Развитие марксизма в России и СССР. Политические взгляды Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие марксизма в России и СССР. Политические взгляды Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого.



 

Марксизм-ленинизм (большевизм) - термин введен уже после смерти Ленина, эта разновидность объясняет различия между марксисткой и революционной практикой большевиков. Позднее термин используется для обозначения гос идеологии.

ü Решающая роль революц партии в социал преобразованиях (партия= «сознательное меньшинство»)

ü Возможность пролетар. революции и построения социализма с неразвит капит отношениями

ü Революционная роль крестьянства при руководящей роли пролетариата => символ серп и молот

ü Трактовка совр развития капитализма как империализма

ü Конечная цель- установление коммунистич строя во всем мире («экспорт революции»)

ü СССР – руководитель мирого комм движ, что породило недовольство Китая и Югославии

Плеханов, Мартов, Чхеидзе (меньшевизм) – идеи, схожие с большевизмом. Название не офиц, официально партия социал-демократов.

ü Против диктатуры пролетариата и диктатуры партии

ü Россия не готова в 1917 к социалистической революции

ü против ограничения большевиками свободы слова, против арестов видных деятелей (не только меньшевиков и эсеров, но также буржуазных партий и беспартийных)

Сталинизм на практике- политика СССР 1934-1953. теорет база для оправдания полки Сталина, особенно применения репрессивных мер. Понятие сталинизма получило широкое распространение после 20 съезда КПСС.

ü Тезис о вожде как «ед верном ученике и продолжателе дела Ленина»

ü Диктатура пролетариата, которая ведет к нарастанию классовой борьбы. àее оправдание

ü Курс на построение социализма в отдельно взятой стране, опровержение идеи мировой коммунистич революции

ü Курс на коллективизацию и индустриализацию

Троцкизм:

ü Отрицание модели построения социализма в отдельно взятой стране (Троцкий предвидел противостояние капитал лагеря, и то, что Россия с этим не справится)

ü Теория перманентной революции, необходимость мировой социалистической революции, в том числе в развитых кап странах

ü Критика отсутствия внутрипартийной демократии ВКП(б) (та еще б)

ü Осн движ сила революции – пролетариат, но отведена существенная роль и крестьянству как опоре пролетариата в рев-ом деле

 

21. Теоретические концепции и практическая деятельность Мао Цзедуна и Ким ИрСена.

Маоизм – офиц идеология коммунистич партии Китая до 1976. возник после 20 съезда КПСС в связи с нараст противоречиями между СССР и КНР (вспоминаем имо и то как Мао невзлюбил Хрущева). Кпсс по мнению Мао отдалились от истинного курса, начертанного Лениным, партия обуржуазилась, КПСС = партия бюрократов

ü Критика партийной бюрократии (лозунг «огнем по штабам»)

ü Движ сила – самоорганизов группы револ молодежи

ü Осознание партизанской войны как глав революц практики в условиях империализма

ü Идея культурной революции, напр против «новой буржуазии», к возникла внутри самой правящей коммунистич партии

На практике:

ü аграрная реформа, развитие тяжёлой индустрии. Почти все реформы китайские коммунисты проводят по образцу Советского Союза (конфискация земли у крупных землевладельцев аналогично раскулачиванию у нас).

ü политика «большого скачка»: сельское население и частично городское загнали в коммуны, но тк в коммунах производительность была оч низкая, эта политика провалилась

ü культурная революция, отряды леворадикальной молодежи вырезают всех подряд, кто подпадает под подозрение в обуржуазивании. Террор и реки крови

 

Чучхе – северокорейская идеология, провозглашенная в 1955 ким Ир сеном. Само слово «Чучхе»: чу- хозяин, чхе – тело, природа. Т.е. Чучхе дословно «хозяин себя и окр мира». Само слово Чучхе явл понятием классич дальневост философии, т.е. его не выдумал сам Ким Ир сен. в КНДР Чучхе как офиц идеология считается гармоничной трансформацией идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской мысли. Согласно конституции 1972 кндр – суверенное социалистическое госво, к в своей деятсти руковод идеями Чучхе:

ü курс на независимое и самост развитие страны

ü все проблемы решаются с опорой на собств силы

ü Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость

ü Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.

ü Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности вождю.

ü Полное отрицание мировой революции

ü проповедуются идеи вождизма, милитаризма и потребительского отношения к природе.

ü Решительно осуждается любое «низкопоклонство перед большими странами».

 

22. Идеология Кубинской революции: теоретические концепции Ф.Кастро и Э. Че Гевары.

