Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия и проблемы Корейского полуостроваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стратегически и геополитически Корейский полуостров всегда входил в сферу интересов России. Любой конфликт на территории Корейского полуострова создает для российского Дальнего Востока прямую угрозу — военную, политическую, экономическую. Однако на протяжении уже более полувека на территории полуострова сохра- 398 Глава XX. Внешняя политика России... в Азиатско-тихоокеанском... няется очаг напряженности, обусловленный существованием двух антагонистических государств. Официальной датой создания Республики Корея (расположена к югу от 38-й параллели) считается 15 августа 1948 г. Корейская Народная Демократическая Республика (расположена к северу от 38-й параллели) была провозглашена 9 сентября 1948 г. Фактическое разделение полуострова на две части произошло ь сентябре-октябре 1945 г. в ходе совместной советско-американской операции по освобождению Дальнего Востока. Первоначально предполагалось осуществить объединение полуострова путем дипломатических переговоров, однако формирование биполярной системы международных отношений и начало холодной войны препятствовали этому. Корейская война 1950-1953 гг., одна из наиболее кровопролитных войн XX в., окончательно закрепила раскол полуострова на две части. (Следует отметить, что между двумя государствами до сих пор не подписан мирный договор, существует лишь временное Соглашение о перемирии.) Вплоть до начала 90-х гг. XX в. на территории Корейского полуострова существовал баланс отношений крупнейших держав: военным, экономическим и политическим союзником Республики Корея стали США, а впоследствии и Япония. Корейской Народной Демократической Республике оказывали поддержку СССР и Китай. С середины 1980-х гг. происходили изменения в политике СССР в отношении двух корейских государств. Наблюдалось постепенное отдаление Советского Союза от КНДР, хотя отношения между этими странами уже с 1960-х гг. в силу определенных идеологических противоречий были непростыми. В отношениях с Южной Кореей появились тенденции к нормализации, прежде всего в экономической и культурной сферах. Дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея были установлены 30 сентября 1990 г. После распада СССР внешняя политика России претерпела серьезные изменения. В частности, продолжилась ее деидеологизация, что привело к демонтажу отношений с традиционными партнерами ССС^ в том числе и на Дальнем Востоке. В связи с началом экономических реформ Россия испытывала большую потребность в иностранных инвестициях. Южная Корея, в начале 1990-х гг. находившаяся на пике своего экономического развития, представляла для России значительный интерес как предполагаемый инвестор, а также как рынок сбыта военной техники и сырья. § 4. Россия и проблемы Корейского полуострова 399 Таким образом, 1-я половина 1990-х гг. характеризуется форсированным развитием сотрудничества с Республикой Корея и свертыванием политических, экономических и военных отношений с КНДР Отношения между Российской Федерацией и Республикой Корея развивались на самом высоком межгосударственном уровне. В ноябре 1992 г. президент РФ Б. Ельни}! и президент Республики Корея Ро Дэу подписали Договор об основах отношений между двумя странами. Напротив, межгосударственные контакты между РФ и КНДР фактически сошли на пет. В 1995 г. Москва отказалась продлевать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР, заключенный в 1961 г. Пхеньяну предложили обсу.чить проект нового доктора, однако вплоть до конца 1990-х гг. этот проект находился п падин разработки. Одновременно российская сторона прекратила ока:и,ша п> экономическую и военную помощь КНДР. Такая политика ослабила позиции России на Корейском полуострове в целом, а это, в свою очередь, привело к вытеснению России из группы государств, активно участвующих в процессе мирного урегулирования Корейской проблем!,! и объединения полуострова. «Ядерный кризис* 19У.