Потребности и ресурсы общества. Их структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребности и ресурсы общества. Их структура.



 

 

Экономическая теория установила, что в основе развития человеческого общества лежит развитие общественного производства (экономики), которое, в свою очередь, определяет развитие других сфер жизнедеятельности человека (политики, духовной жизни и т.д.). Это вытекает из того факта, что целью общественного производства (экономики) является удовлетворение потребностей общества, т.е. индивида (человека) и институтов. Удовлетворение потребностей – это непосредственная цель. Эта цель преломляется сквозь призму целей субъектовхозяйствования. Так, целью фирмы (предприятия, предпринимателя) является максимизация прибыли или минимизация издержек производства; отдельного индивида (непредпринимателя) как потребителя – максимизация дохода (зарплата, процент, рента и т.д.) и распределение его между экономическими благами, таким образом, чтобы это приводило к максимизации удовлетворения всех его потребностей, т.е. максимизации функции полезности. Это достигается в том случае, если отношение предельной полезности (MU) к цене (Р) одинаково для всех видов товаров и услуг: ; общества (в лице государства)экономический рост, повышение эффективности, полная занятость и социально-экономическая стабильность, а в материализованном выражении – максимизация национального богатства (НБ).

Все эти цели по отношению к непосредственной цели выступают как средства ее достижения. Цель производства, выражая интересы собственников, выступает как движущий мотив хозяйственной деятельности людей,т.е. во имя чего люди развивают и совершенствуют производство. В конечном счете производство всегда подчинено интересам собственников средств производства, а экономические интересы представляют собой осознанные потребности. Наличие множества целей вытекает из многообразия потребностей.

Потребности в отличие от желаний объективны, т.к. выражают необходимость в материальных и духовных благах для обеспечения жизнедеятельности человека, его социальной активности. Термин «экономическая потребность» определяется (трактуется) двояко:

нужда в чем-либо, требующая удовлетворения (пессимисты);

внутренний мотив, побуждающий к экономической деятельности:

именно он толкает человека на активное экономическое поведение (оптимисты).

Потребности общества многообразны, их принято классифицировать по различным критериям.

С точки зрения того, находят они воплощение в вещи или нет:

- материальные (потребности в пище, жилище, одежде);

- нематериальные (духовные потребности, потребности в услугах)

С точки зрения деления потребления на производительное и

непроизводительное (т.е. потребление осуществляется в производстве или вне его; или способа потребления – производством или человеком):

- производственные (потребности в сырье, средствах труда и т.д.), которые делятся на материальные и нематериальные;

- непроизводственные (личные, т.е. потребности человека), которые

делятся на материальные и нематериальные

Личные потребности, в свою очередь, делятся:

По степени необходимости их удовлетворения для человека на:

- первичные (низшие), удовлетворяющие жизненно важные потребности

человека (пища, жилище, одежда), без которых жизнь человека невозможна;

- вторичные (высшие) – потребности более высокого уровня, т.е. все

остальные (кино, спорт, развлечения, предметы роскоши, духовные потребности). Это деление условно, так как для разных людей понимание первичных и вторичных потребностей различно: для одних – предметы роскоши являются предметами первой необходимости, и, кроме того, соотношение между ними с развитием общества меняется.

По природе потребностей:

- материальные, включающие предметы первой необходимости и

предметы роскоши (ранжированы по степени необходимости);

- духовные (получение образования, приобщение к культуре);

- социальные (потребности в труде, участия в управлении, в среде обитания).

Значение последних двух категорий потребностей повышается с развитием общества.

По характеру (форме) проявления:

- скрытые (латентные);

- открытые ( осознанные).

По срочности удовлетворения:

- потребности в средствах существования – обеспечивают существование человека, возникают из чувства самосохранения (питание, одежда, жилище);

-потребность выбора – все другие потребности относятся к альтернативной, вид и размер которой зависит от природного и социального окружения (книги, журналы, модная одежда).

По способу удовлетворения:


- индивидуальные – потребности удовлетворяются самим человеком;

- коллективные (общественные) – группой людей (связаны с затратами: строительство школ, страхование, поддержание общественной безопасности (милиции), политические инстанции).


