Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс глобализации и проблема национальных интересов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей. Это относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес. Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает три основных элемента: - военная безопасность; - экономическое процветание и развитие; - государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением или сохранение нации в качестве свободного и независимого государства. Иногда добавляют и следующие элементы: - рост национального благосостояния; - защиту экономических и политических позиций государства на международной арене; - расширение его влияния в мировой политике.
Однако в наши дни как эти элементы, так и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств, одним из которых является глобализация (процессы всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации). Сейчас государства и регионы становятся все более проницаемыми для пересекающих их границы растущих потоков идей, капиталов, товаров, технологий и людей. В этих условиях национальный интерес не может быть обеспечен без создания таких условий существования государства, как внутренняя стабильность, экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность (в широком смысле слова), благоприятное внешнеполитическое окружение, престиж и авторитет на мировой арене. Следует иметь в виду, что обеспечение национального интереса достигается лишь при сбалансированности указанных условий, представляющих собою открытую систему взаимозависимых и взаимодополняющих элементов. Полное обеспечение каждого из них возможно лишь в идеале. В реальной же практике типичны случаи недостаточного развития того или другого из указанных элементов или условий, что компенсируется более интенсивным развитием других. В обеспечении подобного баланса и состоит существо и искусство международной политики. Национальный интерес находит свое выражение во внешней политике. Он представляет собой основу для разработки политики правительства, определяет конкретные цели государства в отношении других государств и возможные пути их достижения. По тому, как разворачиваются события в мире, национальные интересы (они же и глобальные) имеются лишь у США, которые ускоренными темпами распространяют их на весь мир. В то же время, национальные интересы других стран явно сжимаются и скукоживаются как "шагреневая кожа". А свою политику эти страны вынуждены приспосабливать к политике США, провозгласившим принцип "кто не с нами, тот против нас". Судя по всему, у американцев есть свой проект переустройства мира и установления нового миропорядка. И совсем не случайно в литературе по глобалистике настойчиво внедряется мысль о том, что мировое сообщество движется к "миру без границ" и без якобы уже устаревшей претензии на суверенитет. Здесь есть правда, но не вся и не только правда. Впрочем, есть и такие авторы, в том числе и на Западе, которые эту расхожую идею отвергают и считают, что потребность в институте государственности отнюдь не исчезла и вряд ли когда-нибудь исчезнет. По той простой причине, что в современном мире не существует никаких других институтов, которые могли бы взять на себя задачи реализации традиционных функций государства как регулирующего инструмента и арбитра в осуществлении правил игры. Что глобализация несет для национального суверенитета, для государства? Прежде всего, глобализация мультиплицирует государства. Если в период создания Организации Объединенных Наций на планете насчитывалось 50 государств, то сейчас признанных этой организацией — 190, а всего — 250. И по всем оценкам количество стран в течение ближайших 25 лет будет только увеличиваться, и может достигнуть 500. Право наций на самоопределение очевидно берет верх над принципами территориальной целостности. В мировой экономике погоду все больше определяют транснациональные корпорации. Причем количество денег, которые ежедневно пересекают границы национальных государств, исчисляется полутора триллионами долларов. Вдумайтесь! Совокупная экономическая мощь отдельных транснациональных корпораций превышает мощь большинства суверенных государств-членов Организации Объединенных Наций. Личное состояние Билла Гейтса больше, чем годовой бюджет Российской Федерации. Естественно, что рост влияния транснациональных корпораций также подрывает суверенность государств. Еще одна отличительная черта глобализации — это огромный рост неправительственных организаций, усиление их влияния. И речь идет не только о бизнесе и транснациональных корпорациях, но и об общественных организациях, которые играют порой большую роль, чем значительная часть государств на планете. Например, такая экологическая организация, как Гринпис, серьезно воздействует на ситуацию в мире. Одним из определяющих в нашу эпоху становится процесс международной интеграции, который пока ограничен интеграцией региональной. Наиболее сильно продвинутый интеграционный проект — это, конечно, Европейский Союз. Для национального суверенитета очень важно, как будут решаться вопросы глобального управления, создания мирового правительства, которое, как считают некоторые, уже существует. Пока его, безусловно, нет. Кто и что может претендовать на роль этого мирового правительства? Вариант, который устраивает нас больше всего, это Организация Объединенных Наций с ее Советом Безопасности, выступающим в роли мирового правительства, и Генеральной Ассамблеей, играющей роль мирового парламента. Но этот вариант слишком хорош, чтобы быть правдой. Очевидно, что ведущие западные страны не захотят связывать свою волю решениями большинства государств, которые гораздо слабее их. Другое направление, по которому, скорее всего, пойдет создание мирового правительства де-факто, — это попытка управления глобальным развитием либо со стороны одной гегемонистской державы, на роль которой, естественно, претендуют Соединенные Штаты Америки, либо группы сильнейших государств в лице либо НАТО, либо "большой восьмерки", которая будет трансформироваться в "большую девятку", "десятку" и так далее. Среди наиболее известных проектов, разрабатываемых наиболее агрессивной группировкой внутри американского внешнеполитического истеблишмента широко известный виртуальный проект "За новый американский век", или "Project for New American Century". Кратко кредо его организаторов и участников можно сформулировать так: Америка должна стать мировой империей, утвердив свою "благожелательную гегемонию" над всеми народами планеты. Для достижения этой "благожелательной гегемонии" Америке должно быть предоставлено право на упреждающий удар против своих врагов или даже потенциальных противников (это положение вошло, как известно, в официальную Стратегию национальной безопасности США, принятую в сентябре 2002 года). Этот упреждающий удар может включать в себя и так называемую "смену режима". Мнение других стран не должно иметь для Вашингтона никакого значения: если они поддержат Америку — хорошо, нет — тем хуже для них. Что такое вообще "национальный интерес"? Если убрать второстепенные аспекты, то смысл этого понятия сводится к следующему: важнейший национальный интерес страны состоит в недопущении абсолютной гегемонии какой-то одной из держав. Следует помнить, что национальный интерес, вообще нация-государство образовались в результате краха претензий определенных государственных или церковных институтов на мировую власть, краха идеи вселенской империи. Присоединение любой страны к мировой империи не может быть оправдано с позиции ее национального интереса просто потому, что нация — это не что иное, как институционализированное недоверие к любой форме мирового господства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.007 с.) |