Ч--1994 гг., связанный с давлением на КНДР в целях прекращения ее плу пищевой ядерной программы, еще более ослабил позиции РФ на Корейском полуострове. История создания северокорейской ядерной программы началась с середины 1950-х гг, при активной поддержке СССР В период с 1956 г. до начала 1990-х гг, в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне прошли подготовку 250 северокорейсклх специалистов. Б 1959 г. было заключено соглашение о сотрудничестве в области ядерных исследований между СССР и КНДР, а впоследствии — и между КНР и КНДР, В 1965 г. при содействии Китая и Советского Союза в местечке Енбен был запущен первый исследовательский ядерный реактор, там же был создан Научно-исследовательский институт ядерной физики. СССР и Китай не были заинтересованы в создании еще одной ядерной державы, поэтому стремились контролировать процесс развития ядерных исследований в КНДР. Под давлением Москвы с 1977 г. Пхеньян дал согласие на проверки ядерных объектов наблюдателями из МАГАТЭ, а и 1985 г. Северная Корея присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. Тем не менее уже к концу 1980-х гг., по всей вероятности, и Северной Корее было создано первое примитивное ядерное устройство. Несмотря па полное отсутствие средств доставки, оно могло представлять серьезную угрозу. 400 Глава XX. Внешняя политика России... в Азиатско-Тихоокеанском... Развал Советского Союза и системы мирового социализма привели к тому, что северокорейский режим фактически оказался в полной изоляции. В этих условиях Северная Корея в целях обеспечения собственной безопасности решила разыграть ядерную карту: через агентурные сети стала просачиваться дозированная информация о наличии в КНДР ядерного оружия, а в 1993 г. Северная Корея объявила о своем выходе из ДНЯО. Это привело к первому ядерному кризису, в урегулировании которого Россия фактически поддержала позицию стран, объединившихся но инициативе США для оказания давления на Северную Корею. В результате конструктивных дипломатических контактов США и КНДР при поддержке КНР кризис был разрешен. В 1994 г. было заключено соглашение о замораживании ядерной программы КНДР в обмен на строительство АЭС силами международного консорциума «КЕДО» во главе с США. Благодаря успешной дипломатической деятельности США и КНР их роль в корейских делах значительно возросла, тогда как авторитет России снизился еще больше. Изменения внешней политики России по отношению к Корее начались со 2-й половины 1990-х гг. Это было связано прежде всего со сменой элиты во внешнеполитическом ведомстве, назначением на пост министра иностранных дел Е. Примакова. С 1996 г. начинается постепенное восстановление дипломатических обменов с КНДР, что позитивно сказалось на двусторонних отношениях. Напротив, отношения с Южной Кореей вошли в полосу стагнации. Финансовый кризис 1997 г. в Юго-Восточной Азии и дефолт 1998 г. в России фактически заморозили экономические отношения двух стран. В отношениях с корейскими государствами появилась определенная сбалансированность. Новый этап в отношениях Российской Федерации с двумя Кореями можно соотнести и со сменой политических элит в обоих государствах. В 1994 г. умер Ким Ир Сен, Генеральный секретарь ЦК ТПК, президент КНДР, руководивший страной с момента ее основания. Вплоть до 1997 г. в стране соблюдался траур и фактический руководитель страны сын вождя Ким Чен Ир оставался в тени. Только с середины 1997 г., после окончания траура по отцу, деятельность нового руководителя активизировалась. В то же время в Южной Корее в конце 1997 г. был избран новый президент — Ким Тэчжун, знаменитый борец за демократию и правозащитник. Его политика «солнечного тепла», направленная на нормализацию отношений с КНДР и последующее объединение, позитивным образом сказалась па отпо- § 4. Россия и проблемы Корейского полуострова 401 шениях не только с КНДР, но и с Россией. Ким Тэчжун подчеркивал важность участия России в процессе урегулирования корейской проблемы. Таким образом, в конце 1990-х гг. началось постепенное восстановление баланса в отношениях России с двумя Кореями. Нельзя не отметить, что положительным фактором в нормализации отношений с КНДР стал приход к власти В. Путина. Новый президент неоднократно подчеркивал важность установления добрососедских отношений с Северной Кореей. Спустя пять лет после отказа от прежнего договора, в 2000 г., между Россией и КНДР был наконец-то подписан новый Договор ° дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В том же 2000 г. II Путин совершил официальный визит в Северную Корею, в ходе которого была подписана Совместная декларация. Отвешип ннзшлидера КНДР Ким Чен Ира в РФ летом 2001 г. и подписание Московском декларации стали важной вехой в отношениях двух государп п. С 2000 г. начинается восстановление экономического и военного сотрудничества между двумя странами. Одновременно продолжается укрепление отношений с Республикой Корея. В 2000 г. состоялись две встречи президентов РФ и Республики Корея, а в феврале 2001 г. президент В. Путин посетил с официальным визитом Республику Корея. В рамках состоявшихся переговоров обсуждались перспективы трехстороннего (РФ —Республика Корея— КНДР) сотрудничества в экономической области, что стало фактическим подтверждением установления баланса в отношениях РФ с Южной и Северной Кореей. В 2000-2001 гг. наблюдалась общая стабилизация положения па Корейском полуострове, были сделаны значительные таги на пути мирного урегулирования. Но в октябре 2002 г. США обвинили КНДР в том, что она разрабатывает вторую ядерную программу, параллельную той, что была «заморожена» рамочным договором 1994 г., в то время как США соблюдают все обязательства по этому договору. Фактически же «КЕДО» во главе с США так и не закончил строительства АЭС, однако КНДР сохраняла указанные в договоре объекты «замороженными» вплоть до конца 2002 г. Однако имеются сведения, что Северная Корея продолжила ядерные исследования, более того, даже и?