 

Геваризм, фокизм, или теория партизанского очага - основан на опыте Кубинской революции, где маленькая группа из 80 человек, высадившись в декабре 1956 года с «Гранмы» развернула партизанскую войну в горах Сьерра-Маэстра. В течение двух лет плохо вооружённым партизанам (число которых порой составляло менее 200 человек) удавалось одерживать победы над регулярной армией и полициейскими силами Батисты, количество которых колебалось между 30 и 40 тысячами. В конце концов этой маленькой группе удалось взять Гавану. небольшая группа революционеров рассматривалась как достаточное условие для начала революции, поскольку эта группа могла начать вооружённую борьбу, создавая тем самым предпосылки, необходимые для включения народных масс в революцию, в ходе самой борьбы. И это вопреки классической марксистской теории, не было никакой необходимости ждать «объективных предпосылок» - народного восстания, чтобы перейти к последней стадии революционной борьбы (т. е. вооружённой борьбы). эта теория сформулирована для развивающихся стран третьего мира, и партизанам следует искать поддержку как среди крестьян, так и рабочих.

Социализм 21 века»: идеология леворадикальных режимов Латинской Америки.

Победа на выборах в как минимум трех странах Латинской Америки левоцентристских режимов вынудила их к поиску нового идеологического основания для подкрепления своей власти, поэтому идеологи и президенты согласились на том, что представляют новый вариант социализма – социализм 21 века. «Социализм 21 века» является политическим термином и лозунгом президента Венесуэлы Уго Чавесa и был перенят им от одноименной книги (1996) Хайнца Дитериха, основанной на идеях компьютерно-плановой и эквивалентной экономики Арно Петерсa. Термин использовался Чавесом во время речи на Всемирном Социальном Форуме 2005 года, и это было активно пропагандировано Хайнцем Дитерихом во всем мире с 2000 года, особенно в Латинской Америке.

Oсновныe пункты критики неолиберальной политики:

1. Они отвергают положение, что рынок должен иметь первое слово и господствовать над государством.

2. Режимы социализма 21 века клеймят отмену регулирования экономики, приведшую к росту спекуляции и ее преобладания над производительным капитализмом.

3. Критикуют преобладание финансов над производством.

4. С общей критикой неолиберализма было связано понижение таможенных барьеров, приватизация гоударственных предприятий по ценам гораздо дешевле их рыночной стоимости, денационализация владения стратегическими ресурсами и колоссальный рост неравенства.

5. Социализм 21 века утверждал, что неолиберальные режимы сдали экономические рычаги частным и иностранным банкирам (вроде МВФ), которые навязали дефляцию, взамен подъема экономики через вливание государственных инвестиций.

Хотя левоцентристская критика неолиберализма должна была привлечь широкие массы, социализм 21 века был обращен к среднему классу и должен был также успокоить производительные классы (бизнесменов), что никто не покушается на частную собственность как таковую.

ВЕНЕСУЭЛА

Президент Чавес – первый и главный защитник и практический исполнитель социализма 21 века. Во многих отношениях речи Чавеса и политика правительства Венесуэлы определяют крайние границы социализма 21 века, как во внешней политике – вызове вашингтонской политике войны, так и во внутренних социально-экономических реформах. Концепция Чавеса исходит из сочинений, речей и действий Симона Боливара, отца-основателя венесуэльской независимости в 19 веке. Чавесовская концепция решительного разрыва с империалистическими державами, опора на массовую поддержку против ненадежных местных элит, способных продать свою страну для защиты своих привилегий, глубоко укоренена в его изучении восхождения и падения Симона Боливара.

- Экономическая практика Чавеса включает широкую национализацию и экспроприацию (с выплатой компенсаций) значительной доли нефтяной отрасли, выборочную национализацию ключевых предприятий на прагматической политической основе, включая противостояние труда и капитала (сталь, цемент, связь) и борьба за бОльшую продовольственную безопасность (земельная реформа).

- Политическая программа включает организацию массовой социалистической партии, способной побеждать в рамках многопартийной системы и проведение свободных и открытых референдумов для обеспечения конституционных реформ.

- В области социальной политики Чавес основал целый ряд программ, долженствующих поднять уровень жизни 60% населения, включая рабочий класс, самозанятых, бедняков, крестьян и матерей-одиночек (всеобщее бесплатное здравоохранение и образование, широкая сеть общественно управляемых супермаркетов, где семьи с низким доходом покупают продукты и сопутствующие товары по субсидированным правительством ценам).

