Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Товар. Товарный обмен как механизм развития экономических отношений. Товарное хозяйство

Поиск

Товар и его свойства. Феномен понятия «товар» (существенные характеристики). Стоимость как характеристика товара. Виды стоимости товара: меновая, потребительская, общественная. Деньги как единицы количественной оценки стоимости товара. Понятие «цена товара». Идея рынка как общественного механизма выявления оценки стоимости товара.

Научные теории стоимость товара. Количественный подход к определению стоимости товара (трудовая теория стоимости, факторная теория стоимости). Качественный подход к оценке общественной стоимости товара (теория предельной полезности).

Закон стоимости. Функции закона стоимости (основа ценообразования; активация инновационного потенциала производителя и потребителя; активация научно-технического развития общества; средство реализации механизма ограничения доступа к благам).

Формы организации производства в условиях товарного обмена. Понятие «хозяйство» и «процесс хозяйствования». Модели организации процесса хозяйствования: натуральная, товарная, товарно-денежная, рыночная, капиталистическая. Юридический аспект процесса хозяйствования. Хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей.

Понятие «деньги» и его эволюция. Функции денег (средство обмена, мера стоимости, средство платежа, средство накопления богатства, мировые деньги). Эволюционные виды денег (товарные, кредитные, электронные). Понятие «стоимость денег» и механизм формирования стоимости товарных денег.

Тема 8. Рынок. Рыночная модель как форма организации экономики. Рыночное равновесие

Теория выбора. Типичное поведение производителя и потребителя как теоретическое обоснование рыночного поведения экономических агентов. Проблема выбора оптимального решения. Теории поведения потребителя и производителя.Излишки потребителя и производителя. Теория поведения производителя в условиях рынка (стратегия цены и объема выпуска; проблема выбора производителя). Теория поведения потребителя (правило максимизации полезности, предельная полезность и кривая спроса, кривая безразличия, бюджетные ограничения, стратегия выбора потребителя; эффект выбора потребителя).

Рынок как целостная системно-организованная объективная среда экономики. Определение понятия «рыночная система». Роль рынка в системе экономических отношений. Цель рыночной системы, ее задачи. Продавец и покупатель как субъекты рыночной системы и экономические агенты рынка. Товар как объект рынка. Функции рыночнойсистемы: рынок как общественный механизм оценки стоимости товара, как организационный механизм связи производителя и потребителя, как линейный механизм уравновешивания спроса и предложения.

Структура рыночной системы. Общая характеристика элементов внутренней структуры рынка: рыночный спрос, рыночное предложение, рыночная цена, рыночная конкуренция.Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена. Показатели эластичности рыночного спроса и рыночного предлождения.

Рыночный спрос как элемент рыночной системы. Отличительные характеристики понятий «спрос» и «рыночный спрос». Аналитическая модель рыночного спроса и ее структурные элементы (цена, объем, факторы и функция спроса). Графическая иллюстрация модели рыночного спроса. Закон рыночного спроса как существенная характеристика рыночной системы.

Рыночное предложение как элемент рыночной системы. Отличительные характеристики понятий «предложение» и «рыночное предложение». Аналитическая модель рыночного предложения и ее структурные элементы (цена, объем, факторы и функция предложения). Графическая иллюстрация модели рыночного предложения. Закон рыночного предложения как существенная характеристика рыночной системы.

Конкуренция как форма отношений (связей) на рынке. Смысл «эволюционной» составляющей в отношениях на рынке. Рыночная конкуренция как механизма получения («вырывания») экономической выгоды. Эволюция форм проявления конкурентных отношений на рынке (совершенная и несовершенная, ценовая и неценовая конкуренция). Закон конкуренции. К онкуренция и ее виды. Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, Чистая конкуренция и монополистическая конкуренция как формы организации отношений на рынке. Монополия как форма несовершенной конкуренции производителя. Особенности формирования цены, колебания объема производства, формирования издержек производства в условиях монополии. Экономические последствия монополизации рынка (ценовая дискриминация; отраслевые барьеры входа и выхода на рынок). Роль государства в регулировании поведения производителя в условиях монополистического рынка. Олигопсония как форма несовершенной конкуренции потребителя. Формирование цены и объема закупок, эволюция требований потребителя в условиях несовершенного рынка. Роль государства в регулировании поведения потребителя в условиях несовершенного рынка.

Рыночное равновесие. Состояние рынка и модель состояния рынка. Равновесие и неравновесие как форма состояния рыночной системы. Устойчивое и неустойчивое состояние рынка. Графическая иллюстрация модели состояния рынка («Крест Маршалла»). Общая характеристика структурных элементов модели состояния рынка (цена равновесия, объем равновесия; неравновесные цена и объем спроса; неравновесные цена и объем предложения). Общая характеристика зон модели состояния рынка (зона товарного дефицита, зона перепроизводства товара). Характеристика механизмов формирования рыночного равновесия (механизм формирования рыночной выгоды и механизм эластичности рынка). Общая характеристика сфер модели состояния рынка (сфера общественной выгоды, сфера общественных убытков). Логическое описание модели формирования рыночного равновесия: модель Л.Вальраса, модель А. Маршалла («паутинка Маршалла»).

Виды рынков. Рыночная инфраструктура Классификация видов рынка (макроэкономические рынки; рынок потребительских товаров и услуг; рынок сырья, материалов, энергоносителей, инструментов и оборудования; валютный и фондовый рынок и др.). Уникальность рыночных моделей организации экономики. Неповторимость уникальных характеристик национальных моделей рыночной экономики. Особенности рыночной модели организации экономики США, рыночной модели организации экономики Японии, Швеции, Китая и др. Проблемы становления уникальной модели рыночной экономики России. Роль государства в организации рыночной модели экономики.

Общая характеристика элементов инфраструктуры рынка: правовая система, финансовая система, организационная биржевого дела и посреднических услуг, государственный сектор развития экономики, науки, образование и культура в развитии рыночных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.214 (0.008 с.)