ТОП 10:

Россия и проблемы Корейского полуострова



Стратегически и геополитически Корейский полуостров всегда входил в сферу интересов России. Любой конфликт на территории Корей­ского полуострова создает для российского Дальнего Востока пря­мую угрозу — военную, политическую, экономическую. Однако на протяжении уже более полувека на территории полуострова сохра-


398Глава XX. Внешняя политика России... в Азиатско-тихоокеанском...

няется очаг напряженности, обусловленный существованием двух антагонистических государств.

Официальной датой создания Республики Корея (расположена к югу от 38-й параллели) считается 15 августа 1948 г. Корейская На­родная Демократическая Республика (расположена к северу от 38-й параллели) была провозглашена 9 сентября 1948 г. Фактическое раз­деление полуострова на две части произошло ь сентябре-октябре 1945 г. в ходе совместной советско-американской операции по осво­бождению Дальнего Востока.

Первоначально предполагалось осуществить объединение полу­острова путем дипломатических переговоров, однако формирование биполярной системы международных отношений и начало холодной войны препятствовали этому. Корейская война 1950-1953 гг., одна из наиболее кровопролитных войн XX в., окончательно закрепила раскол полуострова на две части. (Следует отметить, что между дву­мя государствами до сих пор не подписан мирный договор, сущест­вует лишь временное Соглашение о перемирии.) Вплоть до начала 90-х гг. XX в. на территории Корейского полуострова существовал баланс отношений крупнейших держав: военным, экономическим и политическим союзником Республики Корея стали США, а впослед­ствии и Япония. Корейской Народной Демократической Республике оказывали поддержку СССР и Китай.

С середины 1980-х гг. происходили изменения в политике СССР в отношении двух корейских государств. Наблюдалось постепенное отдаление Советского Союза от КНДР, хотя отношения между этими странами уже с 1960-х гг. в силу определенных идеологических про­тиворечий были непростыми. В отношениях с Южной Кореей по­явились тенденции к нормализации, прежде всего в экономической и культурной сферах. Дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея были установлены 30 сентября 1990 г.

После распада СССР внешняя политика России претерпела серь­езные изменения. В частности, продолжилась ее деидеологизация, что привело к демонтажу отношений с традиционными партнерами ССС^ в том числе и на Дальнем Востоке. В связи с началом эконо­мических реформ Россия испытывала большую потребность в ино­странных инвестициях. Южная Корея, в начале 1990-х гг. находив­шаяся на пике своего экономического развития, представляла для России значительный интерес как предполагаемый инвестор, а также как рынок сбыта военной техники и сырья.


§ 4. Россия и проблемы Корейского полуострова 399

Таким образом, 1-я половина 1990-х гг. характеризуется форсиро­ванным развитием сотрудничества с Республикой Корея и свертыва­нием политических, экономических и военных отношений с КНДР Отношения между Российской Федерацией и Республикой Корея развивались на самом высоком межгосударственном уровне. В нояб­ре 1992 г. президент РФ Б. Ельни}! и президент Республики Корея Ро Дэу подписали Договор об основах отношений между двумя стра­нами. Напротив, межгосударственные контакты между РФ и КНДР фактически сошли на пет. В 1995 г. Москва отказалась продлевать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР, заключенный в 1961 г. Пхеньяну предложили обсу.чить про­ект нового доктора, однако вплоть до конца 1990-х гг. этот проект находился п падин разработки. Одновременно российская сторона прекратила ока:и,ша п> экономическую и военную помощь КНДР. Та­кая политика ослабила позиции России на Корейском полуострове в целом, а это, в свою очередь, привело к вытеснению России из груп­пы государств, активно участвующих в процессе мирного урегулиро­вания Корейской проблем!,! и объединения полуострова.