- Во внешней политике президент Чавес последовательно выступал против войн США на Ближнем востоке, а также против самого оправдания империалистических войн доктриной «войны против террора».

ЭКВАДОР

- Внешнеполитическая деятельность: прекращение деятельности военной базы США в Манта, критика колумбийских нарушений границы и вооруженного вторжения против лагеря колумбийских партизан; критика американской политики свободной торговли и поддержка венесуэльской программы региональной интеграции (ALBA).

- Внутренняя политика: критика традиционных правых партий и олигархии, поддержка «гражданского движения», созыв конституционной ассамблеи и написание новой конституции.

БОЛИВИЯ

- Hынешний президент Эво Моралеса открыто и публично пригласил ТНК пяти континентов добывать в Боливии газ, нефть, медь, железо, литий, цинк, олово, золото, серебро и многое другое. При Моралесе государство слегка повысило долю, причитающуюся ему от совместных предприятий с ТНК, повысило цену на газ для Аргентины и Бразилии, при этом увеличив свою долю за счет провинциальных властей. Эво Моралес предоставляет сотни миллионов в виде займов, экспортных субсидий и снижения налогов крупному агробизнесу.

- Наиболее значимая внутренняя перемена – в области политических, культурных и юридических прав коренного населения. Режим дал права местного самоуправления индейским местным органам, признал и поощряет двуязычие (то есть применение не только испанского, но и индейских языков – пер) в ведении местных дел, признал индейские религиозные и прочие празднества на национальном уровне и поощрял применение законов за нарушение гражданских прав индейцев.

- Моралес позволил постепенно повысить зарплату, в том числе минимальную.

- Моралес преследовал по закону местных чиновников и губернатора провинции Пандо и правых террористов за нападения и убийства индейских активистов, чем положили конец безнаказанным нападениям белых на индейцев.

- Больше всего режим хвалился повышением валютных резервов с 2 до 6 миллиардов долларов, фискальной дисциплиной, жестким контролем над социальными расходами и положительным платежным балансом.

- Моралес поощрял организацию профсоюзов и в основном избегал репрессий против движений шахтеров и крестьян, но в то же время приручал их вожаков, тем самым снижая число стачек и независимых классовых действий, несмотря на непрекращающееся неравенство. БОльшая терпимость сопровождалась усилением «корпоративстских» отношений между режимом и широкими массами.

- Экономическая стратегия Моралеса основывается на тройственном союзе агро-сырьевых ТНК, мелких и средних капиталистов с индейскими и профсоюзными движениями. Моралес потратил миллионы на субсидии так называемым «кооперативам», а на самом деле – частным средним и мелким капиталистическим горнодобывающим предприятиям, которые эксплуатируют наемных рабочих, платя им ту же, или даже меньшую зарплату, чем на крупных предприятиях.

- Внешняя политика: Моралес стал союзником Венесуэлы в поддержке Кубы, присоединился к ALBA, развивает связи с Ираном, и выступает против политики США: против кубинского эмбарго США, 7 военных баз США в Коломбии, путча в Гондурасе и отмены тарифных льгот. Моралес решительно выступал против войн США в Афганистане и Ираке, заклеймил израильские преступления против палестинцев и последовательно придерживался политики невмешательства, за исключением Гаити, куда продолжает посылать солдат.

Политическая мысль России

- Заметное отставание в развитии политической теории и практики в России от передовых западных стран вовсе не означает отсутствия в многовековой истории страны оригинальных политических идей, учений. История российской и западной политической мысли имеет как схожие моменты развития, так и существенные различия. Эти различия обусловливались той культурной средой, в которой развивалась русская политическая мысль, а также влиянием целого ряда факторов: географического положения, климатических условий, внешнего окружения и т. д.

- Возникновение политических идей

- Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль возникла давно, еще в XI в., и ее активное развитие обусловлено востребованностью практикой.

- Политика, государство, власть играли ведущую роль в развитии российского общества. Традиции сильной власти, способность мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, колонизацию новых земель требовали поддержания в общественном сознании высокого авторитета власти и ее носителей - князя, монарха, вождя. Политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая ее благоприятный образ в глазах населения, и одновременно служили средством обоснования ее новых притязаний.

- Зарождение политических идей относится к периоду объединения восточно-славянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовало обоснования их божественного характера. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем сохранялись свободные общинники, процесс образования классов не был завершен, продолжали играть важную роль вечевые традиции. Поэтому обоснование божественного характера княжеской власти опиралось на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей.

