Система счетов национального дохода: основные показатели и их взаимосвязь. Методы расчета ВВП.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система счетов национального дохода: основные показатели и их взаимосвязь. Методы расчета ВВП.



Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, типы

Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность меро­приятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства, ста­бильные цены, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса — стабилизацию общего уровня цен. Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процент­ных ставок. Осуществляет денежно-кредитную политику централь­ный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирова­ния можно разделить на два этапа. На первом этапе цент­ральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производ­ства, способствуя достижению конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики. Эффек­тивность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на откры­том рынке. Это косвенные методы регулирования.

Типы денежно-кредитной политики. Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набо­ром инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Централь­ный банк, проводя рестрикционную политику, предприни­мает следующие действия: продает государственные цен­ные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обяза­тельных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, цент­ральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она за­ключается в расширении масштабов кредитования, ослабле­нии контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Денежный рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями денег, опосредуемых через спрос и предложение на них.

Роль денег выполняют не только наличные деньги, но и вклады до востребования, срочные вклады и т.п. Поэтому для расчета количества денег экономисты ввели понятие денежных агрегатов: М1, М2, М3, М4 (в порядке убывания степени ликвидности):

M0 — наличные деньги в обороте (на руках и в кассах);

Ml — M0 + депозиты до востребования;

М2 — M1 + срочные депозиты;

М3 — М2 + иные банковские депозиты (целевые и накопительные) и ценные бумаги;

М4 — М3 + депозиты в иностранной валюте.

Современная банковская система — это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд и других активных операций.

В отличие от других финансовых институтов, банки обладают способностью увеличивать предложение денег ("создавать деньги"). Кредитная мультипликация процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков.

Факторы спроса на деньги:

-уровень дохода;

-скорость обращения денег;

-ставка процента.

Различают два вида спроса на деньги:

-операционный. Связан с обслуживанием торговых и платежных операций, то есть все участники рыночных отношений должны располагать определенными суммами денег для того, чтобы покупать друг у друга товары, услуги и факторы производства. Выделяют номинальный спрос на деньги – спрос на определенное количество денежных знаков, и реальный спрос на деньги – спрос на такое количество денег, за которое можно купить определенное количество товаров и услуг. Не зависит от процентной ставки.

-спекулятивный. Спрос на деньги со стороны активов, вызванный желанием выгоднее разместить свои сбережения. Зависит от процентной ставки.

Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) — это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном (Национальном) банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать, новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через MB, банковские резервы через R, тогда:

MB = C+R,

где MB — денежная база; С — наличность; R -резервы.

MS= C + D,

где MS – предложение денег;

С – наличность;

D – депозиты до востребования.

Законодательством каждой страны определяется структура денежной системы:

-национальную денежную единицу (рубль, доллар, франк, иена и т.д.), в которой выражены цены товаров и услуг;

-систему кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;

-регламентируемые государством формы и условия частных кредитных денег (векселей, чеков);

-систему эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

-порядок обмена национальной валюты на иностранную и фиксированный государством валютный курс;

-государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяют два основных типа денежных систем:

-Система обращения металлических денег;

-Система обращения номинальных денежных знаков.

 

№9. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Монопольная власть и ее измерение.

Монополия (греч. "монос"- один, "понео" - продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

ЦЕЛЬ МОНОПОЛИИ - ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ДОХОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНОЙ ИЛИ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА НА РЫНКЕ. СРЕДСГВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИБЫЛЬ СВЕРХ НОРМАЛЬНОЙ.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные ФОРМЫ:

Картель - соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат - объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест - монополия, в которой объединяется и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн - монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат - объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

Система счетов национального дохода: основные показатели и их взаимосвязь. Методы расчета ВВП.

Принципы Системы национальных счетов:

1.Валовый продукт и национальный доход страны производится как в сфере материального производства, так и сфере услуг, т. е. в сферу производства включается деятельность: — компаний и предприятий, производящих товары и услуги; — частных некорпорированных предприятий; — подсобных хозяйств; лиц свободных профессий (адвокатов, артистов, журналистов и др.); — работников сферы управления; — финансово - коммерческих организаций; — некоммерческих организаций (клубов, обществ, ассоциаций); — армии; наемной прислуги; — владельцев жилья, сдаваемого в аренду.

2.В создании стоимости товаров и услуг наряду и наравне с трудом принимают участие земля, капитал и предпринимательская деятельность, т. е. факторы производства.

