Рыночное равновесие и равновесная цена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночное равновесие и равновесная цена.



Итак, спрос идёт от покупателя (домашнее хозяйство), а предложение – от продавца (фирма), на рынке их интересы сталкиваются. Покупатели предлагают цену спроса, а продавцы – цену предложения.

При этом на конкурентных рынках, т.е. в условиях совершенной (чистой, свободной) конкуренции предполагается, что, во-первых, каждый акт обмена совершается в результате добровольного соглашения покупателя с продавцом по устраивающей обоих цене; во-вторых, оба они ведут себя рационально, т.е. действуют в своих собственных интересах, пытаясь извлечь максимальную выгоду.

На графике спрос покупателей находит отражение на кривой спроса (DD), которая показывает: как много благ будет потреблять домашнее хозяйство при каждой возможное цене, а предложение – на кривой предложения (SS), показывающей: сколько товаров готова предложить для продажи фирма при различных ценах. Но только взятые вместе эти кривые позволяют определить как цену, так и количество проданного на рынке товара.

Цена трактуется по-разному, как:

- альтернативные издержки или издержки упущенных возможностей. Например, если Вы обмениваете 500 кг зерна на 1 фунт золота, то цена зерна - это издержки упущенных возможностей, которые Вы несёте, отказываясь от иного употребления 500 кг зерна;

- информационный сигнал, подсказывающий субъекту рыночного хозяйства наиболее выгодное (эффективное) направление его деятельности – в сфере обмена или в сфере производства;

- меновая стоимость товара, выраженная в деньгах: а) денежное выражение стоимости товара, которое определяется затратами труда (К. Маркс); б) форма выражения ценности благ, проявляющаяся в обмене (рыночный подход).

Взаимодействие спроса и предложения на графике показывается путём совмещения кривых спроса и предложения (рис.5.5). Точка Е0 – точка равновесия (точка пересечения кривых DD и SS); P0 – равновесная цена, т.е. цена в точке E0; Q0 – равновесный объём продаж, т.е. объём продаж, соответствующий равновесной цене (P0). Точка E0 характеризуется объёмом (Q0) и ценой (P0), устраивающих как продавцов, так и покупателей (E – equilibrium), т.е. в точке E0 QD=QS=Q0 При цене (P1) выше точки равновесия возникают излишки товаров, заставляющие цены снижаться. При цене (Р2) ниже точки равновесия, возникает дефицит, заставляющий цены подниматься.

 

P D S

 

 

P1 A избыток K

 

E0

P0

 

B M

P2 S дефицит D

 

0 Q2s Q1D Q0 Q1s Q2d Q

Рисунок 5.5 Рыночное равновесие и цена

Равновесная цена (P0) трактуется по-разному:

- как точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) на графике (рыночный подход);

- как рыночная цена, уровень которой совпадает с уровнем рыночной стоимости, отражая факт соответствия количества общественного труда, затраченного на производство определённого товара, размерам подлежащей удовлетворению общественной потребности (К. Маркс в соответствии с трудовой теорией стоимости).

Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешенны на определённом уровне цены, называется равновесным (оптимальным).

Цена, по которой товар реально продаётся или покупается называется рыночной, которая необязательно совпадает с равновесной. Продажная (рыночная) цена может меняться от сделки к сделке, завися от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Не совпадает с равновесным и реальный объём продаж.

Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако, равновесие по своей природе нестабильно, так как изменяются рыночные условия, которые вызывают колебания спроса (D) и предложения (S). Результатом таких колебаний является установление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.

К проблеме экономического равновесия существует два подхода.

При первом рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (частное равновесие), при втором – равновесие всей экономической системы как целого (общее равновесие, которое подробно будет рассматриваться в разделе “Макроэкономика”.

Нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.

В первом случае (кривые DD и SS – неподвижны), если на конкурентном рынке под влиянием рыночных сил установится (рис. 5.5):

а) P1, то S>D, образуется избыток товаров и услуг (AK), для реализации которых продавцам необходимо снижать цену, а производители будут сокращать производство;

б) P2, то D>S, образуется дефицит (BM) для ликвидации которого продавцам необходимо повышать цену, а производителям расширять производство.

На конкурентном рынке давление на цену вверх и вниз будет происходить до тех пор, пока не достигнет уровня Р0, которое соответствует количеству товара Q0, где QD=QS. Если в экономической системе ничего не меняется длительное время, то такое равновесие сохраняется длительное время.

