Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная политика государства: понятие, принципы и способы её реализации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «социальный» означает все то, что связано с благосостоянием и взаимоотношениями людей в обществе, с качеством их жизни. Поэтому сущность социальной политики государства заключается в обеспечении благоприятных условий жизни людей. Рынок не может обеспечить всем членам общества необходимый уровень жизни. Для решения этой проблемы государство использует социальную политику. Существует два направления социальной политики: 1) обеспечение всех трудоспособных слоев населения благоприятными условиями для труда и развития бизнеса: а) поощрение малого бизнеса; б) регулирование трудовых отношений; в) поддержание высокой занятости населения; 2) обеспечение определенного стандарта благосостояния для всех членов общества: а) перераспределение доходов в обществе; б) начисление пособий по нетрудоспособности, субсидий для малообеспеченных семей, начисление пенсий; в) предоставление общего образования и необходимой медицинской помощи. Показателем эффективности социальной политики выступают качество и уровень жизни населения. Качество жизни – это показатель материального, социального, физического и культурного благополучия населения. Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами и услугами, а также степень удовлетворения потребностей членов общества. Система показателей уровня и качества жизни, которая рекомендуется ООН, включает в себя 12 групп параметров: 1) рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения; 2) санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продовольственных товаров; 4) жилищные условия; 5) образование и культура; 6) условия труда и занятость; 7) доходы и расходы населения; 8) стоимость жизни и потребительские цены; 9) транспортные средства; 10) организация отдыха; 11) социальное обеспечение; 12) свобода человека. Уровень жизни можно рассматривать как для отдельных групп населения (дифференцированный уровень), так и для населения в целом (глобальный уровень). В основе дифференциации населения по уровню жизни лежит проблема неравенства доходов. В уровне доходов существует дифференциация. Для ее определения используется кривая Лоренца (рис. 17).
Рис. 17. Кривая Лоренца Используя эту кривую, можно сравнивать доходы различных групп населения. Она показывает разрыв между абсолютным равенством и фактическим неравенством. Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом: площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов, относят к площади треугольника 0АВ. Полученный результат является коэффициентом Джини. Понятно, что при коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии «абсолютной уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, – в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства». В экономической теории известно два подхода к государственной политике доходов: 1) социальный – общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности; задача государства – оказывать помощь малоимущим, безработным, инвалидам и т. д.; 2) рыночный – задачей государства является создание условий для повышения человеком своих доходов за счет собственной экономической активности, а не гарантирование определенного уровня доходов. В качестве инструмента социальной политики государство использует систему социальной защиты населения. Социальная защита – это система мер по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Существуют различные модели в области социальной защищенности. Наиболее распространенной является модель 3-канальной социальной помощи, при которой осуществляется поддержка граждан по 3 направлениям: 1) государственное социальное страхование – основная часть выплат приходится на пенсии по старости, инвалидности, по утере кормильца, на медицинскую помощь; 2) государственное вспомоществование осуществляется в денежной и натуральной форме определенным категориям граждан – престарелым, слепым, инвалидам, нуждающимся семьям с детьми и т. п.; 3) частная система социального страхования предусматривает возможность добровольных отчислений граждан (например, работодателей) для осуществления дополнительных гарантий в области социальной поддержки населения (переход на систему накопительных пенсий, добровольного медицинского страхования граждан, их семей и т. д.). В период перехода к рыночной экономике в связи с быстрым ростом цен необходимо привести в соответствие относительно фиксированные доходы и повышение стоимости жизни. Для этого могут применяться: 1) индексация доходов – метод компенсирования доходов граждан в случае повышения цен на товары и услуги, которое приводит к снижению уровня жизни. Индексация доходов бывает следующих видов: а) ретроспективной (компенсируются прошлые потери); б) ожидаемой (компенсируются будущие потери), иногда ее называют компенсацией; 2) адаптация – повышение фиксированных выплат по мере роста стоимости жизни. Государство должно проводить социальную политику, направленную на выравнивание доходов населения и достижение социальной стабильности в обществе. Эта политика может реализовываться через следующие меры: 1) проведение соответствующей фискальной политики, взимания налогов с прибыли и личных доходов; 2) осуществление трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения; 3) установление предельных цен на товары первой необходимости, а также ставок минимальной заработной платы; 4) субсидирование некоторых жизненно важных отраслей экономики, что позволяет поддерживать определенный уровень жизни населения. 42. Доходы населения: источники их формирования и неравенство распределения. Доходы – сумма денежных средств, получаемых за определенный период и предназначаемых для приобретения благ и услуг для потребления. Можно выделить 3 главных источника доходов: 1) заработную плату; 2) доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента); 3) социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.). Проблема доходов выступает прежде всего как проблема совокупного дохода семьи. Поэтому можно сказать, что совокупный доход семьи формируется за счет названных источников. В уровне доходов существует дифференциация. Для ее определения используется кривая Лоренца (рис. 17).
