Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах и его факторыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предложение товаров и услуг в экономике обеспечивают фирмы. Поскольку цель экономической деятельности фирмы максимизация прибыли, то желание фирм производить товары определяется соотношением между выручкой от продаж и издержками на их производство. Поэтому вид кривой совокупного предложения, каждая точка которой показывает величину совокупного выпуска, т.е. стоимость того количества товаров и услуг, которое фирмы готовы предложить к продаже при каждом возможном уровне цен, зависит от соотношения скорости изменения цен на товары (что определяет выручку фирм) и цен на ресурсы (что определяет издержки фирм) и скорости уравновешивания рынков. Факторы долгосрочного совокупного предложения В долгосрочном периоде меняются и цены на товары, и цены на ресурсы (прежде всего номинальная заработная плата), все цены совершенно гибкие и изменяются пропорционально друг другу, и все рынки приходят во взаимное равновесие. Поэтому величина совокупного предложения не зависит от уровня цен. При любом уровне цен фирмы могут произвести ровно столько продукции, сколько позволяют имеющиеся в экономике ресурсы. Кривая долгосрочного совокупного предложения LRAS (long-run aggregate supply curve) имеет вертикальный вид, как в классической модели (рис. 3.7). Ресурсы используются на уровне полной занятости, и реальный выпуск всегда находится на своем потенциальном (естественном) уровне Y*. Потенциальный объем выпуска — это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов (труда и капитала) и существующей технологии. Привлечение дополнительных ресурсов (прежде всего рабочей силы) в условиях их полной занятости требует роста цен на ресурсы (номинальной заработной платы), что увеличивает издержки фирм и приводит к росту цен на товары. В долгосрочном периоде происходит взаимная адаптация и пропорциональное изменение всех цен в экономике и взаимное уравновешивание всех рынков, меняются ожидания экономических агентов, и экономика возвращается к потенциальному объему производства Y* Ценовые факторы (изменение общего уровня цен) не влияют на величину совокупного предложения (движение вдоль вертикальной кривой долгосрочного совокупного предложения из точки А в точку В на рис. 3.7,а). Величина выпуска остается на своем потенциальном уровне У*, но уровень цен растет от Рх до Р2. Таким образом, величина совокупного предложения в долгосрочном периоде абсолютно неэластична к уровню цен. Неценовым фактором, который воздействует на само совокупное предложение в долгосрочном периоде и обусловливает сдвиг кривой LJRAS, является изменение количества и(или) качества (производительности) экономических ресурсов (труда — L, физического капитала — К, человеческого капитала — Я, природных ресурсов — N, технологических знаний — т)1, что лежит в основе изменения производственного потенциала экономики и поэтому изменения величины потенциального объема выпуска (от К,*до Y2*) при каждом уровне цен (рис. 3.7,6). Увеличение количества и(или) совершенствование качества экономических ресурсов сдвигает кривую долгосрочного совокупного предложения вправо от LRASl до LRASV что означает экономический рост. Соответственно уменьшение количества и(или) ухудшение качества экономических ресурсов обусловливает сокращение производственного потенциала экономики и уменьшение величины потенциального объема выпуска (сдвиг кривой LRAS влево). Функция долгосрочного совокупного предложения имеет вид AS = AS(L, К, Я, N, т). Факторы краткосрочного совокупного предложения В краткосрочном периоде цены на товары либо не меняются, либо меняются быстрее, чем цены на ресурсы. Если все цены жесткие (фиксированная заработная плата и фиксированные цены на товары) и не меняются, что соответствует краткосрочному периоду и ситуации, когда в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов (высокий уровень безработицы), то величина совокупного предложения не зависит от уровня цен. Поскольку ресурсы не ограничены, цены на них не меняются, следовательно, не меняются издержки, и нет предпосылок для изменения уровня цен на товары. Поэтому рост объема выпуска происходит при неизменном уровне цен, и кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS (short-run aggregate supply curve) имеет горизонтальный вид, как в кейнсианской модели, (рис. 3.8,а,б). Так как производители могут произвести любое количество продукции при имеющемся уровне цен, то величина совокупного предложения определяется не уровнем цен, а желанием покупателей приобрести произведенные товары, т.е. совокупным спросом. Если совокупный спрос установится на уровне, соответствующем точке А, объем выпуска составит Yv а если на уровне, соответствующем точке В, т.