Тема 3. Потребительский выбор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Потребительский выбор



 

 

Круг вопросов, рекомендуемых для изучения

 

Предпосылки теории потребительского выбора.

Кардиналистская (количественная) теория полезности. Функция полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывания предельной полезности. Графическая модель общей и предельной полезности. Рациональное поведение. Принцип максимизации полезности. Равновесие потребителя в трактовке количественной концепции.

Ординалистская (порядковая) теория полезности. Аксиомы ординалистского подхода. Функция полезности, ее графическая модель. Кривые безразличия, карта кривых безразличия, свойства кривых безразличия. Предельная норма замены. Форма кривых безразличия. Бюджетное ограничение; влияние цены товара и дохода на бюджетное ограничение. Равновесие потребителя в порядковой концепции.

Влияние изменения дохода на выбор потребителя: кривые «доход-потребление». Кривые Энгеля. Кривые Энгеля для нормальных товаров, низших благ и предметов роскоши.

Основные понятия, которые должен знать студент

 

Полезность – удовлетворение, получаемое индивидом в результате потребления блага.

Потребительская функция – связь между количеством потребляемого блага и общей полезностью, извлекаемой при этом потребителем.

Предельная полезность – прирост общей полезности при увеличении потребления некоторого блага на единицу, или полезность дополнительной единицы потребляемого блага.

Общая полезность – это совокупная полезность всех потребленных единиц товаров.

Кардиналистская (количественная) концепция полезности исходит из того, что полезность можно измерить количественно в абсолютных единицах (ютилях).

Равновесие потребителя в соответствии с кардиналистской концепцией полезности достигается, когда предельные полезности, взвешенные по цене товара по каждому благу в наборе, равны. То есть .

Ординалистская (порядковая) концепция полезности отрицает возможность количественного измерения полезности. Ее представители считали, что человек способен сравнивать и ранжировать различные наборы благ. При сравнении наборов благ достаточно определить уровень полезности, присвоив индекс, который позволит проранжировать наборы по степени их предпочтительности для потребителя.

Графическим изображением ординалистской функции полезности является карта кривых безразличия, иллюстрирующая множество кривых безразличия, каждая из которых обладает определенным уровнем полезности, обозначенным посредством индекса.

Кривая безразличия – это линия равной полезности, каждая точка на которой показывает разные наборы благ, имеющие равную общую полезность.

Предельная норма замещения (MRS) – количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради увеличения потребления другого блага на единицу при сохранении общей полезности. При бесконечно малых изменениях объемов благ предельная норма замещения равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия. Аналитически предельная норма замещения товара Y товаром X описывается следующим образом:

.

Линия бюджетного ограничения – это линия равных затрат, каждая точка на которой представлена равными расходами на приобретение двух благ в различных их сочетаниях.

Оптимум потребителя в соответствии с ординалистской концепцией полезности достигается в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия.

Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.

Эффект замещения - это изменение величины спроса на товар в результате изменения соотношения цен.

 

 

Практические задания

 

Тесты

 

1. Парадокс ценности А. Смита разрешается утверждением, что:

1) предельная полезность отличается от совокупной полезности;

2) люди предсказуемо реагируют на стимулы;

3) люди производят больше товаров и услуг, чем потребляют;

4) вся хозяйственная деятельность людей и предприятий имеет в своей основе рациональное решение отдельных людей.

 

2. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что:

1) не использует моделей;

2) не рассматривает субъективные предпочтения;

3) считает возможным количественное измерение полезности;

4) верно все перечисленное.

 

3. Кардиналистская концепция полезности предполагает, что функция полезности:

1) может быть представлена графически;

2) не может быть выражена аналитически;

3) дает возможность точного определения полезности;

4) верно 1) и 3).

 

4. В условиях действия принципа убывающей предельной полезности рост потребления блага:

1) снижает общую полезность;

2) приводит к тому, что величина общей полезности становится отрицательной;

3) снижает предельную полезность и, следовательно, общую полезность;

4) снижает предельную полезность, но может повысить общую полезность.

 

5. Когда посетитель в столовой ест бутерброды, то максимальную ценность для него будет представлять:

1) первый бутерброд;

2) бутерброд точки насыщения;

3) средний из съеденных бутербродов;

4) последний бутерброд.

6. Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда:

1) предельная полезность равна 0;

2) предельная полезность имеет максимальное значение;

3) предельная полезность имеет минимальное значение;

4) правильный ответ отсутствует.

 

7. Наклон кривой спроса объясняется:

1) эффектом замещения;

2) эффектом дохода;

3) верно 1) и 2);

4) нет правильного ответа.