- Так, в «Молении Даниила Заточника» (ХП - ХШ вв.) подчеркивается, что князь должен быть заботящимся отцом, как «вода маги рыбам». В то же время божественный характер княжеской власти органично переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Еще в «Поучениях» (ХП в.) Владимир Мономах наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В «Поучениях» были представлены черты идеального правителя: князь должен быть милосердным, мужественным и сильным воином, мудрым, соблюдать законы.

- Следовательно, начальный период развития политической мысли России (XI - XV вв.) характеризуется наличием некоторых общих черт, которые были присущи процессу становления западных политических учений. Во-первых, первоначально политическая мысль не была самостоятельной. Она была растворена в религиозных и обыденных представлениях, поэтому в образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные представления (непогрешимость, абсолютность, правосудность), которыми обосновывался ее божественный характер, так и мирские, порожденные общинным укладом жизни.

- Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 г. политическая мысль вплоть до XIX в. развивалась в недрах православного мировоззрения. В западных странах высвобождение политической мысли из-под религиозного влияния завершилось уже к XVI в. Наконец, в-третьих, и на Западе, и в России политическая мысль имела отчетливо выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в установлении наилучших форм правления, властных институтов, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

- Однако содержание тех выводов, к которым приходили мыслители России и Запада относительно идеальных форм государства, были различными. Они были обусловлены несовпадением социокультурных сред (т. е. совокупности ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых развивались политические идеи. На Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничения всевластия государства в лице монарха. В России политические учения обосновывали приоритет интересов государства, общины, но не личности.

- Период Московского государства, особенно при Иване IV,отмечен концентрацией политического могущества и утверждением неограниченной власти монарха. Политические идеи стали обосновывать необходимость сильного характера власти. Однако появились и иные обоснования неизбежности сильной царской власти. Так, писатель-публицист Иван Пересветов (XVI в.) лишь в централизованном государстве и сильном монархе видел средство преодоления материального оскудения государства и ослабления военного могущества страны. Виноватыми в этом оскудении он считал бояр, которые «не заботятся о государстве, а лишь и богатеют, и ленивеют, а царство оскужают».

- Поэтому условием величия государства, по И. Пересветову,является сильная неограниченная власть, опирающаяся на служилое дворянство. Предлагавшиеся И. Пересветовым политические реформы были впоследствии реализованы царем Иваном TV. Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представительства был недавний советник Ивана Грозного - Андрей Курбский,сбежавший в Литву. «Царь, аще и почтен царством, - поучал А. Курбский, - должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек».

- Особенности развития политических идей в России находили свое отражение в характере и содержании анализируемых проблем. Выбор актуальных вопросов и определение средств их решения были обусловлены особым видением мира, которое сложилось в рамках русской культуры.

- Это особое мировосприятие связано с православием. Божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией - соборностью,которая была порождена бытийными основами древнерусского общества. Основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку для подавления оппозиции большинству необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и государства не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согласии между правящими и подданными.

- Согласно православной традиции, государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели: они олицетворяли добро, истину, милосердие, ответственность за подданных, праведность. А все, кто стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста. Таковыми считались бояре-изменники. Всевластие князя, царя стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политическая мысль также стремилась обосновать правомерность неограниченной власти монарха.

- В силу своего географического положения, т. е. расположенности России между Западом и Востоком, русская политическая мысль развивалась путем заимствования идей, испытывая влияния западной и восточной мысли. Первоначально было заметно влияние Византии, а начиная с XVII в. усиливается роль Запада. Влияние западных идей выразилось в появлении идейно-политического движения - западников,включивших в свои концепции либеральные ценности.

- Однако это вовсе не означало, что Россия не искала собственный путь развития, собственную идею. Символом, который выражал самобытность народа, была русская идея. Она стала одной из центральных идей политических теорий. Это нашло отражение в формировании широкого движения славянофилов.

- Примечательно, что политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства. Российское государство относится к идеократическоиу типу. В таких государствах объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи. Эту идею и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали «Москва - третий Рим», «православие - самодержавие -народность», идея «светлого будущего» и т. д.

- То обстоятельство, что русская политическая мысль развивалась внутри религиозной, обусловило ее отставание от западных политических учений. Это нашло отражение в более позднем осознании значимости идей парламентаризма, демократии, гражданского общества.

