предоставляемых гарантий и услуг широкой рекламы, маркетинга и т.д., преобладающую в современных условиях.

· С точки зрения воздействия на рынок регулирующих начал (механизмов), а также с точки зрения структуры рынка выделяются два типы конкуренции:

совершенная (свободная, чистая) означает наличие неограниченного числа покупателей и продавцов на рынке, в результате никто из них не может повлиять на предложение и спрос, а, следовательно, и на цену продукта;

несовершенная – конкуренция, ограниченная действиями крупных предприятий и государства, оказывающих регулирующее воздействие на цены, которая преобладает в современных условиях.

2.2 Концентрация производства и капитала – объективная основа эволюции конкуренции

Объективной основой эволюции конкуренции являются процессы концентрации производства и капитала, которые приводят, с одной стороны к образованию монополий и развитию их организационных форм, а с другой – к превращению совершенной конкуренции в несовершенную.

Примерно до середины XIX в. для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Со второй половины века картина меняется: крупные предприятия постепенно захватывают большую долю рынков (рынков отдельных товаров). Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам XIX в. предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX-XX вв. свидетельствуют следующие данные. В Германии крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 г. 0,3% всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22% всех рабочих страны; в 1925 г. на долю крупных предприятий приходилось уже 1,2% общего числа предприятий и 48% общего количества рабочих. В американской промышленности в 1904 г. крупнейшие предприятия с объемом производства в 1 млн дол. составляли 0,9 % от общего числа, на них было занято 25,6% рабочих. В 1909 г. таких предприятий насчитывалось уже 1,1 % от общего числа и на них было занято 30,5 % всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны.

Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной, совершенной конкуренцией появились ее новые виды, и прежде всего конкуренция несовершенная.

Наиболее глубокий и полный анализ кардинально новых моментов в поведении экономических агентов на рынках и новой рыночной конъюнктуры был дан в фундаментальных работах "Экономическая теория несовершенной конкуренции" Джоан Робинсон и "Теория монополистической конкуренции" Эдварда Чемберлина, вышедших в 1933 году.

Между концентрацией производства и концентрацией капитала существует сложная диалектическая связь. Условием концентрации производства является концентрация и централизация капитала, которая расширяла возможность применения новейших технических достижений и ухудшала положение мелкого производителя, так как в связи с техническим прогрессом увеличивался удельный вес основного капитала в общей массе капитала, т.е. увеличивались единовременные (первоначальные) затраты, что создавало трудности применения в промышленности мелких капиталов и вело к созданию акционерных предприятий (т.е. ускорению централизации капитала). С другой стороны концентрация производства влечет за собой концентрацию и централизацию капиталов, так как с увеличением размеров предприятия создается так называемый эффект экономии на масштабах производства – повышается производительность труда, сокращаются удельные издержки, возрастают конкурентоспособность продукции и прибыли.

Концентрация производства означает сосредоточение на укрупняющихся предприятиях все большего количества средств производства, рабочей силы и выпускаемой продукции. Перечисленные параметры этого процесса характеризуют концентрацию производства с количественной стороны. С качественной стороны процесс концентрации производства характеризуется размерной структурой, т.е. соотношением предприятий различных величин (крупных, мелких, средних), которая складывается в каждой из отраслей в результате поиска предприятия такого размера, которое давало бы в конкретных условиях максимум эффекта на единицу затрат, и соответствующего направления ресурсов. При этом конкретные комбинации крупных, средних и мелких предприятий в каждой из отраслей складываются в зависимости от их функций в отраслевом производстве, специфики технологии и рыночного спроса. Но сам оптимальный размер предприятий постоянно изменяется под воздействием множества факторов, главным из которых выступает НТП.

Концентрация капитала означает: а) в узком смысле слова – увеличение размеров индивидуального капитала путем капитализации прибыли; б) в широком смысле слова она включает в себя централизацию капитала, т.е. увеличение размеров индивидуального капитала путем объединения нескольких капиталов, которое осуществляется путем слияний и поглощений. Уровень концентрации капитала как количественный показатель оценивается через активы и прибыль предприятия, а с качественной стороны показателями этого процесса служат направления (формы) концентрации капитала, их интенсивность.

В.И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) считал концентрацию производства технико-экономической основой концентрации капитала и возникновения монополий.

Термин «монополия» (монос – один, полео – продаю) трактуется по-разному:

· в обыденной жизни – исключительная привилегия;

· в экономической сфере:

– крупная производственная или закупочная организация, установившая господство на рынке;

– определенная структура рынка: абсолютное преобладание поставщика или продавца;

– используется в других областях: монополия власти, идеологическая монополия.

В различные исторические периоды в экономике разных стран возникают многообразные виды монополий (в экономической литературе классифицируются по-разному):

1 Естественная монополия известна давно, имеет место тогда, когда собственники и хозяйственные субъекты имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например: земля, природные ресурсы, залежи полезных ископаемых, редких металлов и т.п.); является устойчивой. Например, монополия, владеющая минеральной водой из источника «Боржоми». Кроме того, отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии — это экономия от масштаба производства (центральное водоснабжение, газоснабжение, отопление и т.д.). К естественным монополиям такого типа в России относятся компания «Газпром», Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта и т.д. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль.

2 Искусственная монополия возникает как государственная привилегия на исключительное право сбыта определенного товара и означает сосредоточение в чьих-либо руках только рынка сбыта или же производства и рынка сбыта того или иного продукта. Видами искусственной монополии являются:

· случайная монополия (покупателя или продавца) возникает благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения;

· устойчивая монополия, ею обладают, как правило, крупные объединения предпринимателей, базирующиеся на высоком уровне концентрации рабочей силы, средств производства, выпуска продукции и капитала, и захватившие главные позиции в производстве и реализации каких-либо видов продукции.

