ТОП 10:

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ



Россия и Африка

Африка долгое время находилась под колониальным господством ев­ропейских стран. На Берлинской конференции 1885 г. Англия, Бель­гия, Испания, Португалия и Франция договорились о «дружеском дележе» между ними территории Западной Африки. В 1890 г. анало­гичным обра'зом Англия, Италия и Германия поделили между собой земли Восточной Африки. Россия непосредственно в этих дележах, а также в эксплуатации Африки не участвовала, разве лишь дипло­матически поддерживая притязания той или иной дружественной ей в данный момент страны. Однако интерес русского народа к Африке, ее географии и культуре всегда был высоким. Российские исследова­тели путешествовали по Африке, изучая ее природу и культуру, рус­ские врачи оказывали помощь в борьбе с болезнями.

Интерес России к судьбам колониальных и зависимых народов усилился после Октябрьской революции 1917 г., которая оказала огромное влияние на национально-освободительную борьбу во мно­гих регионах мира. Этому в значительной степени способствовали уже первые правовые акты новой власти, в частности Декларация прав народов России, принятая 2 (15) ноября 1917 г. Этот документ провозглашал равенство и суверенитет всех народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмену всех национальных и националь­но-религиозных привилегий и ограничений, а также свободное разви­тие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. Декларация провозглашали также свободу п ра­венство всех пародов мира.

В 20-30-х п; XX в. перед СССР стояли прежде всего задачи внут­реннего социально-экономического развития, а внешнеполитическая деятельность ограничивалась в основном евразийским континентом. В то же время советские дипломаты обращали внимание на процес­сы, происходящие в других частях мира, включая и Африку. Когда Италия вторглась в Абиссинию (ныне Эфиопия) в октябре 1935 г.,


Советский Союз как постоянный член Совета Лиги Наний потребо­вал принудить правительство Муссолини положить конец агрессии против государства — члена Лиги Наций, применив против него эко­номические санкции. В ноте итальянскому правительству от 22 но­ября 1935 г. советское правительство решительно осудило агрессию и потребовало прекратить ее. Лига Наций ввела некоторые санкции против агрессора. Однако не все страны мира присоединились к этим санкциям. Италия не прекратила агрессию, и Абиссиния была окку­пирована ею.

После Второй мировой войны политика СССР на африканском континенте значительно активизировалась. Еще на Московской кон­ференции министров иностранных дел, состоявшейся в 1943 г., по инициативе СССР был провозглашен принцип суверенного равенст­ва всех пародов, включенный позже в Устав ООН. Народы Азии уже завоевали независимость, и Африка оставалась последним колони­альным континентом. Но в конце 1950-х гг. движение за политиче­скую независимость усилилось и здесь. Вслед за Эфиопией, Египтом, Либерией и ЮАР, восстановившими свой суверенитет и получившими его ранее, государственную независимость обрели Ливия (1951), Су­дан (1956), Тунис (1956), Марокко (1956), Гана (1957), Гвинея (1958). В течение только 1960 г. независимость обрели еще 17 госу­дарств Африки.

СССР заключит договоры и соглашения об экономическом и куль­турном сотрудничестве с Египтом (ОАР), Эфиопией, Ганой, Гвинеей, Мали, Сомали, Алжиром, Танзанией, Мадагаскаром (Малагасийской Республикой) и другими странами континента. Сотни промышлен­ных предприятий в утих странах были построены с участием СССР. Тысячи ученых, педагогов, врачей, строителей помогали народам, от­сталым не только экономически, но и в других областях, налаживать системы образования и здравоохранения, готовить свои националь­ные кадры. Тысячи африканцев получили возможность учиться в со­ветских вузах. Особо тесные отношения складывались между СССР и странами, лидеры которых выступали с позиций панафриканизма и антиколониализма (Гана, Мали, Гвинея, Сомали, Эфиопия и др.). Однако почти во всех этих странах так называемые национально-де­мократические режимы свергались их противниками, после чего ме­нялась и внешнеполитическая ориентация новых властей. Вчерашние друзья превращались в недругов, и дипломатические и иные отноше­нии с ними прерывались или сводились к минимуму. Такие же госу­дарственные перевороты происходили и в странах с политическими


430 Глава XXII. Отношения России со странами Африки и Латинской...