 

8. Наборы благ, имеющие одинаковую полезность:

1) принадлежат одной кривой безразличия;

2) лежат на одной кривой Энгеля;

3) лежат на одной и той же кривой спроса;

4) должны находиться на линии бюджетного ограничения.

 

9. Если действует аксиома транзитивности предпочтений, то кривые безразличия потребителя:

1) не могут быть вертикальными;

2) не могут быть горизонтальными;

3) не могут пересекаться;

4) не могут иметь положительный наклон.

10. При потреблении двух товаров (X и Y) снижение цены товара X смещает равновесие потребителя:

1) на более высокую кривую безразличия;

2) на более низкую кривую безразличия;

3) на новую линию бюджетного ограничения;

4) верно 1) и 3).

 

11. В оптимальный потребительский набор входят два товара - X и Y. Цена товара Y повысилась, и потребитель заменяет подорожавший товар Y на относительно подешевевший товар X. Если доход потребителя остался неизменным, то справедливым будет утверждение о том, что:

1) потребитель сможет сохранить прежний уровень полезности, изменив только количество товаров X и Y в оптимальном наборе, перемещаясь вдоль кривой безразличия вниз;

2) потребитель сможет сохранить прежний уровень полезности, изменив только количество товаров X и Y в оптимальном наборе, перемещаясь вдоль кривой безразличия вверх;

3) уровень полезности, получаемый потребителем, понизился;

4) уровень полезности, получаемый потребителем, повысится, поскольку в новый оптимальный набор войдет большее количество относительно подешевевшего товара X.

 

12. Известно, что величина предельной нормы замещения товара Y товаром X (MRSxy) возросла, а получаемый потребителем уровень полезности не изменился. Что из перечисленного ниже могло оказаться причиной роста MRSxy, если выбор потребителя остается рациональным:

1) увеличение количества товара X и уменьшение количества товара Y в оптимальном наборе;

2) увеличение количества товара Y и уменьшение количества товара X в оптимальном наборе;

3) уменьшение цены товара Y и увеличение цены товара X;

4) верно 2) и 3)?

 

13. Вася ежемесячно съедает 5 порций мороженого и 10 шоколадок. Если ему предложить 7 порций мороженого вместо 5, он будет готов вдвое снизить потребление шоколада. Чему равна его предельная норма замены шоколада мороженым:

1) 0,4; 2) 2,5; 3) 1,4; 4) 0,5?

 

14. Условие равновесия потребителя:

1) предельные полезности благ равны предельной полезности денег;

2) взвешенные по ценам предельные полезности благ равны;

3) предельные полезности благ равны;

4) верны все утверждения.

 

15. Под эффектом Веблена понимается:

1) незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания;

2) эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар;

3) эффект увеличения потребительского спроса, связанный с демонстративным потреблением;

4) правильный ответ отсутствует.

 

16. Точка потребительского оптимума называется также точкой равновесия потребителя потому что:

1) в этой точке потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе;

2) в этой точке потребитель тратит весь свой доход;

3) в этой точке потребитель не может повлиять на цены товаров;

4) эта точка – точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

 

17. Кривые Энгеля:

1) отражают изменение величины спроса при изменении цены;

2) строятся на основе кривых «доход-потребление»;

3) строятся на основе кривых «цена-потребление»;

4) являются прямыми линиями для всех типов благ;

5) верно 1) и 3).

 

Задачи

№1

Студент еженедельно выделяет на покупку необходимых продуктов питания 337 руб. цены благ и представления студента об их полезности (в ютилях) представлены в таблице:

 

Единица блага Молоко, л, Рм = 10 руб. Колбаса, кг, Рк = 100 руб. Хлеб, батон, Рх = 5 руб. Сахар, пачка, Рс = 8 руб. Чай, пакетик, Рч = 3 руб.
           
           
           
           
          8,5
           
    -10      
    -25   0,0 6,0

Определить:

1) достиг ли студент оптимума, купив 8 л молока, 2 кг колбасы, 8 батонов хлеба, 1 пачку сахара и 3 пакетика чая?

2) определить состав оптимального товарного набора;

3) насколько полезность оптимального набора превышает полезность 1-го набора?

№2

На рисунке показана кривая безразличия потребителя и его бюджетная линия:

Напишите уравнение бюджетной линии, если цена товара Y равна Py=6 руб.

1)

2)

3)

4)

 

№3

Потребитель тратит $34 в день на товары А и В. , где a – количество товара А в шт. , где b – количество товара В в шт. Цена товара А равна $2, цена товара В равна $3. Какое количество товара А и В купит рациональный покупатель?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.035 с.)