Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 «Механизм управления организацией»

Поиск

Тема 9 «Механизм управления организацией»

Сущность механизма управления.

Комплексный механизм управления организацией.

Экономический механизм управления.

Мотивационный механизм управления.

Рис. 9.2. Алгоритм формирования структуры механизма управления

 

РУ], [ФкУ, РУ]. Результатом этих воздействий будет приведение объекта управления в соответствие с постав­ленными целями. Если не может быть мобилизован нужный объем ресурсов, потребуется или пересмотреть методы управления, или вновь вернуться к паре [ОУ, ЦУ] (рис. 9.2.).

 

Формирование системы целей организации. Цель любой функционирующей организации – это результат деятельности этой организации, который желательно достичь в заданное время. Совокупность целей различных уровней представляют собой взаимосвязанных целей. Часто система представляется в виде дерева целей.

Исходными для формирования системы целей промы­шленной организации и формирования пары [О У, ЦУ] яв­ляются представление объекта управления как развиваю­щейся производственной и социально-экономической сис­темы и осуществление целевого подхода к управлению. Далее для целенаправленности управления и его ориен­тации на конкретные конечные результаты для каждой цели определяются критерии (или показатели), по ко­торым планируется и оценивается деятельность пред­приятий, устанавливаются численные значения этих критериев, создаются условия, обеспечивающие требуе­мые результаты (формируется механизм управления) и организуется работа трудового коллектива (персонала) для достижения поставленных целей. Все это в совокупности реализуется целевым управлением.

При формировании системы целей деятельности должно быть обеспечено соблюдение ряда требований, в том числе требования соподчиненности целей, их пол­ноты, сопоставимости, взаимоувязанности, непроти­воречивости, определенности, реальности .

Согласование критериев управления и факторов управления (пара КУ, ФкУ). Уп­равление осуществляется путем воздействия на опреде­ленные факторы управления, то есть на свойства и эле­менты объекта управления в целом, свойства этих эле­ментов, их связи с другими элементами, связи объекта управления с внешней средой. Сами способы воздействия на те или иные факторы управления относятся к другой категории управления - методам управления или к аналогу методов - ресурсам. Вместе с тем, спо­собность (свойство) предприятия воспроизводить, акку­мулировать и эффективно использовать эти ресурсы яв­ляется категорией, которую необходимо отнести к фак­торам управления. Так как объект управления обладает свойствами целостности, изменение состояния того или иного фактора под влиянием управляющего воздейст­вия приводит к изменению состояния объекта управле­ния в целом или отдельных его частей.

Любая производственная система является сложным объек­том управления, и для выявления всей совокупности факторов необходимо расчленять его на ряд более про­стых объектов. Такое расчленение может быть осуще­ствлено несколькими способами, в том числе:

  • дифференциацией структуры предприятия по уровням подразделений (производство, цех, рабо­чий участок, рабочее место);
  • дифференциацией технологического процесса про­изводства на технологические цепи, технологичес­кие линии, технологические переходы;
  • разделением жизненного цикла продукции на ста­дии, этапы, фазы и другие процессы; разделением ассортимента производимой продук­ции по группам технологически- и конструктив­но-однородной продукции, по уровням качества, группам потребителей или по программам, сфор­мированным применительно к конкретным объек­там и целям управления.

Основными факторами про­изводства являются важнейшие ресурсы любого предприятия. Когда ОУ представлен в виде дерева или в виде совокупности взаимосвязанных элементов производственного процесса, облегчается постановка конкретной цели, определение задания по достижению этой цели (КУ) и конкретизация факторов, обеспечива­ющих выполнение этого задания (ФкУ). Для организа­ции воздействия на ФкУ различной природы необходи­мо выявить их совокупность и степень соответствия факторов критериям управления с тем, чтобы при фор­мировании пары [ФкУ, РУ] оценить потребность и воз­можность мобилизации ресурсов для приведения ФкУ в соответствие с поставленной целью (критерием).

Степень согласованности составляющих пары [КУ, ФкУ] можно оценить сопоставлением плановых и достигнутых значений вектора показателей состояния факторов и показателей результатов (затрат, эффектов, эффективности), достижение которых обеспечивается мобилизацией указанных факторов.