режимами, ориентированными на Запад. Б этих случаях СССР из вчерашнего недруга превращался в друга. Поскольку в 1960-1970-х гг. государственные перевороты были частым явлением в молодых го­сударствах, и СССР, и страны Запада стремились извлекать из про­исходящих процессов определенные политические и идеологические выгоды для себя. Под эти процессы подводилась и соответствующая теоретическая база. Школы исследователей так называемых некапи­талистического и демократического путей развития, сложившиеся в СССР и на Западе, «направляли» почти каждую страну после свер­жения в ней прозападного или ориентированного на СССР режима по соответствующему пути, хотя они при этом продолжали оставать­ся не только диктаторскими, но и нередко антикоммунистическими и антидемократическими. Принципиальность и последовательность при этом приносились в жертву сиюминутным тактическим интересам. Исходили из принципа: «Враг моего врага — мой друг», но нередко друзья оказывались весьма сомнительными. Так советское руководство поступило, скажем, когда сотрудничало с кровавым диктаторским ре­жимом Иди Амина в Уганде, а страны Запада — с режимом Бокассы в Центрально-Африканской империи, который, как выяснилось по­сле его свержения, был людоедом. Б холодильнике «императора» об­наружили еще не съеденные части тел его политических противни­ков.

Не вполне последовательной была политика СССР и в районе Восточного Рога Африки. Долгое время он активно согрудничал с Эфиопией, а ещё активнее — с Сомали. Однако после свержения в Эфиопии монархии отношения с новым режимом стали более тес­ными. Это позволяло СССР выступить эффективным посредником в урегулировании пограничных споров между Эфиопией и Сомали и не допустить дело до кровопролитного конфликта между его друзь­ями. Однако сделать этого СССР не удалось, а когда между двумя дружественными ему странами началась война, ведшаяся с обеих сто­рон с использованием советской военной техники, симпатии совет­ских властей оказались на стороне Эфиопии. Это тем более странно, что правительство Эфиопии вело продолжительную борьбу с насе­лением тогда еще собственной провинции Эритреи, боровшимся за реализацию своего, провозглашенного в Декларации ООН 1960 г., права на самоопределение. В конце концов Эритрея стала самостоя­тельным государством, в Эфиопии произошел очередной государст­венный переворот, а влияние СССР и затем России в регионе све­лось к нулю.


§ 1. Россия и Африка 431

Более позитивной и эффективной была политика Советского Сою­за в области борьбы с апартеидом и расизмом на континенте.

Оплотами расизма в Африке были ЮАР, Южная Родезия (ныне Зимбабве) и Юго-Западная Африка (ныне Намибия), оккупирован­ная в то время Южно-Африканской Республикой. Власть в этих стра­нах оказалась в руках белых поселенцев, которые установили раси­стские режимы. Вопрос о необходимости прекращения расистской политики в этих странах, а также в отношении всего цветного насе­ления неоднократно поднимался лидерами освободительного движе­ния и Организацией африканского единства (ОАЕ) в ООН и в ее ко­митетах. СССР не только поддерживал борьбу с расизмом, но и сам неоднократно ш.ктупал шшциатором разработки и обсуждения в ООН деклараций и резолюций, осуждающих расизм и апартеид.

