Основные результаты и направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные результаты и направления



ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬтаТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТиКИ

НА 2012 ГОД

И период до 2014 года

Москва

Декабрь 2011


Основные показатели федерального бюджета

На 2012 год и период до 2014 года

 

 

Показатель 2010 (отчет) 2011 (оценка) Проект бюджета
     
Экономические условия
Цена на нефть, долл./баррель 78,2 108,0 100,0 97,0 101,0
ВВП, млрд. руб. 44 939,2 53 332,0 58 683,0 64 803,0 72 493,0
Инфляция, декабрь к декабрю, % 108,8 106,5 106,0 105,5 105,0
Курс доллара, среднегодовой, руб. 30,4 28,6 28,7 29,4 30,5
Основные параметры бюджетной системы
Доходы, млрд. руб. 15 737,5 20 335,1 21 438,7 23 358,5 26 237,1
Расходы, млрд. руб. 17 614,5 20 179,0 22 354,8 24 413,7 26 728,0
Справочно: расходы на душу населения, руб. в месяц 10 272,0 11 775,8 13 045,5 14 257,0 15 608,5
Основные параметры федерального бюджета, млрд. руб.
Доходы - всего 8 305,4 11 211,3 11 779,9 12 705,9 14 091,8
Расходы - всего, в том числе 10 117,5 11 019,4 12 656,4 13 730,6 14 582,9
Обслуживание государственного долга 195,0 266,6 388,4 482,3 579,2
Условно утвержденные расходы - - - 343,3 833,6
Дефицит -1 812,1 192,0 -876,6 -1 024,7 -491,1
Справочно, млрд. руб.
Объем Резервного фонда на конец года 775,2 1 673,5 2 235,4 2 825,7 3 963,7
Объем Фонда национального благосостояния на конец года 2 695,5 2 604,2 2 659,9 2 668,7 2 798,7
Государственный внутренний долг на конец года, млрд. руб. 2 940,4 4 555,0 6 330,9 7 873,2 9 221,8
Государственный внешний долг на конец года, млрд. долл. 40,0 40,8 48,4 59,4 69,0

 


Содержание:

Основные показатели проекта федерального бюджета на 2012 год и период до 2014 года. - 2 -

Введение. - 4 -

1. Цели и задачи бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года - 7 -

2. Финансовое обеспечение государственных обязательств и общенациональных приоритетов. - 11 -

3. Повышение эффективности бюджетных расходов. - 16 -

4. Новое качество жизни. - 22 -

4.1 Содействие занятости населения. - 23 -

4.2 Достойная оплата труда. - 25 -

4.3 Забота о пенсионерах. - 27 -

4.4 Социальная защита населения. - 30 -

4.5 Повышение качества и доступности медицинской помощи. - 35 -

4.6 Повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами. - 39 -

4.7 Повышение доступности и качества образования. - 41 -

4.8 Спорт и молодежная политика. - 46 -

4.9 Культурное и духовное развитие. - 48 -

5. Инновационное развитие и модернизация экономики. - 50 -

5.1. Промышленная политика. - 50 -

5.2. Развитие транспортной и дорожной инфраструктуры.. - 51 -

5.3. Развитие энергетической инфраструктуры.. - 57 -

5.4. Поддержка ядерных технологий. - 59 -

5.5. Развитие агропромышленного комплекса. - 60 -

5.6. Наука, инновации и информационно-коммуникационные технологии - 63 -

5.7. Сохранение природных богатств. - 69 -

6. Обеспечение национальной безопасности. - 71 -

6.1. Поддержание обороноспособности страны и защита от внешних угроз - 73 -

6.2. Борьба с преступностью и обеспечение национальной безопасности - 73 -

7. Сбалансированное региональное развитие. - 74 -

8. Эффективное государство. - 84 -

8.1. Гарантии финансовой устойчивости. - 84 -

8.2. Государственный долг. - 85 -

8.3. Макроэкономическая стабильность. - 88 -

8.4. Повышение качества и конкурентоспособности налоговой системы - 91 -

8.5. Федеральные целевые программы и государственные инвестиции - 95 -


Введение

 

«Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств».

Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

Российской Федерации

Июня 2011 года

 

В 2012 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 155,2 тыс. рублей, а к 2014 году – достигнут 182,9 тыс. рублей.

Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности.

Граждане – и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг – должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека.

Для решения этой стратегической задачи Правительством Российской Федерации с начала 2000-х годов были последовательно утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000 -2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003-2004 годы).