Согласование факторов управления и методов управления (ФкУ, МУ). Харак­тер воздействия зависит от природы фактора и его вос­приимчивости к тем или иным методам воздействия. Управленческое решение состоит в формировании раци­ональной пары множеств «ряд факторов управления», «ряд методов воздействия на эти факторы», то есть пары [ФкУ, МУ]. В управлении предприятиями широко используются экономические, социальные (мотивообразующие), организационно-административные и право­вые методы, а также их различные сочетания. Если не­обходимо воздействовать на состояние фактора «капи­тал», следует привести в действие экономические ме­тоды (например, капитализацию амортизации), соци­альные методы (например, мотивацию качественной эксплуатации оборудования персоналом), организацион­ные методы (например, организацию взаимодействия с поставщиками сырья и комплектующих изделий), пра­вовые методы (например, правовая дисциплина поста­вок). Если же необходимо воздействовать на состояние фактора «труд», следует применять мотивообразующие методы с тем, чтобы усилить мотивы труда и (или) осу­ществить сдвиг мотивов на поставленные цели. Комплексность методов воздействия на факторы различной природы определяет объективную необходимость фор­мирования комплексного механизма у правления промышленными предприятиями.

Согласование методов управления и ресурсов управления (пары МУ, РУ, ФкУ, РУ). Под ресурсами управления следует понимать ис­точники воздействия на факторы управления. В произ­водственных системах этими источниками могут быть:

  • материальные ресурсы производственной системы, в том числе денежный и вещевой капитал, а так­же инвестиционный, производственный и научно-технический потенциалы;
  • социальный (личностный и коллективный) потен­циал организации;
  • организационный потенциал производственной си­стемы.

Эти три источника не являются изолированными, так как формируются в результате взаимного влияния. Так, социальный потенциал создается под влиянием систе­мы и норм оплаты труда, уровня научно-технического развития производства и профессиональной подготовки персонала, культуры производства, организации управ­ления и других факторов. В свою очередь, материаль­ные ресурсы производственной системы есть плод живого и овеществленного труда, то есть результат моби­лизации социального потенциала.

Под организационным потенциалом предприятия по­нимают диапазон организационных возможностей его функциональных служб (маркетинга, производства, НИОКР), а также общекорпоративного управления. Оче­видно, что организационный потенциал формируется под воздействием материальных ресурсов, научно-тех­нического и социального потенциалов производствен­ной системы.

Ограничения по ресурсам могут приводить к необходи­мости пересмотра ранее сформированной пары [ФкУ, МУ] по составу выбранных факторов и методам воздействия на них. Изменение пары [ФкУ, МУ], в свою очередь, потребует в паре [ЦУ, ФкУ] привести цели управления в соответствие с реальными возможностями воздейст­вия на факторы. Только при наличии такого соответст­вия можно считать, что ряд факторов, воздействие на которые может дать реальные результаты, выявлен.

В условиях ограничения ресурсов встает задача опре­деления приоритетности факторов, значимость которых определяется целями управления. Для достижения каждой цели существует свой ряд приоритетности факторов. Выявление этих рядов является одной из ос­новных задач формирования конкретных механизмов управления. Необходимость ранжирования факторов уп­равления по их приоритетности подтверждается как оте­чественным, так и зарубежным опытом.

Свойства производственной системы развиваются под влиянием управляющих воздействий и сами являются факторами управления. Важнейшим из таких факторов выступает способность предприятия воспроизводить, ак­кумулировать и эффективно использовать материально-вещественные и трудовые ресурсы, необходимые для развития. Этот фактор включает:

  • инвестиционный потенциал предприятия, опреде­ляемый ростом курса акций и реинвестированием прибыли;
  • стартовые условия развития;
  • наличие собственной научно-опытно-производст­венной и учебной базы, способной осуществлять развитие (собственной системы развития);
  • способность использовать научно-производствен­ный потенциал внешней среды предприятия (внешней системы развития);
  • восприимчивость производственной системы к но­вовведениям и ее способность к самообучению;
  • управляемость производственной системы, способ­ность руководства предвидеть объективный ход развития, формировать и последовательно реали­зовывать техническую политику на достаточно долгосрочную перспективу.

 

 

2. Комплексный механизм управле­ния представляет собой совокупность экономичес­ких, мотивационных, организационных и правовых (а в ряде случаев — также политических) способов це­ленаправленного взаимодействия субъектов хозяй­ствования (субъектов предпринимательства и науч­но-технического развития) и воздействия на их дея­тельность, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления. Поскольку факторы управления могут иметь экономическую, социальную, организационную, правовую и политическую природу, комплексный ме ­ ханизм управления должен представлять собой систе­му экономических, мотивационных, организационных и политических механизмов, формируемых под воз­действием права.

