Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие спроса и предложения

Поиск

Какая же цена установится на рынке данного товара? Для ответа на этот вопрос надо объединить анализ спроса и предложения.

 

  Р ($ за тонну) Qd (объем спроса) Qs (объем предложения) Давление на цены
А       вниз ¯  
В      
С       нейтральное
D         вверх ­
Е      

Только при Р=3$ количество металла, на которое предъявлен спрос, будет равно тому количество, которое поставляет ее производитель. Любое снижение цены приводит к тому, что спрос будет превышать предложение, а при любом повышении цены предложение будет больше спроса.

Рис. 5. Кривые спроса и предложения. Равновесная цена.

 

Единственной уравновешивающей ценой, т.е. ценой, которая может сохраняться, является такая же цена, при которой величина предложения и величина спроса равны друг другу. Конкурентное равновесие всегда находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Вопросы и задания

1) Объясните закон спроса. Каковы детерминанты спроса? Что происходит с кривой d, когда каждая из этих детерминант изменяется?

2) Объясните закон предложения. Каковы детерминанты предложения? Что происходит с кривой s, когда каждая из этих детерминант изменяется?

3) Как устанавливается рыночное равновесие?

4) Приведите примеры товаров-заменителей и товаров дополняющих.

5) В каждом из следующих примеров следует определить, происходит ли «изменение в спросе» или «изменение величины спроса»:

– потребительские доходы возрастают, а в результате увеличивается сбыт ювелирных изделий;

– парикмахер понижает цену за стрижку волос, и число его клиентов растет;

– повышается стоимость бензина, сокращаются продажи автомобилей;

– цена на «Жигули» увеличивается, и следствием этого оказывается увеличение объема продаж «Москвичей».

6) В каждом из следующих примеров следует определить, происходит ли «изменение в предложении» или «изменение величины предложения»:

– в результате снижения издержек производства производители продают больше автомобилей;

– повышение цены на нефть вызывает увеличение объема производства биотоплива;

– вследствие снижения цены на нефть их поставки на рынке сокращаются;

– правительство увеличивает акцизный налог на бензин.

7) В чем ошибочность рассуждения: «В последние 4 года цены на автомобили росли, и в то же время с каждым годом люди приобретали всё больше автомобилей. Цена и спрос являются прямой зависимостью. Закон спроса неверен».

8) Предположим, что спрос на товар представлен в виде уравнения P=10-0,2Qd, а предложение – уравнением P=2+0,2Qs, где Qd и Qs -величины соответственно спроса и предложения, а Р – цена.

Используя условие равновесия, определите равновесную цену и равновесное количество товара.

Решение: Условие равновесия Qd = Qs и, следовательно, 10-0,2Qd=2+0,2Qs, => -0,4Qp=-8 => Qp=20, a Pp=10+0,2·20=6.

9) Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описывается уравнениями: Qd=2400–100P и Qs=1000+250P, где Qd – количество спрашиваемых, а Qs – количество предлагаемых обедов, Р – цена обеда. Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по такой цене.

10)Дана шкала спроса и предложения на рынке металла.

Цена за 1 кг, руб. Величина спроса, тыс. т в год Величина предложения, тыс. т в год
     
     
     
     
     
     

Начертите кривые спроса и предложения для металла и найдите равновесную цену и равновесное количество.

В результате кризиса потребители стали покупать на 4 тыс. т в год меньше при каждом данном уровне цен. Определите новые равновесную цену Р и равновесное количество. Какие ещё факторы могли привести к такому снижению кривой спроса? Почему Р=10 (16) не могут быть равновесными на рынке данного товара?

 

11)Уравнение кривой спроса на билеты в театр Q = 800 - 0,5 х Р, где Q -количество мест; Р - цена в руб. В театре 500 мест. На сколько посадочных мест надо продавать билеты и какую должен назначить цену билета владелец театра, если он обладает информацией о функции спроса и ставит целью максимизировать общую выручку?

 

 

Тема 4. Эластичность спроса и предложения

 

Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.

Эластичность спроса

Ценовая эластичность спроса – это понятие, характеризующее степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены.

Количественно эластичность спроса оценивается коэффициентом эластичности спроса (Ed) по формуле (точечная эластичность):

(2),

где Q1, Q2 – соответственно количество спрашиваемой продукции до и после изменения цены.

Р1 и Р2 – первоначальная цена и цена после изменения.

Ed>1 – спрос эластичен

Ed=1 – единичная эластичность спроса

Ed<1 – неэластичный спрос

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки (PxQ) от продажи продукции:

– если Р и выручка (PxQ) изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен;

– если Р и выручка (PxQ) изменяются в одном направлении, спрос неэластичен;

– если при изменении Р выручка (PxQ) остается неизменной, значит, это случай единичной эластичности спроса.

Если имеем несколько изменений количества спрашиваемой продукции и несколько изменений цены, то для расчета Ed применяется модифицированная формула «центральной точки» (дуговая эластичность):

(3)

График абсолютно неэластичного спроса (Ed=0) представляет собой вертикальную линию, абсолютно эластичного спроса (Ed->∞) – горизонтальную.

Факторы, влияющие на степень эластичности спроса:

количество доступных товаров-заменителей (чем больше заменителей есть у товара, тем более эластичен спрос на него);

удельный вес товара в доходе потребителя (чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него);

принадлежность товара к предметам первой необходимости или к предметам роскоши (спрос на товары первой необходимости неэластичен, а на предметы роскоши – эластичен);

время (чем больше период времени, который есть у потребителя для анализа ситуации после изменения цены, тем более эластичным становится его спрос на товар).

Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.

Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшаться при их увеличении.

 

Перекрестная эластичность выражается в двух товарах - А и В и показывает желание покупателей к перемещению своего спроса от одного товара (А) к другому (В) в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если ЕАВ >0, то блага взаимозаменяемые, если ЕАВ < 0, - взаимодополняемые.

Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода. Для нормальных товаров > 0; для товаров низшей категории < 0.

 

2. Эластичность предложения

Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товаров в соответствии с относительным изменением его цены.

Эластичность предложения не имеет качественной характеристики в соответствии с динамикой выручки (PxQ). Количественно эластичность предложения оценивается с помощью коэффициента эластичности предложения:

(4)

где Q1 и Q2 – количество предлагаемой продукции до и после изменения цены.

Основным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является время. Чем больше времени имеется в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены, тем сильнее будут соответствующие изменения в объеме производства и предложения.

В пределах кратчайшего (мгновенного) периода производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства, так что предложение оказывается совершенно неэластичным (вертикальная линия, Es=0).

В пределах короткого (краткосрочного) периода производственные мощности остаются неизменными, однако объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования; предложение поэтому оказывается более эластичным.

На протяжении долгосрочного (длительного) периода могут быть приняты все меры (включая изменение мощности предприятия), направленные на приспособление к изменившемуся спросу. И предложение становится еще более эластичным.

Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению «нормальных» цен (цена длительного равновесия).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.216 (0.01 с.)