Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жесткая потребительская тара

Поиск

Основное ее назначение - обеспечить сохранность продукции в установленные НТД сроки, т.е. предохранять товары от деформации, разрушений, потерь. Поэтому тара должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении.

К этому виду потребительской тары относится потребительская тара из листовых материалов, формуемая различными видами термо- и механоформования; экструзионно-выдувная, литьевая, прессованная.

Потребительская тара из листовых материалов по экономичности, объему производства и потребления уступает только пленочной упаковке, превосходя се жесткостью и формоустойчивостью. Для этого вида тары используют рулонные материалы толщиной 0,25-1,0 мм и листы толщиной 0,5-2,0 мм.

Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию. Это - кассеты, банки, стаканчики, коробки, ложки, коробки с ячейками, коробки-кассеты и т.д.

Выдувная потребительская тара. По объемам производства занимает третье место. По разнообразию и функциональному назначению она удовлетворяет любым требованиям потребителей. Ее применяют для самых различных продуктов: жидких, сыпучих, пастообразных и твердых; газированных напитков, горюче-смазочных материалов, пищевых и химических продуктов, косметических и фармацевтических товаров. Для ее изготовления применяют практически все виды термопластов.

Литьевая и прессованная потребительская тара изготавливается литьем под давлением и прессованием с точным выполнением внешних поверхностей, внутренних полостей изделия. Однако ряд недостатков этих методов не позволяет производить тару с толщиной стенок менее 1 мм. Литьевая и прессованная тара значительно дороже упаковки, производимой другими способами. Прессование и литье под давлением применяют для изготовления жесткой тары для дорогостоящей продукции, а также отдельных элементов упаковки, требующих высокой точности выполнения (банки, коробки, пеналы, пробирки).

Потребительская тара из газонаполненных материалов. Для изготовления такой тары чаще всего применяют пенопласты с низкой плотностью (15-60 кг/м3), способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации.

Тару из пенопластов применяют преимущественно для защиты продукции от ударов, толчков, механических повреждений, температурных колебаний, от проникновения влаги, действия микроорганизмов, а также для уменьшения ее массы, повышения долговечности и снижения стоимости. Тара из газонаполненных материалов сохраняет форму и упругие свойства в широком диапазоне температур (от +75 до -60°С) благодаря низкой теплопроводности пенопластов (0,026 - 0,037 Вт/смхК), что обусловило их применение для термической изоляции.

Тару из газонаполненных полимеров изготавливают методами литья под давлением, прессования, выдувного формования, беспрессового вспенивания, пневмо- и вакуумного формования.

Потребительскую тару выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок и т.д. При изготовлении тары из газонаполненных материалов достигается значительная экономия материала (до 30-40%), уменьшается масса тары.

Комбинированная потребительская тара и упаковка включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой. Эта упаковка обеспечивает высокую сохраняемость и высокие потребительские свойства упакованной продукции.

К этому виду упаковок относится упаковка типа "флоу" (нанесение расплава полимера непосредственно на упаковываемые изделия); упаковка типа "скин" с использованием термоусадочных пленок (вторая кожа), когда на картонную подложку помещают изделие, обтянутое усадочной пленкой. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает изделие. Отдельные виды продуктов упаковываются без подложки, например, мясо, овощи, фрукты, рыба, батарейки, галантерейные изде-лия и т.д. Дополнительно может быть применено вакуумирование.

Упаковка типа "стреч" представляет собой двойную заготовку из листового материала (чаще всего картона), в которой вырезают окно, соответствующее по форме упаковываемому изделию. Изделие закрывают с двух сторон растягивающейся или термоусадочной пленкой на основе ПВХ, ПВДХ, СЭВ, а концы ее закрепляют скобами, клеем или сваркой между листами картона. Для плотного прилегания пленки полость с изделием нагревают и вакуумируют. Эту упаковку применяют для парфюмерных и косметических средств в пеналах, флаконах, тубах, различных галантерейных и хозяйственных товаров.

