Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Механизм рынка. Спрос и предложение.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курс «Экономика» предназначен для студентов неэкономических специальностей дневной и заочной форм обучения всех подразделений НовГУ имени Ярослава Мудрого. По окончании изучения курса каждый студент должен:
Иметь представление: - о взаимосвязи экономических процессов, протекающих на микро-, макро- и мегауровнях.
Знать: - сущность основных экономических понятий.
Уметь: - анализировать экономические проблемы различного уровня.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся на дневном отделении неэкономических специальностей вузов. Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации по изучению основных вопросов, предусмотренных программой по дисциплине «Экономика», ключевые понятия, которые необходимо знать студенту по окончании изучения курса, а также практические задания для подготовки студентов к семинарским занятиям. Изучение курса «Экономика» проходит в течение одного семестра учебного года. Учебный процесс предусматривает лекционную часть и проведение семинарских занятий. Лекционные занятия направлены на ознакомление с методологией и методикой анализа экономических проблем, рассматриваемых на теоретическом уровне. Им соответствует теоретическая часть данного пособия, содержащая дидактические единицы, предписанные программой курса, и базовые понятия, которые студент должен знать в рамках каждой конкретной темы. Поскольку любые теоретические знания имеют прикладное назначение, студенту предлагается выполнить практические задания, которые представлены в виде тестов и числовых задач. Данные задания позволяют проверить степень усвоения изученного материала и способствуют развитию экономического мышления. Выполнение практических заданий осуществляется в период семинарских занятий. С целью расширения кругозора студентов, им в процессе изучения дисциплины предлагаются темы для докладов. На семинарах в ходе обсуждения выступлений появляется возможность соотнести информацию теоретического характера, полученную на лекциях, с информацией из реальной жизни, представленной периодическими экономическими изданиями. Проведение семинарских занятий предполагает использование комплексного подхода в методике преподавания курса экономической теории, который включает в себя устную проверку теоретических знаний студента и организацию работы студентов либо в подгруппах, либо индивидуально. Предлагаемое учебно-методическое пособие можно условно разделить на четыре части в соответствии с делением, принятым при преподавании современной экономической теории. «Введение в экономику» является вводной темой и освещает основные экономические проблемы современного общества. Раздел 1 содержит темы, относящиеся к части экономической теории «Микроэкономика». Раздел 2 включает в себя задания, соответствующие темам из курса «Макроэкономика». Раздел 3 посвящен основным вопросам мировой экономики. В разделе 4 сконцентрированы теоретические проблемы перехода к рыночной экономике. При изучении курса «Экономика» студенту необходимо использовать рекомендуемую учебную литературу и периодические издания по экономической тематике. По окончании изучения вышеназванной дисциплины студенты сдают зачет в форме устного собеседования по всему материалу, предусмотренному программой. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
Круг вопросов, рекомендуемых для изучения
Предмет экономической теории. Основные этапы развития предмета экономической теории. Экономические ресурсы. Классификация ресурсов. Ограниченность (редкость) ресурсов. Потребности. Классификация потребностей. Неограниченность потребностей. Проблема экономического выбора. Эффективность. Показатели эффективности. Кривая производственных возможностей (модель эффективной экономики). Альтернативные издержки. Экономический рост. Факторы экономического роста. Типы экономического роста: интенсивный и экстенсивный. Разделы экономической теории: микроэкономика, макроэкономика и мегаэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория. Метод экономической теории. Экономические модели и их проверка. Собственность: экономическое содержание и юридическая форма. Понятие экономической системы. Классификация типов экономических систем: 1) Традиционная, рыночная, административно-командная, смешанная; 2) Доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Модели типов экономических систем (на примере разных стран). Экономика переходного периода.
