Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии AS).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По аналогии с понятием «совокупный спрос» можно выделить агрегированный показатель, который будет отражать сторону предложения на национальном рынке. Речь идет о категории «совокупное предложение». Совокупное предложение — реальный объем производства в экономике (ВВП), который производители готовы и способны предложить при каждом возможном уровне цен. Экономисты спорят относительно формы кривой совокупного предложения. Обычно кривая совокупного предложения представляется в виде трех отрезков, отражающих зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Эту зависимость можно показать графически. На графике AS можно выделить три отрезка: I — горизонтальный, или кейнсианский, отрезок; II — вертикальный, или классический, отрезок; III — восходящий, или промежуточный, отрезок. Для кейнсианского отрезка характерна ситуация, когда максимально возможный объем национального производства Qmax не достигнут. Очевидно, что здесь существует и недозагрузка производственных мощностей и значительная безработица, т. е. экономика функционирует в условиях неполной занятости и находится в фазе кризиса или депрессии экономического цикла. Находясь в состоянии кризиса или депрессии, экономика может наращивать объемы производства без заметного увеличения цен на производимую продукцию. Рост объемов производства на отрезке до Qt практически при нулевом росте цен возможен за счет использования свободных экономических ресурсов, которые из-за кризиса в экономике «выпали» из процесса общественного воспроизводства. Все эти ресурсы можно вовлечь в производство при неизменных ценах ресурсного рынка. А поскольку предприниматели приобретают экономические ресурсы по твердым ценам, то их издержки на производство единицы продукции при расширении объема выпуска не увеличиваются. Уровень издержек производства в расчете на единицу продукции фактически не меняется, а значит, и цены на создаваемые товары будут постоянны. Классический участок графика совокупного предложения предполагает, что экономическая система достигла кривой своих производственных возможностей, т. е. функционирует в условиях полной занятости всех экономических ресурсов. Это означает, что достигнут максимально возможный для данной экономики объем внутреннего производства Qmax (ВВПпатенц). Таким образом, экономическая система находится в фазе подъема экономического цикла. На этом участке любое изменение уровня цен в экономике не приведет к изменению реального объема производства в экономике. К неценовым факторам совокупного предложения относят: изменение цен на ресурсы: внутренние ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности); внешние (импортные) ресурсы; господство на рынке; изменения в производительности труда; изменения правовых норм: налоги с предприятий и субсидии; государственное регулирование. Среди ценовых факторов выделяют: Действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержки и т.д.); Функционирующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В данном случае качество характеризуется производительностью факторов (более квалифицированная рабочая сила и более совершенная техника).
12. Равновесие совокупного спроса и предложения. Изменения в равновесии.
Состояние национальной экономики, при котором существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; производством и потреблением; материальными и финансовыми потоками, – характеризует общее (или макроэкономическое) экономическое равновесие (ОЭР). Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Графически макроэкономическое равновесие будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS и пересечение их в некоторой точке. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения (AD – AS) дает характеристику величины национального дохода при данном уровне цен, а в целом – равновесие на уровне общества, т. е. когда объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее. Эта модель макроэкономического равновесия базовая. Кривая AD может пересечь кривую AS на разных участках: горизонтальном, промежуточном или вертикальном. Поэтому различают три варианта возможного макроэкономического равновесия (рис. 1).
Рис. 1. Макроэкономическое равновесие: модель AD – AS.
Точка Е3 - это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т. е. без инфляции. Точка Е1 - это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е2 - это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией. Рассмотрим, как устанавливается равновесие при пересечении кривой совокупного спроса кривой совокупного предложения на промежуточном участке в точке Е (рис.2).