Потребности являются побудительным мотивом экономической деятельности, возникают, изменяются качественно и количественно под воздействием развития техники, моды, рекламы. Существуют более сложные классификации потребностей (по полу, возрасту, климатическим условиям), которые необходимо учитывать для проведения маркетинга (marketinq), основанного на изучении спроса потребителей, связанного с потребностями, и менеджмента (т.е. управления), который опирается на мотивацию. Существуют различные теории (модели) мотивации. Наиболее известной считается иерархическая теория потребностей американского психолога А. Маслоу, на основе которой была разработана иерархическая модель мотивации: из всего многообразия потребностей людей он выделил пять наиболее значимых базисных потребностей, расположив их в виде иерархической пирамиды, состоящей из пяти слоев (уровней):

Iуровень (лежит в основании пирамиды) – физиологические потребности в воспроизводстве людей (пище, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе);

П уровень– потребности в безопасности (существования своего и своих близких, в стабильности условий жизнедеятельности, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.);

Ш уровень– потребности в любви и уважении (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о другом, внимании к себе, участии в коллективном труде и т.п.);

IV уровеньпотребности в признании (в уважении «значимых других», служебном и профессиональном росте, статусе, престиже, в положительной оценке достоинств и заслуг);

V уровень– потребности в самоактуализации (реализации потенциальных возможностей, способностей, талантов, их развитии). Самореализующиеся индивиды –пример нормального и желательного для общества развития личности, максимально воплощающие человеческие возможности, хотя реальные условия жизни далеко не всегда способствуют этому (рис. 2.1).

Закон возвышения потребностей означает возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству с развитием общества. Появляются не только новые потребности, но и отмирают старые, изменяется соотношение между видами потребностей. Действие этого закона необходимо учитывать как на макро-, так и на микроуровне. Этому способствует: стимул как непосредственное внешнее побуждение; мотив как внутреннее, продиктованное сознательной целью индивида, стрем­ление на основе его потребностей и интересов; мотивирование (метод управления) как целенаправленное создание благоприятных условий для формирования мотивов как духовных ценностей.

Рисунок 2.1 Пирамида потребностей А. Маслоу

Каждый из пяти уровней потребностей учитывается в управлении. Интересы, вытекающие из I, II и III уровней потребностей, характеризуют так называемого «экономического человека». На этих уровнях образуются стимуляторы, на основе которых создается система стимулирования труда. И только IV и V уровни потребностей способны играть мотивированную роль. Здесь возникают стойкие духовные интересы - мотивы, на базе которых создается система мотивирования труда. Индивид, ориентированный в своей жизни и деятельности на определенную совокупность мотивов, именуется в теории термином «социальный человек». Потенции развития данного типа людей практически безграничны, нужны только благоприятные условия, а польза, им приносимая, больше.

Все уровни потребностей взаимосвязаны. Реализация первых трех уровней потребностей необходима как для «экономического», так и для «социального человека». Но наиболее высоких результатов достигают высокоразвитые, ориентированные на творческий труд личности.

Потребности неутолимы или безграничны. Это означает, что потребности полностью удовлетворить невозможно: все потребности всех людей в одно и тоже время, так как:

- для каждого человека в каждый данный момент времени существует довольно большой перечень неудовлетворенных потребностей;

- потребности растут и изменяются (действует закон возвышающихся потребностей): появляются новые потребности (в персональных компьютерах, электронных часах, видеомагнитофонах, микроволновых печах), которыми пополняется перечень;

- удовлетворив простую потребность, каждый из нас старается удовлетворить более сложную потребность.

Таким образом, в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей. Некоторые из этих потребностей - пища, одежда, жилье, - имеют общее из биологических потребностей человека. Другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и привычек: специфические виды одежды, жилья, которые возникают из общей социальной и культурной среды нашего обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются.

Степень удовлетворения потребностей свидетельствует об уровне и качестве жизни, зависит от развития производства и решения социальных проблем. Например, низкая степень удовлетворения потребностей приводит к обнищанию, отрицательно влияет на труд, активность населения. С другой стороны, уровень жизни влияет на эффективность труда.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (потребительные стоимости,продукты, товары, услуги). Различают блага:

- экономические – имеются в ограниченном количестве, их производство требует издержек, на рынке имеют цену;

- неэкономические (воздух, ветер, дождь) – не ограничены, не являются предметом экономической деятельности.

Экономические блага классифицируются:

1)по своей природе:

- вещественные (или товары), имеющие материальную (физическую) природу (продукты питания, сырье);

- услуги, имеющие нематериальную (бестелесную) природу (транспортные, информационные услуги и т.п.) – их производство и потребление осуществляется одновременно;

2)по цели применения (кто применяет - частное лицо или фирма):

- прямые (потребительские);

- косвенные (производственные, инвестиционные), служащие для производства других товаров;

3)по сроку использования:

- длительного (долговременного) – многоразового использования (холодильник, машина);

- краткосрочного (кратковременного) – разового пользования (хлеб, мясо, напитки);

4)по соотношению в потреблении:

- взаимозаменяемые (субституты) – используются на альтернативной

основе (масло-маргарин, самолет-поезд-автомобиль);

- взаимодополняемые (комплементарные) – используются одновременно

(магнитофон и кассеты, стол и стул);

5)с точки зрения времени удовлетворения:

- настоящие;

- будущие.