Основные понятия, которые должен знать студент
Предмет экономической теории. Два подхода к определению предмета экономической теории: традиционный, изучающий законы, управляющие поведением людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления экономических благ; современный, исследующий экономический выбор эффективного ведения хозяйства в условиях ограниченных ресурсов. Экономия – первая из известных экономических наук: наука о ведении домашнего хозяйства в условиях господства традиционной экономики. Сам термин был введен греческим писателем и историком Ксенофонтом (430-355 до н.э.). Политическая экономия – фундаментальная наука об общественном хозяйстве, возникшая в период формирования и становления рыночной системы, для которой характерно всеобщее товарное производство. Это понятие впервые ввел в научный оборот в 1615 году французский экономист Антуан де Монкретьен. В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета экономической теории: Меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей. Концепция, представители которой (Э. Миссельден, Т. Мэн, Дж. Локк, Дж. Ло, Д. Юм и т.д.) считали, что основой национального процветания является накапливание благородных металлов (золота и серебра) как главной формы богатства. Классическая политическая экономия: направление экономической мысли, в основе которого лежала концепция трудовой стоимости. Представители этого направления (Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Батист Сэй и т.д.), являющиеся сторонниками экономического либерализма, основанного на полной экономической свободе личности и свободной конкуренции, неограниченной вмешательством государства, считали, что богатство создается трудом всех классов, занимающихся производительными видами деятельности. Марксистская политическая экономия: наука об отношениях между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Ее главный идеолог Карл Маркс (1818-1883) создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»), в котором только труд наемных рабочих создает богатство общества, а прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества, относительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода к социалистическому обществу в результате победоносной пролетарской революции. Экономикс: этот термин ввел в 1890 году глава «кембриджской школы», основоположник неоклассического направления Альфред Маршалл. Под экономикс стали понимать науку, исследующую поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления редких благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, а также способы наиболее эффективного использования этих ресурсов. К ведущим направлениям экономикс относятся: Кейнсианство – направление экономического анализа, родоначальником которого является Джон Мейнард Кейнс, изложивший свои идеи в 1936 году в книге «Общая теория занятости, процента и денег». В данной работе в центр внимания он поставил проблемы макроэкономики и обосновал необходимость государственного регулирования экономики путем стимулирования, прежде всего, эффективного спроса. Монетаризм представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Задача государства в области управления экономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности госбюджета, и установлению высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией. Наиболее ярко в современном виде эта концепция выражена в работах лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмена. Институционализм – это направление экономической мысли, рассматривающее человека не изолированно, а в зависимости от его среды. «Человека экономического» институционалисты заменяют «человеком социологическим». К институтам, влияющим на «человека социологического» относятся государство, семья, моральные и правовые нормы, корпорации, профсоюзы и т.д. Институционально-социологическое направление экономической мысли учитывает одновременно и эволюцию институтов, изменяющую условия хозяйственной жизни, и влияние экономики на сами эти институты. В целом же можно отметить, что характерный для неоинституционализма междисциплинарный подход к рассмотрению экономической жизни оказался весьма плодотворным. Потребности – это недостаток чего-либо для жизнедеятельности. Благо – то, что обладает свойствами, полезными для потребителя. Ресурсы – это блага производственного назначения. Свободное благо – это благо, количество которого достаточно для удовлетворения потребностей всех нуждающихся в нем по нулевой цене. Экономическое благо - это благо, количество которого недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих. Для приобретения такого блага необходимы затраты. Эффективность – показатель соотношения полученного результата и произведенных затрат. Экономический выбор – это выбор наилучшего из альтернативных вариантов хозяйствования, при котором достигается максимальная эффективность. Альтернативная стоимость (издержки) – ценность упущенных возможностей, лучший из вариантов, от которого отказались в пользу выбранного. Модель – абстрактный образ действительности, помогающий понять суть происходящего явления; упрощенное и упорядоченное отражение реальности, необходимое для выявления и изучения закономерностей. Кривая производственных возможностей (КПВ) – модель эффективной экономики, иллюстрирующая проблему экономического выбора в условиях ограниченных ресурсов. Закон возрастающих альтернативных издержек: для производства каждой дополнительной единицы одного из благ нужно последовательно отказаться от все большего количества единиц другого блага. Экономический рост – это расширение производственных возможностей. Микроэкономика – раздел экономической науки, изучающей деятельность отдельных экономических агентов и их поведение на отраслевых рынках. Макроэкономика - раздел экономической науки, изучающей экономику на уровне народного хозяйства в целом – проблемы безработицы, инфляции, государственного регулирования и т.д. Позитивная экономическая теория – познание, объяснение и прогнозирование объективно складывающихся экономических явлений и процессов. Она отвечает на вопрос «что есть?» или «что будет, если..?». Нормативная экономическая теория – совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть. В нормативной науке, в отличие от позитивной, присутствуют личные оценочные суждения. Метод экономической теории (путь к какой-то цели) – способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования экономической жизни (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, сравнение, метод научной абстракции и т.д.). Собственность как экономическая категория – социально-экономические отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) экономических благ, прежде всего, ресурсов и результатов хозяйственной деятельности. С юридической точки зрения, собственность – это санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями и обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием экономических благ. Иначе говоря, право собственности - это правила игры, принятые в обществе, которые все должны соблюдать. Экономическая система – совокупность экономических элементов, образующих определенную целостность.
