Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наиболее распространенные мотивы хозяйствования.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрим наиболее распространенные мотивы хозяйствования, сгруппировав их по характеру поведения (участия) трудовых коллективов в процессах хозяйствования. А. МОТИВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: выживания: стремление обеспечить выживание предприятия в конкуренции и избежать разорения и безработицы; стабильности: стремление к стабильности производственного процесса и его результатов на конкретном этапе жизненного цикла технологии/ спроса; лидерства и престижа: желание сохранить или повысить престиж подразделения или занять лидирующее положение. Б. МОТИВЫ УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ: творчества: стремление реализовать опыт, знания и идеи в организации НИОКР, производства, маркетинга и в управлении; научности управления: стремление обеспечить своевременность и обоснованность решений, принимаемых на уровне компании или ее подразделений; реализации накопленного потенциала: желание реализовать свой потенциал в управлении и свои замыслы в повышении уровня предпринимательского поведения. В. МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА: заработка: желание повысить текущий заработок и доходы в будущем; престижа профессии, продвижения по службе и карьеры: стремление к повышению или поддержанию престижа профессии, расширению возможностей продвижения по служебной лестнице, выполнения более квалифицированной работы; технического творчества: желание более полно реализовать свои знания и умения, сделать вклад в рационализацию продукции и производственного процесса. Г. МОТИВЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОРГСТРУКТУР И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ: демократизации управления: наиболее полное использование возможностей акционерной демократии в интересах повышения прибыльности, роста и научно-технического развития производства; гибкости производства: повышение гибкости в перестройке производства в соответствии с требованиями рынка; научности и гибкости управления: полноценное использование знаний и умений руководителей и специалистов, рационализация и сочетание стилей управления, развитие инициативы в управлении. Одни и те же мотивы хозяйствования могут приводить к различным действиям (поведению). Так, мотив престижа может побудить к профессиональному росту или (и) к ответственному отношению к делу; мотив выживания в конкуренции — к повышению ответственности за результаты работы или (и) к активной деятельности по рационализации производственной структуры и т. д. По признаку социальной природы мотивов хозяйствования целесообразно выделение двух групп: мотивы взаимодействия и мотивы состязательности. Мотивы взаимодействия дифференцируется по критериям: А — взаимопомощи, когда взаимодействие направлено на достижение успеха одного из партнеров; Б — общей выгоды, когда взаимодействие направлено на повышение общего успеха; В — равенства, когда взаимодействие направлено на достижение равного успеха партнеров. Мотивы состязательности имеют критерии: Г — индивидуализма, когда хозяйственное подразделение стремится усилить только свой успех, вне зависимости от успехов других подразделений; Д — соревнования, когда хозяйственное подразделение стремится превзойти в достижении успеха другие подразделения; Е — агрессии, когда хозяйственное подразделение стремится снизить успех другого подразделения (иногда этим мотивом руководствуются для того, чтобы повысить значимость собственного успеха или приуменьшить значимость своей неудачи). Хозяйственное подразделение (трудовой коллектив) может руководствоваться не одним, а несколькими критериями: с одними подразделениями в соревновании, с другими — стремиться к общему успеху, с третьими — вступать в отношения равенства или оказывать им помощь и т. д. Выбор того или иного критерия поведения, очевидно, определяется социально-экономической ситуацией деятельности предприятия, характером хозрасчетных отношений подразделений, демографическими характеристиками социальных групп, социально-психологическим климатом и социальной зрелостью трудовых коллективов, степенью участия в акционерном капитале компании. Хозяйственная мотивация наиболее полно проявляете в условиях хозяйственного расчета структурных подразделений предприятия. Можно предложить следующую цепочку развития хозрасчетных отношений и усиления предпринимательских качеств подразделений акционерного общества: повседневный (традиционный) хозяйственный расчет — подряд — подряд и контракт со смежниками — внутрифирменное предпринимательство. 5. Организационный механизм управления организацией — это совокупность разнообразных по своей природе конкретных организационных механизмов, призванных организовать в интересах собственника эффективную деятельность предприятия (организации) как производственно-хозяйственной и социальной системы, действующей в условиях изменяющихся потребностей общества и нестабильности внешней среды. Основным назначением организационных механизмов в составе комплексного механизма управления является формирование и усиление организационного потенциала компании каксоставляющей части ресурсов управ ления, обеспечивающих воздействие на факторы производства. Формирование организационного потенциала достигается: · проектированием структуры компании и формированием компании как целенаправленной производственно-хозяйственной социотехнической системы; · организацией деятельности компании в соответствии с установленными целями деятельности, в том числе созданием корпоративных норм; · организацией управления деятельностью компании, в том числе планированием и информационным обеспечением деятельности; · реструктуризацией компании и реорганизацией ее деятельности и управления деятельностью в соответствии с изменениями потребностей общества, целей компании и