Общая характеристика рыночного механизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика рыночного механизма



Общая характеристика рыночного механизма

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и т.д. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются в своей экономической деятельности производители и потребители. Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции и т.д. На стороне производства выступает предложение, а на стороне потребления – спрос. Эти два элемента тесно связаны между собой, хотя и действуют в разных направлениях. В зависимости от определенных условий на рынке спрос и предложение уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно, а может и под регулирующим воздействием государства.

Рынок действует как механизм принуждения, он заставляет предпринимателя, стремящегося к прибыли, действовать в пользу потребителя. Например, товар стал моден, цена на него резко возросла, поскольку производители не могут обеспечить всех желающих необходимым количеством товаров. У производителя есть альтернативы: либо расширить производство и снизить цену, удовлетворив потребности как можно большего числа людей, либо, оставив выпуск прежним, держать высокую цену до тех пор, пока конкуренты не заполнят эту нишу на рынке и не отнимут клиентуру, а с ней и не только сверхприбыль (в силу высокой цены), но и прибыль. Эта опасность заставляет производителя расширять производство, снижая цену до полного насыщения рынка. Таким образом, действие рыночного механизма основано на естественном стремлении человека к благополучию. Для приведения его в действие необходима только экономическая свобода производителя и потребителя. Чем полнее свобода, тем эффективнее действует механизм саморегулирования рыночной экономики.

Покупатель и продавец осуществляют сделку на свой страх и риск. На рынке все хотят продать подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что производители пытаются предугадать спрос, сформировать его и произвести продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен товаром. Но в этот момент он рискует быть обойденным конкурентом, вложить деньги в неперспективный товар, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать их за бесценок и т.д.

Экономическое положение производителя и потребителя зависит от рыночной конъюнктуры, меняющейся под действием многочисленных факторов. Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителя, товарным запасом и т.д. Но соотношение спроса и предложения играет наиболее важную роль, т.к. предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

Особенностью рыночного механизма является то, что каждый его элемент связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.

 

Эластичность предложения

Закон предложения утверждает, что более высокая цена товара ведет к увеличению объема его предложения.

Коэффициент эластичности предложения (εSP) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %.

Предложение называется эластичным, если изменение цены ведет к существенному изменению объема предложения. Предложение называют неэластичным, если изменение цены незначительно влияет на объем предложения.

Различают пять вариантов эластичности предложения (рис.3.26):

 

 

 

а) абсолютно неэластичное предложение: изменение цены не влияет на объем предложения (εs =0);

б) неэластичное предложение: изменение цены приводит к незначительному изменению объема продаж (εS < 1);

в) предложение с единичной эластичностью: изменение цены приводит к такому же увеличению объема предложения (εS = 1);

г) эластичное предложение: изменение цены на 1% приводит к существенному увеличению объема предложения (εS > 1);

д) полностью эластичное предложение: при постоянной цене объем предложения растет до ∞ (εS = ∞).

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

1) от структуры издержек: если расширение выпуска товара связано с резким удорожанием производства, то эластичность будет низкой, т.е. производитель пойдет на увеличение выпуска только в случае значительного роста цены на данный товар. Следовательно, небольшому приросту объема предложения будет соответствовать значительное изменение цены на товар, а это характерно для неэластичного предложения;

2) степени загрузки производственных мощностей;

3) наличия свободной рабочей силы;

4) быстрого перелива капитала из одной отрасли в другую;

5) важнейшим фактором является элемент времени: эластичность предложения возрастает по мере увеличения рассматриваемого периода (рис.3. 27).

 

 

 

 

В условиях мгновенного равновесия кривая предложения S представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, в условиях краткосрочного равновесия предложение несколько возрастает, кривая S1 становится слегка наклонной и эластичность колеблется в переделах от 0 до 1 (0<εS <1). В условиях длительного равновесия, объем предложения возрастет и εS >1. Это объясняется приспособлением производителей к более высокой цене.

Таким образом, эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара.

 

Примеры решения заданий

1. Спрос на нефть малоэластичен, поэтому повышение цен приводит к росту выручки.

Спрос на бананы эластичен, повышение цены приведет к тому, что потребители безболезненно перейдут на товары-заменители (яблоки, персики и т.д.). Поэтому повышение цен странами, экспортирующими бананы, нанесет ущерб им самим, поскольку их выручка снизится.

