Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.



Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

1. При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление - дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают ею от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п. Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой - в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

2. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. "олигос" - многий, "полео" - продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта - становление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма. Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом. Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).

РОЛЬ МОНОПОЛИИ в экономике двойственна. Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул. Повышения эффективности за счет технического прогресса. Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США в 1880 г. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.

 

№10. Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в олигополистической отрасли.

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке нескольких производителей. Т.о. в олигополистической отрасли производится больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Важной чертой олигополии является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. Олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка.

Предприятия в условиях олигополии

Это разновидность рынка, на котором господствуют несколько фирм и продают одни и те же товары или дифференцированную продукцию.

Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили). Для олигополии характерно ограничение вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, большим начальным капиталом, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем, чтобы не допустить в отрасль новых конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость решения фирм по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Действия фирм-конкурентов - это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цен и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов, обуславливают принятие решения.

Существует как «жесткая» олигополия, когда на рынке господствуют 2-3 фирмы, так и «расплывчатая», когда 6-7 фирм делят 70-80% рынка, а остальные – конкурентное окружение. Классическая олигополия образуется несколькими производителями. При ней цен обычно меняются нечасто и на незначительную величину; это встречается тогда, когда фирмы сталкиваются с сезонными изменениями спроса и циклическими явлениями, но выгодней менять не цену, а объем производства. Ценовая конкуренция при олигополии почти отсутствует, в основном действует неценовая.

Кроме олигополии существует дуополия (2 продавца). Это рыночная структура хозяйства, при которой имеется только два поставщика определенного товара. Между этими поставщиками полностью отсутствуют монополистические соглашения о рынках сбыта, о ценах, о квотах производства и т.д.

Немногочисленность участников конкуренции - когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторс", "Форд", "Крайслер".

Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям: по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.

 

№11. Индивидуальное и рыночное предложение на рынке труда.

Рынок рабочей силы — важная сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в т.ч. величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, проф.роста, гарантии занятости.

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической.), т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Рынок рабочей силы, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, имеет ряд отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются факторы не только макро- и микроэкономики, но и социальные и социально-психологические.

На динамику рынка труда действует ряд факторов:

1. Демографический (уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения);

2. Степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения (напр., быстрое вовлечение женщин в состав рабочей силы);

3. Процессы имиграции;

4. Состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла;

5. Научно-технический прогресс.

Спрос и предложение на рынке труда. Рынок труда (рабочей силы) - система экономических отно­шений по поводу купли-продажи такого специфического товара, как рабочая сила, важная сфера экономической и социально-по­литической жизни общества. На рынке труда фиксируются ставки заработной платы и условия занятости. Синонимом понятия “рабочая сила” является поня­тие “экономически активное население”. Экономически активное население - это часть населения стра­ны, обеспечивающая предложение рабочей силы для производст­ва товаров и услуг. Численность экономически активного насе­ления включает занятых и безработных. К занятым относятся лица:

- работающие по трудовому дого­вору (контракту) на предприятии любой формы собственности, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), занимаю­щиеся предпринимательской деятельностью;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам.

Занятыми считаются и лица, про­ходящие военную службу и службу в органах внутренних дел, а также учащиеся очной формы профессионального обучения и лица, которые отсутствуют на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, нетрудоспособность, переподготовка и др.). К безработным относятся трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах по во­просам занятости, ищут работу и готовы приступить.

Рынок труда – это система эк. отношений, возникающих в процессе реализации закона спроса и предложения на рабочую силу. На рынке труда формируется предложение труда и спрос на труд определенного вида. Рынок труда может функционировать в любых условиях. Простейшими являются условия совершенной конкуренции.

Для такого рынка характерно: значительное кол-во предприятий, которые конкурируют между собой за то, чтобы нанять нужных работников, наличие многочисленных обученных рабочих нужной квалификации. Ни одно предприятие, ни один рынок, ни один рабочий не имеют сильного влияния на рынке.

Т.е. рынок труда – это система экономических норм, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы и использование труда. Реальная потребность в рабочей силе определяется спросом. Именно медленный рост спроса в сравнении с предложением, спады в экономике обуславливают безработицу и отрицательно влияют на жизнь людей. На рынке труда в условиях несовершенной конкуренции огромное влияние оказывают профсоюзы, правительство. Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о стабильности в стране, стабильности национальной экономики. На рынке труда продавцами выступает наемная рабочая сила, при этом оговариваются условия работы, размеры зарплаты, должностные обязанности. Специфика рынка труда заключается в том, что в качестве объекта купли-продажи выступает живая рабочая сила. Работник продает не созданную продукцию, а способность к ее созданию. Работник – это независимый продавец, он сам выбирает место приложения своего труда. Продажа не может быть отсрочена на долгое время, это и определяет конкуренцию между работниками. РТ регулирует государство, это выражается в установлении мин. зарплаты. Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости.

