Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Основы теории спроса и предложения.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема № 7. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии (3 ч).
Вопросы:
Вопрос № 1. Модель рынка чистой монополии. Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Характерные черты чистой монополии: 1) понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; 2) покупатели не имеют возможности выбора; 3) чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; 4) кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; 5) чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами. Барьеры для входа в отрасль – это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста). Чистая монополия – это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.
Вопрос № 2. Кривая предельного дохода чистого монополиста. Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) – MR < P. График MR проходит ниже кривой спроса. Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR).
Когда спрос эластичен, значение MR положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, MR < 0 и ТR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, а ТR – максимальный. Монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса.
Вопрос № 3. Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие.
Объем выпуска (Qm), максимизирующий прибыль монополиста, определяется правилом: MR = MС. Затем устанавливается цена (Рm). Графически это выглядит так: устанавливаемая цена (Рm) определяется высотой кривой спроса в точке выпуска Qm. Такая цена всегда выше MC. Отсюда: MC = MR < P – условие равновесия чистого монополиста в SR.
Для определения монопольной прибыли необходимо знать соотношение цены (Рm) и средних издержек (АТС). - Если Рm > АТС – монополист получает прибыль (p = (Р – АТС)×Q) и максимизирует ее; - Если AVC < Р < ATC – монополист несет убытки и, минимизируя их, продолжает производство; - Если Р = АТС – монополист полностью покрывает экономические издержки и имеет нулевую экономическую прибыль. В долгосрочном периоде монопольная фирма обеспечит равновесие в том случае, если сможет удержать контролируемую ею отрасль от проникновения в нее иных фирм. Используя входные барьеры чистая монополия способна получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде. Чистая монополия лишена кривой предложения, т.к. она сама назначает цену в соответствии с Qm. Решение монополиста об объеме выпуска (Qm) невозможно отделить от кривой спроса.
Тема № 10. Олигопольный рынок.
Вопросы: 1) Характерные признаки олигопольного рынка. 2) Модель Курно. Ценовая война. 3) Модель «Дилемма заключенного». 4) Модель «ломаной кривой спроса». 5) Типы олигополистического поведения: а) картельное соглашение; б) лидерство в ценах в) практика сдерживания цен; г) ценообразование по принципу «издержки плюс».
Тема 1. Основы теории спроса и предложения.
Вопросы:
Вопрос № 1. Спрос и его факторы. Функция спроса.
Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: 1. Цена данного товара (Р); 2. Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc); 3. Текущие доходы потребителей (V); 4. Вкусы и предпочтения потребителей (Z); 5. Объективные (внешние) условия потребления (N); 6. Ожидания потребителей (Е). 7. Зависимость «Д» от указанных факторов называется функцией спроса:
QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса. Функция спроса от цены: QД = f (P). Q=a-bP – лин.ф-ция Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически: Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.
Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.
Вопрос №2. Предложение и его факторы. Функция предложения.
Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время. Условия, при которых формируется объем предложения называется факторами предложения. Факторы предложения: 1. Цена данного товара (Р); 2. Цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS); 3. Издержки производства и уровень технологий (С); 4. Налоги и субсидии (Т); 5. Объективные (внешние) условия производства (N); 6. Ожидания производителей (Е). Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих: QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T). Функция предложения от цены: QS = f (P)., Q=c+dP Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке. Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены. Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких.
Реакция предложения на цену объясняется тем, что: 1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения; 2) в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара. Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.
Вопрос № 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены. Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения. Pe = PD = PS – равновесная цена; Qe = PD = PS - равновесный объем производства.
Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла. 1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает. Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.
2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.
По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Вопрос № 4. причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия. Изменения в рыночном равновесии происходят вследствие изменений неценовых факторов. А. Реакция рынка на изменение «D». Предположим, что «V» возрастает. Значит, при прочих равных условиях, возрастает спрос на данный товар (если это товар нормального качества). Дефицит (e0 А) продукта Q при цене Р0 повысит цену до Р1. В результате установится новое равновесие в точке e1. В. Реакция рынка на изменение предложения. Предположим, что в результате применения новых машин сократились издержки производства у производителей и, как следствие, возросло предложение товара Q на рынке. Излишек (e0 В) предложения товара Q при цене Р0 вызовет падение цены до Р1. В результате установится новое равновесие в точке e1.
Размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии «D» («S») и наклона графиков «D» и «S».
При одновременном движении D и S (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия Рe и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится.
Вопрос № 5. Воздействие государства на рыночное равновесие.
На практике государство часто вмешивается в рыночное ценообразование. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются: 1. налоги и субсидии;субс-гос.выплаты гражд,напр.на поддерж.соц.незащищ.слоев насел.(->прв) 2. прямое регулирование цен;уст.верх.гран.цены д/л защ.интер.малоимущ.потр.,либо ниж.для обеспеч.мин.ур-ня дохода. 3. регулирование обращающихся на рынке товаров. Самым мягким средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма считаются налоги. Рассмотрим последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом. Введение акциза сдвигает кривую «S» влево на величину налога (Т). Спрос и предложение уравниваются при цене Р1, которая выше цены Р0. Однако, изменение цены, как правило, меньше налога. Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т×Q1) зависит от наклона кривых «D» и «S» или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий наклон графика) платит меньшую часть налога (Т). Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, так как оно затрагивает само действие рыночного механизма.
На графике это показано сдвигом кривой «S» влево до «S1» вокруг точки А. В результате: - общая кривая предложения приобретает вид ломанной кривой (OAS1); - Р1 – цена черного рынка, значительно выше не только государственной, но и цены равновесия (Р0); - Q1 – объем продаж с учетом черного рынка меньше равновесного объема продаж (Q0). Аналогичны последствия при установлении нижней границы цены («цены пола»). Фиксация цен означает отключение рыночного механизма. Регулирование рыночного предложения осуществляется посредством лицензий и квот по экспортно-импортным операциям. Пусть устанавливается квота на уровне Q1 (Q1 < Q0). Кривая предложения становится ломанной кривой. Цена возрастает до Р1. В итоге люди получат товара «Q» в меньшем количестве и по более высокой цене.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.88.130 (0.008 с.) |