- Влияние идей французского Просвещения

- С XVII в. начинает ослабевать влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли, она становится более самостоятельной. В этом выразилось влияние идей французского Просвещения, хотя влияние их было относительным. Многие идеи Просвещения не смогли укорениться в российском общественном сознании, и прежде всего такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, теория естественных прав личности и т. д. Однако рационализация политической мысли, сближение ее с наукой постепенно происходило. Это нашло свое отражение в первую очередь в том, что власть перестала рассматриваться исключительно в контексте божественного дара.

- Так, сторонники идеи просвещенного абсолютизма В. Н. Татищев (1686 - 1750) и И. Т. Посошков (1652 - 1726) трактовали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения человеческого рода. Государство внимает разуму подданных и правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Правда, при этом верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями, и любые действия его оправдывались, поскольку сам правитель представлялся просвещенным монархом, правителем-мудрецом.

- Сподвижник Петра I, видный церковный деятель Феофан Прокопович (1681 - 1737) пытался соединить божественную сущность власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. По его мнению, государство является результатом сознательного объединения людей: по внушению Бога народ передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил монарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом. Лучшей формой правления Ф. Прокопович считал абсолютную монархию. Последняя может быть либо наследственной, либо выборной. Более эффективна наследственная форма, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику процветающее государство.

- Однако под влиянием идей Просвещения нарастала критика концепции просвещенного абсолютизма. Критики предлагали ограничить абсолютную власть, ввести принципы конституционализма, парламентаризма. Далее в развитии политической мысли России можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.

- Либеральная политическая мысль

- Либерализм как политическая идеология исходил из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Социально-экономические (наличие самостоятельного индивида, среднего класса), политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма в России отсутствовали, что объясняет его специфические формы эволюции и ограниченный характер влияния.

- Многие теоретические положения классического западного либерализма использовались различными сословиями, организациями, движениями, но до отмены крепостного права в России использование либеральных идей о свободе личности приводило к вооруженному конфликту с самодержавием. Так, дворянские революционеры (декабристы) в обосновании своего протеста против самодержавия исходили из теории естественного, права, и прежде всего права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство всех перед законом. Кроме того, они использовали идею разделения властей при формировании институтов государственной власти.

- Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название «западники».Это течение политической мысли исходило из идеи общности исторических судеб России и Запада. Либерализм в России был представлен различными направлениями.

- Основателем охранительного либерализма был профессор права Б. Н. Чичерин (1828 - 1904). Активно развивая либеральную идею правового государства, он выступал за верховенство закона, ограничивающее всякую власть. Однако он не разделял идеи о естественных и неотчуждаемых правах, поскольку считал, что их реализация может привести к анархии. Он полагал, что права даются государством. Его политическим идеалом была конституционная монархия, созданная путем заимствования принципов и политических институтов Запада.

- Несколько дальше в своих размышлениях пошел профессор Московского университета П. И. Новгородцев (1866 - 1924), развивавший идею социального государства. Его основная мысль: право на достойное человеческое существование должно быть гарантировано государством. По мнению П. И. Новго-родцева,свобода возможна лишь при наличии материальных условий и фактического ее осуществления. П. И. Новгородцев был одним из основателей конституционно-демократической партии России (кадеты).

- Русский консерватизм

- Ориентация на западные ценности, стремление к реформам передовой части российского общества (предпринимателей, интеллигенции) породили рост противоположной тенденции - усиления консерватизма. Это была реакция значительной массы аграрного и городского населения страны на возможные изменения, разрушение привычного уклада жизни, которые происходили под влиянием промышленной революции на Западе. Консерватизм отражал их стремление к сохранению существовавших тогда традиций, обычаев, самобытности.

- Представители идейно-политического течения, которое стремилось обосновать принципиальные отличия в развитии России и Запада, получили название «славянофилы». Они чрезмерно идеализировали историческое прошлое страны, русский национальный характер. Неповторимость исторического пути российского общества объяснялась наличием общей - русской - идеи, отражавшей своеобразие народа. Однако содержание русской идеи различными ее приверженцами трактовалось по-разному. Соответственно можно выделить два направления в славянофильстве: 1) ортодоксально-реакционное и 2) реформаторски-ориентированное.

- Представителями первого направления были министр просвещения граф С. С. Уваров (1786 - 1855), известный историк Н. М. Карамзин (1766 - 1826), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев (1827 - 1905). Заслуга определения принципов концепции славянофильства принадлежит графу С. С. Уварову,выразившему смысл славянофильства в формуле «православие, самодержавие, народность». Невозможность перенесения в Россию западных политических институтов, осуществления реформ сторонники ортодоксально-реакционного направления обосновывали глубокой религиозностью народа, преданностью самодержавию, моральным единством. Порядок в стране держится на вере во власть. Если исчезнет вера, то исчезнет государство. Именно поэтому необходимо сохранение самодержавия.