е. фирмы будут уверены, что они смогут продать количество продукции, равное Yv они обеспечат именно такой объем выпуска. Однако ситуация жестких цен на товары и очень высокой безработицы в реальной экономике встречается достаточно редко, поэтому она получила название "крайний кейнсианский случай". Как правило, в реальной экономике цены на товары растут быстрее, чем цены на ресурсы (ставка номинальной заработной платы). Если цены на товары гибкие (меняются, адаптируясь к изменению рыночной конъюнктуры), а цены на ресурсы жесткие (не меняются), что характерно для краткосрочного периода в условиях современной экономики, имеющей инфляционный характер, в которой рост цен на товары обгоняет рост цен на ресурсы (заработной платы) и все большее значение приобретают ожидания экономических агентов относительно изменения уровня цен в будущем (инфляционные ожидания), то величина совокупного предложения находится в прямой зависимости от уровня цен (рис. 3.8,в). Кривая краткосрочного совокупного предложения по сути является кривой средних издержек. Поскольку целевой функцией фирмы выступает максимизация прибыли Я (profit), которая на единицу продукции равна разнице между ценой товара Р (price) и издержками на его производство АТС (average total costs) Следует отметить, что Кейнс основывал свою теорию на положении о жесткости номинальной заработной платы и не утверждал, что в реальной экономике цены на товары обязательно жесткие, признавая возможность их некоторого роста, т.е. умеренной инфляции. Условие жесткости цен является лишь теоретической предпосылкой модели Кейнса. Л=Р-АТС, то при прочих равных условиях (при неизменных средних издержках) чем выше уровень цен (Р > Р2), тем больше товаров и услуг готовы предложить на рынок производители, т.е. тем больше величина совокупного предложения (У > Y2) (рис. 3.8,в). Кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS имеет положительный наклон. Крайний кейнсианский случай а) Ценовые факторы Р SRAS б) V % Y, Puc.3.8. Воздействие ценовых и неценовых факторов на совокупное предложение в краткосрочном периоде Таким образом, ценовые факторы (изменение общего уровня цен) влияют при прочих равных условиях (неизменных издержках) на величину совокупного предложения в краткосрочном периоде и объясняют движение вдоль кривой SRAS (из точки А в точку В на рис. 3.8,в). Неценовыми факторами, воздействующими на само совокупное предложение в краткосрочном периоде, и сдвигающими кривую совокупного предложения, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции (средние издержки) при каждом уровне цен, т.е. изменение прочих равных условий. Если издержки растут, совокупное предложение сокращается, и кривая совокупного предложения сдвигается вверх (рис. 3.8,6) или влево-вверх (рис. 3.8,г) от SRASi до SRASy Если издержки снижаются, то совокупное предложение увеличивается и кривая совокупного предложения сдвигается вниз (рис. 3.8,6) или вправо-вниз (рис. 3.8,г) от SRASl до SRAS2. К неценовым факторам совокупного предложения в краткосрочном периоде относятся: цены на ресурсы (Р) — чем выше цены на ресурсы, тем больше издержки и тем меньше совокупное предложение. Основные компоненты издержек: цены на сырье и материалы; ставка заработной платы — цена труда; ставка процента — цена аренды капитала или цена заемных средств (таким образом, ставка процента является неценовым фактором и совокупного спроса и совокупного предложения). На величину цен на ресурсы влияют: количество ресурсов — чем большими запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы; цены на импортные ресурсы их рост, особенно для ресурсоимпортирующих стран, увеличивает издержки и сокращает совокупное предложение, и наоборот; степень монополизма на рынке сырьевых ресурсов, т.е. чем выше степень монополизации на ресурсных рынках, тем выше цены на ресурсы, а поэтому издержки, и тем, следовательно, меньше совокупное предложение; степень юнионизации рынка труда — чем больше сила профсоюзов и чем большее количество рабочих охвачено ими, тем выше ставка заработной платы и выше издержки фирм; количество ресурсов (Q) — чем больше ресурсов вовлечено в производство, тем при прочих равных условиях больше совокупный выпуск, т.е. совокупное предложение. Например, сокращение уровня безработицы ведет к росту совокупного предложения, а ее рост к снижению совокупного объема выпуска; производительность ресурсов (г), представляющая собой отношение общего объема производства к затратам, т.