Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика рынков ресурсов. Особенности спроса и предложения факторов производства.

Поиск

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов (факторов производства), используемых в производстве товаров и услуг. К ним относятся:

- естественные ресурсы (земля, её недра, водные и лесные ресурсы);

- капитал (физический), т.е. средства производства, которые называются инвестиционными ресурсами или производственным капиталом;

- трудовые ресурсы (люди с их способностью производить продукцию и услуги);

- предпринимательские способности людей к организации производства.

Рынки факторов производствасферы товарного оборота этих ресурсов. В экономической теории выделяют три вида рынка ресурсов:

- рынок труда (L);

- рынок земли (N);

- рынок капитала (K).

Каждый из ресурсных рынков состоит из множества рынков конкретного ресурса. Например, рынок труда состоит из рынков рабочей силы различных специальностей (экономистов, врачей, юристов, инженеров и т.д.). В современных условиях к ресурсным рынкам относятся также рынок информации, рынок знаний, интеллекта и способов их передачи. Движение ресурсов (факторов производства) опосредуется рынками денег и ценных бумаг, регулируется государством. Например, рынки труда и земли нуждаются в законодательном регулировании, так как затрагиваются вопросы собственности на ресурсы. Но в любом случае ко всем рынкам ресурсов государство подходит с точки зрения сохранения и совершенствования конкурентной среды, смягчая нежелательные тенденции и стимулируя рост производства.

Необходимо отметить отличительные особенности ресурсов (факторов производства):

- ограниченность (отсюда объем производства тоже ограничен);

- взаимодополняемость, т.е. процесс производства возможен только при наборе определенных факторов;

- определенная взаимозаменяемость ресурсов, т.е. один ресурс может быть заменен другим в определенной пропорции, но это не означает возможности полного исключения из производственного процесса какого-либо фактора;

- обладают производительностью, т.е. по мере использования приносят дополнительный продукт во все уменьшающемся размере (закон убывающей производительности);

- приносят доход их владельцам;

- каждый обладает спецификой, которая обусловливает специфику каждого из рынков ресурсов.

Цены на все виды ресурсов формируются на рынке на основе взаимодействия спроса на ресурс (Dres) и его предложения (Sres). При этом на любом рынке ресурсов в качестве субъектов спроса выступают фирмы (бизнес), которые используют ресурс в производстве и платят за его использование владельцам ресурсов, а субъектов предложения – домашние хозяйства, которые, будучи собственниками ресурсов, получают доходы от их использования фирмами.

Таким образом, цена ресурса для фирм, использующих его, является издержками, а для домашних хозяйств (владельцев ресурсов) – доходом:

- цена естественных ресурсов (земли) – рента (R);

- цена труда (рабочей силы) – заработная плата (W);

- цена инвестиционных ресурсов (капитала) – процент (r);

- цена предпринимательских способностей – предпринимательский доход (ПД), который определяется как разница между прибылью и величиной процента. Что касается предпринимательской способности (предприимчивости), то это специфический фактор, для которого субъект спроса и предложения один и тот же – предприниматель. Поэтому предприимчивость не является рыночным фактором, хотя чрезвычайно существенна для рыночной экономики.

Спрос на ресурсы и их предложение обладают рядом особенностей по сравнению со спросом на готовую продукцию (Dq) и ее предложением (Sq). Особенности спроса на ресурсы (Dres):

- производный, вторичный, так как зависит от спроса на готовую продукцию: чем больше спрос на готовую продукцию, тем больше спрос на ресурс;

- взаимозависимый (вытекает из необходимости взаимодействия факторов производства в процессе производства);

- устойчивый (в силу ограниченности ресурсов); более того, для рынка ресурсов характерна концентрация спроса, делающая типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии (небольшое число покупателей). Например, монопсония на рынке труда в небольших городах: фирма, являясь единственным покупателем рабочей силы, имеет возможность снижать зарплату, нанимать меньшее количество работников и получать максимальную прибыль; двусторонняя монополия на рынке капитала (рынок оборудования, изготовленного по индивидуальным заказам): в такой ситуации, когда один продавец и один покупатель, на рынке не образуется единая равновесная цена и результат сделки целиком зависит от относительной силы сторон;

- зависит от производительности труда: если она растет, то ресурсов требуется больше; технологии: новая технология способствует экономии всех видов ресурсов, снижению их потребления; от производительности (отдачи) ресурсов, которая находится под влиянием действия закона убывающей отдачи: по мере увеличения количества применяемого ресурса (при неизменности других) уменьшается отдача от этого ресурса; от спроса на другие ресурсы, т.е. изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополняющие ресурсы (например, изготовление ЭВМ и программного обеспечения). Так, при введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов: а) эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (скажем, замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал); б) эффект объема производства выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Поскольку эти эффекты противоположны по направленности, постольку на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов; если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. При введении в производство дополнительного ресурса изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении.

