Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах и его факторы

Поиск

Предложение товаров и услуг в экономике обеспечивают фирмы. Поскольку цель экономической деятельности фирмы максимизация прибыли, то желание фирм производить товары определяется соотношением между выручкой от продаж и издержками на их производство. Поэтому вид кривой совокупного предложения, каждая точка которой показывает величину совокупного выпуска, т.е. стоимость того количества товаров и услуг, которое фирмы готовы предложить к продаже при каждом возможном уровне цен, зависит от соотношения скорости изменения цен на товары (что определяет выручку фирм) и цен на ресурсы (что определяет издержки фирм) и скорости уравновешивания рынков.

Факторы долгосрочного совокупного предложения

В долгосрочном периоде меняются и цены на товары, и цены на ресурсы (прежде всего номинальная заработная плата), все цены совершенно гибкие и изменяются пропорционально друг другу, и все рынки приходят во взаимное равновесие. Поэтому величина совокупного предложения не зависит от уровня цен. При любом уровне цен фирмы могут произвести ровно столько продукции, сколько позволяют имеющиеся в экономике ресурсы. Кривая долгосрочного совокупного предложения LRAS (long-run aggregate supply curve) имеет вертикальный вид, как в классической модели (рис. 3.7).

Ресурсы используются на уровне полной занятости, и реальный выпуск всегда находится на своем потенциальном (естественном) уровне Y*. Потенциальный объем выпуска — это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов (труда и капитала) и существующей технологии. Привлечение дополнительных ресурсов (прежде всего рабочей силы) в условиях их полной занятости требует роста цен на ресурсы (номинальной заработной платы), что увеличивает издержки фирм и приводит к росту цен на товары. В долгосрочном периоде происходит взаимная адаптация и пропорциональное изменение всех цен в экономике и взаимное уравновешивание всех рынков, меняются ожидания экономических агентов, и экономика возвращается к потенциальному объему производства Y*

Ценовые факторы (изменение общего уровня цен) не влияют на величину совокупного предложения (движение вдоль вертикальной кривой долгосрочного совокупного предложения из точки А в точку В на рис. 3.7,а). Величина выпуска остается на своем потенциальном уровне У*, но уровень цен растет от Рх до Р2. Таким образом, величина совокупного предложения в долгосрочном периоде абсолютно неэластична к уровню цен.

Неценовым фактором, который воздействует на само совокупное предложение в долгосрочном периоде и обусловливает сдвиг кривой LJRAS, является изменение количества и(или) качества (производительности) экономических ресурсов (труда — L, физического капитала — К, человеческого капитала — Я, природных ресурсов — N, технологических знаний — т)1, что лежит в основе изменения производственного потенциала экономики и поэтому изменения величины потенциального объема выпуска (от К,*до Y2*) при каждом уровне цен (рис. 3.7,6). Увеличение количества и(или) совершенствование качества экономических ресурсов сдвигает кривую долгосрочного совокупного предложения вправо от LRASl до LRASV что означает экономический рост. Соответственно уменьшение количества и(или) ухудшение качества экономических ресурсов обусловливает сокращение производственного потенциала экономики и уменьшение величины потенциального объема выпуска (сдвиг кривой LRAS влево).

Функция долгосрочного совокупного предложения имеет вид

AS = AS(L, К, Я, N, т).

Факторы краткосрочного совокупного предложения

В краткосрочном периоде цены на товары либо не меняются, либо меняются быстрее, чем цены на ресурсы.

