Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развития экономической теорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экономическая теория развивается вместе с развитием человеческого общества, экономики. На этом долгом историческом пути развития экономической теории различают два больших периода: 1 Период предыстории экономической теории (до XVI века); 2 Период формирования экономической теории как науки, т.е целостного, системного взгляда на экономику, экономическое развитие (с XVI в. по н.в.) Условно второй период разделяется на два этапа: 2.1 Становление научной системы экономической теории (сXVI-сер.XIXвв.) 2.2 Формирование основных направлений экономической теории и их эволюция (вторая половина XIX в.– н.в.) 1 Период предыстории экономической теории (до XVI в.) – охватывает античное, рабовладельческое, феодальное общество; – характеризуется появлением отдельных экономических знаний, т.е. простых представлений об экономике, свойственных натуральному хозяйству, а также зарождающимся товарно-денежным отношениям (рыночному хозяйству); – в работах мыслителей того времени рассматриваются различные аспекты экономической жизни: формы и источники развития общества (т.е. богатства, которыми являлись война, дань с подвластного населения и торговля); роль различных сфер общества; роль денег; первоначальных форм денежного обращения и первичных форм капитала; о справедливости и смысле экономической деятельности и т.д.; защита натурального хозяйства (Платон, Ксенофонт), поддержка денежного хозяйства (Солон, Перикл); попытка систематизации экономических взглядов принадлежит Аристотелю (384-322 г. до н.э.), который выделил две формы экономической жизни и две науки: – экономика, где рассматривалось движение богатства как совокупности полезных вещей (обобщение особенностей натурального хозяйства); – хрематистика движение богатства в денежной форме (денежное хозяйство). В целом в этот период выявились две стороны экономических воззрений: – анализ реального содержания экономических категорий (понятий); – неразрывная связь экономических взглядов и понятий с социальной жизнью общества, проявляющаяся в социальной оценке экономических действий и мер: противоречивая оценка роли труда, богатства и бедности, оценка роли денег с позиции справедливости. Так, идея о несовместимости богатства и добродетели (Платон), о «неестественности» денежного богатства (Аристотель), о том, что богатство есть ограбление бедных (Августин), по мере развития рыночных отношений трансформировалась в поиск «справедливой цены», «справедливого обмена» (Фома Аквинский). При этом ключевым фактором формирования экономических воззрений в условиях средневековья стала оценка экономических действий с точки зрения христианских норм морали и справедливости. Однако как наука, т.е. как систематизированное знание о сущности и закономерностях развития экономики, экономическая теория возникла в XVII-XVIII вв. в период становления капитализма. Это ознаменовало наступление второго периода в развитии экономической теории, когда перед ней встала задача выяснить «как государство богатеет, т. е каковы источники богатства народов». 2 Период формирования экономической теории как науки (сXVIв.–н в.) 2.1 Становление научной системы экономической теории (сXVI-сер.XIXв.) Меркантилизм (XVI-XVII вв. и XVIIIв. в Западной Европе) от итальянского слова мерканте – торговец, купец, – первая теоретическая школа (направление) экономической теории и главное направление экономической политики, суть которого состояла во всемирном накоплении драгоценных металлов (золото, серебро) в стране и государственной казне путем расширения торговли. Меркантилизм получил развитие в эпоху так называемого первоначального накопления капитала (переходный период развития капитализма в рамках феодализма) – период насильственного отделения производителей от средств производства (огораживание, воровство, войны, торговля, особенно международная); прошел длительную эволюцию от раннего до позднего (развитого) меркантилизма, или системы торгового баланса. На всех этапах обладал общими признаками в теории: в качестве высшей формы богатства рассматривались деньги (в их натуральной форме – золото), так как на них можно было купить все, а увеличение богатства – как увеличение суммы денег, ввозимых в страну в результате внешней торговли, что вытекало из господствующего вида деятельности – торговли (международной), в основе которой лежал неэквивалентный обмен, приносивший большие доходы. Поэтому объектом исследования в экономической теории был обмен, сфера обращения, а ее предметом – движение товаров и денег, на основе которого возникали экономические отношения. При этом способом накопления капитала было получение торговой прибыли (прибыли от отчуждения). Представители меркантилизма:А.Серра, У.Стаффорд, Т. Мен, И.