Во втором случае при сдвиге кривых спроса (DD) и предложения (SS), которое возникает под влиянием неценовых факторов рис.5.6:

а) если произойдет повышение спроса D­ при неизменном предложении S-const или сокращение предложения S¯ при неизменном спросе D-const (рис.5.6.а), то цена возрастёт Р­, т.е.

D­ при S const, то цена (Р0­) до Р1

S¯ при D const, то цена (Р0­) до Р2 и новое равновесие устанавливается при более высокой цене, например в точке Е3

а б

P D1 S1 P D1 D S S1

D S

E3

P3 Р0 E0

P2 E2 E1 P2 E2

P1 S1 E0 D1 P1 E1 D

P0 P3 S E3 D1

S D S1

 

 

0 Q2s Q0 Q1d Q 0 Q0

Рисунок 5.6 Нарушения рыночного равновесия при сдвигах кривык DD и SS

б) если при неизменном предложении S-const, спрос сократится D¯, или при неизменном спросе D-const увеличится предложение S­ (рис.5.6 б), то цена понизится Р¯, т.е. при S-const,D¯, то цена (P0¯) до Р1

при D-const, S­, то цена (Р0¯) до Р2 и новое равновесие устанавливается при более низкой цене, например, в точке Е3.

В условиях свободной (совершенной, чистой) конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако, в современных условиях при господстве несовершенной конкуренции (несовершенных рынков), в связи с вмешательством в процесс рыночного ценообразования либо крупных корпораций, либо государства, цена может быть установлена волевым способом (монопольным) выше или ниже точки равновесия (Е0).То есть имеет место монопольная цена – форма рыночной цены, которая возникает в результате монополизации производства и обращения, механизм образования которой был рассмотрен нами выше (рис. 5.5). Монопольные цены могут быть двух видов.

Цена пола (или МВЦ – монопольно высокая цена) – искусственно завышенная цена, которая не позволяет цене снижаться за пределы этого лимита. Монопольно высокая цена1) – рыночная цена, которая устанавливается монополистическими объединениями сосредоточившими в своих руках значительную часть всех товаров отрасли, т.е. монополия является единственным продавцом. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая объём производства, до таких пределов, чтобы спрос был выше предложения (D>S). Пределом МВЦ – величина платёжеспособного спроса. При этом монопольный доход (МД) = МВЦ – Wрын равнов) – вычет из дохода покупателя.

Цена потолка (или МНЦ – монопольно низкая цена) – искусственно заниженная цена, которая ограничивает рост цены (движение цены вверх).

Монопольно низкая цена2) – рыночная цена, которая устанавливается монополиями, которые являются единственным покупателем определённого продукта: ограничивая на какое-то время свои закупки, они добиваются того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий-покупателей (т.е. имеет место монопсония). При этом МД = Wрынравн.) – МНЦ – вычет из дохода продавца. Пределом МНЦ является уровень цены на продукцию малого и среднего бизнеса, который обеспечивает воспроизводство капитала основной или значительной массы мелких производителей, являющихся поставщиками крупнейших корпораций.

Способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное состояние называется устойчивостью равновесия. Это означает, что любой сдвиг, любое изменение рыночных условий вызовут к жизни силы, подталкивающие рынок к восстановлению равновесного состояния. Устойчивость рыночного равновесия в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей степени устойчивостью равновесия обладают монополизированные рынки.

Учитывая фактор времени, в течение которого более оперативно реагирует на воздействие различных факторов спрос, а предложение приспосабливается медленно к изменяющимся условиям, выделяют три вида равновесия (границы между периодами условны).

· Мгновенное равновесие устанавливается в мгновенном периоде, когда все факторы, определяющие величину предложения, рассматриваются как постоянные (трудовые, материальные и финансовые ресурсы). Производитель не может изменить объём выпуска своей продукции. Линия предложения в мгновенном периоде () принимает на графике вертикальное положение (рис.5.7). Возможность в этой ситуации ликвидировать неожиданно возникший дефицит связана с ростом цены с до .