Если все цены жесткие (фиксированная заработная плата и фиксированные цены на товары) и не меняются, что соответствует краткосрочному периоду и ситуации, когда в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов (высокий уровень безработицы), то величина совокупного предложения не зависит от уровня цен. Поскольку ресурсы не ограничены, цены на них не меняются, следовательно, не меняются издержки, и нет предпосылок для изменения уровня цен на товары. Поэтому рост объема выпуска происходит при неизменном уровне цен, и кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS (short-run aggregate supply curve) имеет горизонтальный вид, как в кейнсианской модели, (рис. 3.8,а,б). Так как производители могут произвести любое количество продукции при имеющемся уровне цен, то величина совокупного предложения определяется не уровнем цен, а желанием покупателей приобрести произведенные товары, т.е. совокупным спросом. Если совокупный спрос установится на уровне, соответствующем точке А, объем выпуска составит Yv а если на уровне, соответствующем точке В, т.е. фирмы будут уверены, что они смогут продать количество продукции, равное Yv они обеспечат именно такой объем выпуска. Однако ситуация жестких цен на товары и очень высокой безработицы в реальной экономике встречается достаточно редко, поэтому она получила название "крайний кейнсианский случай".

Как правило, в реальной экономике цены на товары растут быстрее, чем цены на ресурсы (ставка номинальной заработной платы).

Если цены на товары гибкие (меняются, адаптируясь к изменению рыночной конъюнктуры), а цены на ресурсы жесткие (не меняются), что характерно для краткосрочного периода в условиях современной экономики, имеющей инфляционный характер, в которой рост цен на товары обгоняет рост цен на ресурсы (заработной платы) и все большее значение приобретают ожидания экономических агентов относительно изменения уровня цен в будущем (инфляционные ожидания), то величина совокупного предложения находится в прямой зависимости от уровня цен (рис. 3.8,в). Кривая краткосрочного совокупного предложения по сути является кривой средних издержек. Поскольку целевой функцией фирмы выступает максимизация прибыли Я (profit), которая на единицу продукции равна разнице между ценой товара Р (price) и издержками на его производство АТС (average total costs)

Следует отметить, что Кейнс основывал свою теорию на положении о жесткости номинальной заработной платы и не утверждал, что в реальной экономике цены на товары обязательно жесткие, признавая возможность их некоторого роста, т.е. умеренной инфляции. Условие жесткости цен является лишь теоретической предпосылкой модели Кейнса.

Л=Р-АТС, то при прочих равных условиях (при неизменных средних издержках) чем выше уровень цен (Р > Р2), тем больше товаров и услуг готовы предложить на рынок производители, т.е. тем больше величина совокупного предложения (У > Y2) (рис. 3.8,в). Кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS имеет положительный наклон.

Крайний кейнсианский случай

       
   
     

а)

Ценовые факторы

Р

SRAS

б)

V % Y,

Puc.3.8. Воздействие ценовых и неценовых факторов на совокупное предложение в краткосрочном периоде

Таким образом, ценовые факторы (изменение общего уровня цен) влияют при прочих равных условиях (неизменных издержках) на величину совокупного предложения в краткосрочном периоде и объясняют движение вдоль кривой SRAS (из точки А в точку В на рис. 3.8,в).

Неценовыми факторами, воздействующими на само совокупное предложение в краткосрочном периоде, и сдвигающими кривую совокупного предложения, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции (средние издержки) при каждом уровне цен, т.е. изменение прочих равных условий. Если издержки растут, совокупное предложение сокращается, и кривая совокупного предложения сдвигается вверх (рис. 3.8,6) или влево-вверх (рис. 3.8,г) от SRASi до SRASy Если издержки снижаются, то совокупное предложение увеличивается и кривая совокупного предложения сдвигается вниз (рис. 3.8,6) или вправо-вниз (рис. 3.8,г) от SRASl до SRAS2.

К неценовым факторам совокупного предложения в краткосрочном периоде относятся:

цены на ресурсы (Р) — чем выше цены на ресурсы, тем больше издержки и тем меньше совокупное предложение. Основные компоненты издержек: цены на сырье и материалы; ставка заработной платы — цена труда; ставка процента — цена аренды капитала или цена заемных средств (таким образом, ставка процента является неценовым фактором и совокупного спроса и совокупного предложения).