Предложение ресурсов (Sres) - это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам.

Предложение ресурсов обладает следующими особенностями:

- порождается спросом на них (как и на рынках потребительских благ);

- характеризуется ограниченностью, которая относительна в сравнении с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ;

- испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов, что обусловливает существование их рынков;

Предложение каждого конкретного ресурса имеет различную эластичность, которая в большей степени зависит от степени ограниченности данного ресурса. Так, предложение земли чаще всего неэластично, так как в каждый данный момент ее размеры фиксированы, альтернативного, заменяющего землю ресурса не существует, она представляет собой уникальное, невоспроизводимое экономическое благо.

Эластичность предложения, например, труда в каждый данный момент может зависеть от конкретной экономической ситуации реализации возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной платы.

Предложение на рынке ресурсов зависит от специфики каждого конкретного фактора как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода, поэтому оно будет анализироваться на каждом конкретном рынке ресурсов (труда, капитала, земли).

 

1.1 Действие законов спроса и предложения на рынке ресурсов

 

Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой данного ресурса (pres) и объемом спроса на него (QDres). При повышении цены ресурса (­ pres) объем спроса на него падает (¯ QDres): предприятие либо покупает меньше данного ресурса, либо замещает его другим ресурсом относительно более дешевым. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой ресурса и реально изменяющимся объемом его предложения (QSres): более высокая цена ресурса стимулирует его предложение.

(1)

В основе предложения ресурсов лежат предельные издержки ресурсов (МRC) – прирост издержек за счет введения в производство дополнительной единицы переменного ресурса.

В основе спроса на ресурс лежит предельная доходность ресурсов (MRP) или доход от предельного продукта – прирост дохода фирмы за счет дополнительной единицы переменного фактора

MRP=MR´MP (2),

(3),

где MP – предельный (физический) продукт – прирост выпуска продукта (в натуральном выражении), обеспеченный увеличением переменного ресурса на единицу:

MR – предельный доход – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции.

(4)

В условиях совершенной конкуренции, когда фирмы являются “ценополучателями”, MRP=MP´P, так как MR=P (5),

где Рq– цена единицы выпускаемой продукции.

На конкурентном рынке кривая спроса на ресурс (Dres) совпадает с кривой MRP, имеет отрицательный наклон, т.к. отражает убывающую предельную доходность ресурса (MRP); а кривая предложения ресурса (Sres) совпадает с кривой предельных издержек ресурса (МRС) и имеет положительный наклон, так как отражает возрастающие издержки упущенных возможностей. Рынок ресурса в общем виде можно изобразить графически (см. рис. 7.1).

Pres – цена ресурса: ставка зарплаты – w,

ставка процента – r, рента – R.

Qres – количество ресурса: труда – L,

капитала – K, земли – N.

P0 – равновесная цена ресурса (соответственно w0, r0, R0).

Q0 – равновесный объем ресурса (соответственно L0, K0, N0).

Рисунок 7.1 Рынок ресурсов

(общий вид)

Равновесие на рынке ресурса устанавливается в точке Е0 – пересечении кривых спроса и предложения, где Dres = Sres (при равновесной цене p0 и равновесном объеме привлекаемых ресурсов Q0). В точке Е0 MRP =MRC – уравнение равновесия конкурентного рынка ресурсов (6). В остальном механизм конкурентного рынка ресурсов подобен рынку продукции: при установлении цены p1>p0 образуется избыток ресурса (Sres>Dres), а при p2<p0 - дефицит ресурса (Dres>Sres). Ситуации неравновесия рынка в условиях совершенной конкуренции не могут сохраняться долгое время и рынок приходит в равновесие путем либо снижения цены ресурса (p1), либо ее повышения (p2) до уровня равновесной (p0).