Биржа труда - организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предпри­ятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустрой­ству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение

 

№12. Монетарная политика: инструменты, направления, эффективность.

Монетаризм (англ. monеу - деньги) - экономическая концепция, рассматривающая деньги, находящиеся в обращении, в качестве главного инструмента макроэкономического анализа.

Монетаризм возник в середине 50-х годов XX века, а сам термин впервые появился в работе К. Бруннера "Роль денег в монетарной политике".

Упрощенно говоря, суть монетаризма сводится к двум тезисам

1.Деньги играют основную роль в экономике.

2. Центральный банк может воздействовать на денежное предложение, т.е. на количество обращающихся денег.

Монетаризм основывается на количественной теории денег, корни которой уходят в XVII век. Затем эта теория развивалась в работах Рикардо, Кангильона, Маршалла и других.

В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением (моделью) И.Фишера: М х V = Р х Q, где М - количество денег в обращении, V - скорость обращения денег, Q - количество проданных товаров, Р - средняя цена товаров и услуг.

Монетаристы считают, что в долгосрочной политике государство должно обеспечивать обоснованный постоянный прирост денежной массы (М).

Денежно-кредитная политика. Цели и инструменты.

Цели денежно-кредитной политики классифицируются на конечные и промежуточные.

Конечные цели:

а) экономический рост; б) полная занятость; в) стабильность цен; г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса; б) ставка процента; в) обменный курс.

Инструменты денежно-кредитной политики включают:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального (Национального) банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньга в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к "учетному окну" Центрального банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка. Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методырегулирования денежной массы: прямоелимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т.д. Прямоелимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается).

Законодательством каждой страны определяется структура денежной системы:

-национальную денежную единицу (рубль, доллар, франк, иена и т.д.), в которой выражены цены товаров и услуг;

-систему кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;

-регламентируемые государством формы и условия частных кредитных денег (векселей, чеков);

-систему эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

-порядок обмена национальной валюты на иностранную и фиксированный государством валютный курс;

-государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

В зависимости от вида обращаемых денег выделяют два основных типа денежных систем:

-Система обращения металлических денег;

-Система обращения номинальных денежных знаков.

Кредитная система – это совокупность кредитных отношений и обслуживающих их кредитных учреждений той или иной страны. Звенья кредитной системы:

-банковская система (центральный банк, коммерческие и специализированные банки)

-парабанковская система (Специализированные кредитно-финансовые институты: лизинговые и факторинговые компании, ломбарды, страховые компании, пенсионные фонды; Почтово-сберегательная система.

№13. Теория экономического роста. Источники, факторы и показатели экономического роста.

Сущность и измерение экономического роста. Экономический рост – продолжительный прирост производственного потенциала страны, который определяется объемом производства, которого можно достичь при нормальных условиях работы предприятия. Нормальные условия функционирования предприятия допускают: перегрузку основного капитала вследствие несения специальных вахт или сверхурочных работ; перегрузку основного капитала или производственных мощностей вследствие безработицы. Экономический рост является важнейшей целью общества, т.к. на основе его можно достичь экономического и социального прогресса. Критерием экономического прогресса служит увеличение прибавочного продукта как источника развития экономики, расширения производства, развития науки и культуры. Экономический рост позволяет прогнозировать перспективы развития общества. Кроме того, экономический рост создает условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Высшим критерием социального прогресса является развитие человека как личности, уровень удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Экономический рост измеряется двумя способами: увеличение реального ВНП или чистого национального продукта за определенный период. Увеличение ВНП или чистого национального продукта на душу населения за определенный период. Экономический рост измеряется обычно годовыми темпами роста в процентах. Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд. руб. в прошлом году и 210 млрд.руб. в текущем году, то темп роста ВНП будет равен: 100%*(210 – 200)/200 = 5%.

Факторы, обуславливающие экономический рост:

Факторы предложения: количество и качество природных ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем основного капитала, уровень технологий.

Факторы спроса: уровень цен, потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные расходы, чистый экспорт.

Факторы распределения: эффективное использование ресурсов; рациональность, полнота, вовлечение ресурсов производственных процессов; создание эффективной структуры производства.

