Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная политика государства: понятие, принципы и способы её реализации.

Поиск

По­нятие «со­ци­аль­ный» оз­на­ча­ет все то, что свя­зано с бла­госос­то­яни­ем и вза­имо­от­но­шени­ями лю­дей в об­щес­тве, с ка­чес­твом их жиз­ни.

По­это­му сущ­ность со­ци­аль­ной по­лити­ки го­сударс­тва зак­лю­ча­ет­ся в обес­пе­чении бла­гоп­ри­ят­ных ус­ло­вий жиз­ни лю­дей.

Ры­нок не мо­жет обес­пе­чить всем чле­нам об­щес­тва не­об­хо­димый уро­вень жиз­ни. Для ре­шения этой проб­ле­мы го­сударс­тво ис­поль­зу­ет со­ци­аль­ную по­лити­ку.

Су­щес­тву­ет два нап­равле­ния со­ци­аль­ной по­лити­ки:

1) обес­пе­чение всех тру­дос­по­соб­ных сло­ев на­селе­ния бла­гоп­ри­ят­ны­ми ус­ло­ви­ями для тру­да и раз­ви­тия биз­не­са:

а) по­ощ­ре­ние ма­лого биз­не­са;

б) ре­гули­рова­ние тру­довых от­но­шений;

в) под­держа­ние вы­сокой за­нятос­ти на­селе­ния;

2) обес­пе­чение оп­ре­делен­но­го стан­дарта бла­госос­то­яния для всех чле­нов об­щес­тва:

а) пе­рерас­пре­деле­ние до­ходов в об­щес­тве;

б) на­чис­ле­ние по­собий по нет­ру­дос­по­соб­ности, суб­си­дий для ма­ло­обес­пе­чен­ных се­мей, на­чис­ле­ние пен­сий;

в) пре­дос­тавле­ние об­ще­го об­ра­зова­ния и не­об­хо­димой ме­дицин­ской по­мощи.

По­каза­телем эф­фектив­ности со­ци­аль­ной по­лити­ки выс­ту­па­ют ка­чес­тво и уро­вень жиз­ни на­селе­ния.

Ка­чес­тво жиз­ни – это по­каза­тель ма­тери­аль­но­го, со­ци­аль­но­го, фи­зичес­ко­го и куль­тур­но­го бла­гопо­лучия на­селе­ния.

Уро­вень жиз­ни – обес­пе­чен­ность на­селе­ния не­об­хо­димы­ми для жиз­ни ма­тери­аль­ны­ми и ду­хов­ны­ми бла­гами и ус­лу­гами, а так­же сте­пень удов­летво­рения пот­ребнос­тей чле­нов об­щес­тва.

Сис­те­ма по­каза­телей уров­ня и ка­чес­тва жиз­ни, ко­торая ре­комен­ду­ет­ся О­ОН, вклю­ча­ет в се­бя 12 групп па­рамет­ров:

1) рож­да­емость, смер­тность и дру­гие де­мог­ра­фичес­кие ха­рак­те­рис­ти­ки на­селе­ния;

2) са­нитар­но-ги­ги­ени­чес­кие ус­ло­вия жиз­ни;

3) пот­ребле­ние про­доволь­ствен­ных то­варов;

4) жи­лищ­ные ус­ло­вия;

5) об­ра­зова­ние и куль­ту­ра;

6) ус­ло­вия тру­да и за­нятость;

7) до­ходы и рас­хо­ды на­селе­ния;

8) сто­имость жиз­ни и пот­ре­битель­ские це­ны;

9) тран­спортные средс­тва;

10) ор­га­низа­ция от­ды­ха;

11) со­ци­аль­ное обес­пе­чение;

12) сво­бода че­лове­ка.

Уро­вень жиз­ни мож­но рас­смат­ри­вать как для от­дель­ных групп на­селе­ния (диф­фе­рен­ци­рован­ный уро­вень), так и для на­селе­ния в це­лом (гло­баль­ный уро­вень). В ос­но­ве диф­фе­рен­ци­ации на­селе­ния по уров­ню жиз­ни ле­жит проб­ле­ма не­равенс­тва до­ходов.

