Латиноамериканский прорыв» во внешней политике России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Латиноамериканский прорыв» во внешней политике России.



Взял полностью неплохую статью, каждый найдет в ней то, что ему кажется главным. Чем понравилась мне – есть ретроспектива и анализ. Но, как это обычно бывает – чужая статья не Святая Библия, так что …

Латинская Америка никогда не относилась к числу регионов, где влияние СССР/России можно было бы назвать определяющим, или хотя бы значительным. Отсутствие политического влияния сказывалось и на военно-техническом сотрудничестве, находившемся в зачаточном состоянии. Со времен доктрины Монро считающийся вотчиной США регион и в XX веке исправно закупал оружие американского производства. В отдельных нечастых случаях - западноевропейского.

Советское военное присутствие в регионе обозначилось на рубеже 50-60-х годов, когда о помощи со стороны СССР попросила Куба. Поставки советского оружия помогли кубинцам отразить поддержанную США атаку на Плая Хирон, и построить достаточно серьезную военную машину, способную воздействовать на события на других континентах - достаточно вспомнить активное участие вооруженных сил Кубы в конфликтах на территории Африки.

Второй страной региона, начавшей сотрудничать с СССР, стала Перу. Поводом для сотрудничества стал приход к власти в 1968 году военных во главе с дивизионным генералом Хуаном Веласко Альварадо, и взятый новым режимом курс на сотрудничество с СССР. Большое впечатление на правительство Перу оказала советская помощь после разрушительного землетрясения 1969 года, когда СССР сумел оперативно организовать переброску гуманитарной помощи и техники на другую сторону Земли с помощью стратегических военно-транспортных самолетов Ан-22 «Антей».

Третьей крупной страной региона-союзником СССР и, как следствие покупателем советского оружия должна была бы стать Чили, однако переворот 1973 года и приход к власти Аугусто Пиночета нарушил все планы. В итоге, кроме Кубы и Перу СССР пришлось удовлетвориться сотрудничеством с маленькой Никарагуа, где в 1979 году к власти пришло просоциалистическое движение сандинистов.

Куба стала наиболее активным покупателем советского оружия - ее вооруженные силы были оснащены им на 100%. Перу осталась на втором месте, продолжая закупки в том числе и в Европе. Никарагуа, получившая некоторое количество стрелкового оружия и легкой техники, осталась третьей.

Этот список начал расширяться лишь в 90-е годы - оружие и военная техника российского производства появляется и в других странах региона - например, в Колумбии и Мексике. Об организованном военно-техническом сотрудничестве однако, речи не идет - имеют место ограниченные закупки небольших партий оружия с неясными перспективами на продолжение.

Ситуация начала меняться в новом веке. Первой страной Латинской Америки, которая решилась установить длительное и тесное военно-техническое сотрудничество с Россией после распада СССР, стала Венесуэла. В основе решения, как и в предыдущих случаях, лежала политика - Уго Чавес поссорился с США. В итоге, в 2005-2007 годах Венесуэла и Россия подписали ряд крупных соглашений о поставках оружия, обучении военного персонала и организации технической поддержки поставленной продукции. Среди заинтересовавших Венесуэлу систем особо стоит отметить истребители Су-30, вертолеты, автоматы Калашникова и системы ПВО.

Пример Венесуэлы оказался заразителен. О сотрудничестве с Россией в военной сфере задумались гиганты региона - Бразилия и Аргентина. Аргентина, обозначившая свой интерес визитом министра обороны Нильды Гарре, заинтересовалась системами ПВО, аппаратурой управления воздушным движением и вертолетами. Бразилия - истребителями и подводными лодками.

Очередным шагом на этом пути стал визит в Бразилию И.О. секретаря Совета Безопасности России Валентина Соболева, в ходе которого было подписано соглашение, предусматривающее сотрудничество в военно-технической сфере. Бразилия заинтересована в получении доступа к новейшим российским технологиям в аэрокосмической сфере, в частности - к разработкам по проекту истребителя пятого поколения. Кроме того, планы Бразилии по оснащению своего флота атомной подводной лодкой также требуют ознакомления с новейшими зарубежными технологиями в этой сфере, и, как можно видеть на примере сотрудничества с Индией, Россия может делиться такой информацией. Кроме того, Россия рассчитывает поставить Бразилии уже созданные самолеты 4++ поколения, такие, как Су-35.

Следует понимать, что и в данном случае основной причиной, заставляющей страны региона идти на сотрудничество с Россией, является политика, а если быть точным - стремление уменьшить практически монопольное влияние США. С этой точки зрения, приобретение российского оружия вкупе с созданием «латиноамериканского НАТО» является наиболее очевидным решением. Для России же подобное развитие событий можно назвать положительным во всех смыслах.

В экономическом - растет экспорт наукоемкой продукции. В политическом - «вероятный союзник» получает очередную головную боль. В дипломатическом - массовое приобретение странами Латинской Америки российского оружия и появление в регионе российских же инструкторов и советников будет, безусловно, способствовать повышению авторитета и влияния России как в регионе, так и в мире.

И, наконец, немаловажен моральный фактор. Сотрудничество со странами ближнего Востока и Средней Азии встречает осуждение со стороны достаточно большого количества людей, упрекающих Россию то в «поддержке исламского фундаментализма», то в «пособничестве терроризму». В отношении же сотрудничества с христианскими государствами Латинской Америки, управляемыми демократически избранными правительствами, подобные обвинения выдвинуть просто невозможно.

 

99. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке и национальные интересы России.

 

Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой.