Типы экономического роста: Экстенсивный (до середины ХХ века – развитие). Предполагает увеличение объема производства посредством увеличения дополнительных ресурсов (освоение целинных земель, привлечение доп. рабочей силы). При этом средняя производительность труда не изменяется и факторы производства используются на прежней технической основе. При экстенсивном типе экономический рост достигается количественным увеличением факторов производства при сохранении прежней технологии производства. Интенсивный (с середины ХХ века). Предполагает увеличение объема производства за счет более эффективного использования факторов производства и означает: внедрение достижения науки и техники производства; улучшение качества продукта труда и ресурсов. При интенсивном типе экономический рост достигается путем качественного совершенствования факторов производства. НТП и НТР обуславливают необходимость и возможность перехода к новому типу экономического роста. Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации производства на основе НТР. Показатели современного типа экономического роста: - повышение качества продукции; - повышение производительности труда; - ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта; - динамика фондоотдачи; - снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции; - интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост эффективности общественного производства.

На практике экстенсивный и интенсивный факторы сочетаются друг с другом в определенной комбинации, поэтому различают преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный типы экономического роста.

Последствия экономического роста: Негативные: загрязнение окружающей среды; профессиональные навыки быстро устаревают, экономический рост сам по себе не решает социально-экономические проблемы.

Позитивные: повышение уровня жизни; уменьшение противоречия между неограниченными потребностями людей и ограниченностью ресурсов; рост уровня образования, увеличение возможностей для реализации своих способностей.

Экономический рост всегда означает реальный прирост объёма национального продукта вследствии увеличения количества факторов производства или усовершенствования техники и технологии. Возможно и такое определение: экономический рост – это увеличение реального объёма ВНП, или реального дохода на душу населения.

Экономический рост как явление должен иметь показатели, которыми бы он измерялся. В качестве обобщающих показателей экономического роста выступают показатели результатов функционирования национальной экономики.

- Валовой внутренний продукт (ВВП). - Валовой национальный продукт (ВНП).

Эти показатели формируют систему национальных счетов (СНС), представляющую собой систему экономической информации, используемую во всем мире для описания и анализа хозяйственной деятельности на макроуровне.

Всеобъемлющим показателем экономического роста и наилучшим показателем состояния экономики являются ВВП и ВНП.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – характеризует стоимость конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя, созданную в географических пределах данной страны вне зависимости от национальной принадлежности экономических ресурсов.

Валовой национальный продукт (ВНП) – также характеризуется стоимостью конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя, но только созданную с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.

Поскольку характер продуктов, произведенных в национальной экономике, чрезвычайно разнообразен, то единственным способом просуммировать величину реализованных благ – сложить их в денежное выражение. ВВП является денежным показателем. В стоимость ВВП не включается:

- государственные трансфертные платежи: пенсии, стипендии, пособия и др. виды выплат, не сопровождающиеся созданием какого-либо продукта, и являющиеся формой перераспределения имеющихся финансовых ресурсов;

- купля – продажа ценных бумаг на фондовом рынке;

- перепродажа подержанных товаров.

Подсчет ВВП можно производить двумя путями: через расходы и через доходы. Как и в бухгалтерском балансе, в СНС расходная часть должна быть равна доходной, т.е. С+I+G + Xn=BBП=C+S+P+R+i+T+A.

Левая часть тождества, расходная, состоит из следующих компонентов: С - потребительские расходы домашних хозяйств, за исключением расходов на строительство жилья, т.к. это не входит в инвестиционные расходы; І – инвестиционные расходы фирм, т.е. их затраты на приобретение машин, оборудование, сырья, строительство. G – государственные расходы на закупку товаров, услуг и на инвестиции; Xn – сальдо внешнеторгового баланса, т.е. разница между экспортом и импортом. Если экспорт больше импорта, то Xn>0, если наоборот, то Xn<0.

Доходная, правая часть тождества, состоит из: C+S – доходы населения в виде заработной платы и от самостоятельной деятельности, которые идут на потребление (С) и сбережения (S);P – прибыль корпорации;R – доходы в виде ренты;i – процентная ставка по сбережениям; Т – налоги на предпринимательскую деятельность; А – амортизационные отчисления.

Информацию про изменения экономического роста дает такой показатель, как темп роста: Темп роста ВНП = ВНП1: ВНП0х100%;

где ВНП1 – валовой национальный продукт отчетного года;

ВНП0 – валовой национальный продукт базового года.

Под экономическим ростом понимают процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых благ и услуг в соответствии с объемом и структурой складывающихся общественных потребностей.