Ранее действующие механизмы формировались как мономеханизмы - механизмы одной природы. B дореформенный период действовал преимущественно организационно-административный механизм. Его назначением было трансформировать цели и решения центральных органов власти в интересы людей. Однако такая трансформация может привести к усилению мотивации деятельности людей только в случае, если эти решения соответствуют их интересам. Такое соответствие дости­гается в комплексном механизме управления.

Переход к рыночной экономике ознаменовался отвер­жением организационно-административного мономеханизма не только в силу его неэффективности, но и в силу того, что он в существовавшей ранее форме противоречит принципам акционерной демократии. На первый план была выдвинута задача создания мономеханизма другой природы. Однако по-прежнему необоснованно игнорируется роль мотивационных механизмов. Отказ от организационных механизмов управления вместо их адаптации к новым условиям хозяйствования и игнорирование мотивационных механизмов приводят к неэффективности вновь создаваемого экономического механизма, что со всей очевидностью подтверждается ходом экономической реформы, со­провождаемой деградацией производства и экономической нестабильностью. Успешно решить задачу преодоле­ния экономического спада и обеспечить экономическое, научно-техническое и социальное развитие возможно в том случае, если в ходе экономической и социально-политической реформы будет создан эффективный механизм управления, в котором оптимальным образом сочетаются механизмы различной природы.

Выделение механизмов по принципу однородности природы возможно по наличию в них, ведущих призна­ков. Однако в целом затруднительно выделить какие-ли­бо «чистые» механизмы, которые были бы лишь эконо­мическими или лишь организационными, или лишь мотивационными. Так, например, стандартизацию продук­ции можно рассматривать как механизм координации де­ятельности субъектов хозяйствования в процессах жиз­ненного цикла продукции, то есть как организационный механизм. В свою очередь, требования стандартов уста­навливаются на основе экономически оптимальных ре­шений. И, следовательно, стандартизация представляет собой также экономический механизм (механизм согла­сования экономических интересов). Если же при стан­дартизации осуществлена гармонизация национальных стандартов со стандартами других стран, то стандартиза­ция приобретает черты политического механизма.

Комплекс механизмов управления промышленной организации представляет собой многоуровневую систему взаи­мосвязанных механизмов различной природы: экономи­ческих, мотивационных, организационных, правовых и политических. Как уже было сказано выше, обычно за­труднительно выделить какие-либо «чистые» однород­ные механизмы, которые не носили бы черты механиз­мов другой природы (например, были бы лишь чисто мотивационными, не нося черты экономической, орга­низационной или правовой природы). Поэтому выделе­ние механизмов по принципу однородности осуществля­ется по наличию в них, ведущих признаков. Неоднознач­но может быть осуществлено расчленение того или ино­го механизма на более конкретные механизмы. Ниже приводится один из вариантов структуризации ком­плексного механизма управления крупного промышленного предприятия, имеющего организационно-правовую форму – акционерное общество (рис. 9.3).

 


Рис. 9.3. Комплексный механизм управления организацией

В состав комплексного механизма управления акци­онерной компанией (два уровня структуры) входят:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:

1.1. Механизм конкуренции и рыночного ценооб­разования.

1.2. Механизм самоокупаемости (воспроизводства факторов производства).

1.3.Акционерный механизм самофинансирования инвестиций в производственное, научно-тех­ническое и социальное развитие.

1.4. Механизм заемных средств, инвестируемых в развитие предприятия.

1.5. Механизм государственного регулирования и государственной поддержки.

2. МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

2.1. Механизм мотивации высококачественного труда.

2.2. Механизм мотивации научно-технического развития производства.

2.3. Механизм мотивации предпринимательства.

2.4. Механизм мотивации хозяйствования.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

3.1. Структурные механизмы.

3.2. Организация управления и механизм акцио­нерной демократии.

3.3. Организационно-экономический механизм корпоративного планирования.

3.4. Организационно-технические и организацион­но-административные механизмы.

3.5. Информационные механизмы.

4. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

4.1. Нормы и институты хозяйственного права.

4.2. Механизм арбитражного рассмотрения хозяй­ственных споров.

4.3. Нормы и институты корпоративного права.

5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:

5.1. Социально-экономическая политика.