Практические задания
Тесты
1. Методом исследования экономических процессов, при котором познание идет от общего к частному, является: 1) дедукция; 2) эксперимент; 3) синтез; 4) индукция.
2. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактором ограниченности ресурсов: 1) бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам; 2) с ограниченностью сталкиваются бедные государства, богатые же смогли преодолеть эту проблему; 3) производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности; 4) в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.
3. Экономические законы отличаются от законов природы тем, что они… 1) реализуются через практическую деятельность людей; 2) устанавливаются государством для регулирования экономики; 3) действуют независимо от воли и сознания людей; 4) создаются людьми и используются ими в практической деятельности.
4. Какая из экономических школ считала источником богатства торговлю? 1) меркантилизм; 2) классическая школа; 3) физиократы; 4) маржинализм.
5. Принцип «невидимой руки» сформулировал: 1) А. Смит; 2) Дж. Кейнс; 3) Аристотель; 4) К. Маркс.
6. Какая из экономических школ обосновала необходимость государственного регулирования экономики? 1) Кейнсианская; 2) классическая; 3) маржинализм; 4) монетаризм.
7. Если страна использует все свои материальные и трудовые ресурсы, то большее количество какого-либо продукта: 1) не может быть произведено; 2) может быть произведено только при увеличении доступных ресурсов; 3) может быть произведено при перераспределении ресурсов; 4) может быть получено только при развитии торговли с другими странами; 5) может быть произведено только при использовании более совершенной технологии.
8. Страна производит автомобили и пушки
Определите альтернативные издержки производства одного дополнительного автомобиля: 1) 5 пушек 2) 15 пушек 3) 20 пушек 4) 1/15 пушки.
9. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 1,2 тыс. руб. в месяц или от работы референтом за 1 тыс. руб. в месяц, Иван поступил в колледж, где плата за обучение составляла 600 руб. в месяц. Какова альтернативная стоимость его решения? 1) 1,8 тыс. руб.; 2) 1,2 тыс. руб.; 3) 2,8 тыс. руб.; 4) 0,6 тыс. руб.; 5) 2,2 тыс. руб.
10. Студент в первый год обучения заплатил 20 тыс. руб. Бросив вуз, он может зарабатывать 80 тыс. руб. в год. Одновременно работать и учиться у него не хватает времени. Величина упущенной выгоды в первый год обучения в вузе равна: 1) 20 тыс. руб. 2) 80 тыс. руб. 3) 60 тыс. руб. 4) 100 тыс. руб.
11. К экстенсивным факторам экономического роста относятся… 1) увеличение численности занятых; 2) улучшение организации производства; 3) увеличение производительности труда; 4) все ответы верны.
12. К интенсивным факторам экономического роста относятся 1) качественное совершенствование производственных мощностей; 2) увеличение отработанного времени; 3) увеличение спроса на товар длительного пользования; 4) увеличение экспорта природных ресурсов.
13. Для традиционной экономической системы характерны… 1) разделение труда и специализация производства; 2) универсальный характер труда и производства; 3) открытость экономических связей; 4) планомерность развития экономики.
14. К экономике какого типа относится следующее высказывание: «В связи с высокими темпами инфляции было повышено пособие по безработице»? 1) традиционной; 2) рыночной; 3) командной; 4) смешанной; 5) к любой.
15. В чем отличие нормативной экономики от позитивной: 1) позитивная экономика изучает положительные результаты экономической деятельности, а нормативная экономика изучает влияние принятия нормативных актов на экономику страны; 2) в отличие от нормативной экономики, позитивная не изучает незаконные виды деятельности; 3) позитивная экономика изучает «то, что есть»; нормативная экономика исследует «то, что должно быть»; 4) позитивная экономика – это раздел макроэкономики, а нормативная – раздел микроэкономики.