состояния внешней среды; · развитием мотивации рационализации оргструктур и систем управления. По природе основных параметров организационного процесса конкретные организационные механизмы могут быть: · организационно-структурными, осуществляющими управляющие воздействия путем формирования организационных структур и их реструктуризации; · организационно-техническими, осуществляющими воздействие на технические, социотехнические и технологические параметры производственного процесса; · организационно-экономическими, осуществляющими воздействие на экономические параметры производственно-хозяйственной деятельности; · организационно-административными, осуществляющими воздействие на деятельность персонала; · комплексными, обладающими всеми или несколькими указанными признаками. Большинство организационных механизмов на низовом (предприятие) и среднем (компания) уровнях организации производства и управления им являются комплексными. Для этих уровней управления характерен состав организационных механизмов, показанный на рис. 9.7. Дадим краткую характеристику этих механизмов. 1. Структурные механизмы позволяют определить состав и характеристики факторов производства и производственного процесса, необходимых для изготовления потребной продукции, путем: формирования системы целей компании (предприятия) и определения приоритетов в их достижении; формирования адекватной этим целям структуры деятельности (диверсификация или специализация научной и производственно-хозяйственной деятельности, бизнес на рынке ценных бумаг, лизинговая деятельность и т. д.) или ее реструктуризации; формирования структуры организации или ее реструктуризации (научно-производственные, производственные и маркетинговые структуры); структуризации и (или) реструктуризации рынков (стратегические зоны хозяйствования компании на товарных рынках, франчайзинговые структуры компании и т. д.). 2. Организация управления призвана мобилизовать возможности воздействия всей системы механизмов управления различной природы на все стороны деятельности компании (предприятия). В практике имеют место: Рис.9.7. Структура организационного механизма управления крупным промышленным предприятием (возможный вариант)
организация стратегического управления, для которого в силу нестабильности внешней среды компании характерны специфические модели программного управления; организация оперативного и текущего управления, которому свойственно сочетание целевого и функционального управления; механизм акционерной демократии, уровень которой зависит от сложившейся в компании модели акционерной собственности. Данный механизм является субмоделью в моделях стратегического и оперативного управления. 3. Механизм корпоративного планирования, являющегося одной из основных функций управления. С точки зрения организации стратегического управления целесообразно выделить: стратегическое планирование, оперативное планирование, формирование стратегических программ и разработку бизнес-планов. Факторами разделения стратегического и оперативного планирования являются важность и неотложность решения задач, а также возможность достижения оптимальных решений, принимаемых в условиях нестабильности внешней среды. Важные задачи, требующие для принятия решения и его реализации длительного периода времени и имеющие для компании долгосрочные последствия, относятся к стратегическому планированию. Задачи, решение которых необходимо для нормального функционирования производства в настоящем и ближайшем будущем, принадлежат оперативному планированию. По мере реализации решений стратегические задачи могут переходить из стратегического плана в оперативный. Некоторые зарубежные аналитики рассматривают стратегическое планирование как самостоятельную модель управления наравне, например, с моделью целевого управления. Однако стратегическое планирование не в состоянии обеспечить реализацию плана без выполнения других функций стратегического управления. 4. Организационно-технические и организационно-административные механизмы включают: стандартизацию продукции и организации производства, осуществляемую в интересах создания единой организационно-технической основы специализации и кооперирования производства, обеспечения его ритмичности, достижения высоких качественных показателей, эффективности использования производственных ресурсов, расширения возможностей и ускорения внедрения в производство новой техники и технологии, улучшения условий и безопасности труда; сертификацию соответствия продукции или услуги определенному стандарту или техническому условию, осуществляемую в интересах добросовестной конкуренции и защиты потребителя; лицензирование деятельности компании, осуществляемое государством по отдельным видам деятельности в целях обеспечения и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. 5. Информационные механизмы позволяют использовать информацию в качестве специфических ресурсов, оказывающих свое воздействие на научно-техническое развитие и поток факторов производства. К информационным механизмам относятся: механизм экономической информации глобального, народнохозяйственного и отраслевого характера, позволяющий формировать эффективную систему стратегий; механизм научно-технической информации, обеспечивающий полноценное использование достижений мирового научно-технического прогресса; механизм диффузии нововведений, основой которого является информация о радикальности нововведения и возможностях его адаптации к конкретным условиям; механизм маркетинговой информации, позволяющий целенаправить функции НИОКР и производства на достижение успеха на рынках; рефлексивное взаимодействие соперничающих сторон. Этот механизм позволяет защитить компанию от ошибочных решений и действий, имеющих место под влиянием воздействия соперников. Некоторые из этих механизмов, в частности целеобразование, структуризация организации (компании), рефлексивное взаимодействие соперничающих сторон и т.д.