Глубинные причины поступательного развития экономики кроются в сложных и противоречивых связях между общественным производством и конечным его предназначением - удовлетворять потребности человека, служить потреблению. Сами экономические потребности человека порождаются производством. Создавая новый продукт и возбуждая потребность в нем, производство формирует условия удовлетворения этих потребностей. В свою очередь, удовлетворенная потребность и появление новых диктует необходимость повторения производства, наращивания и совершенствования его для насыщения новых потребностей. Растущие потребности общества вызывают к жизни "средства производства", которые способны удовлетворять эти потребности. Следовательно, сущность реального экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя основными способами: во-первых, за счет увеличения производственных возможностей, во-вторых, за счет наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производственных возможностей опять не все общественные потребности удовлетворяются. Общественные потребности всегда первичны по отношению к производственным ресурсам, хотя возникают они только тогда, когда производство продуктов, удовлетворяющих эти потребности, уже освоено либо производителями данной страны, либо поставщиками импортируемой продукции. Это объясняется тем, что возникшая потребность постепенно превращается в массовую, что предполагает непрерывное развитие производства.

Развитие производственных возможностей обусловливается не только количественным ростом общественных потребностей, но и изменением их структуры, повышением в структуре потребительских предпочтений доли одних потребностей и уменьшением доли других. Коль численность людей растет, а потребности их возрастают, экономика должна обеспечивать непрерывный прирост благ, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Отсюда следует, что стремление основных субъектов экономики к экономическому росту существует всегда независимо от того, какой уровень развития достигнут в обществе. Однако реальные условия производства далеко не всегда позволяют реализоваться потенциалу роста. В этих условиях наступает депрессия, или экономический спад, который может быть обусловлен как внутренними экономическими факторами, так и внешними по отношению к национальной экономике (например, войнами, изменениями внутренней или международной политики и т.д.). Поэтому история свидетельствует, что жизнеспособность экономической системы определяется тем, в какой степени она может решить задачу экономического роста.

Экономический рост в масштабе всего общественного производства представлен увеличением годового объема производства товаров и услуг. Поэтому показателем, с помощью которого измеряется экономический рост, обычно выступает валовой национальный продукт (ВНП) или валовой внутренний продукт (ВВП). Увеличение ВНП или ВВП за счет более высоких цен текущего периода, т.е. изменение номинального (в ценовом выражении) ВНП, не может рассматриваться как экономический рост. Для измерения экономического роста, особенно при сопоставлении на международном уровне, широко используется и такой показатель, как величина ВНП на душу населения (и темпы его роста). Эти показатели обычно используются для характеристики уровня жизни и динамики благосостояния населения той или иной страны. При этом следует иметь в виду некоторую условность этих показателей в качестве индикаторов уровня жизни, их усреднённость. Ведь между производством конечных благ и их потреблением, а именно последнее характеризует уровень жизни, лежит их распределение. Какую долю ВНП будут потреблять неимущие и бедные слои населения, зависит от системы распределительных отношений, существующих в данном обществе, а еще конкретнее — от уровня дифференциации доходов в нем. Не исключено, что в результате распределения ВНП бедные станут беднее, а богатые — богаче.

При одинаковом объеме реального национального продукта его величина, приходящаяся на душу населения, будет зависеть от численности населения данной страны. Так, ВНП Индии почти на 70 % превосходит ВНП Швейцарии, однако по доле его, приходящейся на душу населения, Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз! Повышение среднего уровня жизни вызовет лишь такое увеличение объема производства (ВНП), которое превышает рост населения.

Экономический рост измеряется также годовыми темпами роста. Для того чтобы определить годовой темп роста ВНП, из величины реального ВНП данного года необходимо вычесть величину реального ВНП предыдущего года (т.е. сравниваемого) и соотнести разность с величиной реального ВНП за прошлый год, выразив результат в процентах. Выстраивая показатели, характеризующие темпы роста ВНП за ряд лет, можно выявить тенденцию, т.е. направление экономического развития. В сочетании с другими экономическими показателями такая информация служит основой экономического анализа, необходимого для выработки и принятия решений на государственном уровне, а также для проверки и контроля эффективности экономической политики правительства. Основными конечными целями экономического роста являются повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Повышение материального благосостояния как главная цель экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

1. Увеличение среднедушевых доходов населения. Достижение этой цели получает свое отражение в темпах роста национального дохода (НД) на душу населения.

2. Увеличение свободного времени. Досуг является одним из жизненных благ, но не находит отражения в показателях реального ВНП или НД страны. Поэтому при оценке степени достижения данной цели необходимо принимать во внимание, происходило или нет в течение рассматриваемого периода сокращение рабочей недели и рабочего года, общей продолжительности трудовой деятельности рабочих и служащих.

3. Улучшение распределения НД среди различных слоев населения. Если бы простое увеличение реального НД сопровождалось значительным ухудшением его распределения, то большая часть населения вообще бы не сочла экономический рост улучшением, так как их благосостояние могло бы остаться прежним или даже уменьшиться. Поэтому важно, чтобы в процессе экономического развития поддерживались принципы социальной защищенности по отношению к нетрудоспособным и безработным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.076 с.)