16. Какой из следующих вопросов относится к области позитивной экономики: 1) Следует ли повышать арендную плату за пользование жильем? 2) Должны ли цены на квартиры зависеть от района, в котором расположен дом? 3) Как изменится спрос на продукты питания, если повысится арендная плата за пользование жильем? 4) Справедливо ли, что цены на квартиры зависят от района, в котором расположен дом?
17. Существенное отличие приватизации в РФ по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется в … 1) потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды; 2) ослаблении роли профсоюзов; 3) привлечении иностранных инвестиций; 4) акционировании предприятий.
18. Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда… 1) население не имеет достаточного количества денежного капитала; 2) имеется возможность притока в страну иностранного капитала; 3) население имеет значительное количество денежного капитала; 4) необходимо найти эффективного собственника.
19. Почему цивилизованный человек в цивилизованном мире не крадет чужого: 1) боится ответственности за нарушение уголовного законодательства; 2) подчиняется обычаям общества; 3) этого не позволяют его внутренние моральные установки; 4) все перечисленное верно.
20. Право собственности дает возможность 1) только владеть вещью; 2) только распоряжаться вещью; 3) владеть и пользоваться вещью; 4) владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.
Задачи
№1 В экономической системе производятся 200 тыс. тонн молока и 300 тыс. тонн пшеницы. Альтернативная стоимость производства 1тыс. тонн молока равна 5 тыс. тонн пшеницы. Найти максимально возможный объем выпуска пшеницы после увеличения выпуска молока на 10%. №2 Увеличение выпуска молока на 2 тонны требует сокращения выпуска пшеницы на 3 тонны. Найти альтернативную стоимость производства молока и пшеницы. №3 Максимально возможный выпуск кофе равен 20 тыс. тонн, пшеницы – 80 тыс. тонн. Найти: 1) альтернативную стоимость производства кофе и пшеницы; 2) максимально возможный объем выпуска кофе при производстве 60 тыс. тонн пшеницы.
№4 Супруги Петровы решили отправиться в путешествие по Италии. Им пришлось заплатить за путевку 20 тыс. руб. При этом глава семьи отказался от выполнения срочного заказа на ремонт автомобиля приятеля, сулившего первому доход в 10 тыс. руб., а его жена отказалась от учебы на курсах немецкого языка, которые стоят 5 тыс. руб. Кроме того, им пришлось заплатить няне, оставшейся с маленькой девочкой, 2 тыс. руб. Какова альтернативная стоимость их путешествия? РАЗДЕЛ 1. МИКРОЭКОНОМИКА РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Круг вопросов, рекомендуемых для изучения Рынок и условия его появления. Рыночная система и ее характеристика. Основные рыночные агенты (домохозяйства, фирмы, государство). Кольцевая диаграмма основных потоков в экономике. Роль государства в регулировании основных потоков. Понятие спроса. Величина спроса. Функция спроса. Графическая модель спроса. Закон спроса. Парадокс Гиффена. Изменение величины спроса и изменение спроса. Неценовые детерминанты спроса. Сдвиги кривой спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения. Графическая модель предложения. Закон предложения. Изменение величины предложения и изменение предложения. Неценовые детерминанты предложения. Сдвиги кривой предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество. Графическая модель рыночного равновесия. Отклонение от рыночного равновесия: избыток и дефицит товаров на рынке. Изменение равновесной цены и равновесного количества при изменении спроса и предложения. Устойчивое и неустойчивое рыночное равновесие. Излишки (выигрыш) продавца и покупателя. Достоинства и недостатки рыночного механизма.
