Геополитические и демографические факторы во внешней политике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геополитические и демографические факторы во внешней политике.



Геополитика - это наука, которая рассматривает государство, как географический организм или как феномен в пространстве.

Геополитические факторы: 1. Характер расположения; 2. Рельеф; 3. Климат; 4. Ландшафт. 5. Полезные ископаемые; 6. Экономика; 7. Экология; 8. Демография; 9. Социальная стратификация; 10. Военная мощь.

На заре геополитики географическая среда рассматривалась в качестве решающего фактора социально-экономического, политического и культурного развития народа.

Основателем считается Н.Я. Данилевский (1453)

Геополитическая безопасность - состояние защищенности геополитических интересов страны.

 

Цель геополитической безопасности: обеспечение геополитической защищенности её интересов, её территории, политического, экономического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений.

Критерий геополитической безопасности: баланс сил на международной арене.

Новые геополитические факторы, определяющие место страны в мировой системе геополитических координат: 1. Военно-технические достижения последнего времени, а именно появление региональных и глобальных средств обнаружения и поражения, систем контроля и управления, межрегиональных и межконтинентальных перебросок войск; развитие оружия массового поражения в том числе и не ядерных, но приближающиеся по свойствам к ядерным. 2. Информационная революция (опирается на развитие электронных средств связи, формирование коммуникации мирового сообщества). 3. Уровень и темпы развития естественно-технических наук имеющих непосредственный выход на экономику и военное дело. 4. Состояние общественно политических наук обеспечивающих оптимальные стратегии развития и линию рационального геополитического поведения страны. 5. Культурно-образовательное качество населения. 6. Актуализация влияний мировых религий (ислама).

Геополитика - политологическая концепция, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.). Возникла в кон. 19 - нач. 20 вв. (Ф. Ратцель, Германия; А. Мэхэн, США; Х. Маккиндер, Великобритания; Р. Челлен, Швеция). Использовалась для оправдания внешней экспансии, особенно немецким фашизмом. Термин "геополитика" употребляется также для обозначения определенного влияния географических факторов (территория положения и др.) на внешнюю политику государств (геополитическая стратегия и т. п.).

Суть геополитической безопасности состоит в защищенности государственных геополитических интересов, территориального, экономического, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений. Каждое государство заинтересовано в том, чтобы быть окруженным дружественными или даже сателлитными государствами. И наоборот, не заинтересованно, чтобы границы были напряженными. Национальная безопасность России двояким образом связана с внешним миром. Она, во-первых, зависит от процессов, развертывающихся в геополитическом плане на всей планет. В результате углубления целостности и взаимозависимости современного мира безопасность, которая всегда воспринималась как внутренняя основа государственного суверенитета, становится предметом международного сотрудничества. Во-вторых, безопасность России обеспечивается как ее собственными усилиями, так и коллективными мерами, принимаемыми на локальном, региональном, глобальном уровнях.

Геополитика на более низком иерархичном уровне - это региональная политика. Региональная политика государства это сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны, в пространственно региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионами между собой.

Демография (от греч. demos - народ и...графия), наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. По материалам статистики демография изучает воспроизводство населения в целом и его компоненты как массовые социальные процессы, их количественные взаимосвязи с возрастно-половой структурой населения, зависимости от социальных и экономических явлений, характер взаимодействия роста населения с общественным развитием. Применяя статистические и математические, а также собственно демографические методы (продольный и поперечный анализ поколений, метод таблиц дожития, плодовитости, брачности, математические модели населения), разрабатывает теорию воспроизводства населения, демографические прогнозы, обосновывает демографическую политику.

Демографическая безопасность. Суть демографической безопасности России состоит в сохранении стабильной этнопропорциональной структуры, генетически здорового народонаселения страны, исключением межнациональной миграции населения. Демографическая безопасность важна с точки зрения стабильного политического функционирования государства. Недооценивать эту проблему нельзя, она носит фундаментальный, естественный, природный характер.

Предметом демографической безопасности являются законы естественного воспроизводства населения.

Демографическая безопасность - это состояние защищенности количества и этнопропорционального состава населения от внутренних и внешних угроз.

Цель: обеспечение регулирования количества и этнопропорционального состава населения, сохранение здоровья населения.

Критерий: 1. Сохранение и увеличение средней продолжительности жизни. 2. Сохранение генетического и физического состояния населения страны. 3. Сохранение этнопропорционального состава. 4. Регулирование численности населения.