Спрос на алмазы (также как и на нефть) малоэластичен, поэтому повышение цены приведет к росту выручки.

 

 

Это однозначно приведет к увеличению равновесно объема и неопределенному эффекту в отношении равновесной цены. Это зависит характера спроса и от того, насколько сместилась кривая спроса. В случае а) равновесная цена снизилась, в случае б) возросла.

 

3. В результате ввода налога кривая S смещается в положение S1.

 

 

Суммарная величина налоговых поступлений определяется как произведение налоговой ставки на объем продаж: ΣN = N х Qe1

Найдем новый равновесный объем: Qd = 32 – P, Qs1 = - 20 + (P – 2)

В точке Е1 Qd = Qs1

32 – P = - 20 + (P – 2)

54 = 2Р

Р = 27 руб., Qd = Qs1 = 32 – 27 = 5 шт.

ΣN = N х Qe1 = 2 х 5 = 10 руб.

 

4. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится объем спроса, если цена изменилась на 1%, т.е.

Эластичность(ε) = Процентное изменение объема /Процентное изменение цены

По условию задачи выручка снизилась на 2%, следовательно:

TR1= 0,98 x TR0

Если TR1 = P1 x Q1, а TR0 = P0 x Q0,

тогда P1 x Q1 = 0,98 х P0 x Q0.

Цена упала на 5 %, значит P1 = 0,95 х P0. Если цена снизилась, то согласно закону спроса объем возрос, следовательно,

Q1 = Q0 + ∆ Q. Отсюда следует, что

0,95 х P х (Q0 + ∆ Q) = 0,98 х P0 x Q0,

0,95 х P0 х Q0 = 0,03 х P0 x Q0,

∆ Q / Q0 = 0,03/ 0,95, т.е. ∆ Q / Q0 = 0,032. Следовательно, объем вырос на 3,2 %,

тогда ε = - 3,2% / 5 % = - 0,64.

 

Тест

 

1. Кривая спроса на товар отражает:

1) общую потребность в товаре;

2) определенное, заданное в масштабах всего народного хозяйства, распределение доходов;

3) объемы возможного производства данного товара;

4) зависимость между ценой и качеством товара.

 

2. Рыночный спрос не испытывает влияния:

1) доходов потребителей;

2) цен на взаимозаменяемые товары;

3) цен на ресурсы;

4) численности покупателей;

5) богатства покупателей.

 

3. Эффект, или парадокс, Гиффена — это:

1) результат продажи товаров на рынке по искусственно заниженным ценам;

2) расширение спроса, вызванное ростом населения;

3) явление взаимного воздействия цен на товары на различных рынках;

4) превышение объема спроса над объемом предложения товара;

5) явление, не рассмотренное в приведенных выше ответах.

 

4. Сдвиг влево кривой спроса на кофе есть результат:

1) падения цены на кофе;

2) повышения цены на кофе;

3) роста цены на чай;

4) увеличения издержек производства кофе;

5) введения импортной квоты на ввозимый в страну кофе;

6) действия фактора, не рассмотренного в приведенных выше ответах.

 

 

5. Кривая предложения для конкретного товара смещается вправо, если:

1) повышаются налоги на товар;

2) увеличивается число производителей товара;

3) увеличиваются цены на ресурсы, из которых изготавливается товар;

4) возрастают цены, на взаимозаменяемые товары;

5) возрастает цена на данный товар.

 

6. Совершенствование технологии вызывает:

1) сдвиг кривой спроса вправо;

2) сдвиг кривой спроса влево;

3) сдвиг кривой предложения вправо;

4) сдвиг кривой предложения влево;

5) передвижение вдоль (по) кривой предложения.

 

7. Движение по (вдоль) кривой предложения возможно в том только случае, если изменяется:

1) ожидание прибыли;

2) спрос на товар;

3) уровень технологии;

4) цена на ресурсы, из которых изготавливается товар;

5) цена на другие предлагаемые товары;

6) фактор, не рассмотренный в приведенных выше ответах.

 

8. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

1) спрос равен предложению;

2) цена равна издержкам плюс прибыль;

3) уровень технологии меняется постепенно;

4) объем предложения равен объему спроса;

5) все ответы, перечисленные выше, верны.

 

 

9. Если спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен по цене, то при хорошем урожае доходы фермеров:

1) вырастут;

2) сократятся;

3) останутся неизменными;

4) не представляется возможным ответить из-за отсутствия необходи­мой информации.