Основные понятия, которые должен знать студент
Спрос – потребность, обеспеченная деньгами. Величина спроса – количество товаров и услуг, которое потребитель готов купить по данной цене в единицу времени. Функция спроса – это зависимость величины спроса от факторов, на нее влияющих: где, Qd – величина спроса; P – цена на данный товар; I – денежный доход покупателя; W – инфляционные ожидания; Т – налоги и дотации; Z – вкусы и предпочтения; Ps – цены на товары-субституты; Pc – цены на товары-комплементы; N – количество покупателей на рынке. Закон спроса: если цена на товар растет, объем спроса падает, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством покупок и ценой: . В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина спроса при нулевой цене; b – величина, обратная углу наклона линии спроса. Товары Гиффена – это низшие блага, доля расходов на которые в бюджете потребителя велика, и при росте цен растет объем спроса на них при прочих равных условиях. Неценовые факторы спроса – факторы спроса, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов вызывает сдвиг всей кривой спроса вправо или влево. Наиболее важные из них: доходы потребителей, потребительские предпочтения, ожидания потребителей, цены на товары-субституты и цены на товары-комплименты, количество покупателей, налоги и дотации и т.д. Индивидуальный спрос – это спрос отдельного человека на конкретный товар по данной цене. Рыночный спрос – это совокупность индивидуальных спросов на конкретный товар по каждой цене. Предложение – это товары, предложенные на рынок. Величина предложения – количество товаров и услуг, предлагаемое на продажу по данной цене в единицу времени. Функция предложения – это зависимость величины предложения от факторов, на нее влияющих: . Qs – величина предложения; P – цена на данный товар; W – инфляционные ожидания; Т – налоги и дотации; Tech - характер технологии; Ps – цены на товары-субституты; Pc – цены на товары-комплементы; N – количество продавцов на рынке. Закон предложения – если цена растет, то объем предложения увеличивается, и наоборот, при прочих равных условиях. Алгебраическое выражение связи между количеством продаж и ценой: В развернутом виде (линейный случай) , где a и b больше нуля; a – величина предложения при нулевой цене; b – показатель угла наклона линии предложения. Неценовые факторы предложения – факторы предложения, кроме цены на данный товар. Изменение этих факторов сдвигает кривую предложения влево или вправо. Наиболее важные из них: цены связанных товаров, цены факторов производства, технология, ожидания продавцов, количество продавцов. Индивидуальное предложение – это предложение товаров на рынок по каждой цене, выпущенных отдельной фирмой. Рыночное предложение – это совокупность индивидуальных предложений конкретного товара на рынок всеми фирмами по каждой цене. Рыночное равновесие – такое состояние рынка, когда количество товара, которое готов приобрести покупатель, равно количеству товара, которое готов продать продавец при данной конкретной цене. Равновесная цена – цена, уравновешивающая объемы спроса и предложения в результате действия конкурентных сил. Избыток – превышение величины предложения над величиной спроса. Дефицит – превышение величины спроса над величиной предложения. Излишек (выигрыш) покупателя – суммарная разница между ценами, которые покупатель готов платить за разные количества товаров, и ценой, которую он в действительности заплатит. Излишек (выигрыш) продавца - разница между выручкой от реализации и полными издержками производителя. Общественный выигрыш – сумма излишков продавцов и покупателей. «Мертвый груз» - это чистые потери, которые несет общество в связи с несовершенством рыночного механизма.
Практические задания
Тесты
1. В соответствии с законом спроса, если цена растет: 1) спрос тоже растет; 2) спрос падает; 3) величина спроса растет; 4) величина спроса падает.
2. Цена на обувь может возрасти из-за: 1) внедрения новых станков, снижающих себестоимость одной пары обуви; 2) увеличения капиталовложений производителей; 3) уменьшения спроса на обувь; 4) уменьшения предложения обуви.
3. Что из нижеперечисленного не приведет к изменениям в предложении холодильников: 1) улучшение технологии изготовления; 2) рост цен на комплектующие изделия; 3) снижение цен на холодильники; 4) уменьшение числа производителей холодильников.
4. Что из нижеперечисленного не приведет к сдвигу кривой спроса на пиво: 1) рост цен на воблу; 2) рост цен на солод; 3) снижение цен на вино; 4) рост доходов любителей пива.
5. Увеличение спроса и сокращение предложения приведут к: 1) увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества; 2) уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества; 3) увеличению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества; 4) уменьшению равновесной цены и неопределенному эффекту в отношении равновесного количества.
6. Функция спроса определена как . Наклон обратной функции спроса равен: 1) -5; 2) -0,2; 3) -1; 4) 1500.
7. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло: 1) увеличение предложения; 2) сокращение спроса; 3) увеличение величины предложения; 4) уменьшение величины предложения.
8. Перемещение вниз по кривой спроса может быть вызвано: 1) изменением вкуса потребителей; 2) ростом числа потребителей, использующих данный товар; 3) понижением цен на дополняющий товар; 4) снижением цен на данный товар. 9. Существует обратная зависимость между: 1) количеством осадков в месяц и продажей зонтов; 2) величиной доходов потребителя и его спросом на товары низшей категории; 3) ценой картины и степенью известности художника, ее написавшего; 4) ни один ответ не подходит.
