Сущность системы национальных счетов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность системы национальных счетов.



Система национальных счетоводства – это упорядоченная совокупность информации о макроэкономических процессах.

Главная функция системы национального счетоводства - предоставление экономической информации о состоянии основных сфер национальной экономики. По сути дела СНС выступает как макроэкономическая модель рыночной экономики, так как здесь в полном объеме отражены процессы национального воспроизводства. Сбор информации осуществляется по строго определенной схеме. Используемые показатели рассчитываются по единой методологии. Между ними существует четкая взаимосвязь и выводимость.

В показателях, которые рассчитываются в СНС, отражаются все основные аспекты функционирования современной национальной экономики (ВВП, ЧВН, НД, личные располагаемые доходы и т. д.), а также параметры экономического роста, институциональная и отраслевая структура национальной экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, состояние торгового и платежного баланса.

Система национальных счетов — это макроэкономическое бухгалтерское цифровое отображение доходов за определенный хозяйственный период (обычно 1 год). Понятие «макроэкономическое» означает всеобщий анализ экономических процессов на уровне хозяйства страны, «бухгалтерское» подразумевает двойную запись хозяйственных операций по системе бухгалтерских счетов, т. е. по принципу баланса.

Задача СНС – отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса воспроизводства.

Группировка хозяйствующих субъектов предусматривает выделение следующих реальных секторов в системе национальных счетов (СНС).

1) сектор нефинансовых предприятий — институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства;

2) финансовые учреждения — экономические единицы, которые заняты финансовыми операциями на коммерческой основе и операциями по страхованию (коммерческие банки, страховые компании);

3) сектор общегосударственного управления — институциональные единицы, представляющие нерыночные и рыночные услуги для конечного потребления, а также осуществляющие функции перераспределения национального дохода и национального богатства; занимается финансированием следующих сфер:

- социального обеспечения (фонды социального страхования);

- общего управления, финансовой деятельности, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обеспечения правопорядка и национальной обороны, бесплатного и льготного обслуживания в области культуры и образования.

Доходы сектора общегосударственного управления образуются за счет налогов, сборов, уплачиваемых хозяйственными единицами и частными лицами.

4) негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, — все единицы, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяйствам:

- общественные организации;

- политические партии;

- профсоюзы;

- церковь (доходы складываются из добровольных взносов и пожертвований);

5) сектор домашних хозяйств — население как потребитель продукции, работники наемного труда, члены их семей;

6) сектор «остальной мир» охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в которой они осуществляют операции с резидентами данной страны.

 

 

3. Сущность и структура национальной экономики.

 

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;

социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;

отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;

территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы;

инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики;

структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

 

4. Основные цели национальной экономики.

 

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замо­раживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса[2]. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты[3]. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

- политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

 

 

5. Система макроэкономических пропорций.

Макроэкономическими пропорциями признается количественное соотношение между отдельными частями и сферами общественного производства. Различаю:

общеэкономические пропорции

межотраслевые пропорции

внутриотраслевые пропорции

территориальные пропорции

межгосударственные пропорции

Общеэкономические пропорции представляют собой соотношение между сферами экономики, выполняющими различную роль в общественном воспроизводстве и характеризующимися, как правило, однотипными видами деятельности. В основу выделения элементов в данном случае можно положить весьма разнообразные критерии. Например, по способу участия в создании продукта можно выделить 2 сферы и рассматривать общеэкономические пропорции между материальным и нематериальным производством. Вычленение групп отраслей, обеспечивающих создание продукта, его перемещение к потребителю и деятельности в сфере личного потребления позволяет анализировать соотношение между производством, обращением и потреблением. В качестве примеров данного рода пропорции можно также привести соотношения между потребительскими и инвестиционными расходами, базовыми отраслями и инфраструктурными, сферой создания материально-вещественных благ и сферой услуг и т.д.

Межотраслевые пропорции есть количественное соотношение между качественно однородными хозяйственными единицами с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Таким образом, можно сопоставлять, например, промышленность и сельское хозяйство, машиностроение и транспорт и т.п.

Внутриотраслевые пропорции характеризует соотношение производств в рамках одной отрасли. Например, производство одежды и обуви в легкой промышленности, молока и мяса в пищевой, растениеводство и животноводство в сельском хозяйстве.

Территориальные пропорции — это количественные соотношения между подразделениями, сферами, отраслями, выделяемые в рамках административно-территориальных образований. Примерами могут служить соотношение между потребительскими и инвестиционными расходами юридических и физических лиц г. Минска; промышленностью и сельским хозяйством в Минской области и т.п.

Межгосударственные пропорции складываются между отдельными государствами на основе международного разделения труда. Кроме того, могут быть выделены материально-вещественные пропорции — между производством и потреблением отдельных видов продукции в натуральном выражении; стоимостные, характеризующие распределение отдельных частей стоимости ВНП.

Макроэкономическая пропорциональность лежит в основе сбалансированного развития экономической системы. Действительно, мало установить определенное количественное соотношение между частями целого. Необходим механизм поддержания соответствия между элементами экономики, в качестве которых выступают отрасли, сферы, подразделения общественного производства. В командно-административной экономке пропорциональность и сбалансированность поддерживалась сознательно, в ходе осуществления директивного планирования. Формально это выражалось в составлении и необходимости выполнения Баланса народного хозяйства. Что же касается рыночной экономики, то пропорциональность и сбалансированность устанавливаются под действием стихийных сил.

Проблемы макроэкономической пропорциональности и сбалансированности занимали длительное время внимание экономистов. Было высказано много мнений и сформулировано множество теорий. Однако, наибольшую известность приобрели три модели:

“таблица Кенэ”

теория воспроизводства К.Маркса

межотраслевой баланс В. Леонтьева

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.023 с.)