3. Создаваемая прибыль, рассматривается не как результат только труда, а как результат совокупного использования этих факторов.

Валовый внутренний продукт (ВВП), как основной показатель экономического состояния общества ( ВНП - его модификация ) представляет собой добавленную стоимость всех конечных продуктов и услуг произведенных в течение года. Промежуточные продукты (их повторный счет) исключаются при подсчете ВВП (ВНП). ВВП (ВНП) по отраслям (по производству) исчисляется как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы услуг. ВВП (ВНП) по расходам определяется, как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта.

ВВП (ВНП) по доходам рассчитывается как сумма заработной платы наемных работников, прибыли фирм и корпораций, доходов некорпорированных предприятий, доходов самостоятельных работников, рентных платежей, процента и двух не связанных с доходами платежей: амортизации и косвенных налогов на бизнес. Из ВВП (ВНП) можно получить другие важные показатели: чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД).

ВНП - амортизация = ЧНП.

ЧНП - косвенные налоги = НД.

ВНП - сальдо платежного баланса = ВВП

СНС связано воедино важными макроэкономическими показателями объема выпуска товаров и услуг, совокупный доход и расход общества. СНС - современная система сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах. Она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения, и конечное использование. СНС характеризует воспроизводственные и невоспроизводственные материально-вещественные ресурсы, а также финансовые активы и пассивы, увязанные с движением финансовых потоков.

Использование СНС:

1)проведение эффективной макроэкономической политики государства;

2)для анализа и принятия хозяйственных решений территориальными органами власти;

3)оценка конъюнктуры (сложившееся экономическая обстановка и проведение хозяйственной политики компании).

Показатели: ВВП - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенное время всеми производителями.

ВНП - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, созданных национальными производителями на территории страны и за ее пределами.

Номинальный ВВП - ВВП, рассчитанный по действующим ценам.

Реальный ВВП – ВВП рассчитанный по базовым ценам (с поправкой на инфляцию). Дефлятор ВВП - отношение номинального ВВП к реальному ВВП.

1. валовый общий продукт (ВОП) - это ∑ материал благ произведенных за год.

2. промежуточный продукт (ПП) - этот продукты, использованные в течении года в процессе производства.

3. конечный общественный продукт.

4. национал доход

5. чистый общественный продукт.

№5. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения

Совокупный спрос – это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

-потребление С (С –от англ. consumption – потребление) —спрос на потребительские товары и услуги;

-инвестиции I (I – от англ. investment – инвестиции) — спрос на инвестиционные товары;

-государственные закупки G (G – от англ. government – правительство) — спрос на товары и услуги со стороны государства;

-чистый экспорт Xn— разность между спросом иностранцев на отечественные товары (экспортом) и отечественным спросом на иностранные товары (импортом).

Совокупный спрос равен общей сумме спросов на конечную продукцию:

C + I + G + Xn.

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские расходы. Другие — более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Кривая совокупного спроса AD(от англ. aggregate demand)показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

MV=PQ,

отсюда или или ,

где Р – уровень цен в экономике, в данном случае – индекс цен;

Q — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М — количество денег в обращении;

Vскорость обращения денег.

Следовательно, ADнаходится в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег и в обратной — от уровня цен.

Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены, снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие:

Эффект уровня процентной ставки», т. е. цены использования ссуды. Дело в том, что рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается. Это явление называется «эффект процентной ставки».

Эффект кассовых остатков», или «эффект богатства». Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов.

Эффект импортных товаров». Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что снижает совокупный спрос в экономике.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы населения, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам и т. д. Из уравнения количественной теории денег можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики. Следовательно, AD является функцией М и V; AD = f (М, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо, которая займет положение A1D1. Снижение спроса, например, на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево. Кривая совокупного спроса займет положение A2D2.

Совокупное предложение – это количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке; сумма индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов. Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта. Совокупное предложение представляет собой абстрактную модель, характеризующую реальный объем производства при данном уровне цен. Кривая совокупного предложения, AS(от англ. aggregate supply), показывает, какой реальный объем национального производства (совокупного выпуска) может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике. AS может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине валового внутреннего продукта (ВВП).

AS = ВНП = ВВП.

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала, предпринимательские способности). Тогда

AS = рента + зарплата + процент + прибыль.