Конфликт между евреями-сионистами и коренным арабским населением Палестины сводился, главным образом, к территориальным притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину. В ходе накала ситуации во второй четверти XX века к геополитической составляющей добавились также религиозная и культурная, усиливающие межнациональную рознь. В 1948 году соседние арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми остальными арабскими государствами (Сирия, Египет – мир в 1979, Иордания – мир в 1994) в регионе. Палестино-израильский является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

Позиция сторонников Израиля

Сионистское движение видит в Палестине историческую родину еврейского народа, и исходит из утверждения, что этот народ имеет право на собственное суверенное государство. Это утверждение основывается на нескольких основных принципах: Принцип равенства народов: подобно другим народам, у которых есть свое суверенное государство, евреи также имеют право жить в своей стране и управлять ей. Принцип необходимости защиты евреев от антисемитизма: явление антисемитизма, кульминировавшее в целенаправленном геноциде против евреев (Холокост), проводившимся нацистской Германией в первой половине 1940-х годов, вынуждает евреев организоваться в целях самозащиты и найти территорию, которая служила бы убежищем в случае повторения катастрофы. Это возможно только с созданием еврейского государства. Принцип исторической родины: согласно многочисленным антропологические и археологические исследованиям, на территории Палестины существовали еврейские государства. + В иудаизме эта территория была обещана Иакову (Израилю) Богом как Земля Обетованная, которую Он предназначает для евреев.

Позиция противников Израиля

Арабские государства и местные арабы изначально были против создания государства Израиль на территории Палестины. Но под влиянием побед израильской армии, признали решение ООН о создании в Палестине двух государств — еврейского и арабского. Но, и сейчас остаются радикально настроенные политические и террористические движения, а также правительства некоторых стран, которые отрицают право Израиля на существование. + арабская позиция дополняется распространением продиктованного религией убеждения, согласно которому эта территория является частью исконно мусульманских земель. Противники Израиля считают, что политика данного государства на оккупированных территориях перешла в расизм и апартеид, постепенно лишая палестинцев их земли и нарушая их права.

США, Россия и страны Запада пытались оказывать давление на израильскую и палестинскую стороны одновременно. Москва поддерживала Ясира Арафата, но при давлении США и Израиля, он сложил полномочия, во главе Палестины всьал Махмуд Аббас. В мае 2003г. состоялась встреча Буша, премьер-министра Израиля Ариэля Шарона и главы правительства Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Принят план «Дорожная карта» - создание независимого гос-ва палестинских арабов при соблюдении принципа непрерывности их территории. План поддержали США, Россия, ЕС и ООН+Иордания и Египет. Против – правые партии в Израиле, Хамас в ООП. Теракты продолжились.

В январе 2006 года на парламентских выборах на территориях, контролируемых Палестинской Администрацией, победу одержало радикальное исламисткое движение ХАМАС, признаное в Израиле и ряде других стран террористическим. Летом 2007 года между сторонниками ФАТХ (палестинская военизированная организация и одна из основных политических партий Палестинской автономии.) и ХАМАС произошёл вооруженный конфликт, в результате которого сектор Газа оказался под контролем группировки ХАМАС, а части Западного Берега, находящиеся под управлением ПА, оказались под контролем ФАТХ. С лета 2007 года Израиль усилил блокаду сектора Газа, которая продолжается до сих пор.

27 ноября 2007 года Эхуд Ольмерт и Махмуд Аббас согласились начать переговоры и прийти к соглашению по палестинскому государству. Но сделать это не удалось, переговоры были прерваны в конце декабря 2008 года в связи с проведением Израилем в секторе Газа операции «Литой свинец» против группировки ХАМАС чтобы прекратить многолетние ракетные обстрелы из Газы.

В 2009 году переговоры с ФАТХ продолжились с участием нового премьер-министра Израиля Беньямина Нетаниягу и Барака Обамы. Нетаниягу выступил со своим планом ближневосточного урегулирования, в рамках которого выразил согласие на создание палестинского государства с ограниченными правами, в случае признания палестинцами Израиля, как национального дома еврейского народа, и получении гарантий безопасности Израиля, в том числе международных.

С точки зрения международного права, территория и границы Израиля окончательно не определены. Сам Израиль, вследствие различных факторов, воздерживается от официального определения своих границ; ряд израильских юристов считают, что территория вообще не является обязательным элементом государства.

СССР поддерживали Палестину, но вели дипломатические отношения с Израилем.. РФ – за мирное и справедливое урегулирование конфликтов и за создание независимого Палестинского государства (позиция совпадает с США).

НО! В США сильное еврейское лобби. *В Израиле 20% говорят на русском, безвизовый режим для России.

Вопрос так же упирается в проблему Восточного Иерусалима. Статус В.И является одной из главных тем арабо-израильского конфликта в связи с высшей степенью святости города и расположенных в нём святынь (главным образом Храмовой горы) как для евреев, так и для мусульман.

Вторая проблема – проблема поселений – убрать израильские поселения из Палестины согласно «Дорожной карте».

Третья – проблема беженцев. В настоящее время ООН зарегистрировано 4.7 миллиона лиц, являющихся палестинскими беженцами.

*Сами палестинцы не могут договориться между собой.

ЛАГ - Ли́га ара́бских госуда́рств, В 1976 в ЛАГ была принята Организация освобождения Палестины (ООП), с 1988 года представляющая в Лиге Государство Палестина.

Интифада - вооружённая борьба палестинских арабов против израильской оккупации.

Арабская мирная инициатива - инициатива арабских стран, направленная, согласно её тексту, на достижение всеобъемлющего мира с Израилем и окончание арабо-израильского конфликта при главном условии отступления Израиля с оккупированных им в 1967 году территорий (включая Голанские высоты и фермы Шебаа) и признания им Палестинского государства на Западном Берегу и в секторе Газа со столицей в Восточном Иерусалиме. Одобрена в 2002 г, подтверждена в 2007 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.013 с.)