Упаковка типа "вителло" представляет собой термоформованный стакан, который вставлен в клееный картонный цилиндр. Стакан изготавливается из листового УПС, ПВХ-Ж толщиной 0,5-1,2 мм. Крышка упаковки изготавливается из ПП, ПЭНП, ПЭВП методом литья под давлением. Такую упаковку используют для молочных продуктов, горчицы, пищевых приправ, товаров бытовой химии. Ее можно оформлять печатью в несколько красок.

Упаковка типа "блистер" состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала. Футляр может иметь форму правильного полушария (упаковка типа "блистер-бабл-пак") или повторять по контуру упаковываемое изделие (упаковка типа "блистер-контур-пак"). Футляр изготовляют методами термоформования и прикрепляют к картонной подложке сваркой, скобами или с помощью клеев-расплавов.

Для упаковки типа "блистер" применяют листовые и пленочные материалы на основе ПС, ПВХ-Ж, ацетатов, бутиратов и пропиатов целлюлозы, иономеров.

Упаковку типа "блистер" применяют для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров, сувениров, игрушек, инструмента и т.д.

Транспортная тара

Транспортная тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.

Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:

- кратности использования: разовая и многооборотная;

- стабильности размеров: жесткая, мягкая;

- упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;

- способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная;

- материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;

- компактности: неразборная, разборная.

Транспортная тара подразделяется на жесткую и мягкую. Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с использованием пенопластов.

В жесткой транспортной таре особенно нуждаются отрасли АПК, потребность в ней составляет сотни миллионов штук. За последние годы этот вид тары из пластмасс пришел на смену таре из традиционных материалов. Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, характеризуется длительным сроком эксплуатации, надежно сохраняет продукцию от внешних воздействий, имеет красивый внешний вид. Из используемых для ее изготовления термопластов можно получать транспортную тару различной формы и конструкции, что обеспечивает рациональное затаривание продукции. Благодаря своей жесткости тара может легко штабелироваться в несколько ярусов, занимая при складировании минимальные площади, без применения дополнительных устройств.

Основные способы изготовления жесткой транспортной тары - литье под давлением, термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки.

К мягкой транспортной таре относятся мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки.

Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих продуктов, химических удобрений и пестицидов, семян, гранулированных продуктов, красителей и др.

Мягкие контейнеры используются для транспортирования и временного хранения сыпучих, гранулированных, штучных и жидких продуктов. Они заменяют фанерные барабаны, бочки, мешки и могут транспортироваться, заполненные грузом, на железнодорожных платформах или водным путем. Их применение снижает трудоемкость операций по упаковыванию и позволяет обеспечить механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является то, что пустая она легко складывается и занимает немного места при возвратных перевозках.

В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое распространение получают упаковки с использованием термоусадочных пленок, которые применяются в виде индивидуальной и групповой упаковки в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской и других отраслях промышленности. Основной способ получения пленки - экструзия либо соэкструзия.

Производственную и транспортную тару иногда (главным образом, за рубежом) называют распределительной, поскольку она предназначена для продвижения товаров через товарораспределительную сеть от предприятия-изготовителя до пункта назначения.

Особым видом транспортной тары являются поддоны и контейнеры, называемые тарооборудованием. К нему относятся ящичные поддоны, в которых товар доставляется с предприятий-изготовителей и складов непосредственно в торговые залы розничных магазинов самообслуживания. Использование тарооборудования создает большие удобства как при транспортировании продуктов, так и при их реализации.

В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки. Это позволяет исключить очень трудоемкое звено в цепи товародвижения - отбор товаров на складе по заказам розничных магазинов; эта работа перекладывается в данном случае на самих покупателей. Устраняется также и целый ряд других операций: выкладка товаров на полки стеллажей и прилавков, проставление на них цен, что приводит к ускорению доставки товаров, снижению издержек обращения, уменьшению потерь от порчи товаров и в конечном счете - к увеличению прибыли в торговле.