Si
Ss
P
· Кратковременное (короткое) равновесие устанавливается в коротком периоде, в течение которого одна группа факторов является постоянной (здания, сооружения, оборудование, работники, требующие длительной подготовки), а другая – переменной (рабочая сила не самой высокой квалификации, широко применяемые виды сырья). В этот период невозможно ввести новые мощности, но можно организовать многосменную работу. В результате чего производители смогут несколько увеличить выпуск своей продукции (до ). Линия предложения займет положение . Равновесная цена при этом несколько понизится (с до ), хотя и будет оставаться выше первоначального уровня .

d1

 

Q
Pe1
Pe2
Pe
 
Pe3
d
E
Qe3
Qe2
Qe1
E3
E1
E2
SL

 

 

 

 


Рисунок 5.7 Равновесие в мгновенном, коротком и длинном периодах.

· Длительное равновесие устанавливается в длительном периоде, в течение которого все факторы производства – переменные величины. Кривая предложения будет иметь еще более пологий вид SL. Новое равновесное состояние будет достигнуто в точке . При этом объем выпуска значительно возрастет (до ), а равновесная цена еще более понизится (до ), хотя скорее всего не достигнет исходного уровня. Это объясняется тем, что увеличение выпуска сопровождается обычно ростом затрат в расчете на единицу выпуска. Таким образом, в коротком и особенно длительном периодах на уровень цены оказывает влияние не только величина спроса, но и уровень затрат.

Сделаем еще одно замечание. Говоря о том или ином периоде, обычно не имеют в виду какой-то строго определенный отрезок времени. Конкретная продолжительность каждого периода зависит от профиля отрасли, производственного цикла, уровня капитальных затрат и т.д. Время, которое в одной отрасли будет принято за короткий и даже за мгновенный период (например, в судостроении), в другой будет рассматриваться как длительная перспектива (производство одежды, ширпотреба и т.п.).

 

30. Цена: ее сущность, виды, функции. Рыночный и затратный механизм ценообразования.

Движение товара в рыночной экономике осуществляется посредством цены, которая является гибким и мощным инструментом регулирования хозяйственных процессов. Ценовой механизм включает две взаимодействующие части: с одной стороны, сами цены, их виды, структуру, уровень, динамику изменения, и, с другой, - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Оно, собственно и предопределяет и величину цены. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и пенообразующими факторами и, с другой стороны, способ формирования цены, технологию процесса ее зарождение и функционирования, изменение во времени. Известны две разновидности механизма ценообразования: рыночный и затратный. Затратный (производственный) подход, господствующий в административно-командной системе, состоит в том, что величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию. В нем чаще всего используется средние издержки в расчете на единицу товара (себестоимость) из всего количества (партии) производимых и продаваемых товаров. При рыночном подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение. Под категорией “цена” подразумеваются многие виды цен, каждая их которых отличается особенностями функций, сферой применения, способом формирования.

Рисунок 5.8 дает представление о многообразных ценах, среди которых главную роль играет рыночная цена. Как инструмент "невидимой руки" такая цена свободно образуется и остается плавающей в саморегулирующихся связях продавца и покупателя. Свободная цена свойственна рынку совершенной конкуренции, когда много покупателей и продавцов участвуют в ее формировании, Отсутствие контроля объясняет положение, когда цена складывается стихийно под воздействием спроса и предложения.

Признаками свободной цены обладает и аукционная цена, когда продавец называет базисную цену, а покупатели устанавливают окончательный вариант в конкурентной ситуации. Но аукцион отличается от рынка ограниченным количеством специфических товаров и незначительным числом покупателей.

Аналогично формируется комиссионная цена, на которую покупатель влияет, но незначительно.

На свободной основе устанавливаются договорные (контрактные) цены – цены, величина которых определена в договоре (контракте), предваряющем акт купли-продажи, и которые больше зависят от партнерских (джентльменских) связей в процессе купли-продажи товаров, когда конкуренция отодвигается на второй план, предпочтение отдается осознанному определению обоюдной выгоды партнеров. И хотя договорная (контрактная) цена формируется на основе общих принципов ценообразования, она предполагаетпредварительное установление:

–условной единицы измерения товара;

–базиса цен;

–валюты цены;

–способа фиксации цены;

–уровня цены.

Поэтому различают в договорных ценах:

1) твердую, которая устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменениям в течение, как правило, краткосрочного периода. Отметим, что ккатегории твердых цен относятся и государственные, устанавливаемые на монопольной основе, отличающиеся тем, что отражают общие интересы. Они испытывают влияние социальных факторов и в отдельных случаях не возмещают издержек производства;

2) подвижную, которая в отличие от твердой фиксируется при заключении контракта, но пересматривается при последующем изменении текущих рыночных цен или других условий, предусмотренных в договоре.