 

1.2 Экономические ресурсы: состав, специфика, взаимодействие и развитие, классификация и свойства.

 

Для получения недостающих потребительских благ нужны косвенные (инвестиционные, производственные) экономи­ческие блага, т.е. ресурсы, которые в процессе производства выступают факторами производства, т.е. факторами создания продукта, его потребительной стоимости.

Экономические ресурсы (факторы производства) – это экономические блага, используемые для производства других экономических благ. В составе (структуре) экономических ресурсов отечественная экономическая теория советского периода (вслед за марксизмом) выделяла три фактора производства: предметы труда (ПТ), средства труда (СТ), которые вместесоставляют средства производства (СП), и рабочую силу (PC), детально проанализированные в «Капитале» К. Маркса.

Современная экономическая теория (вслед за «Экономикс») предлагает более укрупненную и нечетко аргументированную структуру, которая включает:

1) материальные ресурсы – земля или сырьевые материалы, и капитал (или инвестиционные ресурсы), представленный средствами производства (СП), т.е. реальным капиталом в отличие от денежного капитала (или финансового капитала), представляющего стоимостную оценку средств производства, и потому не являющегося экономическим ресурсом;

2) людские ресурсы – труд (рабочая сила или различные виды работ) и предпринимательская способность.

И так, рабочая силаэто совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. Способность к труду и сам труд – исключительное свойство человека, которые нетождественны друг другу. В процессе труда происходит потребление рабочей силы, а потребление рабочей силы есть труд, т.е. целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. В процессе труда: во-первых, оказывается преобразующая деятельность на природу; во-вторых, накапливаются знания, опыт, навыки, квалификация; в-третьих, изменяется сам человек. Поэтому можно сказать, что труд создал человека и является главным фактором его развития и совершенствования.

Необходимо подчеркнуть, что рабочая сила:

- это личный фактор производства, носителем которой выступает человек;

- главная производительная сила в обществе (НТР усиливает эту роль);

- по мере углубления общественного разделения труда превращается в совокупную рабочую силу, так как применение отдельной рабочей силы становится возможным в определенной общественной комбинации с другими;

- товар в рыночной экономике (при капитализме), для превращения в который требуется два условия: 1) юридическая свобода и продажа своей рабочей силы на время; 2) наемный работник должен быть лишен средств производства и средств существования.

Предмет труда – это то, на что направлена деятельность человека, или материал, подвергающийся обработке. Предметы труда неоднородны по своему составу и разделяются на:

-первичные – предметы, данные природой, которые впервые подвергаются обработке (уголь, руда, лес);

- вторичные – предметы труда, являющиеся продуктом предшествующего труда (руда в процессе промывки, сырье, полуфабрикаты и т.п.); всякий сырой материал (металл, хлопок, цемент) есть предмет труда, но не всякий предмет труда есть сырой материал;

- всеобщие (природа, воздух, вода, земля);

- новые – появившиеся в связи с развитием НТР с заранее заданными свойствами предметы труда, которых нет в природе.

Средства труда – вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметами труда и с помощью которых человек воздействует на предмет труда (природу). Средства труда выступают продолжением естественных органов человека и подразделяются на:

- естественные (земля, палка, камень и т.п., прирученные домашние животные, органические удобрения, а также органы тела рабочего);

- искусственные (технические), т.е. искусственно созданные человеком.

Средства труда подразделяются на несколько видов:

- механические средства труда (орудия труда): инструменты, механизмы, ма­шины, оборудование, – Маркс называет их костной и мускульной системой производства. Механические средства труда в условиях машинного производства развились в систему машин с тремя компонентами: рабочей машиной, двигателем и передаточным устройством. Они в наибольшей степени характеризуют степень овладения людьми стихийными силами природы, являются показателем развития технического прогресса, рабочей силы и производственных отношений;

- средства труда, которые служат для хранения предметов труда (трубы, бочки, корзины, сосуды): Маркс называет их сосудистой системой производства;

- всеобщие условия производства – все материальные условия, необходимые вообще для того, чтобы процесс труда мог совершаться: земля – всеобщее средство труда; здания, сооружения, каналы, дороги, плотины и т.п.;

- управляющее устройство (ЭВМ), которое выполняет функции умственного труда: появилось в связи с НТР, перерабатывает не энергию (как физические машины) и не вещество (как химические аппараты), а информацию, которую по аналогии с Марксом, можно назвать нервной системой производства.