5.2. Внешнеэкономическая политика.

5.3. Научно-техническая политика.

 

3. Стержнем экономического механизма управления организацией являются рыночный механизм конкуренции и ценообразования, традиционный механизм воспроизвод­ства факторов производства (механизм самоокупаемос­ти) и акционерный механизм развития производства (механизм самофинансирования).

Основу рыночного механизма конкуренции и ценооб­разования составляют конкурентная среда и конкурент­ные стратегии участников рынка (продавцов и покупа­телей). Конкурентная среда определяется формой рын­ка (полиполия, олигополия, монополия и их модифика­ции). Конкуренция продавцов за сбыт своих товаров при превышении предложения над спросом и конкуренция покупателей за покупку нужного товара при превыше­нии спроса над предложением образуют механизм цен, устанавливающий цену равновесия. Конкурентные стра­тегии определяются факторами спроса и предложения. Динамика спроса и предложения под влиянием различ­ных факторов порождает процесс непрерывной адапта­ции предприятий и потребителей их продукции к конъ­юнктуре рынка. Государство регулирует рынок, поддерживая добросовестную конкуренцию, запрещая недоб­росовестную конкуренцию и ограничивая монополисти­ческую деятельность.

Механизм воспроизводства факторов производства призван обеспечить непрерывную самоокупаемость предприятия. Он включает механизмы оплаты труда, воспроизводства производственных запасов и воспроиз­водства основных производственных фондов (капита­ла). Переход к рыночной экономике сопровождается в Украине деградацией механизма воспроизводства капи­тал (механизмов оборотных средств и амортизации), что потребовало создания специфического механизма несостоятельности (банкротства) предприятия. Последний призван восстановить дееспособность механизма самоокупаемости, либо осуществить ликвидацию убы­точного предприятия, превратившегося в несостоятель­ного должника.

Акционерный механизм реализуется путем накопле­ния акционерного капитала и его инвестирования в раз­витие, а также путем реинвестирования прибыли. На­копление капитала достигается эмиссией акций и рос­том их курса на вторичном рынке в результате эффек­тивной деятельности акционерного общества. Доля при­были, реинвестируемой в развитие, определяется инвес­тиционной политикой акционерного общества, которая зависит от сложившейся структуры акционерной собст­венности (распределения акций среди акционеров). Ес­ли решающую роль в управлении акционерным общест­вом играет группировка акционеров, заинтересованная в получении доходов в перспективе, то приоритет при распределении прибыли будет отдаваться ее реинвести­рованию в развитие; если решающая роль принадлежит группировке, заинтересованной в получении текущих доходов, приоритет будет отдаваться оплате дивидендов в ущерб развитию.

Акционерный механизм успешно действующего ак­ционерного общества усиливается механизмом заемных средств, который реализуется через традиционный ме­ханизм инвестиционного кредитования, принципиально новые для наших предприятий механизмы лизинга и венчурного (рискового) финансирования, а также путем выпуска акционерным обществом собственных облига­ций. Областью венчурного финансирования являютсярисковые предприятия, выдвигающие и готовые реализовать перспективные идеи и проекты. Лизинг представляет собой своеобразную форму инвестиций, при кото­рой лизингодатель финансирует инвестиции лизингопо­лучателя, выдавая ему кредит не денежными средства­ми, а имуществом (основным капиталом). Выпуск обли­гаций компании рассчитан на массового инвестора и мо­жет стать эффективным механизмом развития только успешно действующих акционерных предприятий, об­ладающих возможностями обеспечения займа и высо­ким имиджем.

Механизмы государственного регулирования деятель­ности организации имеют экономическую, организацион­но-административную, правовую и политическую при­роду. В экономическом механизме, на этапе реформиро­вания экономики, важнейшее значение имеют:

· политика приватизации, под влиянием которой складывается и развивается акционерное предпри­нимательство и формируется акционерный меха­низм управления;

· участие государства в капитале акционерных ком­паний с целью обеспечения государственных при­оритетов в важнейших производствах;

· антимонопольная политика, направленная на со­здание конкурентного рынка и, следовательно, на формирование рыночного механизма конкуренции и ценообразования.