«Ядерный кризис* 19У.Ч--1994 гг., связанный с давлением на КНДР в целях прекращения ее плу пищевой ядерной программы, еще более ослабил позиции РФ на Корейском полуострове. История создания се­верокорейской ядерной программы началась с середины 1950-х гг, при активной поддержке СССР В период с 1956 г. до начала 1990-х гг, в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне прошли подготовку 250 северокорейсклх специалистов. Б 1959 г. было за­ключено соглашение о сотрудничестве в области ядерных исследова­ний между СССР и КНДР, а впоследствии — и между КНР и КНДР, В 1965 г. при содействии Китая и Советского Союза в местечке Енбен был запущен первый исследовательский ядерный реактор, там же был создан Научно-исследовательский институт ядерной физики. СССР и Китай не были заинтересованы в создании еще одной ядерной дер­жавы, поэтому стремились контролировать процесс развития ядер­ных исследований в КНДР. Под давлением Москвы с 1977 г. Пхень­ян дал согласие на проверки ядерных объектов наблюдателями из МАГАТЭ, а и 1985 г. Северная Корея присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. Тем не менее уже к концу 1980-х гг., по всей вероятности, и Северной Корее было создано пер­вое примитивное ядерное устройство. Несмотря па полное отсутст­вие средств доставки, оно могло представлять серьезную угрозу.


400 Глава XX. Внешняя политика России... в Азиатско-Тихоокеанском...

Развал Советского Союза и системы мирового социализма приве­ли к тому, что северокорейский режим фактически оказался в пол­ной изоляции. В этих условиях Северная Корея в целях обеспечения собственной безопасности решила разыграть ядерную карту: через агентурные сети стала просачиваться дозированная информация о на­личии в КНДР ядерного оружия, а в 1993 г. Северная Корея объявила о своем выходе из ДНЯО. Это привело к первому ядерному кризису, в урегулировании которого Россия фактически поддержала позицию стран, объединившихся но инициативе США для оказания давления на Северную Корею. В результате конструктивных дипломатических контактов США и КНДР при поддержке КНР кризис был разрешен. В 1994 г. было заключено соглашение о замораживании ядерной про­граммы КНДР в обмен на строительство АЭС силами международ­ного консорциума «КЕДО» во главе с США. Благодаря успешной дипломатической деятельности США и КНР их роль в корейских делах значительно возросла, тогда как авторитет России снизился еще больше.

Изменения внешней политики России по отношению к Корее на­чались со 2-й половины 1990-х гг. Это было связано прежде всего со сменой элиты во внешнеполитическом ведомстве, назначением на пост министра иностранных дел Е. Примакова. С 1996 г. начинается постепенное восстановление дипломатических обменов с КНДР, что позитивно сказалось на двусторонних отношениях. Напротив, отно­шения с Южной Кореей вошли в полосу стагнации. Финансовый кризис 1997 г. в Юго-Восточной Азии и дефолт 1998 г. в России фактически заморозили экономические отношения двух стран. В от­ношениях с корейскими государствами появилась определенная сба­лансированность.

Новый этап в отношениях Российской Федерации с двумя Корея­ми можно соотнести и со сменой политических элит в обоих государ­ствах. В 1994 г. умер Ким Ир Сен, Генеральный секретарь ЦК ТПК, президент КНДР, руководивший страной с момента ее основания. Вплоть до 1997 г. в стране соблюдался траур и фактический руково­дитель страны сын вождя Ким Чен Ир оставался в тени. Только с се­редины 1997 г., после окончания траура по отцу, деятельность нового руководителя активизировалась. В то же время в Южной Корее в конце 1997 г. был избран новый президент — Ким Тэчжун, знамени­тый борец за демократию и правозащитник. Его политика «солнеч­ного тепла», направленная на нормализацию отношений с КНДР и последующее объединение, позитивным образом сказалась па отпо-


§ 4. Россия и проблемы Корейского полуострова 401

шениях не только с КНДР, но и с Россией. Ким Тэчжун подчеркивал важность участия России в процессе урегулирования корейской про­блемы. Таким образом, в конце 1990-х гг. началось постепенное вос­становление баланса в отношениях России с двумя Кореями.

Нельзя не отметить, что положительным фактором в нормализации отношений с КНДР стал приход к власти В. Путина. Новый прези­дент неоднократно подчеркивал важность установления добрососед­ских отношений с Северной Кореей. Спустя пять лет после отказа от прежнего договора, в 2000 г., между Россией и КНДР был наконец-то подписан новый Договор ° дружбе, добрососедстве и сотрудниче­стве. В том же 2000 г. II Путин совершил официальный визит в Се­верную Корею, в ходе которого была подписана Совместная декла­рация. Отвешип ннзшлидера КНДР Ким Чен Ира в РФ летом 2001 г. и подписание Московском декларации стали важной вехой в отно­шениях двух государп п. С 2000 г. начинается восстановление эконо­мического и военного сотрудничества между двумя странами.