6. Правовой механизм управления представляет собой системно-организованную совокупность правовых институтов и норм хозяйственного характера и призван осуществлять регулирование хозяйственных правоотношений между субъектами хозяйствования в интересах общества и государства. Современные рыночные организации (предприятия) имеют полную хозяйственную самостоятельность. Они сами изучают спрос на товарных рынках, проектируют и отрабатывают новые образцы продукции, формируют и обновляют ассортимент выпускаемой продукции, оснащают производство необходимым технологическим оборудованием, вступают в хозяйственные связи с другими предприятиями, продвигают выпускаемую продукцию на рынок и реализуют ее, получая прибыль для дальнейшего развития производства. Получаемая ими прибыль является основным источником финансирования инвестиций в производство. При недостаточности прибыли предприятия изыскивают другие источники финансирования своего развития: через банки, фонды, общества взаимного кредитования и др. Они самостоятельны в определении стратегии, научно-технической политики и программы развития, а также их реализации. Для выполнения своей программы развития предприятия создают собственные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические подразделения, вступают в кооперацию с другими организациями, заказывают и приобретают технологическое оборудование, покупают лицензии и т. п. В интересах достижения успеха в реализации продукции предприятия осуществляют активный маркетинг: создают собственные каналы сбыта, подразделения гарантийного ремонта и технического обслуживания, рекламируют свою продукцию, вступают в хозяйственные связи с транспортными, складскими и торговыми организациями. Наконец, предприятия самостоятельно осуществляют свою внешнеэкономическую деятельность: определяют выгодные для себя зарубежные рынки, ассортимент экспортной продукции и объем экспорта, вступают в кооперацию с российскими и зарубежными фирмами по созданию, производству, сбыту и техническому обслуживанию экспортируемой продукции, осуществляют расчеты через систему российских и зарубежных банков и т. д. Все эти многочисленные производственные и хозяйственные связи нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают форму хозяйственных правоотношений. Эти правоотношения регулируются хозяйственным правом — комплексной отраслью права. Хозяйственное право регулирует также организационно-экономические параметры предприятий различных организационно-правовых форм, процессов их создания (учреждения), реорганизации и ликвидации, установления прав и ответственности организации и ее участников (товарищей, акционеров, вкладчиков), определения правоотношений внутри организации (правовые нормы в области управления, изменения состава участников, ограничений, защиты прав участников, ревизии и контроля и т.д.). Интересы достижения эффективности общественного производства, рационального использования ресурсов и охраны экологической системы вызывают необходимость формирования единого для всех уровней управления экономикой механизма управления (уровни предприятия, объединения, региона, федерации). Хозяйственное право должно выступать в качестве составной части этого механизма, ибо не само право, а способы воздействия с помощью права обеспечивают эффективное управление. В соответствии с этим возникают хозяйственные правоотношения между предприятиями и органами регионального управления и федеральной власти, осуществляющими государственное регулирование экономики в интересах общества. Эти правоотношения распространяются на коммерческую (финансово-экономическую) и социальную сферы деятельности предприятий, не затрагивая непосредственно производственную и хозяйственную сторону их деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.008 с.) |