Рис.2. Установление макроэкономического равновесия. Пересечение кривых определяет равновесный уровень цен РЕ и равновесный уровень национального производства QE. Чтобы показать, почему РЕ представляет собой равновесную цену, a QE - равновесный реальный объем национального производства, предположим, что уровень цен выражен величиной P1, а не PE. По кривой AS определяем, что при уровне цен Р1 реальный объем национального продукта не превысит YAS, тогда как потребители внутри страны и иностранные покупатели готовы потребить его в объеме YAD. Конкуренция среди покупателей за возможность приобрести данный объем производства окажет повышающее влияние на уровень цен. В сложившейся ситуации вполне естественной реакцией производителей на повышение уровня цен будет увеличение объема производства. Совместными усилиями потребителей и производителей рыночная цена при отмеченном росте объема производства начнет повышаться до величины РЕ, когда реальные объемы покупаемого и производимого национального продукта будут равны и в экономике наступит равновесие. В действительности происходят постоянные отклонения от желаемого устойчивого равновесия под воздействием различных факторов – как объективного, так и субъективного характера. К их числу относятся в первую очередь инерционность экономических процессов (неспособность экономики мгновенно реагировать на изменение рыночных условий), влияние монополий и излишнее вмешательство государства, деятельность профсоюзов и др. Эти факторы препятствуют свободному перемещению ресурсов, осуществлению законов спроса и предложения и других неотъемлемых условий рынка. Равновесный национальный продукт обеспечивается установлением равновесной совокупной цены на произведенный продукт, что осуществляется в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Достижение равновесного объема производства в условиях всегда существующей ограниченности ресурсов является целью национальной экономической политики. Все основные проблемы общества так или иначе связаны с несовпадением совокупного спроса и совокупного предложения. Согласно классической модели, описывающей функционирование экономики в долгосрочном периоде, количество произведенной продукции зависит только от затрат труда, капитала и имеющейся технологии, но не зависит от уровня цен. В краткосрочном периоде цены на многие товары негибкие. Они «застывают» на определенном уровне или мало изменяются. Фирмы не понижают немедленно выплачиваемую ими заработную плату, магазины не пересматривают немедленно цены на продаваемые товары. Поэтому кривая совокупного предложения представляет горизонтальную линию. Рассмотрим изменение равновесного состояния экономики раздельно под воздействием совокупного спроса и совокупного предложения. При неизменном совокупном предложении смещение кривой совокупного спроса вправо приводит к различным последствиям в зависимости от того, на каком участке кривой совокупного предложения оно происходит (рис.3).
Рис.3. Последствия увеличения совокупного спроса.
На кейнсианском отрезке (рис. 3а), отличающемся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользованных производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до AD2) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Y1 к Y2) и занятости без повышения уровня цен (Р1). На промежуточном отрезке (рис. 3 б) расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Y3 к Y4) и к повышению уровня цен (от Р3 до Р4). На классическом отрезке (рис. 3 в) рабочая сила и капитал используются полностью, и расширение совокупного спроса (от AD5 до AD6) приведет к повышению уровня цен (от Р5 до Р6) а реальный объем производства останется без изменения, т. е. не выйдет за пределы своего уровня при полной занятости. При обратном смещении кривой совокупного спроса происходит так называемый эффект храповика («храповик» – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Суть его заключается в том, что цены легко повышаются, но не проявляют тенденции к снижению при уменьшении совокупного спроса. Это происходит, во-первых, из-за неэластичности заработной платы, которая не имеет тенденции к понижению по крайней мере в течение какого-то периода времени, и, во-вторых, многие фирмы обладают достаточной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период снижения спроса. Действие этого эффекта покажем на рис.4, где для простоты опустим промежуточный отрезок кривой совокупного предложения.
Рис.4. Эффект храповика.
При увеличении совокупного спроса от AD1 до AD2 равновесное положение сместится от Е1 до Е2, причем реальный объем производства возрастет от Y1 к Y2, а уровень цен – от Р1 до Р2. Если совокупный спрос будет двигаться в обратном направлении и уменьшится от AD2 до AD1 экономика не возвратится в свое первоначальное равновесное положение в точку Е1 а возникнет новое равновесие (Е3), при котором уровень цен сохранится Р2. Объем производства упадет ниже своего первоначального уровня до Y3. Эффект храповика приводит к смещению кривой совокупного предложения от P1aAS до P2E2AS. Смещение кривой совокупного предложения также влияет на равновесный уровень цен и реальный объем национального производства (рис.5).