На величину цен на ресурсы влияют:

количество ресурсов — чем большими запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы;

цены на импортные ресурсы их рост, особенно для ресурсоимпортирующих стран, увеличивает издержки и сокращает совокупное предложение, и наоборот;

степень монополизма на рынке сырьевых ресурсов, т.е. чем выше степень монополизации на ресурсных рынках, тем выше цены на ресурсы, а поэтому издержки, и тем, следовательно, меньше совокупное предложение;

степень юнионизации рынка труда — чем больше сила профсоюзов и чем большее количество рабочих охвачено ими, тем выше ставка заработной платы и выше издержки фирм;

количество ресурсов (Q) — чем больше ресурсов вовлечено в производство, тем при прочих равных условиях больше совокупный выпуск, т.е. совокупное предложение. Например, сокращение уровня безработицы ведет к росту совокупного предложения, а ее рост к снижению совокупного объема выпуска;

производительность ресурсов (г), представляющая собой отношение общего объема производства к затратам, т.е. это величина, обратная издержкам на единицу продукции. Чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и больше совокупное предложение. Главной причиной роста производительности является технологический прогресс;

технологический прогресс (т) — обеспечивает появление и использование более совершенных технологий, более производительного оборудования и требует роста уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочих, что снижает издержки на единицу продукции и увеличивает совокупное предложение. Технологический прогресс ведет к росту производственного потенциала страны и поэтому влияет на совокупное предложение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде и воздействует как на совокупное предложение, так и на совокупный спрос;

налоги на бизнес (Тх) — фирмы рассматривают налоги на предпринимательство, особенно косвенные, как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения;

трансферты (субсидии) фирмам (Тг) — их можно рассматривать как антиналоги, поэтому воздействие трансфертов на совокупное предложение положительное;

государственное регулирование экономики (Gmanagement) — чем больше государство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих экономику учреждений оно создает и чем выше степень бюрократизма, тем больше бремя содержания аппарата чиновников и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения.

14. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

Под шоком понимают неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные и негативные шоки.

Позитивные шоки - ϶ᴛᴏ неожиданное резкое увеличение совокупного спроса (что графически отображается сдвигом вправо кривой AD) или совокупного предложения (что отображается сдвигом кривой AS˸ вниз, в случае если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо-вниз, в случае если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, в случае если она вертикальна (LRAS).

Негативные шоки - ϶ᴛᴏ неожиданное резкое сокращение совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево) или совокупного предложения (сдвиг кривой Asв зависимости от ее вида˸ вверх (SRAS), влево-вверх (SRAS) или влево (LRAS).

Причинами позитивных шоков совокупного предложения являются:

· резкое непредвиденное увеличение предложения денег (денежной массы);

·неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора).

Причинами негативных шоков совокупного спро са могут служить:

· неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы);

· резкое сокращение совокупных расходов.

Причинами негативных шоков предложения, которые еще называют ценовыми шоками, относятся:

· рост цен на сырьевые ресурсы, являющиеся одним из базовых компонентов издержек;

· борьба профсоюзов за повышение номинальной ставки заработной платы, которая также составляет значительную часть издержек;

· экологические меры государства (законы об охране окружающей среды), что вынуждает фирмы строить очистные сооружения, использовать фильтры и т.п. и значительно увеличивает издержки, что сказывается на величине выпуска; стихийные бедствия, приводящие к серьезным нарушениям и наносящим урон экономике.

Причинами позитивных шоков предложения являются˸

· снижение цен на сырьевые ресурсы;

· изменения в технологии.

Шок – это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают позитивные шоки (неожиданное резкое увеличение) и негативные шоки (неожиданное резкое сокращение) AD и AS.

Позитивные шоки совокупного спроса сдвигают кривую AD вправо. Позитивные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS: вниз, если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо вниз, если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, если она вертикальна (LRAS).