 

1.2 Спрос фирмы на ресурс. Правила использования ресурсов

 

Фирма, предъявляя спрос на факторы, сталкивается с необходимостью решения следующих задач:

- оптимального сочетания факторов производства;

- минимизации издержек при каждом заданном объеме производства;

- определения объема производства, максимизирующего величину прибыли.

Рассмотрим, что лежит в основе спроса фирмы на ресурс и каковы его границы? Предположим, что фирма использует один переменный ресурс (другие факторы постоянны). При этом надо иметь ввиду, что увеличение количества используемого ресурса приводит к увеличению:

а) выпуска продукции (­ ТР), что связано с МР;

б) дохода фирмы (­ TR), что связано с MRP;

в) издержек фирмы (­ ТС), т.е. к росту МRС.

Причем, МР сначала растет, а затем снижается в соответствии с законом убывающей отдачи, поэтому MRP будет убывающей.

При определении оптимального для себя объема спроса (количества используемого ресурса) фирма будет ориентироваться: во-первых, на MRP, которая убывает по мере увеличения ресурса; во-вторых, на MRC, которые возрастают с увеличением ресурса. Поэтому фирма будет увеличивать количество используемого ресурса (Q res), а, соответственно, спрос будет расти до тех пор, пока MRP=MRC, т.е. если MRP>MRC, то будет расти спрос на ресурс (­ Dres) и количество используемого ресурса (­Qres); если MRP<MRC, то снижаются ¯Dres и ¯Qres.

Рис. 7.2 График предельной доходности ресурса для фирмы в условиях совершенной MRP1 и несовершенной MRP2 конкуренции
Помимо рассмотренных выше факторов, влияющих на спрос на ресурс (Dres), он будет зависеть также от структуры (модели) рынка. Так, если фирма действует в условиях совершенной конкуренции на рынке готовой продукции, то pq-const и не зависит от объема выпуска: МС=MR=pq. Если фирма – несовершенный конкурент на рынке готовой продукции, то она вынуждена снижать цену при расширении объема сбыта: МС=MR<pq. Соответственно, MRP фирмы- несовершенного конкурента (MRP2) и конкурентной фирмы (MRP1) не совпадают: MRP1>MRP2. Скорость снижения доходности ресурса для несовершенного конкурента выше, чем для конкурентной фирмы, и график предельной доходности ресурса MRP2 будет иметь более крутой наклон (рисунок 7.2). Для определения оптимального количества используемого ресурса фирма всегда сравнивает доход с издержками и оценивает прибыль.

Когда фирма сталкивается с условиями совершенной конкуренции на ресурсном рынке, тогда MRC=pres (или w, r, R) и будут иметь вид горизонтальной линии (рисунок 1.2). Принцип выбора фирмой количества используемого ресурса (Qres) при условии, что все остальные ресурсы постоянны, аналогичен принципу определения оптимального объема выпуска. Для фирмы будет прибыльным увеличивать количество используемого ресурса до точки, где MRP= MRC (рисунок 1.2). В нашем примере при цене ресурса p0 фирма в условиях совершенной конкуренции на рынке готовой продукции будет использовать Q1 единиц данного ресурса (график MRP1), а в условиях несовершенной конкуренции – только Q2 (график MRP2): Q1>Q2.

Сформулируем правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор (ресурс): фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора (ресурса), при котором его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам:

MRP= MRC (7)

Для условий совершенной конкуренции правило примет следующий вид:

MRPL=W; MRPK= r; MRPN= R (8),

так как MRCL=W, MRCK=r, MRCN=R.

Если MRP > МRС, то следует увеличивать Qx res;

если MRP < MRC, то следует уменьшить Qx res;

если MRP =MRC, то фирма находится в состоянии равновесия, т.е. получает максимальную прибыль.

На практике фирма применяет в производственном процессе различные виды ресурсов и, следовательно, все они являются переменными. Поэтому перед фирмой стоит проблема скомбинировать ресурсы так, чтобы получить максимальную прибыль.

Каждая фирма делает выбор варианта сочетания ресурсов, руководствуя двумя главными правилами (условиями).