В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.

Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:

создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;

организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);

ликвидации "необеспеченных федеральных мандатов" и упорядочения основных социальных обязательств;

введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;

создания и развития системы Федерального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;

установления механизма сбережения нефтегазовых доходов и ограничений дефицита федерального бюджета, направленного на повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и снижение влияния на бюджетную систему Российской Федерации внешних экономических рисков;

поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (приоритетных национальных проектов, докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных (муниципальных) заданий, проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года);

перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";

создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;

установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и придание этому процессу публичности;

создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.

Новым этапом модернизации управления общественными финансами Российской Федерации стало принятие в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Мероприятия Программы направлены на создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Ключевым направлением Программы является переход к утверждению федерального бюджета в «программном» формате.

К настоящему времени Правительством Российской Федерации определен перечень государственных программ Российской Федерации, создана необходимая для их разработки нормативная и методическая база, федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.

Полностью перейти к программной структуре расходов федерального бюджета планируется с 2013 года.

С этой целью одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в Государственную Думу представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации.


Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

Российской Федерации

Июня 2011 года

 

Основные параметры федерального бюджета

Показатель 2010 (отчет) 2011 (оценка) 2012 (проект) 2013 (проект) 2014 (проект)
Млрд. руб.
Доходы, всего 8 305,4 11 211,3 11 779,9 12 705,9 14 091,8
В том числе:          
нефтегазовые 3 830,7 5 579,3 5 574,9 5 645,8 6 127,2
ненефтегазовые 4 474,7 5 632,0 6 205,0 7 060,1 7 964,6
Расходы, всего 10 117,5 11 019,4 12 656,4 13 730,6 14 582,9
В том числе:          
Обслуживание государственного долга 280,3 266,6 388,4 482,3 579,2
Условно утвержденные расходы - - - 343,3 833,6
Дефицит -1 812,1 192,0 -876,6 -1 024,7 -491,1
% к ВВП
Доходы, всего 18,5 21,0 20,1 19,6 19,4
В том числе          
нефтегазовые 8,5 10,5 9,5 8,7 8,4
ненефтегазовые 10,0 10,6 10,6 10,9 11,0
Расходы, всего 22,5 20,7 21,6 21,2 20,1
В том числе          
Обслуживание государственного долга 0,4 0,5 0,7 0,7 0,8
Условно утвержденные расходы - - - 0,5 1,1
Дефицит -4,0 0,4 -1,5 -1,6 -0,7

 

Основное требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.

Основные параметры федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета.

В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 21,0% к ВВП в 2011 году до 20,1 % в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,4% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс», курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета.

Как указано в Бюджетном послании, необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего, связанных с улучшением условий жизни человека, адресном решении социальных проблем, повышении качества государственных и муниципальных услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

- индексации в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;

- обеспечения реализации программ модернизации здравоохранения и образования;

- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

- обеспечения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

- обеспечения с 2012 года полиции за счет средств федерального бюджета;

- поддержке инновационного и инвестиционного развития.

Распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.

 

Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей

  2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
проект %% к предыдущему году проект %% к предыдущему году проект %% к предыдущему году
ВСЕГО 11 019,4 12 656,4 113,8 13 730,6 108,5 14 582,9 106,2
Условно утвержденные       343,3   833,6  
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 11 019,4 12 656,4 113,8 13 387,3 105,8 13 749,4 102,7
в том числе:              
Общегосударственные вопросы 847,9 832,9 98,2 831,0 99,8 814,2 98,0
Национальная оборона 1 521,9 1 853,3 121,8 2 329,4 125,7 2 737,4 117,5
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 245,5 1 822,0 146,3 1 981,2 108,7 2 072,5 104,6
Национальная экономика 1 926,9 1 797,2 93,3 1 720,5 95,7 1 653,0 96,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 274,3 136,0 49,6 104,3 76,7 73,8 70,8
Охрана окружающей среды 17,7 21,7 122,7 22,6 104,2 23,6 104,7
Образование 551,9 603,5 109,3 558,9 92,6 499,5 89,4
Культура, кинематография 85,8 86,2 100,5 84,6 98,1 82,7 97,8
Здравоохранение 470,1 551,1 117,2 503,3 91,3 461,8 91,8
Социальная политика 3 205,5 3 895,9 121,5 4 155,3 106,7 4 163,6 100,2
Физическая культура и спорт 43,2 40,8 94,5 40,3 98,7 27,7 68,8
Средства массовой информации 61,3 73,5 119,8 70,6 96,0 65,5 92,8
Обслуживание государственного и муниципального долга 350,7 388,4 145,7 482,3 124,2 579,2 120,1
Межбюджетные трансферты общего характера 602,7 553,9 91,9 503,0 90,8 494,7 98,3

