Спрос (индивидуальный, рыночный) и его величина. Факторы, влияющие на них. Функция, цена, закон предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос (индивидуальный, рыночный) и его величина. Факторы, влияющие на них. Функция, цена, закон предложения.



Для единообразия введём обозначения:

Q,q (quantity) – количество

p (priсe) – цена

D,d (demand) – спрос

S,s (supply) – предложение

– величина, (объём) спроса, предложения

E – коэффициент эластичности

ED,S – коэффициент эластичности спроса, предложения: по цене – ; точечной – ; дуговой – ; перекрёстной – ; по доходу -

I (income) – доход.

❑ Спрос (идёт от потребителя) –определенное количество того или иного товара, которое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене (т.е. некоторой цене из возможных) в течение определенного периода времени (день, месяц, год). Здесь имеется в виду не любой спрос, а только платежеспособный, который согласует потребности потребителей с их объективными возможностями. Так, что спрос – это платежеспособная потребность. Различают: · индивидуальный (d) – спрос, предъявляемый одним покупателем на данный товар (услугу);

· рыночный спрос (D) –спрос, предъявляемый всеми покупателями данного товара, т.е. равен горизонтальной сумме величин индивидуального спроса при разных возможных ценах (D=Sd).

Кривая рыночного спроса (D) – горизонтальная сумма всех кривых индивидуального спроса.

Величина (объём) спроса ()максимальное количество данного товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течении определённого периода времени (день, месяц, год) при определённых условиях, которыми являются факторы, влияющие на изменение спроса и его величину.

Факторы, влияющие на спрос и его величину (или детерминанты спроса):

1 цена данного товара: если цена (p ) растет, то величина спроса () падает, – это единственный ценовой фактор, который влияет на величину спроса (QD);

2 вкусы и предпочтения потребителей;

3 размер рынка, число потребителей (покупателей) на рынке (чем больше их, тем больше спрос);

4 денежные доходы (личный бюджет) потребителей (при прочих равных условиях, т.е. для нормальных товаров: чем больше доход (I, Y), тем больше спрос и размер накопленного богатства;

5 цены на другие товары:

а) на товары-субституты (заменители), например, масло и маргарин: если цена на масло повышается, то спрос на него понижается, а повышается спрос на маргарин;

б) на взаимодополняемые товары (магнитофон и кассеты): если цена на магнитофоны снижается, то спрос на них растёт, а также растёт спрос на кассеты;

в) на независимые товары (влияние цен на спрос на них относительно опосредовано и часто неочевидно);

6 потребительские (инфляционные) ожидания (инфляционные) относительно будущих цен и доходов. Если ожидается повышение цен на товары в следующем году, то в этом году будут покупать больше, т.е. спрос будет расти, (тоже относительно дохода; понижение цен и доходов сократят текущий спрос).

Зависимость величины (или объёма) спроса, т.е. количества благ, которые потребители готовы купить в единицу времени при данных условиях, от определяющих его факторов называется функцией спроса. Она может быть представлена в виде таблицы, графика, формулы (аналитически):

= ¦ (1,2,3,4,5…6)

Если все факторы неизменны, кроме цены (p ) данного товара, то функция спроса = ¦(p ) – есть функция спроса от цены, где каждому значению цены товара соответствует определённое значение величины (объёма) спроса ():

= ¦ (pA) = α– b ´ p

Зависимость объема спроса от цены, т.е. = ¦(pA) можно представить графически в виде кривой спроса (DD), которая показывает какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой возможной цене. Кривая DD имеет отрицательный наклон, так как зависимость между ценой (p ) и объемом спроса () обратная. Если цена p1, то величина спроса (QD)= , при p2 величина спроса (QD)= , т.е. увеличение цены товара (p) ведёт к уменьшению объема спроса (QD). Иногда, для упрощения кривую DD рисуют в виде прямой линии. Кривая DD пересекает вертикальную ось в точке С – граница цены товара: в ней покупатели прекращают покупать данный товар при определённой (очень высокой цене), и горизонтальную ось в точке К, которая показывает, что даже при нулевой цене существуют определённые ограничения в потреблении благ (рис 5.1)

Иногда используют термин цена спроса (p )– максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить при покупке данного количества товара. Цена спроса – ордината любой точки на кривой DD. Например, для цена спроса равна p1 – ордината точки А на кривой DD.

Различают два понятия:

· Изменение величины спроса (QD), которые связывают с какой-либо отдельной точкой на кривой DD или со строкой в таблице. Изменение QD происходит только при изменении цены (p) данного товара и означает передвижение с одной точки на другую точку на одной и той же кривой DD (рис. 5.1).

P D1   D D2   A P1 D1 D D2 0 QD
P D     p2 B   A А p1 D 0 QD Рисунок 5.1 Кривая спроса (DD Рисунок 5.2 Сдвиги кривой DD
· Изменение в спросе (D), которые связывают с положением всей линии спроса или таблицей спроса в целом. Причина изменения спроса – все остальные факторы, при изменении которых при каждой из тех же возможных цен можно купить больше или меньше данного блага. Каждая точка кривой DD передвинется вправо (D1D1) или влево (D2D2), т.е. изменение в спросе выражается в смещении кривой DD либо вправо (при увеличении спроса), либо влево (при сокращении спроса), т.е. изменение спроса связано с передвижением всей кривой DD (рис. 5.2) т.к. произойдет изменение функции спроса (будет уже другая функция)

Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса (QD) на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены, или обратная зависимость между ценой и объёмом спроса. Действие закона спроса обусловлено двумя причинами:

1) при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода);

2) товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).

Закон спроса не действует в трех случаях (исключения из закона спроса):

а) при ажиотажном спросе, вызванном ажиотажным повышением цен;

б) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством помещения денег;

в) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведёт к увеличению спроса на него).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.01 с.)