Негативные шоки совокупного спроса сдвигают кривую AD влево, а негативные шоки совокупного предложения сдвигают кривую AS в зависимости от ее вида вверх (SRAS), влево вверх (SRAS) или влево (LRAS).

Причинами позитивных шоков совокупного спроса могут быть либо резкое непредвиденное увеличение предложения денег, либо неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора). Механизм и последствия воздействия позитивного шока совокупного спроса на экономику фактически рассмотрены выше (рис. 3.10), и в краткосрочном периоде проявляются в виде инфляционного разрыва выпуска, когда фактический ВВП превышает потенциальный (Y 2 > Y *), что в итоге ведет к росту уровня цен (инфляции).

Противоположными являются последствия негативного шока (резкого сокращения) совокупного спроса (рис. 3.11), причинами которого могут быть либо неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы), либо резкое сокращение совокупных расходов. В краткосрочном периоде это ведет к уменьшению объема выпуска и означает переход экономики из точки А в точку В – точку краткосрочного равновесия (снижение совокупного спроса, т. е. совокупных расходов, обусловливает увеличение запасов фирм, затоваривание, невозможность продать произведенную продукцию, что служит причиной свертывания производства). Появляется рецессионный разрыв выпуска – ситуация, когда фактический ВВП меньше потенциального (Y 2 < Y *). В условиях совершенной конкуренции предприниматели начнут снижать цены на свою продукцию, уровень цен снизится (от Р 1 до Р 2), т. е. произойдет дефляция (в экономической литературе поэтому можно встретить понятие дефляционного разрыва), величина совокупного спроса увеличится (движение вдоль кривой AD), и экономика попадет в точку С – точку долгосрочного равновесия, где объем производства равен потенциальному.

Подобная ситуация может иметь место лишь в условиях совершенной конкуренции. При несовершенной конкуренции действует так называемый «эффект храповика» (храповик в технике – это механизм, позволяющий устройству двигаться только вперед).

15. День­ги – это осо­бый об­щес­твен­но приз­нанный то­вар, все­об­щий эк­ви­валент.

Де­неж­ная сис­те­ма – ис­то­ричес­ки сло­жив­ша­яся в дан­ной стра­не и ус­та­нов­ленная за­коном фор­ма ор­га­низа­ции де­неж­но­го об­ра­щения.

Тен­денции раз­ви­тия сов­ре­мен­ной де­неж­ной сис­те­мы:

1) зо­лото вы­тес­не­но из де­неж­но­го обо­рота в ка­чес­тве пла­теж­но­го средс­тва;

2) из де­неж­но­го обо­рота вы­тес­ня­ют­ся бу­маж­ные день­ги;

3) на­ци­ональ­ные день­ги вы­тес­ня­ют­ся кол­лектив­ны­ми ва­люта­ми (Ев­ро­со­юз и его еди­ница ев­ро).

В рам­ках де­неж­ной сис­те­мы про­ис­хо­дит де­неж­ное об­ра­щение – это дви­жение де­нег во внут­реннем обо­роте стра­ны в на­лич­ной и без­на­лич­ной фор­мах в ка­чес­тве средс­тва пла­тежа за то­вары и ус­лу­ги. В за­виси­мос­ти от ви­да об­ра­ща­емых де­нег су­щес­тву­ет нес­коль­ко ти­пов де­неж­ных сис­тем:

1) ме­тал­ли­чес­кое об­ра­щение;

2) об­ра­щение кре­дит­ных и бу­маж­ных де­нег.

Ме­тал­ли­чес­кое об­ра­щение – это си­ту­ация, ког­да на де­неж­ном рын­ке в об­ра­щении на­ходят­ся пол­но­цен­ные мо­неты, а кре­дит­ные день­ги сво­бод­но об­ме­нива­ют­ся на де­неж­ный ме­талл.