Несмотря на то, что трансформация форм собствен­ности позволяет акционерным предприятиям самостоя­тельно осуществлять финансирование научно-техничес­кого развития производства, обязательной составляю­щей экономического механизма управления развитием остается механизм государственной поддержки. Это объ­ясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, продолжи­тельностью периода, в течение которого окупаются за­траты. Именно в этот период предприятия нуждаются в финансовой поддержке, компенсируя в последующем затраты государства повышением налоговых отчисле­ний за счет роста эффективности производства.

Во-вторых, вызванные требованиями рынка радикальные и, особенно, преобразующие нововведения (переход к но­вому жизненному циклу технологии/спроса и смена тех­нологической специализации) являются капиталоемки­ми и требуют концентрации крупных ресурсов. Госу­дарство заинтересовано в таких нововведениях, так как их реализация ведет к подъему промышленного произ­водства на качественно новый уровень.

В-третьих, на­ступающая постиндустриальная эпоха характеризуется созданием новых технологий и продуктов, рассчитан­ных на привитие новых потребностей. Продолжитель­ность инновационного цикла таких производств увели­чивается, так как в него включается этап признания но­вой продукции потребителем. В то же время перевод производства на уровень постиндустриальной эпохи со­здает широкие возможности для включения экономики государства в мировое народное хозяйство.

Механизмы государственной поддержки научно-тех­нического развития производства разнообразны. Основу этих механизмов составляют бюджетное финансирова­ние науки и образования и рациональная система нало­гов. Наука призвана создавать принципиально новые технологии и продукты, система образования — подго­тавливать высококвалифицированные кадры рабочих, специалистов и менеджеров; система налогов должна позволить предприятиям иметь достаточный уровень ре­инвестирования прибыли и амортизационных отчисле­ний, обеспечивая тем самым самостоятельность пред­приятий в развитии производства.

Другими механизмами государственной поддержки являются: различные формы поощрения инвестиционной ак­тивности и прогрессивных технологий. Одной из таких форм, например, может быть венчурное фи­нансирование со стороны государства рисковых проектов, реализация которых позволяет создать лидирующие технологии; рационализация структуры государственного спро­са и размещения заказов в целях достижения рен­табельности государственных заказов на уровне не ниже рентабельности рыночного спроса; государственное регулирование цен, тарифов и по­шлин, имеющее часто не только экономическую, но и политическую направленность.

Структура экономического механизма управления акционерной компанией приведена на рисунке 9.4.

 

 

4. Мотивация — процесс мотивообразующих воздействий, то есть воздействий на побуждающие факторы человека, под влиянием которых у него возникает потреб­ность работать так, чтобы содействовать достижению целей организации. Таким образом, мотивация являет­ся функцией управления.

Мотивационный механизм — совокупность моти­вов, формирующихся под влиянием мотивообразующих воздействий.

Мотивообразующие факторы — факторы различной природы, под влиянием которых имеют место мотивообразующие воздействия.

Мотивационнозначимая цель — цель, на достиже­ние которой направлена та или иная совокупность мо­тивов.


Рис. 9.4. Структура экономического механизма управления крупного промышленного предприятия (возможный вариант)

Мотивационный механизм является одним из компо­нентов механизма заинтересованности в достижении максимальных экономических и социальных результа­тов предпринимательской деятельности. Понятие моти­вации означает всю совокупность мотивообразующих факторов и процессов, обеспечивающих возникновение у людей побуждений к достижению жизненно необхо­димых целей. Такое стремление предполагает актив­ность в изменчивой среде и требует ситуативной реак­ции. В процессе ситуативного развития мотивации оце­нивается возможность и определяется способ достиже­ния необходимого результата.

Эффективный механизм мотивации может быть создан в условиях свободы выбора каждым человеком нужных ему видов и форм деятельности, в условиях свободного развития всех форм собственности.

Мотивационный механизм производственного про­цесса (научно-производственной, производственной и маркетинговой деятельности компании) можно предста­вить четырьмя подмножествами мотивов (мотивационных механизмов), каждое из которых направлено на до­стижение определенного подмножества целей компании (рис. 9.5.):

  • мотивационным механизмом высококачественного производительного труда (ММ 1);
  • мотивационным механизмом научно-технического развития производства (ММ 2);
  • мотивационным механизмом предпринимательст­ва (ММ 3);
  • мотивационным механизмом хозяйствования (ММ 4).

Приведем краткую характеристику мотивационных комплексов, составляющих мотивационный механизм управления компанией.