Одновременно продолжается укрепление отношений с Республи­кой Корея. В 2000 г. состоялись две встречи президентов РФ и Рес­публики Корея, а в феврале 2001 г. президент В. Путин посетил с официальным визитом Республику Корея. В рамках состоявшихся переговоров обсуждались перспективы трехстороннего (РФ —Респуб­лика Корея— КНДР) сотрудничества в экономической области, что стало фактическим подтверждением установления баланса в отно­шениях РФ с Южной и Северной Кореей. В 2000-2001 гг. наблюда­лась общая стабилизация положения па Корейском полуострове, бы­ли сделаны значительные таги на пути мирного урегулирования.

Но в октябре 2002 г. США обвинили КНДР в том, что она разра­батывает вторую ядерную программу, параллельную той, что была «заморожена» рамочным договором 1994 г., в то время как США со­блюдают все обязательства по этому договору. Фактически же «КЕДО» во главе с США так и не закончил строительства АЭС, однако КНДР сохраняла указанные в договоре объекты «замороженными» вплоть до конца 2002 г. Однако имеются сведения, что Северная Корея про­должила ядерные исследования, более того, даже и ?те собиралась их прекращать, несмотря па подписание рамочного договора. КНДР была включена в «ось зла» и список стран, по которым возможно на­несение превентивных ядерных ударов. Данные заявления привели к началу второго «ядерного кризиса», но этот раз официальная Мо­сква приняла активное участие в его разрешении, сформулировав основополагающие подходы к решению проблемы. На этой основе


Глава XX. Внешняя политика России- в Азиатско-Тихоокеансжол

развернулась активная дипломатичес!сая деятельность России в I, контактах с КНДР, США, Южной КоРеей' Японией, в рамках «Боль шой восьмерки», ООН и МАГАТЭ. Окончательное урегулировать' проблемы должно состояться в ходе шестисторонних переговорок в которых принимают участие РФ, США' КНДР, РК, КНР и Япония.

§ 5. Отношения России со сгранами Юго-Восточной и Южной азии

К субреГИОНУ Южной Азии относятся государства, расположенные на гюЛУостРове Индостан и в непосреДСТВе1Ш°й близости от него. Это Индия. Пакистан, Бангладеш, Непал» Бутан, Шри-Ланка. Среди них особое место принадлежит Индии как кРУПнеишей в субрегионе и одной из крупнейших стран мира, занимающей второе место по числей"0™ населения. На рубеже столетий численность ее населе­ния сосгавляла 1 млрд человек, а к сер^ине XXI в., по прогнозам, в Инд)# будет жить уже 1,5 млрд, и она станет самой многонаселен­ной страной на планете. Индийская экономика растет довольно вы­сокими темпами - 7-10% в год, сегодня ВВП Индии превышает 1 трлн ^лл- И]• В некоторых современна наукоемких отраслях, на­примерв производстве компьютерной техники и ^ее программном обеспечь"1"- Индия способна конкурировать с наиоЪлее развитыми странами мира. Можно отметить успе*и Индии в промышленности и сельск°м хозяйстве, ядерных и косМнческих исследованиях, подго­товке тучных и инженерно-технических кадров. Ьсть в этой стране и социа'^но-экономические проблемы- требующие решения, напри­мер кра&не низкий уровень жизни болт»1"6" части населения, высокие темпы риста которого «съедают» часть результатов экономического прогресса- Несмотря на это, здесь сохра"ястся ста°ильная политиче­ская с-ис^-43' основанная на дсмократмческих пРИ1|ДИнах. Индию час­то назь№ют «самой большой демократией мира*.