Угрозы демографической безопасности: 1. Отсутствие вожможностей регулирования количества населения страны. 2. Отсутствие заинтересованности граждан в регулировании численности семьи. 3. Общественная деградация института семьи. 4. Рост социальной безработицы, безнадзорности, безысходности, алкоголизма, наркомании. 5. Антисемейная политика СМИ. 6. Непропорциональное соотношение между рождаемостью в этнических группах.

Приоритеты и основные направления внешней политики Российской Федерации.

В области экономического сотрудничества «стратегический курс» исходит из необходимости постепенного расширения таможфенного союза; сближения национальных экономических систем путем выработки единых модельных актов в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ; ускорения формирования платежного союза; эффективного сотрудничества в развитии производства, науки и техники; сближения национальных правовых и экономических условий для создания совместной собственности, создания в перспективе общего рынка капиталов.

России надо прежде всего стремиться к созданию широкой системы двусторонних отношений с различными политическими субъектами и на Западе, и на Востоке, постепенно формируя многосторонние отношения по совпадающим интересам. Отношения с бывшими советскими республиками должны строиться в первую очередь с учетом того, насколько близка интересам нашей страны их позиция.

В международных отношениях акцент должен быть сделан на реинтеграцию бывших советских республик. Россия должна строить отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья на строго индивидуальной основе, не пытаясь разрабатывать некоей единой для всех стратегии; определяющим должны стать национальный прагматизм, реалистичное стремление к воссозданию собственной сферы влияния. Необходимо руководствоваться долгосрочными геополитическими интересами, а не сиюминутной политической конъюнктурой.

Главный российский геополитический интерес на пространстве бывшего СССР состоит в том, чтобы новые независимые государства были благополучными, процветающими и дружественными соседями России, с их территорий не возникала бы угроза российской безопасности.

Для защиты своих жизненных интересов в нестабильном мире наша страна может опираться на свой военный потенциал и потенциал союзников в рамках права военной силы. Желательно четко сформулировать, оформить и довести до мирового сообщества принципы невмешательства в российское геополитическое пространство, нарушение которых повлечет за собой адекватный ответ.

 

95. Отношения Российской Федерации в рамках Большой восьмерки (если тут, конечно, не имеется ввиду отношения со странами Г-8 J … Тут много справочной ненужной информации, суть же в самом низу. Если что – Г-8 начала оформляться еще в 70-ых, во времена энергетических кризисов, но сначала без Канады и, естественно, без РоссииJ Без нее хотя бы потому, что такой стран тогда просто не существовалоJ)

Большая восьмёрка — международный клуб, объединявший до 2010 года правительства наиболее индустриально развитых демократий мира («Группа семи» или Большой семёрки (G7)) и России. Так же называли и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. + неформальный механизм многостороннего взаимодействия, в рамках которого Англия, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония, а также руководство Комиссии Европейских сообществ осуществляют обмен информацией и согласование подходов к глобальным международно-политическим, экономическим и другим проблемам.

Растущее вовлечение России в международное сотрудничество в различных областях предполагает активное использование механизмов многостороннего диалога и взаимодействия, в том числе столь важного форума, как "восьмерка".

Первыми шагами к установлению взаимоотношений между Россией и "семеркой" и последующему постепенному формированию "восьмерки" стали состоявшиеся в Мюнхене (1992 г.) и в Токио (1993 г.) встречи Президента России с лидерами ведущих индустриальных держав в рамках ежегодных саммитов "Группы семи". Начало оформлению "восьмерки" было положено в 1994 г. на саммите в Неаполе: его первая часть прошла в "семерочном" формате, а вторая - в формате "восьмерки" с участием в качестве равноправного партнера российского Президента.

«Большая восьмёрка» не являлась международной организацией, не была основана на международном договоре, не имела устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имели обязательной силы. Критика «Группы восьми» -обвинения в элитарности, недемократичности и гегемонизме «Большой восьмерки», требования выплатить так называемый «экологический долг» развитых стран перед третьим миром и т.д. характерны для критики «Восьмерки» со стороны антиглобалистов.

Поскольку G8 не имела устава, соответственно, официально принять или потерять статус члена этого института невозможно. С 1996 года, после встречи клуба в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе клуба. По негласному правилу саммиты Восьмерки проходят ежегодно по очереди в каждой из стран-членов. В России саммит был в 2006 году в Санкт-Петербурге.

Россия в настоящее время обладает несколько урезанным по сравнению с другими странами участниками G8 членством в этой организации. В частности — вопросы финансового и валютного характера обсуждаются без её участия. Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.015 с.)