Применение поддонов очень удобно в торговле овощами, фруктами, мясом, рыбой, поэтому они используются в пищевых отраслях АПК, а также в текстильной, химической, парфюмерной промышленности.

Поддоны легко штабелируются как в рабочем, так и в сложенном виде, отличаются малой собственной массой и высокой долговечностью, легко стерилизуются горячей водой и паром.

Ящичные поддоны из ПЭВП разнообразны по конструкции и размерам, выдерживают статическую нагрузку до 1,4?106 Н. Изготавливаются складные ящичные поддоны литьем под давлением. Размер поддонов в плане - 1000?1200 мм, внутренняя высота - 600 мм, наружная (габаритная) -750 мм; высота в сложенном виде составляет 305 мм. Для обеспечения возможности замены поврежденных деталей все боковые стенки делаются съемными.

Важнейшая роль на стадии доставки продуктов питания в торговую сеть отводится транспортной таре. Именно с помощью этой тары должна быть обеспечена доставка населению продуктов питания с минимальными потерями. Эффективным способом повышения экономичности полимерной транспортной тары является ее максимальная унификация и стандартизация.

Унификация тары

Унификация тары производится по виду (форме), по типоразмерам и конструкции или по отдельным конструктивным элементам. Унификация тары необходима для сокращения числа ее видов. Она способствует снижению расходов на разработку и изготовление полимерной тары, оснастки; содействует организации специализированных производств с высокопроизводительным оборудованием, механизации, автоматизации и роботизации технологического процесса. Некоторое однообразие унифицированной тары может быть компенсировано полиграфическим оформлением, варьированием цветовой гаммы используемых полимеров, декорированном отдельных элементов упаковки. Эти приемы позволяют создавать однотипную упаковку, отвечающую высоким эстетическим требованиям.

Унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в основу которой положены площади плоских поддонов, составляющие для стран-членов ИСО 1200?800, 1000?800 и 1200?1000 мм. Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Исходными данными при разработке тары являются внутренние размеры. Они, в свою очередь, разделены на сетку кратных размеров, определяющих наружные размеры потребительской тары.

Требования кратности распространяются на полимерную транспортную тару, получаемую из любого материала и любым способом. При этом размеры стандартного поддона являются модульной единицей для конструирования и проектирования погрузочно-разгрузочных средств, оптимальных площадей складских помещений, платформ различного вида транспорта. Эти размеры положены также в основу пакетных перевозок.

Унификация элементов тары обеспечивает возможность замены быстроизнашивающихся деталей, способствует сокращению потерь рабочего времени при остановке оборудования, выходе на режим, отработке технологических параметров и сокращению технологических потерь перерабатываемых материалов.

Стандартизация полимерной тары призвана обеспечить современный уровень упаковки. Т.е. единство четких показателей качества, механических и амортизационных свойств, возможность укладки в штабели, технологичность, эстетичность, пригодность к нанесению красочной печати.

Стандартизация упаковочных материалов, общих технических требований к полимерной таре и методов испытаний способствует сохранению качества упаковываемой продукции, снижению потерь при транспортировании, хранении и реализации, а также улучшению технико-экономических показателей во всех звеньях народного хозяйства, применяющих полимерную тару и упаковку.

Заключение

Таким образом, в работе была рассмотрена классификация тары и изучены следующие виды тары:

- Мягкая потребительская упаковка

- Жесткая потребительская тара

Потребительскую тару выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок и т.д. При изготовлении тары из газонаполненных материалов достигается значительная экономия материала (до 30-40%), уменьшается масса тары.

К этому виду потребительской тары относится потребительская тара из листовых материалов, формуемая различными видами термо- и механоформования; экструзионно-выдувная, литьевая, прессованная.

Транспортная тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.

Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:

- кратности использования: разовая и многооборотная;

- стабильности размеров: жесткая, мягкая;

- упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;

- способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная;

- материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;

- компактности: неразборная, разборная.

Транспортная тара подразделяется на жесткую и мягкую. Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с использованием пенопластов.

С учетом широкого ассортимента полимерных материалов, многообразия тары и упаковываемой продукции, стандартизация приобретает значение большой комплексной проблемы, решение которой начинается с разработки требований, предъявляемых к транспортной таре, и включает следующие этапы: выбор базового полимера, оптимизация состава композиции, определение способа производства тары и оптимизация режимов переработки, оценка качества и определение срока службы тары при эксплуатации.

Классификация и виды тары

Тара - это элемент упаковки, особый вид промышленных изделий (бочки, ящики, мешки, фляги), предназначенных для перемещения, хранения и продажи товаров.

Значение тары определяется теми функциями, которые она выполняет в процессе производства. Основными из них является:

? предохранение товаров от повреждения в результате механических воздействий (ударов, боя), биологических (микроорганизмы, грызуны, насекомые) и воздействий внешней среды (температуры, влажности, света), т.е. сохранения физико-химических товаров;

? обеспечение сохранности количества и качества изделий в процессе транспортировки и хранения товаров;

? создание надлежащих условий для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и перевозки материальных ценностей на всех видах транспорта;

? обеспечение условий для укладки и хранения затаренных товаров на складах, лучшего использования площади и особенно вместимости складов, более полного использования грузоподъемности транспортных средств и повышения их производительности;

? обеспечение надлежащих условий труда транспортных, складских и торговых работников;

? выполнение роли торговой информации и рекламы затаренной продукции;

? использование тары как средства для продажи товаров.

На тару в мире тратится около 2% национального дохода. На производстве тары расходуется огромное количество самых разнообразных материалов. Резкое удорожание этих материалов в современных условиях требует от работников торговли, транспорта, промышленности и сельского хозяйства разумного подхода к выбору сырья для изготовления тары, увеличения объемов использования многооборотной тары, а также повторного использования тары, соблюдения условий тарооборота.

Использование в торговле современных видов тары, художественное оформление позволяет не только ускорить процесс продажи и потребления товаров, но и способствует эстетическому воспитанию покупателей, повышению культуры их обслуживания.

Тара классифицируется по различным признакам: по функциям в процессе товарного обращения, оборачиваемости, конструктивным особенностями, специфическим свойствам.

По функциональному признаку тара подразделяется на транспортную, потребительскую, производственную и тару-оборудование (контейнеры).

Потребительская тара предназначена для транспортирования и хранения товаров в процессе доведения их от производства до потребителя. Она представляет собой самостоятельную транспортную единицу или ее часть. К ней относятся ящики, бочки, фляги, мешки.

Потребительская тара поступает к покупателю вместе с товаром и переходит к нему в полную собственность (пакеты, коробки, тубы, банки) Ёе стоимость целиком включена в цену товара, в то время как транспортная тара переносится на стоимость товаров пропорционально количеству помещенного в ней товара (при одном обороте тары) или в части стоимости износа тары (многооборотная тара).

Производственная тара применяется в цехах или между цехами и складами промышленных предприятий для транспортировки товаров, полуфабрикатов и сырья к рабочим местам (лотки и ящики специальной конструкции).

Тара-оборудование - это техническое устройства, предназначенное для укладки, транспортировки, хранения и продажи из него населению товаров по форме самообслуживания. Она обеспечивает целостность потребительской упаковки, исключает возможность хищения товаров из опломбированного контейнера. Тара-оборудование загружается товарами непосредственно на промышленных предприятиях или оптовых базах и доставляется в торговый зал магазина самообслуживания, что позволяет достичь значительной экономии издержек, связанных с тарой, затариванием, погрузочно-разгрузочными и транспортными операциями

По материалу изготовления тара подразделяется на деревянную, картонную, бумажную, полимерную, металлическую, текстильную, стеклянную, керамическую, комбинированную.