Наиболее уродлиным проявлением расизма являлся апартеид (от слона я;н,[ка африкаанс арапЪсМ - раздельное проживание, т. ё. изо­ляция чернокожего населения от светлокожего). По инициативе аф­риканских и социалистических стран Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1973 г. международную конвенцию «О подавлении и нака­зании преступлений апартеида». В ней апартеид квалифицирован как преступление против человечности, составляющее серьезную угрозу международному миру и безопасности. Объявлены преступными все организации, учреждения и индивидуумы, которые совершают пре­ступление апартеида. К преступлению апартеида конвенция относит все бесчеловечные действия, совершаемые с целью установить и под­держать господство одной расовой группы над любой другой расо­вой группой, систематически угнетая их. Ими являются:

а) отрицание за членами расовой группы права на жизнь и свободу человека путем убийства участников расовой группы или групп, причинения участникам расовой группы серьезною физического или умственного вреда, посягательства на их свободы или досто­инство, произвольного задержания и незаконного ареста участни­ков расовой группы или групп;

б) преднамеренное создание группе условий существования, направ­ленных на ее физическое уничтожение целиком или частично;

в) любые законодательные и другие меры с целью исключения расо­вой группы из политической, социальной, экономической и куль­турной жизни страны и создания условий, лишающих ее членов основных прав и свобод человека, в том числе права на работу, на образование, права на ассоциации, права на свободное перемеще­ние и выбор местожительства и др.


§ 1. Россия и Африка 433

432 Глава XXII. Отношения России со странами Африки и Латинской...


 


Расовая дискриминация и апартеид пагубно сказались во всех об­ластях общественной жизни. С целью преодоления их последствий по инициативе африканских стран и СССР Генеральная конферен­ция ЮНЕСКО приняла 27 ноября 1978 г. декларацию «О расах и ра­совых предрассудках».

К сожалению, ни международные соглашения, ни всемирные кон­ференции против расизма и расовой дискриминации не изменили сколько-нибудь серьезно положение дел в данной области. Даже Ге­неральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей ре­золюции 52/111 вынуждена была выразить сожаление о том, что, не­смотря на усилия, предпринятые международным сообществом на различных уровнях, проявления расизма, расовой дискриминации, ненависти ко всему иностранному и связанная с ними нетерпимость не только не были уничтожены, но даже усилились. Более того, по­явились новые их проявления в форме пропаганды расизма и ксено­фобии через Интернет.

Общественный прогресс, интернационализация международной жизни, рост образованности населения мира и его жизненного уров­ня не только не ведут автоматически к исчезновению расовых пред­рассудков и расовой дискриминации, но и нередко порождают новые формы их проявления. Вопросы об эффективных путях борьбы с ними обсуждались на Международной конференции ООН «Против расиз­ма, расовой дискриминации, ненависти к иностранному и связанной с ними нетерпимости» (Дурбан, 31 августа —7 сентября 2001 г.). «Расизм — это болезнь ума и души, которая убила намного больше людей, чем некоторые болезни тела, и дегуманизировала все, к чему она коснулось», — не без оснований сказал видный деятель освобо­дительного движения в Африке и экс-президент ЮАР Нельсон Ман-дела при открытии этой конференции 31 августа 2001 г.

СССР и его союзники оказали определяющее влияние и на борь­бу за независимость народов Анголы, Мозамбика, Зимбабве, Нами­бии, а также на формирование их политических режимов.

Противостояние Запада и Востока, США и СССР во всем мире своеобразно повторялось и на африканском континенте. Это имело как негативные, так и позитивные последствия для самой Африки и ее народов. Ускорились не только поляризация африканских обществ, но и их экономическое развитие, рост жизненного уровня населения. Народы Африки впервые получили возможность стать активными участниками мировой политики. Независимые государства Африки стали ядром движения неприсоединения и Группы 77, сыгравших важную роль в определении политики ООН и других международ-


ных институтов в последующие годы. Это они сформулировали пять принципов мирного сосуществования, стали инициаторами приня­тия в мае 1974 г. Программы действий но установлению нового эко­номического порядка. Это они требовали расширения возможностей развития отсталых стран путем увеличения процента от националь­ного дохода развитых стран, выделяемого в помощь развивающимся странам, расширения их представительства в специализированных учреждениях ООН, защиты окружающей среды и многого другого.