В уров­не до­ходов су­щес­тву­ет диф­фе­рен­ци­ация. Для ее оп­ре­деле­ния ис­поль­зу­ет­ся кри­вая Ло­рен­ца (рис. 17).

Рис. 17. Кри­вая Ло­рен­ца

Ис­поль­зуя эту кри­вую, мож­но срав­ни­вать до­ходы раз­личных групп на­селе­ния. Она по­казы­ва­ет раз­рыв меж­ду аб­со­лют­ным ра­венс­твом и фак­ти­чес­ким не­равенс­твом.

Для рас­че­та кон­крет­но­го уров­ня не­равенс­тва в рас­пре­деле­нии до­ходов пос­ту­па­ют сле­ду­ющим об­ра­зом: пло­щадь, об­ра­зован­ную ли­ни­ями рав­но­мер­но­го и не­рав­но­мер­но­го рас­пре­деле­ния до­ходов, от­но­сят к пло­щади тре­уголь­ни­ка 0АВ. По­лучен­ный ре­зуль­тат яв­ля­ет­ся ко­эф­фи­ци­ен­том Джи­ни. По­нят­но, что при ко­эф­фи­ци­ен­те, близ­ком к ну­лю, об­щес­тво на­ходит­ся в сос­то­янии «аб­со­лют­ной урав­ни­лов­ки», а при ко­эф­фи­ци­ен­те, рав­ном еди­нице, – в си­ту­ации «ни­щего боль­шинс­тва и свер­хбо­гато­го мень­шинс­тва».

В эко­номи­чес­кой те­ории из­вес­тно два под­хо­да к го­сударс­твен­ной по­лити­ке до­ходов:

1) со­ци­аль­ный – об­щес­тво дол­жно га­ран­ти­ровать каж­до­му граж­да­нину до­ходы, не поз­во­ля­ющие ему опус­тить­ся ни­же чер­ты бед­ности; за­дача го­сударс­тва – ока­зывать по­мощь ма­ло­иму­щим, без­ра­бот­ным, ин­ва­лидам и т. д.;

2) ры­ноч­ный – за­дачей го­сударс­тва яв­ля­ет­ся соз­да­ние ус­ло­вий для по­выше­ния че­лове­ком сво­их до­ходов за счет собс­твен­ной эко­номи­чес­кой ак­тивнос­ти, а не га­ран­ти­рова­ние оп­ре­делен­но­го уров­ня до­ходов.

В ка­чес­тве инс­тру­мен­та со­ци­аль­ной по­лити­ки го­сударс­тво ис­поль­зу­ет сис­те­му со­ци­аль­ной за­щиты на­селе­ния.

Со­ци­аль­ная за­щита – это сис­те­ма мер по обес­пе­чению ус­той­чи­вос­ти об­щес­твен­но нор­маль­но­го ма­тери­аль­но­го и со­ци­аль­но­го по­ложе­ния граж­дан.

Су­щес­тву­ют раз­личные мо­дели в об­ласти со­ци­аль­ной за­щищен­ности. На­ибо­лее рас­простра­нен­ной яв­ля­ет­ся мо­дель 3-ка­наль­ной со­ци­аль­ной по­мощи, при ко­торой осу­щест­вля­ет­ся под­дер­жка граж­дан по 3 нап­равле­ни­ям:

1) го­сударс­твен­ное со­ци­аль­ное стра­хова­ние – ос­новная часть вып­лат при­ходит­ся на пен­сии по ста­рос­ти, ин­ва­лид­ности, по уте­ре кор­миль­ца, на ме­дицин­скую по­мощь;

2) го­сударс­твен­ное вспо­мощес­тво­вание осу­щест­вля­ет­ся в де­неж­ной и на­тураль­ной фор­ме оп­ре­делен­ным ка­тего­ри­ям граж­дан – прес­та­релым, сле­пым, ин­ва­лидам, нуж­да­ющим­ся семь­ям с деть­ми и т. п.;

3) час­тная сис­те­ма со­ци­аль­но­го стра­хова­ния пре­дус­матри­ва­ет воз­можность доб­ро­воль­ных от­числе­ний граж­дан (нап­ри­мер, ра­бото­дате­лей) для осу­щест­вле­ния до­пол­ни­тель­ных га­ран­тий в об­ласти со­ци­аль­ной под­дер­жки на­селе­ния (пе­реход на сис­те­му на­копи­тель­ных пен­сий, доб­ро­воль­но­го ме­дицин­ско­го стра­хова­ния граж­дан, их се­мей и т. д.).

