Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции демократии. (представительная, партисипаторная, плебисцитарная демократия, консенсусная (консоциативная), либеральная и социальная демократия).

Поиск

Репрезентативная: Концепция, Обосновывающая репрезентативную демократию, исходит из ее понимания как компетентного и ответственного перед наро­дом представительного правления. Воля народа здесь не отожде­ствляется с его прямым участием. Она существует далеко не по всем вопросам и выражается гражданами как непосредственно на выборах, так и делегируется представительным органам и депутатам, которые в пределах предоставляемых им полномо­чий формируют и антиципируют (предвосхищают) общую волю, а порой и действуют вопреки ей под свою ответственность.

Реально репрезентативная демократия обычно воплощается в парламентаризме — системе правления, основанной на разделе­нии властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах. При этом парламентарии рассматрива­ются не как представители отдельных избирательных округов, а как выразители интересов в первую очередь всего народа, ответ­ственные в своих решениях лишь перед собственной совестью.

Репрезентативные, в том числе элитарные, теории демокра­тии имеют как сильные, так и слабые стороны. В качестве глав­ных достоинств этой модели правления обычно отмечают ее спо­собность гарантировать свободный общественный строй и высо­кую эффективность в выполнении общественных задач. Недостатки - коррумпированность и недодемократичностьJ)

Партиципаторная: Под влиянием усилившейся критики репрезентативной демократии, ее дей­ствительной удаленности от идеала народовластия как свободно­го и равного активного участия граждан в политике в 60—70-х гг. XX в. получили широкое распространение и реальное влияние на устройство институтов управления теории партиципаторной де­мократии. Они претендуют на максимальное соответствие нор­мативному идеалу демократии как народовластия и его приспо­собление к современному государственному и общественному устройству.

Эти теории исходят из трактовки демократии как универсаль­ного принципа организации всех областей общественной жизни, обеспечивающего уважение достоинства личности. Демократия должна быть везде — в семье, школе, университетах, на произ­водстве, в партиях, государстве и т.д. В принципе в обществе не существует каких-либо областей, находящихся вне политики и не допускающих демократического участия. Граждане должны ак­тивно участвовать не только в выборе своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе — в под­готовке, принятии и осуществлении решений, а также в контро­ле за их реализацией.

Главными целями партиципации являются всесторонняя демо­кратизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Этим обеспечивается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие мно­гих людей в управлении расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, увеличивает вероятность их оптимиза­ции, а следовательно, повышается стабильность политической системы и эффективность управления. Кроме того, широкое учас­тие граждан в политическом процессе обеспечивает эффектив­ный контроль за должностными лицами, предотвращает злоупот­ребления властью, отрыв депутатов от народа, бюрократизацию чиновничества.

У партиципаторной демократии имеются не только сторон­ники, но и оппоненты. Ее критики утверждают, что демократия не может быть формой жизни, универсальным принципом ее ор­ганизации, поскольку лежащие в основе демократии идеи свободы и равенства с момента ее происхождения относятся лишь к взаи­моотношениям между гражданами и государством и противоречат естественному неравенству и принуждению, присущим некото­рым областям жизнедеятельности, например взаимоотношениям учителей и учеников, руководителей и подчиненных и т.д.

Предполагаемая партиципаторной демократией широкая политизация общества ведет к тоталитаризму или популистскому авторитаризму. Она ограничивает индивидуальную свободу, созда­ет угрозу частной собственности и предпринимательству, поскольку подчиняет личность решениям большинства, обычно склон­ного к уравнительности и идеологическим влияниям.

Кроме того, недостатками этой демократии являются низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и эмоциональной неуравновешенности масс; снижение институциональной ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и ни за что не отвечающих непрофес­сионалов; сложность и высокая стоимость практического осущест­вления; невозможность без принуждения привлечь к системати­ческому участию в управлении большинство граждан, важней­шие жизненные интересы которых обычно связаны с профес­сией, рабочим местом, доходами, семьей, досугом и т.д.

Либеральная демократия:

1. Отождествление народа как субъекта власти с собственни­ками-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего на­емных рабочих, а также женщин из числа обладающих избира­тельным правом граждан.

2. Индивидуалистичность, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над зако­нами государства. Права личности в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное выполнение которой контроли­рует независимый суд.

3. Узкополитический, формальный характер демократии, выте­кающий из узкого, негативного понимания свободы как отсутст­вия принуждения, ограничений.

4. Парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния.

5. Ограничение компетенции и сферы деятельности государ­ства преимущественно охраной общественного порядка, безопас­ности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешатель­ство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.

6. Разделение властей, создание сдержек и противовесов

7. Ограничение власти большинства над меньшинством, обес­печение индивидуальной и групповой автономии и свободы.

В качестве недостатков классической либеральной демократии обычно от­мечаются:

1. Социально-классовая ограниченность.

2. Формальность и, как следствие, декларативность демокра­тии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения

3. Ограниченность сферы демократии и политического учас­тия личности.

4. Принижение роли государства в управлении обществом и укреплении социальной справедливости.

5. Чрезмерный ценностный индивидуализм, игнорирование коллективной природы человека, его принадлежности к различ­ным социальным группам.

Плебисцитарная:

Некоторые важнейшие идеи коллективистской, идентитарной демократии нашли свое прямое выражение в со­временных западных теориях. Наиболее видной из них является плебисцитарная мандатная теория партийной демократии. Она раз­вивает идею Руссо о том, что каждый гражданин должен иметь возможность по меньшей мере одобрять или отвергать влияющие на его жизнь законы, которые он обязан уважать. Согласно пар­тийной теории демократии, в современных государствах, с большой численностью населения и огромными по сравнению с древ­негреческими полисами территориями, античная модель народо­властия наиболее полно реализуется в «партийном государстве».

Различные партийные программы дают гражданам возмож­ность с помощью выборов прямо влиять на содержание государ­ственной политики. Эти программы являются полученными от граждан своего рода мандатами, наказами, которые призваны ис­полнять и депутаты, и правительство. Связанность депутатов пар­тийными программами и структурами делает их прямыми выра­зителями народной воли. Тем самым достигается идентичность народа и правительства.

Отражая новые явления в политических системах, эта кон­цепция демократии, по мнению ее критиков, во многом расхо­дится с реальностью. Современные массовые «народные партии» не имеют определенной социальной базы и стремятся привлечь голоса самых различных слоев населения. Поэтому формулиров­ки их предвыборных платформ носят очень общий и расплывча­тый характер и мало отличаются друг от друга. Если даже партий­ные платформы предусматривают достаточно определенные дей­ствия, граждане все же вынуждены выбирать программы в це­лом, в едином пакете, не имея возможности влиять на их кон­кретное, часто противоречивое содержание.

К тому же, как показывают эмпирические исследования, боль­шая часть избирателей вообще не знакома с партийными про­граммами и строит свой политический выбор в первую очередь на основе существующих традиций, привлекательности партий­ных лидеров и символики. В силу всего этого «партийная демо­кратия» весьма далека от народовластия.

Консенсусная: - в государствах с полиэтническим составом населения - народовластие, базирующееся на пропорциональном представительстве этнических групп в парламенте и другие властных структурах. характерно: разделение власти; сбалансированная двухпалатное с представительством меньшинств многопартийность; разнотипные партии; пропорциональное представительство; территориальный и иной федерализм и децентрализация; писаный закон и право вето меньшинства, модель реализуется в Бельгии, Швейцарии и т.д.

Социальная - форма народовластия, предполагающая политическое равноправие граждан и равенство их социальных прав.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.26 (0.01 с.)