После распада СССР переживающая глубокий внутренний кри­зис Россия снизила уровень активности своей политики на других континентах. Соответственно прекратилось соперничество великих держав, а вместе с тем и необходимость привлечения развивающихся стран на сторону того или иного блока. Как отмечал Генеральный секретарь ООН, Африку после окончания холодной войны практи­чески бросили на произвол судьбы, прекратилась или сократилась экономическая и финансовая помощь африканским странам. Но да­же та помощь, которая была оказана, не привела к позитивным сдви­гам на континенте.

По оценке ООН, «техническая помощь» странам Африки в 1960-1980-х гг. оказалась не только не эффективной, по даже вредной для Африки. Первоначально она была задумана «как средство уменьше­ния разрыва в техническом потенциале промышленно развитых и развивающихся стран путем ускорения процесса передачи знаний, навыков и опыта, а тем самым и разлития национального потенциа­ла. В некоторых случаях эта цель была достигнута, однако во многих других случаях оказание технической помощи имело диаметрально противоположный эффект: не раскрывало национальный потенциал, а, напротив, сдержало его развитие. В результате этого более чем 40 лет спустя после начала осуществления программ технической помощи, 90% из 12 млрд долл. США, ежегодно расходуемых па оказание тех­нической помощи странам континента, по-прежнему тратятся на при­влечение иностранных специапистов, несмотря на то что сейчас в них имеются собственные национальные эксперты во многих областях» [1].

Б итоге экономика современной Африки осталась примерно на том же самом уровне, что и 40 лет назад, а численность населения резко возросла. Так, экономический рост в 1990-х гг. в Африке со­ставлял в среднем 2,1% в год, в то время как прирост населения — 2,8%. За период с 1977 по 2002 г. средпедушевое потребление здесь со­кратилось на 20% [2]. К началу XXI в. внешняя задолженность стран Африки превышала в общей сложности 500 млрд долл. США. Только лишь обслуживание этого долга в полном объеме потребовало бы


434 Глава XXII. Отношения России со странами Африки и Латинской...

от африканских стран перечисления донорам и внешним коммерче­ским кредиторам более 60% (86,3 млрд долл. США) получаемых ими экспортных поступлений в объеме примерно 142-145 млрд долл. США [3].

После распада СССР новая Россия, проводя внешнюю политику, уделяла недостаточно внимания африканскому направлению. Было ограничено даже дипломатическое присутствие на этом континенте. Многие посольства и консульства закрылись, а российские диплома­ты перешли на так называемый кустовой метод работы, когда одно дипломатическое представительство обслуживает несколько сосед­них государств. Резко сократились торгово-экономические и другие связи со странами африканского континента. Со временем ситуация стала меняться. Активизировалось сотрудничество по политическим вопросам. Россия приветствовала создание на основе Организации африканского единства Африканского союза, призванного вывести взаимодействие африканских государств на более высокий уровень. В последние годы с официальными визитами Россию посетили ли­деры таких африканских стран, как Нигерия, Габон, Гвинея, Эфио­пия. В 2002 г. состоялся первый в истории России визит председателя российского правительства на африканский континент, в ходе кото­рого он посетил Эфиопию, ЮАР и Танзанию.

В Африке у России есть серьезные экономические интересы. Это перспективный рынок сбыта для российских товаров, источник цен­ного и редкого сырья для промышленности. Африка потенциально привлекательна и для инвестиционного сотрудничества. Если в со­ветское время экономические отношения с Африкой строились ис­ключительно по государственным каналам, то сегодня в них активно участвуют крупные частные российские компании. Акционерная ком­пания «Алроса» участвует, например, в разработке алмазного место­рождения «Катока» в Анголе, ОАО «Русский алюминий» разрабаты­вает месторождение бокситов в Гвинее, ОАО «Норильский никель>> приобрел крупный пакет акций южноафриканской золотодобывающей компании «Голд Филдз». Общий объем торговли России со страна­ми Африки превысил 800 млн долл. в год, хотя эта цифра невелика, если принимать во внимание потенциальные возможности сторон.