Принципы установления подвижной цены:

– определение условий повышения или понижения цены к моменту исполнения, контракта;

– определение отклонений от допустимого минимума, которые действуют на уровень цен;

– установление источника, позволяющего изменять цены;

 

Цена
Рыночная Аукционная Фьючерсная Комиссионная
Договорная  
Розничная Оптовая Монопольная Монопсонная Государственная
Расчетная Проектная Лимитная Прейскурантная Тарифы Расценки
Мировая
твердая подвижная скользящая

 


Рисунок 5.8 Система цен

3) скользящую, которая исчисляется в момент исполнения контракта с учетом изменений в издержках производства за период осуществления контракта. Если предусмотрены поставки товара партиями, то цена рассчитывается на каждую часть поставок.

Часто в договоре фиксируется не абсолютная величина цены, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже), либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами, оговаривается также изменение цен под влиянием инфляции, принятия новых законов. В контракте могут указываться условия: величина предела цен ("пол" и "потолок"), в рамках которой изменяются договорные цены или, напротив, не изменяются; изменение цены с учетом общего состояния рынка товаров, а также общеэкономической ситуации.

На товарных биржах практикуется при заключении контрактов установление фьючерсных цен, особенно на продукцию сельского хозяйства (под урожай) с предварительным авансированием части издержек производства.

В системе цен следует выделить особенности установления лимитныхцен, которые определяют верхний предел цены на данную продукцию на стадии проектирования новых видов изделий и нестандартного оборудования.

К этой группе цен также относятся тарифы и расценки.

Тарифыцены на услуги: транспортные, связи, коммунальные, таможенные.Специфика их в том, что это цены на такие виды деятельности, при которых не создаётся продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество продукта. При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество.

Расценки – размер оплаты труда за изготовление единицы продукции при сдельной оплате и за единицу времени при повременной оплате.

В зависимости от сфер торговли (масштабы торговых операций и характер реализуемого товара) различают оптовые и розничные цены.

Оптовые цены имеют место там, где продукция реализуется крупными партиями. Система оптовых цен распространена в торгово-сбытовых операциях между предприятиями; через специализированные магазины и сбытовые конторы, на товарных биржах. Они ниже розничных цен на сумму, достаточную для заинтересованности торговца.

Розничные цены – цены, по которым реализуются товары индивидуальным покупателям в розничной торговой сети при относительно небольшом объеме каждой продажи. Розничные цены выше оптовой цены на величину торговой надбавки, в которую входят издержки обращения розничной торговли и прибыль торгового предприятия.

Закупочные цены – цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

Цены, диктуемые единым изготовителем (покупателем), есть результат экономической власти монополии (монопсонии), исключающей конкуренции. Монопольная цена устанавливается произвольно в интересах товаропроизводителя ради высокой прибыли. Цена монопсонии устанавливается единым покупателем в его интересах. В лучшем варианте эти цены устанавливаются на расчетной основе. Трансфертные (передаточные) цены, которые устанавливаются внутри крупных компаний и используются для уклонения от налогов.

По степени и способам регулирования различают два вида цен.

Жёстко фиксированные, твёрдые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально, никто не может изменить величину такой цены.

Регулируемые (изменяемые) цены – регулируются государством, но воздействие государства носит ограниченный характер, т.е. регулирование сводится к ограничению величины цен на определённые группы товаров верхним пределом, устанавливать цены выше которого запрещено; может осуществляться также путём утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), т.е. отношение прибыли к цене или к издержкам (себестоимости) не должно превосходить заданного уровня (например, 50 процентов). Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий – монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной. В рыночной экономике регулирование цен распространяется на жизненно-важные товары и услуги (земля, стратегическое сырьё, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Существуют и другие виды цен, выделяемые по самым разнообразным признакам

Сопоставимые (неизменные) цены применяются в экономическом анализе, планировании, прогнозировании, в исследовательских целях: так как цены изменяются, а существует необходимость сопоставлять их в различные периоды, используются индекс цен, т.е. коэффициент перерасчёта, отражающий изменение цен, а при скачкообразном росте цен используется показатель уровня инфляции.

Проектные – в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства новых видов товаров, имеют приближенный, ориентировочный характер, что даёт возможность определить предельный уровень таких цен в виде лимитных цен.