 

Крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:

1) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

2) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;

3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 – 2014 годы с учетом:

– передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет;

– индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6 %;

– индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;

– компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 % (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 % для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф);

– индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

– проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

– уточнения бюджетных ассигнований для финансового обеспечения ряда новых расходных обязательств.

 

Несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по совершенствованию налогообложения газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше.

Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета

в реальном выражении к уровню 2008 г., %%

               
Доходы в реальном выражении, в %% к 2008 году 100,0 72,7 75,6 95,1 95,0 97,2 102,6
Расходы в реальном выражении, в %% к 2008 году 100,0 117,3 112,9 116,5 125,1 128,6 130,1
Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в %% к 2008 году 100,0 117,3 113,7 117,1 123,3 126,6 131,1

 

 


Содержание направлений государственных программ

 

  Направление Государственные программы
I. Новое качество жизни Развитие здравоохранения; Развитие образования; Социальная поддержка граждан; Доступная среда на 2011-2015 годы; Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России; Развитие пенсионной системы; Содействие занятости населения; Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности; Противодействие незаконному обороту наркотиков; Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; Культура России; Охрана окружающей среды; Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики.
II. Инновационное развитие и модернизация экономики Развитие науки и технологий; Экономическое развитие и инновационная экономика; Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности; Развитие авиационной промышленности; Развитие судостроительной промышленности; Развитие фармацевтической и медицинской промышленности; Космическая деятельность России; Развитие атомного энергопромышленного комплекса; Информационное общество (2011-2020 годы); Развитие транспортной системы; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Развитие рыбохозяйственного комплекса; Развитие внешнеэкономической деятельности; Воспроизводство и использование природных ресурсов; Развитие лесного хозяйства; Энергоэффективность и развитие энергетики.
III. Обеспечение национальной безопасности Обеспечение обороноспособности страны; Обеспечение государственной безопасности.
IV. Сбалансированное региональное развитие Региональная политика и федеративные отношения; Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; Развитие Северо-Кавказского федерального округа; Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
V. Эффективное государство Управление федеральным имуществом; Управление государственными финансами и государственным долгом; Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра; Внешнеполитическая деятельность; Юстиция.

Впервые аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлениям государственных программ Российской Федерации было представлено в рамках проекта федерального бюджета на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов. Всего в 2011 году 92,5% расходов федерального бюджета было распределено по программам, что позволило увидеть, сколько концентрируется расходов на каждом из направлений.

Распределение расходов федерального бюджета по госпрограммам позволяет проанализировать средства всех министерств, в частности, увидеть, что не только Минзравсоцразвития России занимается здравоохранением, но и МЧС России, Минобороны России и другие субъекты бюджетного планирования, где развита ведомственная медицина.

Например, в реализации программы «Развитие образования» участвует 35 федеральных органов исполнительной власти. Их совместные усилия будут направлены на реализацию основных направлений программы и достижение ее основных целей.

 

Основные цели и направления реализации государственной программы «Развитие образования»

Госпрограмма Основные направления реализации программы Целевые показатели
Развитие образования (35 ведомств)   1. Повышение доступности и качества дошкольного образования; 2. Повышение доступности и качества общего образования; 3. Повышение доступности и качества профессионального образования, поддержка федеральных университетов; 4. Повышение доступности и качества дополнительного образования и переподготовки кадров; 5. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи; 6. Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Образование»; 7. Реализация ФЦП «Русский язык 2011-2015 годы)» и ФЦП развития образования на 2011-2015 годы. Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья: 90% к 2020 году.

 

Государственная программа развития образования будет объединять все ресурсы, возможности и инструменты достижения этих целей. Координатором средств, выделяемых на реализацию государственной программы, будет Министерство образования и науки Российской Федерации, а исполнителями подпрограмм – конкретные ведомства. Они будут совмещать свои усилия, рассматривать оптимизацию всех возможных процессов достижения этих целей на всей территории Российской Федерации.