Кроме традиционных торгово-экономических связей между Рос­сией и Африкой существуют и иные отношения. В последние годы развивается сотрудничество с Нигерией и Южно-Африканской рес­публикой в исследовании космического пространства. Россия при­нимает участие в миротворческих операциях, осуществляющихся под эгидой ООН, в Демократической Республике Конго, Западной Сахаре,


§ 2, Россия и Латинская Лмс-рика 435

Сьерра-Леоне, Эфиопии, Эритреи, Кот-д'Ивуаре и других странах. Российская Федерация оказывает гуманитарную помощь жертвам сти­хийных бедствий и вооруженных конфликтов на африканском кон­тиненте. В ряде стран Африки работают российские врачи. Продол­жается сотрудничество между Россией и африканскими странами в области образования. В российских вузах кроме африканских сту­дентов, обучающихся на контрактной основе, учатся и те студенты из Африки, кто получают стипендии от российского государства. В аф­риканских же странах продолжают работать преподаватели из Рос­сии.

Учитывая бедственное положение большинства африканских стран, Россия вместе с другими странами «Большой восьмерки» приняла решение об облегчении их долгового бремени. Выполняя эти реше­ния, российское правительство в 1998--2002 гг. списало задолжен­ность беднейших государств Африки на сумму более 11 млрд долл. Хотя африканское направление и не относится сегодня к числу при­оритетов российской внешней политики, отношения России с государ­ствами Африки имеют немаловажное значение как для наглей страны, так и для этих государств.

Россия и Латинская Америка

Народы Латинской Америки в течение более трех веков находились в колониальной зависимости от Испании и Португалии, к которым позже присоединились Англия, Голландия и Франция. Самостоятель­ными субъектами международной политики они становятся только в начале XIX в., после начала войны за независимость и образования здесь суверенных государств. Первоначально отношения России со странами Латинской Америки складывались не вполне успешно. Вер­ная принципам легитимизма, провозглашенным Священным союзом в 1815 г., Россия отказывалась признавать независимость молодых американских республик, «восставших против своих монархов», и да­же принимать их дипломатические миссии. Священный союз, душой которого являлся русский император, планировал помочь монарху Испании восстановить его власть над восставшими колониальными владениями путем организации интервенции. Но этому воспрепят­ствовали США, решительно потребовав от европейских держав не вмешиваться в дела стран Западного полушария (доктрина Монро). Однако демократическая общественность России, особенно интел­лигенция, живо интересовалась событиями на далеком континенте. Некоторые контакты были установлены с Бразилией, где сохранял-


438Глава XXII. Отношения России со странами Африки и Латинской...

ствия и таким образом помогали рад икал изации Кубинской револю­ции.

Когда все эти меры оказались бесплодными, власти США реши­ли повторить на Кубе оказавшийся успешным в Гватемале в 1954 г. опыт свержения национально-демократического правительства. Ли­дер республиканцев в американском Сенате Пол Уокер после встре­чи с Д. Кеннеди, только что вступившим в должность президента, заявил, что «Соединенные Штаты не могут позволить, чтобы комму­нистическая страна существовала так близко от их берегов», и что он «рекомендует открытое вооруженное вмешательство в дела Кубы, если все остальные меры потерпят провал» [4].

США откровенно поддерживают на Кубе антикастровские силы, снабжают их оружием, собирают бежавших из Кубы сторонников свергнутого диктатора Батисты и организуют вооруженную интер­венцию. Но правительство Ф. Кастро своевременно принимает меры по обеспечению Народной армии необходимым вооружением (его по­ставляли СССР и другие социалистические страны) и организует народ к борьбе с агрессией. Интервенты высадились на Кубу в рай­оне Плайя-Хирон 17 апреля 1961 г. (опять с территории Никарагуа, где правил семейный клан Сомосы), но встретили достойное сопро­тивление со стороны кубинского народа, который разгромил их в те­чение 72 часов. В первый же день были потоплены 4 корабля с нахо­дившимися на них наемниками, сбиты пять самолетов. Многие из интервентов погибли, остальные были взяты в плен.