 

10. В случае если, несмотря на изменение цены товара, общая выруч­ка не изменяется, коэффициент ценовой эластичности:

1) больше единицы;

2) меньше единицы;

3) равен нулю;

4) равен единице;

5) равен бесконечности.

 

 

Выводы

 

1. Спрос и предложение являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются в своей экономической деятельности производители и потребители. Рыночный механизм подчинен действию законов спроса, предложения и т.д. Поведение потребителя определяется действием закона спроса. Согласно закону спроса, потребители при низкой цене готовы приобрести большее количество товара, чем при высокой цена. Поведение производителя описывается действием закона предложения. По более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товар, и наоборот.

2. Потребитель стремится приобрести больше товаров по низкой цене, а производитель стремится поставить больше товаров по высокой цене. Когда интересы производителя и потребителя совпадают, на рынке наступает равновесие. Цена, при которой две кривые пересекаются, называется равновесной ценой, а количество предлагаемого товара – равновесным объемом. Если по каким-то причинам рыночная цена установилась ниже равновесной, то товар становится дефицитным.Если же реальная цена оказалась выше, то на рынке образуется излишек. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов, приводит к смещению кривых, и равновесие устанавливается в новых точках.

3. Важнейшей характеристикой спроса и предложения является их эластичность. Анализ эластичности спроса и предложения позволяют выбрать фирме правильную стратегию поведения. Коэффициент эластичности дает возможность прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

 

Вопросы для повторения.

 

1. Как связаны между собой цена и объем спроса на товар?

2. Чем отличается функция спроса от объема спроса?

3. Как связаны между собой цена и объем предложения товара?

4. В чем различия между предложением и объемом предложения?

5. Что понимается под равновесием на рынке?

6. Как отреагирует рынок, если объем спроса превышает объем предложения и объем спроса меньше объема предложения. Как отреагирует рынок предложенные ситуации?

7. Какой спрос называет эластичным, а какой неэластичным?

8. Как с помощью показателя эластичности можно оценить отношение потребителей к товарам?

9. В чем различие эластичности спроса по цене от эластичности спроса по доходу?

10. Как зависит спрос на различные группы товаров от доходов потребителей?

11. Какие факторы влияют на эластичность спроса?

12. Дайте определение перекрестной эластичности?

13. Практическое применение эластичности спроса по цене и эластичности предложения.

14. Как изменяется эластичность предложения в различных периодах?

 

 

Общая характеристика рыночного механизма

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и т.д. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются в своей экономической деятельности производители и потребители. Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции и т.д. На стороне производства выступает предложение, а на стороне потребления – спрос. Эти два элемента тесно связаны между собой, хотя и действуют в разных направлениях. В зависимости от определенных условий на рынке спрос и предложение уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно, а может и под регулирующим воздействием государства.

Рынок действует как механизм принуждения, он заставляет предпринимателя, стремящегося к прибыли, действовать в пользу потребителя. Например, товар стал моден, цена на него резко возросла, поскольку производители не могут обеспечить всех желающих необходимым количеством товаров. У производителя есть альтернативы: либо расширить производство и снизить цену, удовлетворив потребности как можно большего числа людей, либо, оставив выпуск прежним, держать высокую цену до тех пор, пока конкуренты не заполнят эту нишу на рынке и не отнимут клиентуру, а с ней и не только сверхприбыль (в силу высокой цены), но и прибыль. Эта опасность заставляет производителя расширять производство, снижая цену до полного насыщения рынка. Таким образом, действие рыночного механизма основано на естественном стремлении человека к благополучию. Для приведения его в действие необходима только экономическая свобода производителя и потребителя. Чем полнее свобода, тем эффективнее действует механизм саморегулирования рыночной экономики.

Покупатель и продавец осуществляют сделку на свой страх и риск. На рынке все хотят продать подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что производители пытаются предугадать спрос, сформировать его и произвести продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен товаром. Но в этот момент он рискует быть обойденным конкурентом, вложить деньги в неперспективный товар, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать их за бесценок и т.д.

Экономическое положение производителя и потребителя зависит от рыночной конъюнктуры, меняющейся под действием многочисленных факторов. Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителя, товарным запасом и т.д. Но соотношение спроса и предложения играет наиболее важную роль, т.к. предопределяет судьбу продавцов и покупателей.

Особенностью рыночного механизма является то, что каждый его элемент связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.06 с.)