Развитие средств труда приводит к тому, что человек постепенно вытесняется из непосредственного процесса производства и становится рядом с ним.

С точки зрения результата процесса производства средства труда и предметы труда выступают как средства производства (СП – вещественные факторы производства).

Взаимодействие всех факторов производства образует процесс производства (или производство), которое не является суммой его факторов, а образует сложную систему их взаимодействия. Это взаимодействие достигается, во-первых, через технологию, представляющую собой открываемые наукой и практикой способы воздействия человека на предметы труда, которые основаны на механических, физических, химических свойствах факторов производства; во-вторых, через организацию производства как особую систему управления производством, которая обеспечивает единство, слаженность функционирования всех факторов. Вместе с тем, изменения в технологии оказывают влияние как на рабочую силу, предъявляя к ней новые требования, вызывая необходимость повышения ее квалификации, так и на организацию производства: углубляется общественное разделение труда, развивается специализация, кооперация, происходит концентрация производства, которая приводит к нарастанию общественного характера производства, к складыванию народного хозяйства.

С развитием общественного производства меняется облик факторов производства и характер их взаимодействия. Так, появляется энергия, которая раньше совпадала с двигательной силой человека (механическая, атомная, внутриядерная, ядерная, энергия химических процессов), и информация – как условие работы машин (управляющее устройство), без которой в настоящее время невозможно функционирование факторов производства.

В «Экономиксе» добавляется еще один pecypc – предпринимательская способность – особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства (ресурсы). Предпринимательская способность (предприимчивость) рассматривается отдельно в силу ее специфической роли в рыночной экономике, которая раскрывается через четыре взаимосвязанные функции предпринимателя. Предприниматель берет на себя:

- инициативу соединения ресурсов в единый процесс производства товаров и услуг. Одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом;

- трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса;

- введения на коммерческой основе нововведений (новых продуктов, производственных технологий, форм организации бизнеса);

- риск, так как в рыночном хозяйстве прибыль предпринимателю не гарантирована, поэтому предприниматель рискует временем, трудом, деловой репутацией, вложенными средствами (как своими, так и чужими).

Использование различных критериев при классификации факторов производства (ресурсов) позволяет выявить многообразные формы их проявления:

1) по воспроизводимости:

- невоспроизводимые – полезные ископаемые, входящие в состав предметов труда;

- воспроизводимые (природные ресурсы (почва, водные бассейны флора, фауна), трудовые ресурсы (РС), предметы труда (сырье), средства труда), которые, в свою очередь, по способу воспроизводимости делятся:

- естественно-воспроизводимые (трудовые, природные ресурсы);

- экономически воспроизводимые – предметы труда (сырье), средства труда;

2) с точки зрения среды вовлечения:

- экзогенные, вовлекаемые из внешней среды (невоспроизводимые, естественно-воспроизводимые);

- эндогенные – внутренние ресурсы экономической системы (экономически воспроизводимые);

3) в зависимости от времени, в течение которого они функционируют и способа их представленности в произведенном продукте:

- обеспечивающие (средства труда и трудовые ресурсы) – функционируют в ряде производственных циклов и не воплощаются (вещественно) в готовом продукте;

- воплощенные (предметы труда) – функционируют в течение одного производственного цикла и составляют вещественно-энергетическую основу произведенного продукта;

4) с точки зрения процесса труда - все ресурсы участвуют в создании (являются средствами создания) продукта, его потребительной стоимости:

- объективные (вещественные, материальные): СТ+ПТ=СП;

- субъективные (личные): РС (трудовые ресурсы);

5) с точки зрения общественной формы, т.е. социально-экономической формы, характеризующейся общественным способом соединения рабочей силы и средств производства, все факторы производства (ресурсы) выступают как социальные средства реализации данного типа собственности:

- фонды (Ф), представленные средствами производства и рабочей силой, в дорыночной России (при социализме);

- капитал (К) – в рыночной экономике;

6) с точки зрения создания и возрастания стоимости (марксистское деление) капитал (фонды 1) делится:

- постоянный капитал (c) – та часть стоимости капитала (фондов), которая превращается в средства производства и в процессе производства не изменяет своей стоимости; представлен средствами производства;

- переменный капитал (v) – та часть стоимости капитала (фондов), которая превращается в рабочую силу и в процессе производства изменяет свою стоимость; представлен рабочей силой, отсюда К(Ф) = c + v. Изменение этой части капитала связано с созданием прибавочной стоимости (m), которая является результатом эксплуатации наемного труда: Рабочая сила в процессе производства своим конкретным трудом переносит стоимость средств

производства (c) на готовый продукт и абстрактным трудом создает новую

______________________

1Деление на постоянный и переменный, связанное с эксплуатацией наемных рабочих, Марксом относилось только к капиталу. Но поскольку в дорыночной России (при социализме) был установлен факт эксплуатации, постольку это деление можно отнести и к фондам.