Об­ра­щение кре­дит­ных и бу­маж­ных де­нег – это си­ту­ация, ког­да не про­ис­хо­дит об­ме­на де­нег на зо­лото, зо­лото во­об­ще не об­ра­ща­ет­ся на де­неж­ном рын­ке.

Ос­новны­ми эле­мен­та­ми де­неж­ной сис­те­мы яв­ля­ют­ся:

1) де­неж­ная еди­ницы стра­ны (нап­ри­мер, рубль);

2) мас­штаб цен;

3) ви­ды де­неж­ных зна­ков;

4) по­рядок об­ра­щения де­нег, их вы­пуск и изъ­ятие;

5) по­рядок де­неж­но­го обес­пе­чения;

6) ме­тоды пла­ниро­вания де­неж­но­го об­ра­щения;

7) ва­лют­ный курс;

8) ме­ханиз­мы и ин­сти­туты, под­держи­ва­ющие де­неж­ное об­ра­щение.

Мас­штаб цен – это ус­та­нов­ле­ние де­неж­ной еди­ницы, при­рав­ненной к оп­ре­делен­но­му ко­личес­тву зо­лота.

Де­неж­ный ры­нок – это вид рын­ка, обес­пе­чива­ющий вза­имо­дей­ствие спро­са на день­ги и его пред­ло­жения.

Для оп­ре­деле­ния ко­личес­тва де­неж­ной мас­сы ис­поль­зу­ет­ся урав­не­ние Фи­шера:

MV = PQ,

где M – ко­личес­тво де­нег;

V – ско­рость об­ра­щения;

P – це­ны;

Q – ко­личес­тво то­варов.

16. Спрос на день­ги. Концепции спроса на деньги.

Спрос на день­ги вы­зыва­ет­ся не­об­хо­димостью по­луче­ния то­варов и ус­луг. Об­щий спрос на день­ги сос­то­ит из:

1) спро­са на день­ги для сде­лок – чем боль­ше до­ход в об­щес­тве, тем боль­ше со­вер­ша­ет­ся сде­лок, тем вы­ше уро­вень цен, тем боль­ше тре­бу­ет­ся де­нег для со­вер­ше­ния эко­номи­чес­ких сде­лок в рам­ках на­ци­ональ­ной эко­номи­ки;

2) спро­са на день­ги как средс­тва сох­ра­нения сто­имос­ти, ко­торый из­ме­ня­ет­ся об­ратно про­пор­ци­ональ­но про­цен­тной став­ке.

Фак­то­ры, вли­яющие на спрос на день­ги:

1) спрос на фи­нан­со­вые ак­ти­вы;

2) спрос на де­неж­ные средс­тва для хо­зяй­ствен­ной де­ятель­нос­ти;

3) про­цен­тные став­ки по фи­нан­со­вым ак­ти­вам;

4) ско­рость об­ра­щения де­нег;

5) ва­лют­ные фак­то­ры;

6) не­об­хо­димость фи­нан­си­рова­ния ин­но­ваций;

7) бан­ков­ские и фи­нан­со­вые тех­но­логии;

8) ин­тенсив­ность про­цес­сов сбе­реже­ния.

17. Пред­ло­жение де­нег. Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор.

Пред­ло­жение де­нег – ко­личес­тво де­нег, ко­торое мо­жет быть в об­ра­щении. Оно вклю­ча­ет в се­бя на­лич­но-де­неж­ное об­ра­щение (об­слу­жива­ет глав­ном об­ра­зом на­селе­ние) и без­на­лич­ный обо­рот (для об­слу­жива­ния опе­раций ор­га­низа­ций пос­редс­твом пе­рево­да де­нег по сче­там и за­чета вза­им­ных тре­бова­ний).

Го­воря об ис­поль­зо­вании де­нег при рас­че­тах, не­об­хо­димо упо­мянуть о лик­виднос­ти.