В пе­ри­од пе­рехо­да к ры­ноч­ной эко­номи­ке в свя­зи с быс­трым рос­том цен не­об­хо­димо при­вес­ти в со­от­ветс­твие от­но­ситель­но фик­си­рован­ные до­ходы и по­выше­ние сто­имос­ти жиз­ни. Для это­го мо­гут при­менять­ся:

1) ин­декса­ция до­ходов – ме­тод ком­пенси­рова­ния до­ходов граж­дан в слу­чае по­выше­ния цен на то­вары и ус­лу­ги, ко­торое при­водит к сни­жению уров­ня жиз­ни. Ин­декса­ция до­ходов бы­ва­ет сле­ду­ющих ви­дов:

а) рет­роспек­тивной (ком­пенси­ру­ют­ся прош­лые по­тери);

б) ожи­да­емой (ком­пенси­ру­ют­ся бу­дущие по­тери), иног­да ее на­зыва­ют ком­пенса­ци­ей;

2) адап­та­ция – по­выше­ние фик­си­рован­ных вып­лат по ме­ре рос­та сто­имос­ти жиз­ни.

Го­сударс­тво дол­жно про­водить со­ци­аль­ную по­лити­ку, нап­равлен­ную на вы­рав­ни­вание до­ходов на­селе­ния и дос­ти­жение со­ци­аль­ной ста­биль­нос­ти в об­щес­тве. Эта по­лити­ка мо­жет ре­али­зовы­вать­ся че­рез сле­ду­ющие ме­ры:

1) про­веде­ние со­от­ветс­тву­ющей фис­каль­ной по­лити­ки, взи­мания на­логов с при­были и лич­ных до­ходов;

2) осу­щест­вле­ние тран­сфертных пла­тежей со­ци­аль­но не­защи­щен­ным сло­ям на­селе­ния;

3) ус­та­нов­ле­ние пре­дель­ных цен на то­вары пер­вой не­об­хо­димос­ти, а так­же ста­вок ми­нималь­ной за­работ­ной пла­ты;

4) суб­си­диро­вание не­кото­рых жиз­ненно важ­ных от­раслей эко­номи­ки, что поз­во­ля­ет под­держи­вать оп­ре­делен­ный уро­вень жиз­ни на­селе­ния.

42. До­ходы населения: источники их формирования и неравенство распределения.

Доходы – сум­ма де­неж­ных средств, по­луча­емых за оп­ре­делен­ный пе­ри­од и пред­назна­ча­емых для при­об­ре­тения благ и ус­луг для пот­ребле­ния. Мож­но вы­делить 3 глав­ных ис­точни­ка до­ходов:

1) за­работ­ную пла­ту;

2) до­ходы от собс­твен­ности (ди­виден­ды, про­цен­ты, рен­та);

3) со­ци­аль­ные вып­ла­ты (пен­сии, по­собия по без­ра­боти­це и т. п.).

Проб­ле­ма до­ходов выс­ту­па­ет преж­де все­го как проб­ле­ма со­вокуп­но­го до­хода семьи. По­это­му мож­но ска­зать, что со­вокуп­ный до­ход семьи фор­ми­ру­ет­ся за счет наз­ванных ис­точни­ков.

В уров­не до­ходов су­щес­тву­ет диф­фе­рен­ци­ация. Для ее оп­ре­деле­ния ис­поль­зу­ет­ся кри­вая Ло­рен­ца (рис. 17).

 

Рис. 17. Кри­вая Ло­рен­ца

 

Ис­поль­зуя эту кри­вую, мож­но срав­ни­вать до­ходы раз­личных групп на­селе­ния. Она по­казы­ва­ет раз­рыв меж­ду аб­со­лют­ным ра­венс­твом и фак­ти­чес­ким не­равенс­твом.