стоимость (v+m), в результате стоимость продукта. W = c+(v+m)

Норма прибавочной стоимости (), выражающая степень эксплуатации определяется по формулам:

%= ;отсюда ,

где ПП, ПТ, ПВ – прибавочный, соответственно, продукт, труд и время;

НП, НТ, НВ – необходимый, соответственно, продукт, труд и время;

Предположим, что c=100д.е., v=200д.е., ,=100%, тогда:

К=100c+200v=300

W=100+(200v+200m)=500, т.е. капитал возрос на 200д.е.

7) С точки зрения характера или способа оборота стоимости капитал (фонды) делится на:

- основной капитал (основные производственные фонды) – F (ОПФ) – часть производительного капитала, которая участвует в ряде циклов производства, а стоимость которой переносится на готовый продукт по частям; представлен СТ (здания, сооружения, машины, механизмы);

- оборотный капитал (оборотные производственные фонды) – τ (ОбПФ) – часть производительного капитала, стоимость которой целиком переносится в течение одного цикла производства на готовый продукт; представлен ПТ+РС (условно), так как она не переносит свою стоимость, а создает новую стоимость

8) С точки зрения сферы функционирования фондов (Ф):

- производственные (ПФ) – в производстве (ОПФ+ОбПФ);

- непроизводственные (НФ) – в непроизводственной сфере; включают: основные непроизводственные фонды (ОНФ) – жилой фонд, дома отдыха, санатории, детские сады, ясли, спортивные площадки, медицинские учреждения, дома культуры, и фонды обращения (ФО), которые состоят из готовой к реализации продукции и денежных средств, не­обходимых для закупок сырья, топлива, выдачи заработной платы и т.д.

Основные средства (Сосн) =ОПФ +ОНФ

Оборотные средства (Соб) = ОбПФ + ФО, связь между которыми существует в процессе движения (кругооборота): они переходят друг в друга и полностью возобновляются после каждого кругооборота (цикла).

Все ресурсы (факторы производства) обладают одним общим свойством: они всегда ограничены. Отсюда объем производства экономических благ (товаров и услуг) ограничен и невозможно удовлетворить все потребности всех людей одновременно. Ограниченность благ, в том числе ресурсов и технологий, может быть различной и включает:

- редкость благ, обусловливаемая объемами и степенью восполняемости запасов различных благ, характеризующих их ограниченность относительно друг друга;

- недостаточность благ – ограниченность благ относительно потребностей в них. В результате ограниченность благ, в том числе ресурсов и технологий, представляется практически универсальным свойством благ, входящих в сферу экономической жизнедеятельности людей.

Надо отметить, что ограничены не только факторы (pecypcы), но и физические и интеллектуальные способности, время, которое каждый человек может уделить тому или иному занятию. Словом человек живет в мире ограниченных возможностей. И хотя люди за тысячелетия своей жизни существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и в настоящее время, как и в любой другой момент времени, ограниченность наличных ресурсов остается и накладывает ограничения на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер, так как состоит в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.

Из ограниченности ресурсов вытекает необходимость их оптимального распределения, требующего установления каких-либо принципов распределения товаров и услуг, экономии, эффективного использования и конкуренция за их использование между альтернативными целями (а не между людьми). Например, нефть может использоваться для производства: а) топлива (котельного, дизельного, реактивного); б) вещества для получения после вторичной переработки (синтетических волокон, красителей, моющих средств, пластмасс); в) валютная выручка от экспорта нефти для закупок (продовольствия, медикаментов, других потребительских товаров, оборудования для легкой, пищевой и химической промышленности, новейшей техники и технологии). И все это альтернативные цели для использования нефти, объемы добычи которой сокращаются в стране, и если, например, увеличить ее экспорт, то сократятся внутренние поставки.

«Экономикс» считает, что проблема выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях и есть главная задача, а методы решения этой задачи – предмет экономической науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.077 с.)