Лик­видность – это спо­соб­ность эко­номи­чес­ко­го ак­ти­ва вы­пол­нять фун­кции де­нег (выс­ту­пать в ка­чес­тве средс­тва пла­тежа). В те­ории каж­дый то­вар (ак­тив) мож­но при­менять в ка­чес­тве пла­тежа. Все де­ло в рас­хо­дах на об­мен од­но­го ак­ти­ва по срав­не­нию с ана­логич­ны­ми рас­хо­дами при об­ме­не дру­гого ак­ти­ва (транзакционные из­дер­жки). Та­ким об­ра­зом, все ак­ти­вы мож­но рас­по­ложить по сте­пени убы­вания лик­виднос­ти. На­лич­ные день­ги – это аб­со­лют­но лик­видный ак­тив, так как лег­ко прев­ра­ща­ет­ся в средс­тво оп­ла­ты; к аб­со­лют­но не­лик­видным то­варам от­но­сят­ся обыч­ные бла­га. Лик­видность ох­ва­тыва­ет три осо­бен­ности ак­ти­ва:

1) воз­можность ис­поль­зо­вания ак­ти­ва в ка­чес­тве средс­тва пла­тежа;

2) ско­рость и лег­кость прев­ра­щения ак­ти­ва в средс­тво оп­ла­ты;

3) спо­соб­ность ак­ти­ва сох­ра­нять во вре­мени и прос­транс­тве свою пер­во­началь­ную сто­имость (ан­ти­ин­фля­ци­он­ная ус­той­чи­вость).

Де­неж­ная мас­са – это сум­ма без­на­лич­ных и на­лич­ных де­нег, а так­же дру­гих средств пла­тежа, ко­торые на­ходят­ся в об­ра­щении. Для опи­сания ха­рак­те­рис­ти­ки де­неж­ной мас­сы при­меня­ют­ся обоб­щенные по­каза­тели, на­зыва­емые аг­ре­гата­ми и за­вися­щие от уров­ня лик­виднос­ти. На­пом­ним, что су­щес­тву­ют сле­ду­ющие де­неж­ные аг­ре­гаты:

М0 = на­лич­ные день­ги;

М1 = на­лич­ные день­ги + де­пози­ты (вкла­ды) до вос­тре­бова­ния;

М2 = на­лич­ные день­ги + де­пози­ты (вкла­ды) до вос­тре­бова­ния +

+ сбе­рега­тель­ные де­пози­ты + мел­кие сроч­ные де­пози­ты;

М3 = на­лич­ные день­ги + де­пози­ты (вкла­ды) до вос­тре­бова­ния +

+ сбе­рега­тель­ные де­пози­ты + мел­кие сроч­ные де­пози­ты +

+ круп­ные сроч­ные де­пози­ты;

L = вся де­неж­ная мас­са, вы­ражен­ная аг­ре­гатом М3 + сбе­рега­тель­ные об­ли­гации + крат­косроч­ные го­сударс­твен­ные обя­затель­ства (век­се­ля) + ком­мерчес­кие век­се­ля.

 
Денежный мультипликатор - это коэффициент самовозрастания денег, он показывает, как изменяется предложение денег при изменении денежной базы на единицу. В случае, когда денежная масса в экономике состоит из наличности и депозитов, денежный мультипликатор определяется как отношение денежной массы к денежной базе (наличность и обязательные резервы). В том случае, когда деньги существуют лишь на счетах КБ (в виде депозитов), денежный мультипликатор представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов: М= 1/r - Депозиты D / Резервы R. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервирования уменьшают денежный мультипликатор, и наоборот. Денежный мультипликатор позволяет рассчитать максимальное увеличение количества денег в экономике с помощью следующей формулы: М = Ет, где Е - избыточные резервы КБ; т - денежный мультипликатор. Следовательно, предложение денег зависит от денежной базы и денежного мультипликатора. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу, изменение которой оказывает мультипликационный эф  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.67 (0.01 с.)