10. С ростом доходов потребителя кривая спроса на ржаной хлеб будет: 1) смещаться вправо и вверх; 2) смещаться влево и вниз; 3) смещаться влево и вверх; 4) смещаться вправо и вниз.
11. Выберите товары, которые считаются субститутами: 1) кофе и чай; 2) хлеб и масло; 3) водка и соль; 4) бензин и зубная паста.
12. Определите, какое из событий, приводимых ниже, будет влиять на цену говядины не так, как остальные три: 1) врачи не рекомендуют есть много говядины; 2) снизится цена на свинину; 3) резко снизится стоимость кормов для крупного рогатого скота; 4) появился незнакомый науке вирус, содержащийся в мясе птицы. 13. Ситуация равновесия на рынке товара имеет место тогда, когда... 1) величина спроса равна величине предложения; 2) количество товара, которое продавцы готовы продать по конкретной цене, совпадает с количеством товара, которое покупатели готовы купить по этой цене; 3) на этом рынке нет ни нехватки, ни излишка товара; 4) справедливо все вышеперечисленное.
14. С ростом дохода потребителя его спрос на товары Гиффена: 1) возрастает; 2) уменьшается; 3) остается неизменным; 4) меняется по синусоиде.
15. Формирование рыночных цен происходит за счет_____ конкуренции: 1) межотраслевой; 2) неценовой; 3) монополистической; 4) внутриотраслевой.
16. Один из главных способов деятельности стран ОПЕК – установление квот добычи нефти. Страны, производящие сахарный тростник, действовать таким методом не могут, т.к. тростниковый сахар на мировом рынке: 1) не является редким экономическим благом; 2) имеет много субститутов; 3) имеет низкую эластичность спроса по цене; 4) имеет низкую эластичность спроса по доходу. Задачи №1 Заданы функция спроса на товар и функция предложения товара . Р – цена в руб. 1) Найти рыночное равновесие (PE, QE); 2) рассчитать излишки продавца и покупателя. №2 , . При какой цене дефицит товара равен 3?
ТЕМА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ
Круг вопросов, рекомендуемых для изучения
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности: коэффициент точечной эластичности и коэффициент дуговой эластичности. Виды эластичности спроса по цене: - эластичный (E>1), - неэластичный (E<1), - с единичной эластичностью (E=1), - абсолютно эластичный (E®¥), - абсолютно неэластичный (E=0). Ценовая эластичность спроса на разных участках кривой спроса. Факторы, воздействующие на эластичность спроса. Взаимосвязь между эластичностью спроса и выручкой от реализации товаров. Перекрестная эластичность спроса по цене. Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары. Эластичность спроса по доходу. Товары нормальные и низшие. Эластичность предложения по цене. Измерение эластичности: коэффициент точечной эластичности и коэффициент дуговой эластичности. Виды эластичности предложения по цене: - эластичное (E>1), - неэластичное (E<1), - с единичной эластичностью (E=1), - абсолютно эластичное (E®¥), - абсолютно неэластичное (E=0). Факторы ценовой эластичности предложения. Значение временного периода для экономического решения. Мгновенный, короткий и длительный периоды времени. Прикладное значение концепции эластичности. Косвенные методы воздействия государства на рыночное ценообразование: налоги и дотации. Распределение налогового бремени и дотационной выгоды при разной эластичности спроса и предложения. Административный контроль над ценами и рыночный механизм. Цены «пола» и «потолка». Влияние на равновесную цену импортных квот, тарифов, патентов и лицензий. Основные понятия, которые должен знать студент
Эластичность – мера чувствительности, степень реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента, который показывает процентное изменение объема спроса в ответ на однопроцентное изменение цены при прочих равных условиях. Коэффициент имеет отрицательное значение, т.к. объем спроса изменяется в обратном к цене направлении. Обычно он рассматривается по модулю. Коэффициент точечной эластичности спроса применяется при незначительном изменении цены и рассчитывается по формуле: . Коэффициент дуговой эластичности спроса применяется при значительном изменении цены и рассчитывается по формуле: . - спрос эластичный; - спрос неэластичный;
|
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.67 (0.015 с.)