е. это величина, обратная издержкам на единицу продукции. Чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и больше совокупное предложение. Главной причиной роста производительности является технологический прогресс; технологический прогресс (т) — обеспечивает появление и использование более совершенных технологий, более производительного оборудования и требует роста уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочих, что снижает издержки на единицу продукции и увеличивает совокупное предложение. Технологический прогресс ведет к росту производственного потенциала страны и поэтому влияет на совокупное предложение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде и воздействует как на совокупное предложение, так и на совокупный спрос; налоги на бизнес (Тх) — фирмы рассматривают налоги на предпринимательство, особенно косвенные, как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения; трансферты (субсидии) фирмам (Тг) — их можно рассматривать как антиналоги, поэтому воздействие трансфертов на совокупное предложение положительное; государственное регулирование экономики (Gmanagement) — чем больше государство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих экономику учреждений оно создает и чем выше степень бюрократизма, тем больше бремя содержания аппарата чиновников и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения. 14. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения. Под шоком понимают неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные и негативные шоки. Позитивные шоки - ϶ᴛᴏ неожиданное резкое увеличение совокупного спроса (что графически отображается сдвигом вправо кривой AD) или совокупного предложения (что отображается сдвигом кривой AS˸ вниз, в случае если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо-вниз, в случае если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, в случае если она вертикальна (LRAS). Негативные шоки - ϶ᴛᴏ неожиданное резкое сокращение совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево) или совокупного предложения (сдвиг кривой Asв зависимости от ее вида˸ вверх (SRAS), влево-вверх (SRAS) или влево (LRAS). Причинами позитивных шоков совокупного предложения являются: · резкое непредвиденное увеличение предложения денег (денежной массы); ·неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора). Причинами негативных шоков совокупного спро са могут служить: · неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы); · резкое сокращение совокупных расходов. Причинами негативных шоков предложения, которые еще называют ценовыми шоками, относятся: · рост цен на сырьевые ресурсы, являющиеся одним из базовых компонентов издержек; · борьба профсоюзов за повышение номинальной ставки заработной платы, которая также составляет значительную часть издержек; · экологические меры государства (законы об охране окружающей среды), что вынуждает фирмы строить очистные сооружения, использовать фильтры и т.п. и значительно увеличивает издержки, что сказывается на величине выпуска; стихийные бедствия, приводящие к серьезным нарушениям и наносящим урон экономике. Причинами позитивных шоков предложения являются˸ · снижение цен на сырьевые ресурсы; · изменения в технологии. Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные шоки (неожиданное резкое увеличение) и негативные шоки (неожиданное резкое сокращение) AD и AS. Позитивные шоки совокупного спроса сдвигают кривую AD вправо. Позитивные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS: вниз, если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо вниз, если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, если она вертикальна (LRAS). Негативные шоки совокупного спроса сдвигают кривую AD влево, а негативные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS в зависимости от ее вида вверх (SRAS), влево вверх (SRAS) или влево (LRAS). Причинами позитивных шоков совокупного спроса могут быть либо резкое непредвиденное увеличение предложения денег, либо неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора). Механизм и последствия воздействия позитивного шока совокупного спроса на экономику фактически рассмотрены выше (рис. 3.10), и в краткосрочном периоде проявляются в виде инфляционного разрыва выпуска, когда фактический ВВП превышает потенциальный (Y 2 > Y *), что в итоге ведет к росту уровня цен (инфляции). Противоположными являются последствия негативного шока (резкого сокращения) совокупного спроса (рис. 3.11), причинами которого могут быть либо неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы), либо резкое сокращение совокупных расходов. В краткосрочном периоде это ведет к уменьшению объема выпуска и означает переход экономики из точки А в точку В – точку краткосрочного равновесия (снижение совокупного спроса, т. е. совокупных расходов, обусловливает увеличение запасов фирм, затоваривание, невозможность продать произведенную продукцию, что служит причиной свертывания производства). Появляется рецессионный разрыв выпуска – ситуация, когда фактический ВВП меньше потенциального (Y 2 < Y *). В условиях совершенной конкуренции предприниматели начнут снижать цены на свою продукцию, уровень цен снизится (от Р 1 до Р 2), т. е. произойдет дефляция (в экономической литературе поэтому можно встретить понятие дефляционного разрыва), величина совокупного спроса увеличится (движение вдоль кривой AD), и экономика попадет в точку С – точку долгосрочного равновесия, где объем производства равен потенциальному. Подобная ситуация может иметь место лишь в условиях совершенной конкуренции. При несовершенной конкуренции действует так называемый «эффект храповика» (храповик в технике – это механизм, позволяющий устройству двигаться только вперед).