Т. Посошков, А. Монкретьен выражали взгляды купечества, торговой буржуазии. Антуан де Монкретьен в работе «Трактат политической экономии» (1615) ввел новый термин – название экономической теории – «политическая экономия», образовавшийся от «политейя ойкономия» («полис» – общественное устройство, город, государство; «ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – закон) и означавший науку о законах государственного хозяйства. Такое название экономической науки стало традиционным и сохранилось в настоящее время. Так, в период развития социализма (в течение 70-ти лет) в СССР (России) политическая экономия – единственное название курса теоретической экономики, а в зарубежных странах – один из читаемых курсов и в современных условиях. Приоритет сферы обращения, рассмотрение производства лишь как одного из факторов величины денежного богатства во внешней торговле – важнейшие методологические позиции меркантилистов. Вместе с тем, критики меркантилизма отмечали, что во время обмена, торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а лишь происходит обмен денег на товар, и наоборот, а нарушение в обмене (неэквивалентный обмен) означает, что в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон: если обмен равноценный, то никто не может обогатиться. Эти положения присутствовали также в ранних работах выдающего экономиста-статистика периода позднего меркантилизма и становления капитализма Вильяма Петти (1623-1687). Однако, лишь В. Петти осознанно и достаточно ясно поставил вопрос о связи процессов обращения и производства, несводимости богатства к денежному; провозгласил в качестве источников богатства землю и труд («труд – отец богатства, земля – его мать»); видел в увеличении населения средство роста дохода и богатства. Вклад В. Петти в становление системы экономической теории, таким образом, состоял в том, что он впервые за внешними формами богатства, доходов стремился увидеть их внутреннюю взаимосвязь и теоретически объяснить ее. Тем самым, В. Петти выступил родоначальником нового направления в экономической теории – классического. Классическая (школа) политическая экономия (XVII – нач. XIX вв.), получившая развитие в период завершения и утверждения капитализма, представлена физиократами и английской классической школой. Физиократы (в переводе с греческого – «власть природы») – школа, возникшая во Франции в середине XVIII в. Ее представители: Франсуа Кенэ (1694 – 1774), Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781), Пьер Буагильбер (1646 – 1714) считали, что источником богатства нации служит продукт, полученный в сельском хозяйстве, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы; производственные затраты (например, посев зерновых) окупаются увеличением продукции, получением дополнительного (чистого) продукта или чистого дохода (разница между полученной суммой и затратами); рост богатства связан с естественным плодородием земли; промышленность –бесплодная отрасль; выступали за свободу торговли и конкуренции, что было прогрессивно для того времени. Франсуа Кенэ (ее основатель) сделал ряд открытий в области экономической теории: положил начало научному анализу основного и оборотного капиталов в виде учения о первоначальных и ежегодных авансах (относил только к земледельческому капиталу); ввел термин воспроизводство и разработал первую схему воспроизводства и обращения капитала, известную как Экономическая таблица (1758), представлявшую собой первую макроэкономическую модель. Таким образом, физиократы создали целостную систему взглядов на экономическую структуру общества, исходя из примата земледелия как основы жизни общества. Английская классическая(политическая экономия) школа (XVIII – нач. XIX вв.) в лице ее представителей Адама Смита (1723-1790), Давида Рикардо (1772-1823) установила, что богатство нации возникает в материальном производстве (во всех его отраслях); его универсальной формой является стоимость товаров; рост богатства выражается в приросте первоначальной стоимости (в виде денег, товаров) на дополнительную величину (прибавочную стоимость или прибыль); определяла политическую экономию как науку о богатстве, функционирование которого связывала с производством, распределением, обменом и потреблением, т.е. с процессом воспроизводства (и прежде всего капитала); обозначив, таким образом, границы предмета данной науки; установила ряд внутренних связей между отдельными сферами воспроизводственного процесса; рассматривала не только вещественные, но и общественные связи, присущие экономике, т.е. экономические (производственные) отношения; считала, что источником материального богатства при капитализме является труд вообще, а законы капиталистического (буржуазного) общества – вечными, общими для всех этапов развития человеческого общества. Блестящим теоретиком, основоположником классической школы в мануфактурный период развития капитализма был А. Смит, в основном сочинении, которого «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) были сделаны основные теоретические выводы, лежащие в основе современных концепций: ввел термин – экономический человек (homo economicus), хотя само это понятие возникло позднее; основным стимулом экономического поведения, которого был частный интерес (приумножение личного капитала); открыл законы разделения труда, которое является фактором повышения его производительности; принцип невидимой руки, означавший стихийное действие объективных законов (естественный порядок); принцип свободной конкуренции (laisser faire), служивший основой его экономического учения и подразумевавший свободное передвижение денег, капитала, товаров, рабочей силы, при котором ресурсы общества могут использоваться оптимально; заложил основы четырех вариантов теории стоимости: – теория трудовой стоимости, где стоимость создается