Особая страница отношений России и стран Латинской Амери­ки — это события, приведшие к Карибскому кризису, поставившему весь мир на край ракетно-ядерной войны (см. главу VIII). Несмотря на совершенные советским руководством накануне и в период урегу­лирования Карибского кризиса ошибки, несмотря на то что Ф. Каст­ро и его соратники были недовольны поведением Н. Хрущева, не по­ставившего их в известность относительно своих договоренностей с американцами, СССР добился гарантий безопасности для Кубы. После завершения Карибского кризиса США, продолжая политику изоляции и экономической блокады Острова Свободы, воздержива­лись от применения военной силы против неугодного им режима Ф. Кастро.

После вывода основной части советских войск, ракет и другой военной техники на Кубе сохранялось военное присутствие СССР. На острове дислоцировалась советская учебная мотострелковая бри­гада, которая сыграла существенную роль в создании регулярных во-


2. Россия и Латинская Америка 439

оружейных сил Кубы, одновременно являясь гарантом ее военной безопасности. К середине 1960-х гг. на Кубе окончательно сложилась политическая и экономическая система коммунистического типа, а са­ма страна стала составной частью «социалистического лагеря». Куба была важнейшим союзником СССР не только в Южно-Американском регионе, но и за его пределами. Например, кубинское военное при­сутствие сыграло решающую роль в сохранении просоветских режи­мов в Анголе и Эфиопии. Как в этих странах, так и в других регионах третьего мира Куба и СССР действовали согласованно и сообща.

Столь же тесными, как в политической сфере, были советско-ку­бинские отношения в сфере экономики. Советский Союз оказывал Кубе огромную помощь и социально-экономическом развитии. За годы сотрудппчеггна с СССР Куба смогла преодолеть монокультурную экономику, которая пыл;) связана с выращиванием сахарного трост­инка. Ьм.'П1 построены истые предприятия и созданы целые отрасли .жономпкн, например горнорудная и металлургическая промышлен­ность. Советский Со юн .тнпмал первое место во внешнеторговом обо­роте Кубы, на его долю приходилось более 80% кубинского экспорта. В советских учебных заведениях были подготовлены десятки тысяч кубинских специалистов. Промышленные предприятия, сельское хо­зяйство, транспорт Кубы были оснащены оборудованием и техникой преимущественно советского производства. Хотя Куба по мировым стандартам и оставалась отнюдь не высокоразвитой в экономическом отношении страной, ее успехи в социальной сфере были весьма за­метны. Созданные на Кубе системы здравоохранения и образования стали не только лучшими в Латинской Америке, но и не уступали аналогичным системам в наиболее развитых странах мира.

Плодотворное совете ко-кубинское сотрудничество стало нарушать­ся еще в период перестройки. Переход на расчеты в свободно конвер­тируемой валюте, выход на внешний рынок отдельных советских предприятий разрушили отлаженный механизм двусторонней тор­говли. Развал Советского Союза сопровождался обвальным сверты­ванием экономических отношений с Кубой. Возникли разногласия по политическим и идеологическим аспектам. Особенно болезнен­ным для кубинской экономики стало сокращение импорта россий­ских энергоносителей. «Срыв поставок нефти, — отмечает один из современных российских специалистов по кубинской экономике, — парализовал транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Про­изводство сахара-сырца, основы кубинского экспорта, упало более чем в 2 раза из-за прекращения ввоза из России запчастей для сель-


440 Глава XXII. Отношения России со странами Африки и Латинской...

хозтехники и сахароперерабатывающих предприятий. Катастрофиче­ски вырос дефицит госбюджета (до 30% ВВП в 1993 г.), стремительно раскручивалась инфляционная спираль. Следствием стало быстрое обнищание населения, тотальная карточная система (по карточкам распределялись не только продукты питания, по и одежда), возник­новение черных рынков. Норма выдачи хлеба была урезана вдвое, а на свободном рынке цены на хлеб взлетели более чем в 3 раза» [5].