Правило минимимизации (наименьших) издержек, согласно которому фирма будет манипулировать ресурсами до тех пор, пока не будет достигнуто равенство предельных производительностей всех используемых ресурсов приходящихся на одну денежную единицу:

(9)

 

 


(предельная производительность (10) денег)

или

- это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний доллар (марка, рубль и т.д.), затраченный на каждый ресурс дает одинаковую отдачу.

- одинаковый предельный продукт (МР).

Это правило (некоторые выводы):

- действует при фиксированных (заданных) ценах ресурсов, готовой продукции и количества денег, которым располагает производитель для организации бизнеса;

- применимо для любого количества ресурсов;

- обеспечивает равновесие положения производителя; максимизацию выпуска при имеющихся ресурсах;

- аналогично правилу максимизации полезности для потребителя.

Однако минимизация издержек при заданном объеме производства не означает, что данный объем ресурсов обеспечивает фирме максимальную прибыль. Минимизация издержек есть обязательное, но недостаточное условие для максимизации прибыли. Разница между минимизацией издержек и максимизацией прибыли заключается в следующем: при достижении оптимальной комбинации факторов для любого объема выпуска во внимание принимаются цены факторов и их предельная производительность. При формулировке условий максимизации прибыли необходимо учитывать и предельный продукт фактора в денежном выражении (MRP), отражающий спрос на продукцию (Dq), производимую с помощью этих факторов. Это связано с производным характером спроса на ресурсы.

или MRPi=MRCi (11)

Правило максимизации прибыли, согласно которому фирма максимизирует прибыль тогда, когда выручки от реализации предельных продуктов, полученных от последних единиц каждого вида используемых ресурсов, одновременно будут равны предельным затратам фирмы по всем покупаемым ресурсам.

для всех i=1,2,...,n

Другими словами, для максимизации прибыли при покупке нескольких ресурсов фирме необходимо максимизировать разницу: MRP – МRС, т.е. достичь равенства MRP=MRC для всех покупаемых ресурсов.

или MRPi=Pi (12)
Если оба рынка: ресурсный и готовой продукции – рынки совершенной конкуренции, т.е. цены благ и цены ресурсов являются заданными, не зависящими от данного производителя величинами, то это условие принимает следующий вид:


для всех i=1,2,...,n

и будет звучать так: фирма максимизирует свою прибыль, когда стоимости предельных продуктов от всех используемых ресурсов будут одновременно равны ценам этих ресурсов. Если же единица любого ресурса будет обходиться фирме дороже, чем стоимость приносимого ею дополнительного продукта (MRP<pres), то значит фирма не достигла оптимального состояния в использовании ресурсов.

 

1.3 Отраслевой и рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурс

 

Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый одной фирмой. Если фирма работает на чисто конкурентном рынке ресурсов, т.е. имеет незначительную долю потребления данного ресурса и не может поэтому оказать воздействие на его рыночную цену, то кривая ее спроса на ресурс совпадает с кривой предельной доходности ресурса, не имеет значения, является ли рынок готовой продукции, производимой из данного ресурса, монопольным или конкурентным. Последнее влияет лишь на эластичность спроса на ресурс со стороны фирмы (спрос монополиста менее эластичен).

Рыночный спрос на ресурс складывается из объемов спроса, предъявляемого всеми фирмами различных отраслей, использующими данный ресурс в производственном процессе при каждой данной цене.

Процесс формирования отраслевого спроса не столь прост и однозначен. Легче всего определяется отраслевой спрос на ресурс, когда в отрасли имеется всего один производитель готовой продукции – чистый монополист, тогда кривая предельной доходности монополиста будет одновременно кривой отраслевого спроса на данный ресурс.

Формирование отраслевого спроса на ресурс усложняется, если фирм – производителей одного товара много и они конкурируют между собой за какой-то ресурс. Дело в том, что все фирмы, работающие на конкурентном рынке, реагируя на изменение уровня цены предложения ресурса корректировкой объема его использования, тем самым воздействуют и на величину отраслевого выпуска своей продукции. Это, в свою очередь, сказывается на уровне цены отраслевого продукта, объем которого каждая из фирм считает фиксированным, принимая решения относительно уровня использования ресурсов. Кривая отраслевого спроса на ресурс будет зависеть от того, приведет или не приведет изменение цены ресурса к изменению цены готовой продукции.

1. Если цена готовой продукции остается без изменения, то кривая отраслевого спроса может быть определена как сумма спроса всех входящих в отрасль фирм.