трудом человека и определяется общественно-необходимыми затратами труда (только для первобытного общества и простого товарного хозяйства); – стоимость определяется количеством труда, которое можно купить в обмен на данный товар, т. е. результат обмена; – теория факторов производства (издержек производства), в которой стоимость определяется издержками производства, которые слагаются из доходов (зарплаты, прибыли, ренты), при этом происходило отождествление стоимости и цены производства; – результат бремени труда (у Смита лишь в зачаточном варианте). Множественность вариантов теории стоимости породило в дальнейшем различные направления в развитии экономической теории. Историческая заслуга А. Смита, таким образом, состоит в отстаивании законов свободного рыночного хозяйства, экономического либерализма, теоретическом обосновании системы взглядов на экономическую структуру общества, исходя из принципа трудовой теории стоимости (хотя и с рядом противоречивых положений), определении производительности труда независимо от сферы деятельности и факторов, воздействующих на ее рост. Д. Рикардо, теоретически отражая более поздний этап капиталистического развития – его машинную стадию, видел в более явной форме внутренние противоречия капитализма. В своих работах, опубликованных в начале XIX в., главной из которых является «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817), Д. Рикардо придерживался идеи трудовой стоимости (источником стоимости и доходов считал сферу производства), признавал закон стоимости фундаментом, на основе которого выстраивается в единое целое теория политической экономии; дополнил предмет экономической теории анализом сферы распределения, на основе которого открыл закон, выражающий соотношение между оплаченным трудом (заработной платой наемных рабочих) и их неоплаченным трудом (прибылью капиталиста), по которому «прибыль будет высока или низка в той же самой пропорции, в какой будет низка или высока заработная плата»; сформулировал экономическую противоположность классов буржуазного общества – капиталистов и пролетариата, что позволило некоторым из его учеников - социал - рикардианцам (Т. Годскин, У. Томпсон, и др.) развить эту идею до выводов о необходимости революционных преобразований; анализировал количественные показатели и связи при капитализме, а возникающие проблемы, с его точки зрения, можно решить через решение проблемы накопления. Однако, предпринятая им попытка построить систему категорий политической экономии на основе теории трудовой стоимости, оказалась неудачной из-за использования двойственного принципа определения стоимости трудом и редкостью. Таким образом, к трем основным результатам научной деятельности Д. Рикардо относятся: объяснение противоположности ренты и прибыли, прибыли и заработной платы и, как, следствие этого, выдвижение на первый план распределения; завершение монистического подхода к научной системе, исходя из теории трудовой стоимости; соединение качественного анализа с количественным. Среди других его важных научных заслуг необходимо также отметить разработку теории ренты, количественной теории денег, принципа сравнительных издержек в международной торговле и ряде других положений, которые до сих пор в той или иной мере используются экономической наукой. Творчество Д. Рикардо знаменательно и тем, что он со всей определенностью заявил о социально – экономическом анализе общества как составной части предмета экономической теории. Рассмотрение экономики в контексте социальных процессов в исследовании Д. Рикардо – важный этап экономической мысли. Если для средневековых мыслителей данный принцип реализовался в виде соответствия требованиям морали, нормам христианства, для А. Смита – как следование «нравственным чувствам», то для Д. Рикардо было ясно – экономическая теория должна объяснять социальное неравенство и противоречия экономически, т.е через свои категории в связи с процессом распределения. Тем самым Д. Рикардо выступил одним из родоначальников социально - экономической теории в подлинном смысле слова. Период 2.1 в развитии экономической теории заканчивается просуществовавшей 20 лет разложением рикардианской школы (30-50-е гг. XIX в.), вызванным тем, что как ученики Д. Рикардо: Дж. Милль (отрицал противоположность прибыли и заработной платы), Дж. Мак-Куллох (отбросив трудовую теорию стоимости, фактически воспроизвел теорию факторов производства), так и его противники: Т. Р. Мальтус (осуществил переход от закона стоимости к закону спроса и предложения), С. Бейли (отождествляет стоимость с меновым отношением), Н. У. Сениор (выдвинул «теорию воздержания» как основу распределения), Ж. Б. Сэй (разработал теорию факторов производства) отошли от теоретических установок классической школы. Так, теория цены вытесняет теорию стоимости, теория факторов производства – трудовую теорию стоимости, анализ конкретных ситуаций – теоретические абстракции, анализ функциональных количественных связей заменяет анализ общественных отношений, т.е. социально – экономических связей. Таким образом, наблюдается отказ от анализа социально – экономических отношений и разработка функционального подхода к анализу экономики. Последний стал преобладающим и ведущим в дальнейшей эволюции западной экономической мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.013 с.) |