Катастрофическая ситуация заставила кубинское руководство при­нять жесткие меры. В стране объявили «особый период», ввели ре­жим тотальной экономии. В 1990-е гг. на Кубе была осуществлена серьезная коррекция экономического механизма, направленная в пер­спективе на создание модели, похожей на китайскую (экономические реформы при сохранении коммунистической политической системы). Принятые меры дали результаты. К началу XXI в. экономическое по­ложение на Кубе стабилизировалось, в страну пошли иностранные инвестиции, сумма которых сегодня на душу населения превышает аналогичный российский показатель. Несмотря на продолжающую­ся экономическую блокаду со стороны США, многие страны успеш­но развивают с Кубой торговые отношения. Осуществляют актив­ный торговый обмен с Кубой Китай, Канада, Мексика, а из стран — членов Евросоюза — Испания. Это государство занимает первое ме­сто среди торговых партнеров Кубы, на ее долю приходится 15,3% кубинского товарооборота, в то время как Россия отодвинулась на пятое место и на ее долю приходится всего 7,4% [6].

Свертывание прежних экономических связей негативно сказалось не только на Кубе, но и на России. Дело доходит до того, что многие товары кубинского экспорта, например сахар, никель и кобальт, попа­дают в нашу страну через посредников по завышенным ценам. С кон­ца 1990-х гг. стали предприниматься попытки повысить уровень рос­сийско-кубинских отношений, в том числе усилить и экономическое сотрудничество. Этому должен был способствовать визит на Кубу В. Путина, состоявшийся вскоре после его избрания на первый пре­зидентский срок. В ходе этого визита и после него были достигнуты важные договоренности о возобновлении и углублении сотрудниче­ства в ряде областей, например в атомной энергетике. Однако не­определенность в экономических отношениях России с Кубой сохра­няется.

Такая же неопределенность и колебания отличают российскую по­зицию по другим направлениям сотрудничества с Кубой. После вы­вода учебной мотострелковой бригады с Кубы там оставался россий-


§ 2, Россия и Латинская Америка 441

ский центр радиотехнической разведки в Лурдесе. В 1999 г. он был модернизирован, а во время визита В. Путина говорилось о том, что этот центр будет работать и в дальнейшем. Однако через несколько месяцев, осенью 2001 г., по инициативе российского Генштаба и под предлогом экономии 100 млн долл. в год, необходимых для увеличе­ния числа разведывательных шутников, было принято решение о за­крытии разведцентра и Лурдесе. Это решение вызвало непонимание и раздражение кубинского руководства, посчитавшего, что Россия приняла его под даклепием США, давно добивавшихся прекращения работы Лурдесе кою центра. Тем не менее российско-кубинское во­енное сотрудничество продолжается и сегодня, в его основе лежат поставки сжатых чппеп для косиной техники советского произ­водства, находящемся на вооружении кубинской армии. В перспек­тиве речь может мд| и по мостиках современных образцов российской военной техники, л глюке модернизации устаревших систем воору­жения.

Военно-техническое сотрудничество может быть важным направ­лением развития отношений и с другими странами латиноамерикан­ского региона. В разное время советское и российское оружие и боевая техника поставлялись и поставляются в Аргентину, Бразилию, Вене­суэлу, Никарагуа, Перу. Российский ВПК заинтересован в том, что­бы число его партнеров в Южной Америке как перспективном рынке увеличивалось. Причем речь идет не только о поставках военной продукции, но и о продаже авиационной техники гражданского на­значения. Перспективным для России направлением сотрудничест­ва с латиноамериканскими странами может стать и электроэнергети­ка, поскольку потребности экономического роста региона требуют увеличения энергетических мощностей.

Для нашей страны Латинская Америка в последнее время пред­ставляет интерес и с точки зрения сопоставимости и схожести лати­ноамериканских государств и России по основным показателям соци­ально-экономического развития, уровню и качеству жизни населения. Перед латиноамериканскими странами и Россией часто стоят одни и те же проблемы, причем в Латинской Америке эти проблемы воз­никли раньше. Россия заинтересована в изучении подобного опыта, в том числе и для того, чтобы не повторять очевидных ошибок. Хотя механическое копирование решений, принимавшихся все же в не­сколько иных условиях, вряд ли может быть продуктивным. Так, по­сле августовского кризиса 1998 г. у нас едва ли не воспроизвели ар­гентинскую модель «валютного управления», которая позже в самой


442Глава XXII. Отношения России со странами Африки и Латинской...