Мотивационный механизм высококачественного производительного труда имеет целевую направлен­ность на рациональное использование производствен­ных ресурсов, повышение производительности труда, бездефектное изготовление продукции, сокращение сро­ков освоения производства новой конкурентоспособной продукции. В его основе лежат внутренние мотивы, оп­ределяемые предрасположением личности к труду (ВМ), внешние положительные мотивы, вызывающие у работ­ников положительную реакцию и побуждающие к тру­ду (ВПМ), и внешние отрицательные мотивы, вызыва­ющие отрицательную реакцию и как бы принуждающие к труду (ВОМ).

Мотивационный механизм развития производства направлен, в первую очередь, на повышение научно-тех­нического уровня производства, создание и освоение но­вых видов продукции. В основе этого механизма лежат мотивы нововведений в производстве, генерируемые внутренними элементами производственного процесса и внешней средой, мотивы восприятия нововведений про­изводственной системой, мотивы инженерно-технического творчества, как непосредственных участников про­цесса технического развития, так и участников произ­водственного процесса.

Мотивационный механизм предпринимательства направлен на достижение успеха и выживание в конку­ренции в ближайшей и отдаленной перспективе на ос­нове гибких диверсифицированных реакций на измене­ния внешней среды и осуществления непрерывной цепи нововведений в продукцию и технологию. Действен­ность этого механизма обеспечивают мотивы конкурен­ции и кооперации при создании новой продукции и тех­нологии, предпринимательские стратегии, мотивы пред­принимательского риска, мотивы предпринимательских реакций на изменения внешней среды, мотивы внутри­фирменного предпринимательства, обеспечивающего гибкость управления и восприятие нововведений.

Мотивационный механизм хозяйствования на­правлен на максимизацию дохода, его оптимальное рас­пределение и наиболее выгодное использование на ос­нове трансформации форм собственности и демократи­зации управления предприятием. Основу этого меха­низма составляют мотивы ответственности за результа­ты производственно-хозяйственной деятельности и за развитие предприятия, мотивы активного участия в уп­равлении производством и делами акционерного обще­ства, мотивы профессионального роста, мотивы рацио­нализации оргструктуры предприятия и системы уп­равления.

Структура мотивационного механизма в составе ком­плексного механизма управления развитием производ­ства акционерного общества представлена на рис. 9.5.

Для многих трудовых коллективов и руководителей предприятий, а также органов управления высших уровней фундамент предпринимательства — научно-тех­ническое развитие производства и рационализация орг­структуры и системы управления не имеет в настоящее время мотивационной значимости. Цели предпринима­тельства и развития производства в этом случае остают­ся лишь ориентирами на будущее. Без сдвига мотивов на эти цели нельзя рассчитывать на их достижение. В первую очередь, необходим сдвиг на цели предпринима­тельства и научно-технического развития мотивов хо­зяйствования с тем, чтобы обеспечить накопление при­были и ее реинвестирование в развитие.

Рис. 9.5. Мотивационный механизм управления акционерным предприятием

Предпринимательского типа

 

Участвуя в труде, работник, как правило, имеет ряд потребностей, интересов, ближайших и отдаленных на­мерений и ценностных ориентации, под влиянием кото­рых и складываются мотивы труда. Так, потребность в творчестве порождает интерес к творческому труду, ко­торый уже воспринимается как ценность. Если для ко­го-то важнейшей ценностной ориентацией является творческий характер труда, то заработок или условия труда могут отойти на второй план; если — материаль­ное благополучие, то работник может пренебречь содер­жанием труда.

Производственные коллективы, как и другие субъек­ты хозяйствования, заинтересованы в направленности мотивов труда на рациональное использование произ­водственных ресурсов, повышение производительности труда, бездефектное изготовление продукции, сокраще­ние сроков освоения новшеств, поддержку прогрессив­ных нововведений в производство. Для сдвига мотивов на эти цели необходима согласованность интересов от­дельных работников (личности) и субъектов хозяйство­вания. Различная степень согласованности этих интере­сов порождает различные мотивы труда. При полной со­гласованности интересов важнейшей ценностной ориен­тацией становится удовлетворение общественных по­требностей, достигаемое выпуском высококачественной продукции в сочетании с высокой производительностью труда. Рассогласованность интересов порождает личный или коллективный эгоизм в ущерб удовлетворению об­щественных потребностей.

Рис. 9.6. Взаимодействие мотивационного механизма высококачественного производительного труда, хозяйствования и предпринимательства

Тема 9 «Механизм управления организацией»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.011 с.)