Увеличение количества или повышение качества факторов производства приводит к росту производственных мощностей, а значит, к росту AS.Кривая совокупного предложения условно состоит из трех частей:

-горизонтальной или кейнсианской, когда производство растет при неизменяемом уровне цен и при не полном использовании производственных мощностей и ресурсов;

-восходящей, когда увеличивается объем национального продукта и растут цены;

-вертикальной или классической, когда экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей. Поэтому реальный объем производства национального продукта не увеличивается, а рост его номинального объема связан только с ростом уровня цен.

Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.

На совокупное предложение влияют не только ценовые, но и неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения AS,то неценовые смещают кривую вправо (A1S1) при уменьшении издержек и влево (А2S2) – при их увеличении. К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:

-цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение и кривая AS смещается влево. Снижение цен вызывает обратную реакцию;

-рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым – совокупное предложение и кривая ASсместится вправо;

-правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево, и наоборот.

Следует отметить, что изменения величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора, скажем, совокупного спроса, могут оказаться разными. Это зависит от того, учитываем ли мы изменения совокупного спроса за короткий отрезок времени или же нас интересуют долгосрочные последствия воздействия данного фактора.

Различие между краткосрочным (обычно до 2—3-х лет) и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают главным образом с поведением номинальных и реальных переменных. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка, процента) — более подвижные, "гибкие". В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно, их считают "гибкими", а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.

Поэтому, если рассматривать поведение экономики в долгосрочном периоде, то кривая AS будет вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов, а когда исследуется функционирование экономики на сравнительно коротких отрезках времени, то кривая AS горизонтальна (при жестких ценах и номинальной заработной плате) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной заработной плате относительно подвижных ценах).

 

B
C
P
SRAS2
AD2
Y
Рис. Влияние шока предложения на равновесие в краткосрочном периоде
LRAS
AD1
SRAS1
A

Макроэкономическое равновесие – состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Оптимальным макроэкономическим равновесием считается такое состояние этих агрегированных величин, при котором достигается максимально возможный объем производства, полная занятость и умеренный уровень цен.

Предположим, что уровень цен равен Р1. При таком уровне предложение составит Q1, a спрос — Q2. Поскольку спрос превышает предложение, между покупателями начнется конкуренция, и она поднимет цену до уровня Ре. Повышение цен будет стимулировать производство национального продукта, и его предложение повысится до уровня Qe. В свою очередь потребители снизят спрос до величины Qе. Наступит макроэкономическое равновесие.

Возможен случай, когда кривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения на горизонтальном (кейнсианском) отрезке.

Макроэкономическое равновесие здесь наступит в точке Е. Ему соответствует предложение Qe и уровень цен Ре. Предположим, что народное хозяйство произвело национальный продукт в количестве Q2, а спрос равен Qe. Он меньше предложения и не позволяет скупить весь национальный продукт. Образуется избыток продукта, и предприятия сокращают выпуск до равновесного размера Qe. Если же предприятия выпускают национальный продукт в объеме Q1, то совокупный спрос Qe превышает предложение и поэтому производство национального продукта увеличивается до Qе.

Рассмотрим, как повлияют на макроэкономическое равновесие (а значит, и на объем национального производства, занятость и уровень цен) изменения совокупного спроса и совокупного предложения. Если спрос вырастет, то на разных участках кривой совокупного предложения макроэкономическое равновесие будет иметь следующий вид. На горизонтальном участке увеличение совокупного спроса с ADl до AD2 приведет к увеличению занятости и росту объема национального продукта с Q1 до Q2, без увеличения цен. На восходящем отрезке увеличение совокупного спроса с AD2 до AD3 приведет к росту производства национального продукта с Q2 до Q3 и увеличению цен до Р3,так как растет занятость и начинают использоваться незагруженные мощности. Увеличение спроса на классическом (вертикальном) отрезке с AD4 до AD5 окажет влияние только на уровень цен, повысив их с Р4 до Р5, так как здесь производственные мощности и рабочая сила использованы полностью.

Что произойдет, если совокупный спрос снизится? На кейнсианском отрезке объем произведенного национального продукта уменьшится, а уровень цен останется постоянным. На вертикальном (классическом) отрезке цены снизятся, а объем национального продукта не изменится. На восходящем отрезке и уровень цен, и величина национального продукта снижаются. Однако если спрос уменьшится с AD5 до AD4 или с AD5 до AD2, первоначальное равновесие не восстановится. Это связано с неадекватной реакцией цен на изменение спроса: уменьшение спроса до первоначального уровня не сопровождается таким же снижением цен. Они остаются на более высоком уровне, чем раньше. Причины такой тенденции заключаются в политике фирм-монополистов, не снижающих свои цены, а также в поддержании прежнего уровня заработной платы, составляющей значительную часть издержек фирм. (Заработная плата не может снизиться автоматически из-за коллективных договоров, заключаемых, как правило, на несколько лет.) Это явление получило название «эффект храповика». Так же как храповик вращает колесо только вперед, так и макроэкономическое равновесие постоянно восстанавливается на более высоком уровне цен.