Аргентине привела к серьезным социально-экономическим и соци­ально-политическим потрясениям.

В начале XXI в. проявилась тенденция активизации сотрудниче­ства России и стран Латинской Америки как на уровне межгосудар­ственных контактов, так и на уровне взаимодействия частных эконо­мических структур и общественных движений. При укреплении этих тенденций Россия и государства Латинской Америки смогут более успешно реализовывать свои интересы в современном глобализиру-ющемся мире.

Примечания

1. Тгашкэпшп^ Агпса'з Есопогшез. Есопоппс Сопишззшп Ьг Мпса. 2001. Агпса'з Рга§11е Кесоуегу. Р. 1.

2. 1Ый.

3. 1ЬЫ.

4. Цит. по: Героическая эпопея: От Монкады до Плайя-Хирон. М., 1978. С. 386.

5. Мазип А. Куба: пророчества и реалии // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С. 69.

6. Там же. С. 73.

Контрольныевопросы и задания

1. Какую роль сыграл Советский Союз в крушении колониальной системы?

2. Изложите содержание принятой по инициативе СССР Деклара­ции ООН «О предоставлении независимости колониальным и за­висимым странам».

3. Расскажите о сотрудничестве африканских стран и СССР в борь­бе с расизмом и апартеидом.

4. Как ООН оценивает современную ситуацию в Африке?

5. Как складывается сотрудничество России и стран Африки?

6. Какие факторы влияли и влияют на политику СССР и России в Латинской Америке?

7. Охарактеризуйте развитие советско-кубинских отношений в 60-80-е гг. XX столетия.

8. Какие последствия разрыв прежних экономических связей имел для Кубы и для современной России?


Литература 443

9. Какой интерес представляет опыт Латинской Америки для нашей страны?

Литература

Африка, Региональные аспекты глобальных проблем / Отв. ред. С. А. Бессо-

нов. М- 1996. Бурляй Я. Интеграционные пршкчты и Западном полушарии // Междуна-

родная жизнь. 2(Ш'^. № К.

Документы и материи, м-1 ( )|1гани {.чини африканского единства. М.. 1990. Лебедева Э., Э.чышич .1 Тршпгмткая Африка: вечный маргииал //' Мировая

экономика и мгждупарпдпые ш шипения. 2001. № 6. Лопаток И. Во.!мо,кмог-] и Гон ип ц Африке /'/ Международная жизнь. 2000.

н/нш Л •'. Мг.кдч народныг пи.'ипичееипе институты: Актуальные про-

6.1ГММ ПГШрПП И Н'ПрИП. М.,'.?1Н)'|.

Прш'нгмы .Ла'мшемш Америки и международное и рано: В 2 кн. М., 1995. Рост и я и Ламшгкая Америка: е>;одаые проблемы аакисимого развития //

Мировая экономика и междупа!)*);^!!,!!- отношения. 2004. № 2, 3, 5. СалтановА. Африканский месяц май /,/ Международная жизнь. 2004. № 4-5. Сгмоненко А. Россия— Бразилия: масштабные партнеры // Мировая эконо-

мика и международные отношения. 2001. № 2. Сизонепко А. От Горчакова до Примакова (200 лет российского МИДа и от-

ношения с Латинской Америкой) // Мировая экономика и международ-

ные отношения. 2002. № 9. Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А. В. Торку-

пова. М., 1999.

Средин В. Россия и Африка // Международная жизнь. 2001. № 7. Сударев В. П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская

Америка (вторая половина XX века). М., 2000. Френкель М, М. Африка: взаимодействие цивилизаций // Мировая эконо-

мика и международные отношения. 2001. № 5. Элъяпов А, Глобализация и расслоение развивающихся стран // Мировая

экономика и международные отношения. 2000. № 6.


Учебное издание







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.123 (0.026 с.)