Для рас­че­та кон­крет­но­го уров­ня не­равенс­тва в рас­пре­деле­нии до­ходов пос­ту­па­ют сле­ду­ющим об­ра­зом: пло­щадь, об­ра­зован­ную ли­ни­ями рав­но­мер­но­го и не­рав­но­мер­но­го рас­пре­деле­ния до­ходов, от­но­сят к пло­щади тре­уголь­ни­ка 0АВ. По­лучен­ный ре­зуль­тат яв­ля­ет­ся ко­эф­фи­ци­ен­том Джи­ни. По­нят­но, что при ко­эф­фи­ци­ен­те, близ­ком к ну­лю, об­щес­тво на­ходит­ся в сос­то­янии «аб­со­лют­ной урав­ни­лов­ки», а при ко­эф­фи­ци­ен­те, рав­ном еди­нице, – в си­ту­ации «ни­щего боль­шинс­тва и свер­хбо­гато­го мень­шинс­тва».

До­ходы оп­ре­деля­ют воз­можнос­ти лю­дей в еде, одеж­де, по­луче­нии об­ра­зова­ния, при­об­ре­тении то­варов пер­вой не­об­хо­димос­ти и т. д.

Су­щес­тву­ют 3 ос­новных по­каза­теля до­ходов:

1) но­миналь­ный до­ход – это об­щее ко­личес­тво де­нег, ко­торое по­луча­ет че­ловек за оп­ре­делен­ный пе­ри­од вре­мени. Струк­ту­ра но­миналь­но­го до­хода вклю­ча­ет в се­бя та­кие эле­мен­ты, как:

а) фак­торные до­ходы (по­лучен­ные от ис­поль­зо­вания собс­твен­ных фак­то­ров про­из­водс­тва – за­работ­ная пла­та, рен­та, про­цент на ка­питал, при­быль);

б) вып­ла­ты и ль­го­ты по ли­нии го­сударс­твен­ных со­ци­аль­ных прог­рамм (тран­сфертные пла­тежи);

в) дру­гие пос­тупле­ния (ди­виден­ды на ак­ции, про­цен­ты по вкла­дам в бан­ки, ло­терей­ные вы­иг­ры­ши и т. д.);

2) рас­по­лага­емый до­ход – это но­миналь­ный до­ход за вы­четом на­логов и дру­гих обя­затель­ных пла­тежей;

3) ре­аль­ный до­ход – это то ко­личес­тво то­варов и ус­луг, ко­торые мож­но ку­пить на сум­му рас­по­лага­емо­го до­хода.

Вы­деля­ют 4 прин­ци­па рас­пре­деле­ния до­ходов на­селе­ния:

1) урав­ни­тель­ное рас­пре­деле­ние – пред­по­лага­ет по­луче­ние рав­ных (оди­нако­вых) до­ходов всех чле­нов об­щес­тва (ха­рак­те­рен для пер­во­быт­но­го об­щес­тва);

2) ры­ноч­ное рас­пре­деле­ние – пред­по­лага­ет, что каж­дый вла­делец фак­то­ров про­из­водс­тва по­луча­ет раз­личные до­ходы;

3) рас­пре­деле­ние по на­коп­ленно­му иму­щес­тву – пред­по­лага­ет по­луче­ние до­пол­ни­тель­ных до­ходов те­ми, кто на­кап­ли­ва­ет и пе­реп­ро­да­ет по нас­ледс­тву ка­кую-ли­бо собс­твен­ность;

4) при­виле­гиро­ван­ное рас­пре­деле­ние – пред­по­лага­ет ль­гот­ное рас­пре­деле­ние для оп­ре­делен­но­го кру­га лиц.

Сле­дова­тель­но, со­ци­аль­ная ста­биль­ность есть следс­твие вы­соко­го уров­ня бла­госос­то­яния на­селе­ния.

В эко­номи­чес­кой те­ории из­вес­тно два под­хо­да к го­сударс­твен­ной по­лити­ке до­ходов:

1) со­ци­аль­ный – об­щес­тво дол­жно га­ран­ти­ровать каж­до­му граж­да­нину до­ходы, не поз­во­ля­ющие ему опус­тить­ся ни­же чер­ты бед­ности; за­дача го­сударс­тва – ока­зывать по­мощь ма­ло­иму­щим, без­ра­бот­ным, ин­ва­лидам и т. д.;

2) ры­ноч­ный – за­дачей го­сударс­тва яв­ля­ет­ся соз­да­ние ус­ло­вий для по­выше­ния че­лове­ком сво­их до­ходов за счет собс­твен­ной эко­номи­чес­кой ак­тивнос­ти, а не га­ран­ти­рова­ние оп­ре­делен­но­го уров­ня до­ходов.