Следует отметить, что иногда резкие изменения совокупного спроса и предложения — шоки — приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д. Шоки предложения могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например, нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве и, например, связанным с этим значительным ростом затрат на охрану окружающей среды и т.д.

С помощью модели AD-AS можно оценить воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.

Например, негативный шок предложения (рост цен на нефть) вызывает рост общего уровня цен (краткосрочная кривая AS сдвигается вверх от SRAS1 до SRAS2) и падение объема выпуска (точка В) . SRAS – краткосрочная кривая совокупного предложения (от англ. short ran aggregate supply curve).

Если правительство и Центральный банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. При уровне производства и занятости ниже потенциального (точка В) цены начнут постепенно снижаться, а уровень занятости и выпуска вернется к прежнему состоянию. Это отразится на графике обратным движением вдоль прежней кривой AD1 из точки В в точку А. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.

Центральный банк может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег (сдвиг вправо кривой AD от AD1 до AD2), но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне, установившемся в результате шока (точка С). Аналогичный результат достигается увеличением государственных расходов. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

 

Рис. Модель AD-AS в долговременном периоде
AS
AD
Y*
Р
Y
С
В
Рис. Модель AD-AS в инфляционной экономике
AS1
AD1
Y*
Р
Y
AS2
AD2
Р1
Р2
Р3
А

 

В литературе встречаются и другие представления модели AD-AS. Если необходимо акцентировать внимание не на временном аспекте анализа, а на близости экономики к потенциалу, используют изогнутую форму кривой AS, где совмещаются ее кейнсианский и классический отрезки . Иногда используется "усредненный" вариант, когда кривая AS имеет положительный наклон, что удобно, например, для иллюстрации "инфляционной спирали" и разграничения в ней инфляции спроса и инфляции издержек.

Например, в экономике, близкой к полной занятости, рост совокупного спроса, вызванный увеличением предложения денег (AD1 ® AD2), не только увеличит на некоторое время объем выпуска, но при определенных обстоятельствах может привести к инфляции спроса, уровень цен поднимется до Р2. На этом фоне в условиях почти полного использования имеющихся ресурсов цены на них начнут расти, что увеличит издержки и вызовет снижение совокупного предложения (сдвиг кривой AS от AS1 до AS2). Движение вдоль кривой AD2 от точки В к точке С отражает инфляцию издержек, уровень цен растет до Р3, а уровень выпуска возвращается к исходному состоянию (движение вдоль AD2 означает также падение величины совокупного спроса на фоне роста цен). Повторение попыток монетарного воздействия на совокупный спрос приведет к аналогичному результату и еще больше поднимет уровень цен. Долгосрочное устойчивое равновесие установится на уровне потенциала Y*.

Чтобы определить совокупный спрос, совокупное предложение и совокупную цену в рамках национальной экономики, необходимо объединить тысячи отдельных цен, товаров и рынков. Их объединение в одну совокупную цену, один совокупный товар и один совокупный рынок называется агрегированием. Таким образом, объектом макроэкономического анализа, теории спроса и предложения являются национальный рынок, совокупная цена (уровень цен) и реальный национальный продукт.

Национальный рынок можно рассматривать как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляются реализация товаров и услуг, обращение капитала, купля-продажа рабочей силы в масштабе страны. Основными экономическими субъектами национального рынка являются государство, домашние хозяйства и фирмы (предприятия). Государство обеспечивает население и фирмы общественными благами, осуществляет закупки товаров и услуг, а также выплачивает государственным служащим заработную плату. Фирмы выпускают продукцию и услуги, выручают за это деньги и предъявляют спрос на рабочую силу. Домашние хозяйства предлагают рабочую силу и денежные ресурсы, получают за них вознаграждение и предъявляют спрос на продукцию фирм. Таким образом, национальный рынок функционирует в виде:

-рынка товаров и платных услуг;

-рынка денег и ценных бумаг;

-рынка труда.

На каждом из этих рынков взаимодействуют между собой совокупный спрос и совокупное предложение, а также устанавливается равновесие между ними.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.013 с.)