С момента обретения Индией независимости в 1947 г. ее отноше­ния'с Советским Союзом развивались самым благоприятным обра­зом. ИЯД11* была важнейшим партнер0** и ДРУ1ОМ СССР и третьем мире, советское руководство приветств°вало независимый внешне-..^т/мй Курс иидрси, ее роль в созДа»Ш| Движения неприсое-

литич^кий ку])с Ищши, ее роль в соэД вижения неприсое-
динив11!Н'ся стРан. На начальных этапах индустриализации СССР
оказал собственную помощь Индии, нРи ('го Участ™ были построе­
ны многие промышленные предприятия и объекты инфраструктуры.
<«в11:ва,'1ись советско-ки^ т°Ргово-эк:ономические от-


^Отношения России со страна^^дго^Восточноп и Южной Азии 403

"011>ет1я, которые строились на выгодной в тот период обеим стра-

^ клиринговой основе. Позиции СССР и Индии по важнейшим

*Дународным проблемам, как правило, совпадали или были близки.

Распад СССР негативно отразился на российско-индийских зко-

Мических связях, поскольку рухнул прежний механизм торгового

"ОМргх-ч 1Т ,

сн° С° вРеменем вшникшие трудности были преодолены, рос-
_ иско-индийскис отношения, основывающиеся на прочных тради-
В2? сотрудничества Ссср " Индии, стали актншю развиваться.
000-2003 гг. состоялись два визита российского президента в Ин-
' *° и два визита индийского премьер-министра, регулярно прохо-
СТ7 ВстРечи руководителей ведущих министерств и ведомств двух
Рац, работают две межправительственные комиссии: одна - по торго-
п "Э1<ономическому, научно-техническому и культурному, а другая -
в ^оенно-техническому сотрудничеству, В ноябре 2003 г. президент
Рос ' 1?утин н премьер-министр А. Б. Ваджпаи подписали Декларацию
сийской Федерации и Республики Индия о глобальных вызовах и
Рос ^ мождУнаР°Дной безопасности и стабильности. В декларации
выпСИЯ И Иидия как две кРУп"ейшие и влиятельные демократии мира
^ Разили решимость привнести демократические начала и в между-
ног ДНЬ'е ДеЛа' °НИ °™етили' что создание будущего международ-
не ° Порядка' основанного на многополярности, должно определяться
Сто0<4н°сторон1шми волевыми действиями, а коллективными и много-
НИ1ННИМИ процессами, подчеркнули ключевую роль ООН в реше-
нен МеждУнаР°дных проблем и урегулировании конфликтов. Россия
дидЗМеНП° подтвеРжд;1ет свою поддержку Индии как достойного кан-
едш*ТЭ В ЛОСТОЯ1шые '1леиы Совета Бсаоггасности Организации Объ-
готп еННЫХ Наций в случае его Р;)(']1'ирения. Важным направлением
яв ^Удничесгва двух стран в сфере обеспечения безопасности сегодня
ДИиЯется противодействие терроризму, поскольку и в России, и в Ип-
ние Су"№ствУет УгР°за террористических акщш. В целом в послед-
ОЛ,ГОДЫ ™'1ИН России и Индии по многим вопросам междуна-
'Ьгх отиои1ений совпадали.

ей и п°СЛеЛнке годы Растуг °6ъсмь| взаимной торговли между Инди-тм1 сией- Если в 2002 г' товарооборот между этими двумя стра-Хот ^ °оставлял МЛРД долл- то в 2[ЮЗ г °н увеличился до 3,3 млрд. м->„.Я Пока нс Удалось достичь объемов советско-индийской торгов ч и

"<1 1с1_ТГд 1 ПГ1П

м|)(1 '4 1У90-Х гг.. структура торгово-экономичсских связей сегодня

11и[1С1ТДИ'Г лучше' Реальные возможности увеличения объемов рос-

'ФыцК°Г° эксп°Рта машинотехничсской и наукоемкой продукнии от-

1 !'Ч1отся в связи с принятием Индией ряда крупномасштабных дол-



 


402 Глава XX. Внешняя политика России... в Азиатско-Тихоокеанском...

развернулась активная дипломатическая деятельность России в ее контактах с КНДР, США, Южной Кореей, Японией, в рамках «Боль­шой восьмерки*, ООН и МАГАТЭ. Окончательное урегулирование проблемы должно состояться в ходе шестисторошшх переговоров, в которых принимают участие РФ, США, КНДР, РК, КНР и Япония.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.016 с.)