2. Если в результате снижения цены ресурса цена готовой продукции снизится, то отраслевой спрос будет меньше суммы спроса всех входящих в отрасль фирм. Так как снижение издержек приведет к увеличению отраслевого предложения, то это, в свою очередь, снизит равновесную цену. Если бы цена осталась прежней, расширение производства было бы более значительным и для его обеспечения потребовалось бы больше ресурсов.

Поэтому спрос отрасли на ресурс менее эластичен, чем спрос отдельной фирмы.

Спрос на ресурс в экономике можно получить, суммируя спрос на данный ресурс со стороны всех отраслей, его использующих.

Изменение объема спроса на ресурс (QDres), вызываемое изменением цены ресурса (pres), означает движение по кривой спроса на ресурс (Dres). Изменение же спроса на ресурс (Dres) возникает при действии неценовых факторов: на графике – это сдвиг кривой спроса на ресурс (Dres) вправо – вверх или влево – вниз. К числу неценовых факторов спроса на ресурс относятся:

- Изменение спроса на готовую продукцию, в производстве которой используется ресурс, чем он выше, тем больше будет спрос и на ресурс (и наоборот).

- Цены и объемы ресурсов – заменителей, а также ресурсов – дополнителей. Если ресурс-конкурент подорожает, то спрос на данный ресурс возрастет (и наоборот). Небольшие объемы на рынке ресурсов – заменителей при общем увеличении спроса на ресурсы данного типа будут способствовать росту спроса на данный ресурс, а их изобилие может привести к обратному результату. При удорожании комплементарных (дополняющих) ресурсов спрос на данный ресурс уменьшится, т.к. увеличение издержек выпуска готовой продукции понизит спрос на нее и на ресурсы, с помощью которых она производится (в т.ч. и на данный ресурс). Дефицит на рынке комплементарных ресурсов может повлечь сокращение спроса и на данный ресурс, т.к. для выпуска готовой продукции требуется определенная количественная комбинация ресурсов.

- Технологические изменения, воздействующие на MP. Применение более совершенной технологии увеличивает MP: фирмы склонны приобретать больше того ресурса, чья предельная производительность при прочих равных условиях повысилась.

(13)

Реакция спроса на ресурс в ответ на действие влияющих на него факторов называется эластичностью. Коэффициентэластичности спроса на ресурс по цене:

Эластичность спроса по каждому ресурсу зависит от ряда факторов:

- изменения предельной доходности ресурса (MRP). Если предельная доходность ресурса снижается медленно, то спрос на него относительно эластичен. И наоборот, если скорость падения доходности высока, спрос имеет тенденцию относительной неэластичности;

- взаимозаменяемости ресурсов: если данный ресурс может быть легко заменим другим, то спрос на него относительно эластичен;

- доли ресурса в издержках фирмы. Эластичность спроса на ресурс будет тем выше, чем большую долю данный ресурс занимает в структуре затрат предприятия. Например, повышение цен на энергоресурсы заставило производителей сократить их потребление, использовать энергосберегающее оборудование. С другой стороны, затраты на канцелярские принадлежности занимают лишь малую долю в издержках фирмы, их подорожание вряд ли отразится на объеме их использования;

- степени эластичности спроса на готовую продукцию, производимую с помощью данного ресурса. Так, спрос на продукты питания такие как молоко, мясо, хлеб, относительно неэластичен, поэтому спрос на сырье для их производства также будет иметь тенденцию к неэлатичности;

- структуры рынка готовой продукции (со стороны отдельной фирмы): если рынок готовой продукции является чисто конкурентным, то эластичность спроса фирмы на ресурс будет выше, чем в условиях несовершенной конкуренции.

- эластичности предложения других ресурсов, используемых в отрасли: чем неэластичнее предложение ресурсов-конкурентов, тем неэластичнее спрос на ресурс, цена которого меняется.

- времени: в долгосрочном плане спрос на ресурс более эластичен, т.к. увеличиваются возможности его замещения.

Единого рынка ресурсов нет, но есть совокупность взаимосвязанных рынков – рынка труда, рынка капитала, рынка земли, изучение каждого из которых начинается с анализа совершенной конкуренции, переходя затем к изучению несовершенной конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.152 (0.013 с.)