- Главным идеологом второго направления в славянофильстве был А. С. Хомяков (1804 - I860). Представители этого направления . В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ж. Ф. Самарин, А. И. Кошелев)не отрицали необходимости реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставления некоторых свобод. Однако европейский путь преобразования общества они считали губительным для России, поскольку он разрушит ее духовное единство. Самобытность русского народа А. С. Хомяков связывал с соборностью, которая обеспечивает духовную цельность, внутреннее согласие и единомыслие, любовь друг к другу. В дальнейшем писатель Ф. М. Достоевский среди отличительных черт русского народа отметил всепрощение, аскетизм, всеобщую любовь, покорность.

- Политический радикализм

- Вера в самостоятельность России и ее особый путь развития подпитывала идеи революционного переустройства общества. Условия для культивирования радикальных идей социального преобразования в России существовали: к ним можно отнести низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одних и ограничения для других, отсутствие гражданских прав.

- Идея революционного низвержения самодержавия вызревала давно. Родоначальником ее стал революционер-одиночка Н. А. Радищев (1749 - 1802). Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода. Во главе федерации должны стоять достойные люди, выдвинутые народом. Народное правление, по мнению Н. А Радищева,соответствует «человеческому естеству», поскольку основано на принципах народногс суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности.

-

- Отметим, что идея непосредственного правления народа была утопической, ее реализация возвращала общество в прошлое - к вечевым порядкам.

- После Н. А. Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия, по проекту П. И. Пестеля (1793 - 1826), должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал принцип разделения властей, но формирование высших органов власти (Народного Вече, Державной Думы, Верховного Собора) предполагал посредством всеобщего избирательного права.

- Во второй половине XIX в. политическая мысль России испытывала влияние европейского социализма, анархизма. Это активизировало те силы в стране, которые отрицали сложившиеся формы государственности. Однако представители радикальной политической мысли больше внимания уделяли средствам реализации своих идеалов.

- Революционеры-демократы В. Г. Белинский (1811 - 1848), А. И. Герцен (1812 - 1870), Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889), Д. И. Писарев (1840 - 1868) настаивали на том, что вооруженное восстание является единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит «социальную республику с верховной властью народа». Основой будущего экономического и политического строя революционеры-демократы считали крестьянскую общину. В этом проявлялся их утопизм, поскольку община уже не представляла собой единого образования, а расслаивалась. По Н. Г. Чернышевскому,в «социальной республике» законодательная власть принадлежит народу, а правительство ответственно перед ним. Народ, представленный народным собранием, контролирует исполнительную власть.

- Многие идеи революционеров-демократов на практике были реализованы большевиками. Идейной основой большевизма стал ленинизм. Отрицание западных ценностей в ленинизме выразилось в создании принципиально нового типа государства - государства диктатуры пролетариата. Это государство функционирует на принципе слияния законодательной, исполнительной и судебной властей; подчиняется не закону, а «революционному творчеству масс»; основывается на идее непосредственного правления народа и руководящей роли партии рабочего класса.

- Неприязнь к западному либерализму и конституционализму, к сложившимся государственным институтам отчетливо прослеживается и в русском анархизме. Свержение самодержавия, негативное отношение к государству и праву, якобы стоявших на страже интересов эксплуататоров, роднило большевиков и анархистов. Однако в остальном они расходились. Выдающиеся представители анархизма М. А. Бакунин (1814 -1876) и П. А. Кропоткин (1842 - 1921) исходили из тезиса, что любое государство - это зло, поскольку мешает естественному существованию людей.

- Анархия, по М. А. Бакунину,- «это вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов и, наконец, в более отдаленном будущем общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах всех будущих государств». Не случайно поэтому М. А. Бакунин критиковал идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой.

- П. А. Кропоткин назвал идеал будущего устройства «анархическим коммунизмом». Под ним он понимал вольный союз самоуправляющихся общин, основой которого являются свободные взаимосоглашения людей. Над ними нет верховной центральной власти.

- Конечно, идеалы анархистов были несбыточными, однако их критика государственного социализма, развращающего влияния власти на личность, требования справедливости и уважения прав и свобод индивида определяют их значимость в истории политической мысли России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.69 (0.057 с.)