В государственных программах будут чётко определены все инструменты нормативного регулирования достижения этих целей. В том числе будут оцениваться и льготы по налогам, которые концентрируются для выполнения этих целей, так как они являются скрытым бюджетным финансированием. Таким образом, государственная программа будет представлять собой комплекс всех мероприятий для достижения соответствующих целей. Таким образом будет достигнута консолидация всех указанных ресурсов.

 

Положение Бюджетного послания Реализация при формировании проекта федерального бюджета
Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны. Вклад федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в интеграцию стратегического и бюджетного планирования будет состоять в том, что его разработка и исполнение будут осуществляться в увязке с корректировкой концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года при одновременном формировании государственных программ Российской Федерации и подготовкой к переходу, начиная с 2013 года, к «программному бюджету».
Надо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы. В составе материалов к проекту федерального бюджета в Правительство представляется аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации на 2012-2014 годы.
Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счёт формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг. Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет первым федеральным бюджетом, который формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями.

 

Кроме того, в целях окончательного закрепления законодательных основ для построения программного бюджета Российской Федерации Минфином России направлен в Правительство законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают:

- интеграцию в бюджетный процесс государственных (муниципальных) программ;

- проведение ежегодной оценки эффективности реализации каждой государственной (муниципальной) программы, возможность принятия решения о прекращении или изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы на основании указанной оценки;

- предоставление с 1 января 2014 года в Государственную Думу сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

Подготовлена новая бюджетная классификация с новыми целевыми статьями и видами расходов, повышающими прозрачность бюджета и позволяющими увязать расходы с государственными программами, а также учесть особенности планирования и исполнения расходов разных типов.

Одновременно и в качестве важнейшей составной части внедрения программно-целевых методов управления продолжается работа по повышению качества, доступности и эффективности оказания государственных и муниципальных услуг. Это одно из ключевых и уже законодательно закрепленных направлений модернизации экономики и развития ее инновационного потенциала.

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». На федеральном уровне и в регионах были приняты необходимые подзаконные акты общего характера.

В настоящее время центр тяжести в реализации этого важнейшего закона смещается на уровень конкретных органов исполнительной власти.

Закон предоставляет широкие возможности для повышения эффективности организации оказания государственных услуг.

Значительные резервы повышения эффективности кроются на уровне операционной деятельности органов исполнительной власти, прежде всего – при осуществлении государственных закупок.

Программой повышения эффективности бюджетных расходов предусмотрено развитие комплексной федеральной контрактной системы, под которой понимается правовое регулирование всех видов гражданско-правовых отношений публично-правовых образований или созданными ими юридических лиц – от собственно осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд до предоставления субсидий, кредитов, гарантий и использования государственного имущества.

В качестве первого этапа развития такой системы в январе текущего года Правительством одобрен План разработки проектов нормативных актов по вопросам планирования и исполнения государственного заказа. Им предусмотрено внедрение в практику планов закупок, библиотеки типовых контрактов, совершенствование процедур размещения заказов, формирования начальных цен, контроля за исполнением контрактов, приемки и учета их результатов.

Все эти вопросы непосредственно связаны с бюджетным процессом и должны регулироваться в рамках или с учетом требований бюджетного законодательства.

Должны быть законодательно урегулированы вопросы государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Необходимо существенно повысить прозрачность информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами. Только так можно обеспечить подотчетность и подконтрольность органов государственного управления.

Одновременно участникам бюджетного процесса необходимо представить интегрированные в единую систему инструменты формирования и исполнения бюджета, государственных программ и государственных заданий, управления закупками, ведения учета, внутреннего контроля.

Эта задача будет решаться в рамках создания интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Дальнейшая реализация Программы не может осуществляться без активного взаимодействия органов исполнительной власти.

На федеральном уровне с 2008 года действует система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В 2011 году эта система должна быть дополнена мониторингом реализации федеральными министерствами ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов.

 


Новое качество жизни

 

Обеспечение достойной — долгой, обеспеченной, комфортной, безопасной — жизни нынешним и будущим гражданам страны составляет смысл деятельности современного демократического государства. С этой точки зрения весь бюджет России можно назвать бюджетом для граждан.

Рост денежного довольствия военнослужащих, заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг в социальной сфере и сфере жилищно-коммунального хозяйства, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан — основной приоритет бюджетной политики.

 

Уровень безработицы

(в % к экономически активному населению, по методологии МОТ)

 

 

В 2011 году планируется завершить софинансирование Российской Федерацией региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.113.125 (0.108 с.)