те собиралась их прекращать, несмотря па подписание рамочного договора. КНДР была включена в «ось зла» и список стран, по которым возможно нанесение превентивных ядерных ударов. Данные заявления привели к началу второго «ядерного кризиса», но этот раз официальная Москва приняла активное участие в его разрешении, сформулировав основополагающие подходы к решению проблемы. На этой основе Глава XX. Внешняя политика России- в Азиатско-Тихоокеансжол развернулась активная дипломатичес!сая деятельность России в I, контактах с КНДР, США, Южной КоРеей' Японией, в рамках «Боль шой восьмерки», ООН и МАГАТЭ. Окончательное урегулировать' проблемы должно состояться в ходе шестисторонних переговорок в которых принимают участие РФ, США' КНДР, РК, КНР и Япония. § 5. Отношения России со сгранами Юго-Восточной и Южной азии К субреГИОНУ Южной Азии относятся государства, расположенные на гюЛУостРове Индостан и в непосреДСТВе1Ш°й близости от него. Это Индия. Пакистан, Бангладеш, Непал» Бутан, Шри-Ланка. Среди них особое место принадлежит Индии как кРУПнеишей в субрегионе и одной из крупнейших стран мира, занимающей второе место по числей"0™ населения. На рубеже столетий численность ее населения сосгавляла 1 млрд человек, а к сер^ине XXI в., по прогнозам, в Инд)# будет жить уже 1,5 млрд, и она станет самой многонаселенной страной на планете. Индийская экономика растет довольно высокими темпами - 7-10% в год, сегодня ВВП Индии превышает 1 трлн ^лл- И]• В некоторых современна наукоемких отраслях, напримерв производстве компьютерной техники и ^ее программном обеспечь"1"- Индия способна конкурировать с наиоЪлее развитыми странами мира. Можно отметить успе*и Индии в промышленности и сельск°м хозяйстве, ядерных и косМнческих исследованиях, подготовке тучных и инженерно-технических кадров. Ьсть в этой стране и социа'^но-экономические проблемы- требующие решения, например кра&не низкий уровень жизни болт»1"6" части населения, высокие темпы риста которого «съедают» часть результатов экономического прогресса- Несмотря на это, здесь сохра"ястся ста°ильная политическая с-ис^-43' основанная на дсмократмческ„их пРИ1|ДИнах. Индию часто назь№ют «самой большой демократией мира*. С момента обретения Индией независимости в 1947 г. ее отношения'с Советским Союзом развивались самым благоприятным образом. ИЯД11* была важнейшим партнер0** и ДРУ1ОМ СССР и третьем мире, советское руководство приветств°вало независимый внешне-..^т/мй Курс иидрси, ее роль в созДа»Ш| Движения неприсое- литич^кий ку])с Ищши, ее роль в соэД вижения неприсое- ^Отношения России со страна^^дго^Восточноп и Южной Азии 403 "011>ет1я, которые строились на выгодной в тот период обеим стра- ^ клиринговой основе. Позиции СССР и Индии по важнейшим *Дународным проблемам, как правило, совпадали или были близки. Распад СССР негативно отразился на российско-индийских зко- Мических связях, поскольку рухнул прежний механизм торгового "ОМргх-ч 1Т, сн° С° вРеменем вшникшие трудности были преодолены, рос- ей и п°СЛеЛнке годы Растуг °6ъсмь| взаимной торговли между Инди-тм1 сией- Если в 2002 г' товарооборот между этими двумя стра-Хот ^ °оставлял 2Л МЛРД долл- то в 2[ЮЗ г °н увеличился до 3,3 млрд. м->„.Я Пока нс Удалось достичь объемов советско-индийской торгов ч и "<1 1с1_ТГд 1 ПГ1П м|)(1 '4 1У90-Х гг.. структура торгово-экономичсских связей сегодня 11и[1С1ТДИ'Г лучше' Реальные возможности увеличения объемов рос- 'ФыцК°Г° эксп°Рта машинотехничсской и наукоемкой продукнии от- 1 !'Ч1отся в связи с принятием Индией ряда крупномасштабных дол-
402 Глава XX. Внешняя политика России... в Азиатско-Тихоокеанском... развернулась активная дипломатическая деятельность России в ее контактах с КНДР, США, Южной Кореей, Японией, в рамках «Большой восьмерки*, ООН и МАГАТЭ. Окончательное урегулирование проблемы должно состояться в ходе шестисторошшх переговоров, в которых принимают участие РФ, США, КНДР, РК, КНР и Япония.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.56 (0.012 с.) |