Рис. 17. Кривая Лоренца
Используя эту кривую, можно сравнивать доходы различных групп населения. Она показывает разрыв между абсолютным равенством и фактическим неравенством. Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом: площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов, относят к площади треугольника 0АВ. Полученный результат является коэффициентом Джини. Понятно, что при коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии «абсолютной уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, – в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства». Доходы определяют возможности людей в еде, одежде, получении образования, приобретении товаров первой необходимости и т. д. Существуют 3 основных показателя доходов: 1) номинальный доход – это общее количество денег, которое получает человек за определенный период времени. Структура номинального дохода включает в себя такие элементы, как: а) факторные доходы (полученные от использования собственных факторов производства – заработная плата, рента, процент на капитал, прибыль); б) выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансфертные платежи); в) другие поступления (дивиденды на акции, проценты по вкладам в банки, лотерейные выигрыши и т. д.); 2) располагаемый доход – это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей; 3) реальный доход – это то количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму располагаемого дохода. Выделяют 4 принципа распределения доходов населения: 1) уравнительное распределение – предполагает получение равных (одинаковых) доходов всех членов общества (характерен для первобытного общества); 2) рыночное распределение – предполагает, что каждый владелец факторов производства получает различные доходы; 3) распределение по накопленному имуществу – предполагает получение дополнительных доходов теми, кто накапливает и перепродает по наследству какую-либо собственность; 4) привилегированное распределение – предполагает льготное распределение для определенного круга лиц. Следовательно, социальная стабильность есть следствие высокого уровня благосостояния населения. В экономической теории известно два подхода к государственной политике доходов: 1) социальный – общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности; задача государства – оказывать помощь малоимущим, безработным, инвалидам и т. д.; 2) рыночный – задачей государства является создание условий для повышения человеком своих доходов за счет собственной экономической активности, а не гарантирование определенного уровня доходов. В качестве инструмента социальной политики государство использует систему социальной защиты населения. 43. Измерение неравенства в распределении доходов. Бедность и ее черты В западной экономической литературе выдвигают следующие причины неравенства доходов. 1. Люди имеют неодинаковые умственные, физические и эстетические способности. Наличие высоких интеллектуальных способностей дает возможность иметь относительно высокооплачиваемую работу. Лица, обладающие сравнительно низким уровнем умственного развития, обречены на низкооплачиваемые работы. Наличие особых физических способностей позволяет быть высокооплачиваемыми спортсменами и получать высокую заработную плату. Имея эстетические способности, индивид становится высококвалифицированным музыкантом или художником. Следовательно, обладая талантами, индивиды вносят более высокий вклад в создание ВВП, что приносит им более высокие доходы. 2. Люди имеют различный уровень образования. Чем выше профессиональная подготовка, тем выше оплата труда. Например, в США лица, имеющие начальное образование, получают заработную плату втрое меньшую в сравнении с лицами с высшим образованием. Чем выше уровень образования, тем больше требуется инвестиций в человеческий фактор. 3. Люди неодинаково наделены собственностью. Одни граждане имеют мало или вовсе не имеют собственности. Другие обладают большим объемом собственности (машины, оборудование, недвижимость, земля и прочее). В результате «богатство рождает богатство», т.е. на собственность получают большие доходы. Кроме названных выше имеются и другие факторы, обеспечивающие неравенство в распределении доходов. Различают два вида доходов: номинальные и реальные. Номинальный доход - это денежная форма доли национального дохода, поступающая в личное потребление индивида. Реальный доход характеризует количество материальных благ и услуг, которое индивид может приобрести на свои денежные доходы, т. е. реальный доход выражается в средствах существования, которые можно купить на денежный доход. Его величина зависит от ряда факторов: от размера денежных доходов, объема бесплатных и льготных услуг и от уровня цен на предметы потребления и тарифов на услуги, размера взимаемых налогов и др. Чтобы получить действительную величину реальных доходов, необходимо из общей суммы всех денежных и натуральных доходов вычесть платежи в бюджет, взносы в общественные и кооперативные организации, прирост денежных сбережений всех видов, а также часть расходов на оплату услуг, превышающих стоимость их материального содержания. Оставшаяся сумма, равная стоимости потребленных и частично накопленных материальных благ, образует фонд конечных (реально используемых на потребление и накопление в данном периоде) доходов. Выделяют функциональное и персональное распределение доходов. Под функциональным распределением дохода понимается присвоение дохода за обладание каким-либо фактором производства: трудом, капиталом, землей. В результате формируются первичные доходы в виде заработной платы, прибыли и процентного дохода, ренты. Персональное распределение доходов - это распределение доходов между семьями, которые располагаются в зависимости от размера получаемого дохода. Бедность и ее черты Бедность — это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Бедность не имеет какого-либо однозначного показателя. Различают абсолютную и относительную черту бедности. Абсолютная черта бедности — минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В России — это прожиточный минимум. Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС — ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране). Бедность характеризуется следующими показателями: • число бедных; • коэффициент глубины бедности; • коэффициент остроты бедности. Число бедных изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране. В России по некоторым источникам число бедных превышает 25% общей численности семей. Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума и характеризуется величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенной с общим числом обследуемых семей. Коэффициент остроты бедности — средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного дефицита доходов, соотнесенного с общим числом обследуемых семей. Профиль бедности связан со статусом занятий населения. Больше всего бедных среди лиц престарелого возраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.014 с.) |