· всеобщая монополия возникает (начиная со второй половины XX века) на основе всестороннего (с помощью государства) подчинения народного хозяйства объединениям предпринимателей, которые на большинстве рынков оказываются основными и продавцами и покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредоточившим в своих руках целые отрасли и производственные комплексы, например, как ВПК.

3 Закрытая монополия возникает в связи с тем, что правительства большинства стран в целях ускорения НТП предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так выросли всемирно известные фирмы «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и др.) и лицензий (например, на право торговли оружием или право на телевещание).

4 Открытая монополия, которыми часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, «товаром-пионером». Но с течением времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.

Некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой: например, фирма, обслуживающая систему телефонной связи, имеет как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем может стать открытой (когда истечет срок действия патента). Естественная монополия тоже может стать открытой, так как в корне может измениться технология производства и эффект экономии от масштаба может быть сведен на «нет».

Монополии выступают в различных организационных формах. Причем те или иные формы концентрации капитала порождают те или иные организационные формы монополий.

· Горизонтальная концентрация (интеграция) капитала (конец XIX в. – 20-е гг. XX в.) – экспансия предприятий на одноотраслевом уровне, т.е. образование монополистических объединений в рамках одной отрасли, к числу которых относятся:

Картель – монополистическое объединение ряда предприятий одной отрасли на основе соглашения о разделе рынков, квотах (доля каждого участника в общем объеме производства и продаж товаров), уровне цен, обмене патентами и т.п.; не ликвидирующее их производственную и коммерческую самостоятельность. Низшая форма монополистического объединения, получившая наибольшее развитие в Германии

Синдикат – в нем предприятия, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, утрачивают коммерческую, что связано с образованием синдикатской конторы, занимающейся совместным сбытом продукции и едиными закупками сырья в определенных количествах и по определенным ценам. Более высокая ступень монополизации характерная для Франции и России.

Трест – объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидации их самостоятельности, как в коммерческом, так и в производственном отношении, представляющее собой единое гигантское акционерное общество слившихся предприятий, так как все предприятия переходят в собственность треста. Различают горизонтальное трестирование (сахарные, табачные, нефтяные, автомобильные тресты) и вертикальное трестирование (металлургические, машиностроительные тресты, которые называются комбинатами). Наибольшее развитие тресты получили в США.

· Вертикальная интеграция или комбинирование (с 20-х годов XX века) – укрупнение размеров индивидуального капитала за счет проникновения в технологически сопряженные по вертикали стадии производственного цикла, т.е. объединение в рамках одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств ряда отраслей. Объединение такого типа, как уже отмечалось, называется комбинатом, который образуется либо по линии последовательной обработки сырья (например, металлургический комбинат соединяет шахты по добыче руды, чугунолитейные, сталеплавильные и машиностроительные заводы), либо по линии комплексного использования сырья (цветная металлургия комбинируется с химической промышленностью на основе использования отходящих газов, вокруг электростанций создаются заводы по производству алюминия, получения азота и т.д.) Часто комбинаты объединяют в производство, как по линии обработки сырья, так и по линии его комплексного использования, например, при металлургических комбинатах создаются химические заводы, использующие отходы производства – доменные и коксовые газы, шлак и т.д.. На мясокомбинатах последовательная обработка сырья – производство мяса, колбас, консервов – часто сочетается с использованием отходов для производства клея, пуговиц и т.д.. Комбинаты существуют в металлургической, химической, автомобильной, пищевой, машиностроительной продукции и ряде других отраслей.

· Диверсификация (с середины 50-х гг. XXв. по н.в.) – проникновение капитала данной корпорации в другие отрасли, прямо не связанные с основной сферой ее деятельности. Организационной формой монополии, возникающей на ее основе, является концерн – комплекс предприятий различных отраслей хозяйства, находящихся под финансовым контролем головной компании (холдинг-компании), которой принадлежит реальная власть в этом объединении. Как правило, в концерн входят промышленные, торговые, транспортные предприятия, банки, страховые компании. Предприятия, входящие в концерн, сохраняют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность, но связаны между собой отношениями финансовой зависимости, установленной через скупку контрольных пакетов акций.

Различают диверсификацию: а) в узком смысле слова, которая означает организацию собственного производства оборудования для внутренних нужд фирмы или присоединение к ней производств потребителей традиционной продукции; б) в широком смысле слова она включает в себя вертикальную интеграцию и конгломерацию.

· Конгломерация (60-70-е гг. XXв.) – финансовое объединение разнородных производств, не имеющих технологической близости и не являющихся этапами единого производственного цикла, не связанных ни рынком, не имеющих профилирующей специализации. На ее основе возникает конгломерат – монополистическое объединение, образованное путем поглощения двух-трех десятков мелких и средних фирм, не имеющих между собой никаких производственных или иных функциональных связей. Главная цель поглощения – получить дополнительную прибыль за счет игры на курсах акций (т.е. спекулятивное образование). Поэтому многие конгломераты либо быстро распадаются, либо превращаются в обычные диверсифицированные концерны, в которых сохраняется отраслевая специализация производств, близких основному по технологии, используемому сырью или рыночным характеристикам продукции.

В послевоенное время усиление значения вертикального комбинирования и диверсификации, а также влияние антикартельного законодательства привели к падению роли таких типов монополий, как тресты, картели, синдикаты. В современных условиях главным направлением концентрационного процесса остается диверсификация, а ведущее положение среди организационных форм занимает концерн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.143 (0.04 с.)