В ка­чес­тве инс­тру­мен­та со­ци­аль­ной по­лити­ки го­сударс­тво ис­поль­зу­ет сис­те­му со­ци­аль­ной за­щиты на­селе­ния.

43. Измерение неравенства в распределении доходов. Бедность и ее черты

В западной экономической литературе выдвигают следующие причины неравенства доходов.

1. Люди имеют неодинаковые умственные, физические и эстетические способности. Наличие высоких интеллектуальных способностей дает возможность иметь относительно высокооплачиваемую работу.

Лица, обладающие сравнительно низким уровнем умственного развития, обречены на низкооплачиваемые работы. Наличие особых физических способностей позволяет быть высокооплачиваемыми спортсменами и получать высокую заработную плату. Имея эстетические способности, индивид становится высококвалифицированным музыкантом или художником.

Следовательно, обладая талантами, индивиды вносят более высокий вклад в создание ВВП, что приносит им более высокие доходы.

2. Люди имеют различный уровень образования. Чем выше профессиональная подготовка, тем выше оплата труда. Например, в США лица, имеющие начальное образование, получают заработную плату втрое меньшую в сравнении с лицами с высшим образованием. Чем выше уровень образования, тем больше требуется инвестиций в человеческий фактор.

3. Люди неодинаково наделены собственностью. Одни граждане имеют мало или вовсе не имеют собственности. Другие обладают большим объемом собственности (машины, оборудование, недвижимость, земля и прочее). В результате «богатство рождает богатство», т.е. на собственность получают большие доходы.

Кроме названных выше имеются и другие факторы, обеспечивающие неравенство в распределении доходов.

Различают два вида доходов: номинальные и реальные. Номинальный доход - это денежная форма доли национального дохода, поступающая в личное потребление индивида. Реальный доход характеризует количество материальных благ и услуг, которое индивид может приобрести на свои денежные доходы, т. е. реальный доход выражается в средствах существования, которые можно купить на денежный доход. Его величина зависит от ряда факторов: от размера денежных доходов, объема бесплатных и льготных услуг и от уровня цен на предметы потребления и тарифов на услуги, размера взимаемых налогов и др. Чтобы получить действительную величину реальных доходов, необходимо из общей суммы всех денежных и натуральных доходов вычесть платежи в бюджет, взносы в общественные и кооперативные организации, прирост денежных сбережений всех видов, а также часть расходов на оплату услуг, превышающих стоимость их материального содержания. Оставшаяся сумма, равная стоимости потребленных и частично накопленных материальных благ, образует фонд конечных (реально используемых на потребление и накопление в данном периоде) доходов.

Выделяют функциональное и персональное распределение доходов.

Под функциональным распределением дохода понимается присвоение дохода за обладание каким-либо фактором производства: трудом, капиталом, землей. В результате формируются первичные доходы в виде заработной платы, прибыли и процентного дохода, ренты.

Персональное распределение доходов - это распределение доходов между семьями, которые располагаются в зависимости от размера получаемого дохода.

Бедность и ее черты

Бедность — это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности.

Бедность не имеет какого-либо однозначного показателя. Различают абсолютную и относительную черту бедности.

Абсолютная черта бедности — минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В России — это прожиточный минимум.

Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС — ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране). Бедность характеризуется следующими показателями:

• число бедных;

• коэффициент глубины бедности;

• коэффициент остроты бедности.

Число бедных изменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране. В России по некоторым источникам число бедных превышает 25% общей численности семей.

Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума и характеризуется величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенной с общим числом обследуемых семей.

Коэффициент остроты бедности — средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного дефицита доходов, соотнесенного с общим числом обследуемых семей.

Профиль бедности связан со статусом занятий населения. Больше всего бедных среди лиц престарелого возраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.014 с.)