Сметная стоимость (вид цены) исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта (т.е. цена строительства объекта).

Расчётные – все виды цен, определяемые с учётом расчётов.

Прейскурантные – цены, фиксированные в указателе цен (прейскуранте, справочнике).

Прогнозные и плановые цены – на основе их составляются бизнес-проекты, бизнес-планы фирм, государственные планы.

Мировые цены – цены мирового рынка, могут быть либо реально действующими на всемирном рынке, цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определённый период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах.

Цены «чёрного» или «теневого» рынка – цены на запрещённые в открытой продаже товары.

Функции ценовой системы характеризуют роль, которую цены играют в экономике. Выделяют ряд функций которые выполняют цены.

Измерительная (первичная) функция: цена измеряет количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец должен получить за проданный товар, т.е. цены дают возможность деньгам получать количественную определённость в акте купли-продажи.

Соизмерительная, связанная с первой, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров (т.е. дает возможность различать дорогие и дешёвые товары).

Учётная (связанная с первой) помогает универсализировать учёт материально-вещественных ценностей, т.е. дает возможность выразить их в едином ценовом показателе.

Регулирующая, (вытекает из выше перечисленных функций), т.е. использование цены в качестве инструмента регулирования, например, в рыночной экономике цена уравновешивает спрос и предложение, увязывает денежный запрос производителя с ответной реакцией покупателя.

Распределительная: при наличии государственного воздействия на цены, цена может перераспределять ресурсы (факторы производства) по отраслям экономики, а также доходы.

Ограничительная: ограничивает спрос потребителей.

Информационная: даёт информацию о предложении товаров со стороны продавцов, платёжеспособности спроса покупателей, недостатке или избытке производственных ресурсов.

Стимулирующая: влияет на заинтересованность производителей в повышении объёмов производства, качества, т.е. поощряет тех, кто рационально использует свои производственные возможности для получения лучших конечных результатов, применяет передовую технику и технологию.

Социальная: так как с изменением цен связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи, то это вызывает социальную реакцию.

Измерительная
Учетно – контрольная
Планово – учетная
Регулирующая
Функции цен
Распределительная
Социальная
Стимулирующая
Расчетно –коммерческая
Внешнеэкономическая: цена выступает в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчётов между странами.

Ознакомление с системой реальных цен позволяет выяснить экономическую сущность, которая объясняется через их функции.

 

Рисунок 5.9 Функции цен

 

· Цена- денежное выражение стоимости. Эта трактовка цены базируем на теории трудовой стоимости А.Смита, Д.Рикардо, К.Маркса. Цена постоянно отклоняется от стоимости и лишь в отдельные моменты рыночного равновесия совпадает со стоимостью. Цена как общественный норматив труда, затрат труда на изготовление продукции выполняет ряд функций:

- позволяет определять стоимостные оценки;

- фиксирует затраты и результаты хозяйственной деятельности;

- экономически стимулирует предпринимательство;

- мотивирует перелив капиталов из отрасли в отрасль, содействуя развитию производства.

· Цена- денежная сумма, уплачиваемая за товар. Это концептция маржиналистов, которую разработали представители австрийской школы К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. Маржиналисты объяснили цену как субъективное понятие покупателем предельной полезности товара, a поэтому в их теории цена не связывалась с затратами на производство товара.

· Цена отражает идентичность платежеспособного спроса и предложении с конкретными издержками производства. Это объяснение цены дано А.Маршаллом, который, понимая слабые стороны методологии маржиналистов, связал концепцию классической политэкономии с теорией предельной полезности. Наряду со спросом А.Маршалл объяснил роль предложения на рынке в воздействии на равновесную цену, которую в свою очередь испытывает воздействие предложения.

Это приводит интересы продавца и покупателя на рынке к оптимальной гармонии. Взаимосвязь между спросом и предложением такова: чем сильнее конкуренция среди продавцов (предпринимателей), тем больше предложение товаров с их стороны будет превышать спрос потребителей. Если конкуренция ослабевает, спрос начинает превышать предложение, а в результате цена возрастает. Тем самым цена стимулирует предложение к увеличению производства, которое позволяет увеличить прибыль.

Конкуренция приводит цены к равновесию, а так же регулирует динамику и соотношение цен, и в конечном итоге дает информацию о том, какую продукцию и с какими затратами следует производить и кому продавать. Эта информация привлекает продавца высокой, а покупателя низкой ценой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.093 с.)