Рис.5. Последствия изменений совокупного предложения. Один или несколько неценовых факторов изменяются, вызывая увеличение совокупного предложения и смещение кривой вправо, от AS1 до AS2. На графике видно, что смещение кривой приведет к увеличению реального объема национального производства от Y1 к Y2 и уменьшению уровня цен от Р1 до Р2. Смещение кривой совокупного спроса вправо свидетельствует об экономическом росте. Смещение кривой совокупного предложения влево от AS1 до AS3 приведет к уменьшению реального объема национального производства от Y1 к Y3 и увеличению уровня цен от P1 до Р3, т. е. к инфляции. Можно сказать, что в самом общем виде экономическое равновесие – это соответствие между имеющимися ограниченными ресурсами (земля, труд, капитал, деньги), с одной стороны, и возрастающими потребностями общества – с другой. Рост общественных потребностей, как правило, опережает увеличение экономических ресурсов. Поэтому обычно равновесие достигается либо посредством ограничения потребностей (платежеспособного спроса), либо расширением мощностей и оптимизацией использования ресурсов.
13. Совокупное потребление, сбережение: основные категории.
Существует два подхода к объяснению равновесия товарного рынка: классический и кейнсианский. Классическая модель объясняет равновесие в долгосрочном периоде и доказывает, что оно устанавливается на уровне полной занятости ресурсов, поэтому равновесной величиной выпуска (при котором совокупный спрос равен совокупному предложению) всегда будет величина потенциального выпуска Y*, которому будет соответствовать равная ему величина совокупного спроса (совокупных расходов). Эта модель исследует экономику со стороны совокупного предложения. Однако в краткосрочном периоде подобное автоматическое равенство совокупных расходов совокупному выпуску может не наблюдаться. В 1936 годуДж.М. Кейнс предложил модель, которая позволяла определить величину равновесного национального дохода и соответственно величину равновесного объема производства, доказав, что величина совокупного выпуска определяется величиной совокупных расходов, т.е. спрос определяет предложение. Главной макроэкономической проблемой становился совокупный спрос. Эта модель получила название модели «доходы-расходы». Другое ее название - простая кейнсианская модель или модель «Кейнсианского креста». Рассмотрим двухсекторную модель, в которой действуют только два макроэкономических агента – домохозяйства и фирмы. Поэтому совокупный спрос равен сумме расходов домохозяйств (величине потребительских расходов С) и расходов фирм (величине инвестиционных расходов – I). Изучение факторов, влияющих на величину потребительских расходов, дает возможность вывести функцию потребления. Теория потребления, предложеннаяДж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках: · уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: C = C(Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет, однако · в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения: Yd = С + S, то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению». Предельная склонность к потреблению (mpc) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу: , очевидно, что 0 <mpc< 1. Предельная склонность к сбережению (mps) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу: (0 <mps< 1). Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1: . · часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называется автономным потреблением – С Таким образом, кейнсианская функция потребления имеет вид:
На рис. 1.(а) представлен график функции потребления Кейнса. Тангенс угла наклона функции потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном периоде является постоянной величиной и определяется национальными особенностями страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может быть обусловлен изменением величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вверх. Функция сбережений Кейнса имеет вид: График функции сбережений представлен на рис.1.(б). Тангенс угла наклона функции сбережений равен предельной склонности к сбережению. Чем больше mps, тем наклон функции сбережений больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой происходит при изменении величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вниз. · из функции потребления Кейнса следовало, что по мере роста дохода доля потребления в доходе падает, а доля сбережений в доходе - растет. Долю потребления в доходе (т.е. отношение величины потребления к величине дохода) Кейнс назвал средней склонностью к потреблению (apc), а долю сбережений в доходе (т.е. отношение величины сбережений к величине дохода) – средней склонностью к сбережению (aps): (0 <apc< 1); (0 <aps< 1). Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна 1: Современные теории потребления предполагают учет фактора времени. Наибольшего успеха в этом добились американские экономисты Ф.Модильяни, создавший теорию жизненного цикла, и М.Фридман, разработавший концепцию постоянного (перманентного) дохода. Обе концепции базируются на теории межвременного выбора известного американского экономиста И.Фишера, в которой потребительское поведение анализируется с позиций микроэкономического анализа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 11902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.237 (0.014 с.) |