Основные структуры (модели) рынков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные структуры (модели) рынков.



Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой (или формой, моделью, типом рынка). Она характеризуется рядом черт: а) число и размер фирм, б) тип предлагаемого продукта, в) степень контроля над ценами, г) условия входа в отрасль и выхода из нее, д) доступность информации.

По сути дела, понятие "рыночная структура" шире категории "рынок". Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке. Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Представленная характеристика типов рыночных структур (табл. 4.2) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков. Остановимся более подробно на каждой из моделей рынка.

Характерные черты рынка чистой (совершенной) конкуренции:

1Большое число мелких фирм, производящих однородную продукцию и предлагающих ее многим покупателям, которым безразлично у какой фирмы покупать. Размеры фирм по сравнению с общим объемом рынка малы – не более 1% продаж на рынке каждый день; исключаются соглашения между фирмами.

2Стандартизированный продукт, однородность продукции разных фирм (трудно реализуемое на практике, так как одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу географического места продажи, условий обслуживания, рекламы, упаковки и т.д.).

3Контроль над ценой отсутствует. Цена является внешним фактором по отношению к фирме, т.е. не зависит от нее. Фирма вынуждена “соглашаться с ценой”, принимать ее как заданный параметр.

4Нет ограничений (барьеров) на вход и выход из отрасли (рынка), что означает мобильность факторов производства, т.е. свободный перелив капитала из отрасли в отрасль, свободное передвижение рабочей силы, товаров, денег.

5Участники имеют равный доступ ко всем видам информации о состоянии рынка: о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике и технологии производства.

6Неценовая конкуренция отсутствует.

Всему комплексу условий рынка совершенной конкуренции не отвечает ни один реальный рынок. Наиболее близок к нему рынок зерна, если сельское хозяйство является фермерским.

Фирма, имеющая свою продукцию на совершенном (конкурентном) рынке, называется конкурентной фирмой, так как эти фирмы не могут воздействовать на цену и выступают как принимающие цену.

Все остальные модели рынка относятся к рынкам несовершенной конкуренции. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, они могут существенно влиять на условия реализации продукции, и в первую очередь воздействовать на рыночную цену. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.


Модель рынка
Характерная черта Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое число Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный; нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсутствуют Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Очень типична, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
Примеры Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов Местные предприятия общественного пользования

 

 

Таблица 4.2 – Характерные черты четырех основных моделей рынка

 


Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. Монополию можно рассматривать как тип фирмы, которая представляет собой крупную корпорацию, занимающую ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Но под монополией может пониматься и определенная структура рынка, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.

К основным признакам рынка чистой монополии следует относить:

1 На рынке действует только одна фирма-продавец (производитель) данного товара. Фирма и отрасль совпадают, поэтому поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

2 Товар не имеет близких заменителей (уникальный товар), поэтому у покупателя нет альтернативного выбора.

3 Значительный контроль над ценой: фирма диктует цену (цена – внутренний фактор), повышая или понижая цену, подвергая изменениям объем производимого продукта. Степень монопольной власти над ценой будет зависеть от наличия близких заменителей.

4 Барьеры юридические и экономические для вступления в отрасль других фирм непреодолимы, к числу которых относятся:

· Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

· Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца. Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребления монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.

· Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.

· Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

5 Доступ к информации ограничен.

6 Неценовая конкуренция: реклама, связь фирмы с общественными организациями.

Примеры: местные предприятия общественного пользования (метро, естественные монополии).

Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией, которую обычно подразделяют на два типа:

· дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, розничные цены всегда выше оптовых;

· дискриминация среди покупателей, которые имеют различные доходы и, соответственно, готовы платить за один и тот же товар разную цену. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках.

Ценовая дискриминация также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы для привлечения новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от объема покупки, сезонности и т.п.

Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий:

а) фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

б) должна быть исключена возможность перепродажи товара;

в) необходимым условием является способность производителя к сегментированию рынка.

Совершенная конкуренция и чистая монополия – крайние варианты рыночных структур. Промежуточное положение между ними занимают монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополистическая конкуренция – это тип рыночной структуры близкой к совершенной конкуренции; ей свойственны черты чистой монополии и совершенной конкуренции; по существу это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.

Структура рынка монополистической конкуренции:

1 Значительное число мелких фирм-производителей (доля рынка и производства каждой фирмы мала).

2 Продукция фирм дифференцирована (разнородна по качеству, внешнему виду и т.п.).

3 Высокая степень конкуренции.

4 Неценовая конкуренция: реклама фирмами своих товаров и продвижение их на рынок.

5 Нет барьеров для входа и выхода из отрасли.

6 Некоторые ограничения в доступе к информации.

7 Ограниченный (в узких пределах) контроль над ценой.

Примеры: розничная торговля, видеосалоны, парикмахерские, производство одежды, бытовых средств, лекарств, обуви, косметики.

Особенности: фирма обладает небольшой долей рынка, поэтому имеет очень ограниченный контроль над ценой; невозможен тайный сговор с целью искусственного повышения цен или ограничения производства; можно не учитывать реакцию конкурентов, так как влияние действий одной фирмы на всех остальных очень незначительно.

Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

Следует подчеркнуть, что дифференциация продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену.

Олигополия – это тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Выделяют следующие основные черты олигополий:

1 Несколько (3-4) крупных фирм-продавцов, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Точное число фирм определить трудно, так как олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную, с одной стороны, монополей, а с другой – монополистической конкуренцией.

2 Два вида олигополии:

чистая (однородный стандартизированный продукт – сталь, алюминий, цемент).

дифференцированная (дифференцированный продукт – товары потребительского назначения, автомобили, покрышки, камеры, сигареты).

3 Всеобщая взаимозависимость – учет реакции конкурентов. Так как на рынке конкурируют лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.

4 Контроль над ценой ограничен взаимозависимостью фирм (значителен при тайном сговоре).

К олигополии как рыночной структуре относят картель, который представляет собой сговор нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации совместной прибыли. Если в картель объединяются все предприятия отрасли, то он ведет себя как фирма-монополист.

5 Наличие существенных препятствий при входе в отрасль. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших – величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

6 Некоторые ограничения в доступе к информации.

7 Типична неценовая конкуренция (особенно при дифференцированном продукте).

Таким образом, если чистая конкуренция и монополия – идеальный тип рыночной структуры, который встречается крайне редко, то монополистическая конкуренция и олигополия – реально существующий тип рынков. Проведенный анализ особенностей (характерных черт) основных моделей рынков необходим для выяснения в дальнейшем принципов поведения фирм как экономических агентов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.033 с.)