15. Деньги – это особый общественно признанный товар, всеобщий эквивалент. Денежная система – исторически сложившаяся в данной стране и установленная законом форма организации денежного обращения. Тенденции развития современной денежной системы: 1) золото вытеснено из денежного оборота в качестве платежного средства; 2) из денежного оборота вытесняются бумажные деньги; 3) национальные деньги вытесняются коллективными валютами (Евросоюз и его единица евро). В рамках денежной системы происходит денежное обращение – это движение денег во внутреннем обороте страны в наличной и безналичной формах в качестве средства платежа за товары и услуги. В зависимости от вида обращаемых денег существует несколько типов денежных систем: 1) металлическое обращение; 2) обращение кредитных и бумажных денег. Металлическое обращение – это ситуация, когда на денежном рынке в обращении находятся полноценные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл. Обращение кредитных и бумажных денег – это ситуация, когда не происходит обмена денег на золото, золото вообще не обращается на денежном рынке. Основными элементами денежной системы являются: 1) денежная единицы страны (например, рубль); 2) масштаб цен; 3) виды денежных знаков; 4) порядок обращения денег, их выпуск и изъятие; 5) порядок денежного обеспечения; 6) методы планирования денежного обращения; 7) валютный курс; 8) механизмы и институты, поддерживающие денежное обращение. Масштаб цен – это установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота. Денежный рынок – это вид рынка, обеспечивающий взаимодействие спроса на деньги и его предложения. Для определения количества денежной массы используется уравнение Фишера: MV = PQ, где M – количество денег; V – скорость обращения; P – цены; Q – количество товаров. 16. Спрос на деньги. Концепции спроса на деньги. Спрос на деньги вызывается необходимостью получения товаров и услуг. Общий спрос на деньги состоит из: 1) спроса на деньги для сделок – чем больше доход в обществе, тем больше совершается сделок, тем выше уровень цен, тем больше требуется денег для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики; 2) спроса на деньги как средства сохранения стоимости, который изменяется обратно пропорционально процентной ставке. Факторы, влияющие на спрос на деньги: 1) спрос на финансовые активы; 2) спрос на денежные средства для хозяйственной деятельности; 3) процентные ставки по финансовым активам; 4) скорость обращения денег; 5) валютные факторы; 6) необходимость финансирования инноваций; 7) банковские и финансовые технологии; 8) интенсивность процессов сбережения. 17. Предложение денег. Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Предложение денег – количество денег, которое может быть в обращении. Оно включает в себя налично-денежное обращение (обслуживает главном образом население) и безналичный оборот (для обслуживания операций организаций посредством перевода денег по счетам и зачета взаимных требований). Говоря об использовании денег при расчетах, необходимо упомянуть о ликвидности. Ликвидность – это способность экономического актива выполнять функции денег (выступать в качестве средства платежа). В теории каждый товар (актив) можно применять в качестве платежа. Все дело в расходах на обмен одного актива по сравнению с аналогичными расходами при обмене другого актива (транзакционные издержки). Таким образом, все активы можно расположить по степени убывания ликвидности. Наличные деньги – это абсолютно ликвидный актив, так как легко превращается в средство оплаты; к абсолютно неликвидным товарам относятся обычные блага. Ликвидность охватывает три особенности актива: 1) возможность использования актива в качестве средства платежа; 2) скорость и легкость превращения актива в средство оплаты; 3) способность актива сохранять во времени и пространстве свою первоначальную стоимость (антиинфляционная устойчивость). Денежная масса – это сумма безналичных и наличных денег, а также других средств платежа, которые находятся в обращении. Для описания характеристики денежной массы применяются обобщенные показатели, называемые агрегатами и зависящие от уровня ликвидности. Напомним, что существуют следующие денежные агрегаты: М0 = наличные деньги; М1 = наличные деньги + депозиты (вклады) до востребования; М2 = наличные деньги + депозиты (вклады) до востребования + + сберегательные депозиты + мелкие срочные депозиты; М3 = наличные деньги + депозиты (вклады) до востребования + + сберегательные депозиты + мелкие срочные депозиты + + крупные срочные депозиты; L = вся денежная масса, выраженная агрегатом М3 + сберегательные облигации + краткосрочные государственные обязательства (векселя) + коммерческие векселя.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.67 (0.01 с.) |