Деревянная тара является наиболее распространенным видом тары. Она занимает до 45% в общем объёме транспортной тары. Для упаковки продовольственных и непродовольственных товаров используется дощатая и фанерная тара, а также тара из древесностружечных плит.

Деревянная тара изготовляется в виде ящиков, решеток, бочек, барабанов, катушек. Ящики могут быть дощатыми, фанерными и комбинированными. Для упаковки продовольственных и непродовольственных товаров используются плотные ящики самых разнообразных конструкций. Ящики различаются по размерам и назначению. Ящики делятся на неразборные, разборные и складные.

Бочки из древесины широко применяются для упаковки, транспортировки и хранения многих продовольственных товаров, они отличаются хорошей сопротивляемостью толчкам и ударам, удобства перемещения. Они могут быть деревянными и фанерно-штампованными, заливными сухотарными.

Заливные бочки предназначены для затаривания рыбы в тузлуке, пива, вина, коньяка, соков. Бочки изготовляются вместимостью от15 до 250 л.

Деревянные и фанерные бочки (ёмкостью 10-100 л) используются для затаривания химических продуктов.

Деревянные барабаны и катушки применяются для перевозки и хранения кабелей и проводов. Деревянная тара, как правило, является многооборотной и подлежит обязательному возврату.

Картонная и бумажная тара отличается от других видов тары относительной дешевизной и легкостью, хорошей изотермичностью, герметичностью упаковки. Картонная тара представлена в виде ящиков, барабанов, лотков, а бумажная - в виде мешков и пакетов. Ящики из гофрированного картона выпускаются складными с четырёхклапанным дном и крышкой. Внутри картонные ящики могут иметь перегородки, прокладки. Картонные коробки широко используются как потребительская тара.

Стекленная и керамическая тара используется для затаривания продукции пищевой, химической и других отраслей промышленности. К этим видам тары относятся бутылки, баллоны, банки, флаконы. Большая часть их относится к потребительской таре, но может использоваться и многократно, особенно молочная и вино-водочная тара.

Керамическая тара используется реже, например, для затаривания ликёро-водочных изделий, кислот.

Комбинированная тара находит всё более широкое применение, так как сочетание различных материалов даёт наиболее долговечные, прочные и удобные виды тары. К ним относятся малогабаритные и специальные контейнеры, деревянная ящичная и бочковая тара с вкладышами из пластмасс.

Полимерная тара находит широкое применение, особенно для упаковки и транспортировки продовольственных товаров. Преимущество её - прочность, химическая устойчивость, непроницаемость, хорошая окрашиваемость. В общем балансе тары она занимает небольшой удельный вес, но в перспективе она должна получить более широкое рапроспространение. Изготовляется она из полистирола, полипропилена, полиэтилена, поливинилхлорида. Основными видами транспортной тары из полимерных материалов являются поддоны, ящики, мешки. Срок службы ящиков и поддонов из полимерных материалов значительно превышает сроки службы деревянных. Ящики из полимерных материалов используют для затаривания продовольственных товаров. Они бывают трёх типов: со съёмной крышкой, ящики - лотки, открытые с гнёздами для бутылок, банок.

Мешки используются для продовольственных товаров, для химической продукции. Особенно широко полимерные материалы используются для изготовления потребительской тары.

Металлическая тара обладает большой механической прочностью, что значительно повышает возможность многократного её использования. Используется для затаривания легковоспламеняющихся материалов, с высокой степенью летучести, различных масел, лакокрасочных товаров. К основным видам металлической тары относятся ящики, поддоны, цистерны, бочки, фляги, бидоны. К преимуществам металлической тары можно отнести прочность, долговечность, экономичность, большую грузоподъёмность. Металлическая тара является многооборотной.

Важное значение среди различных видов металлической тары приобретают ящичные поддоны - тара-оборудование, предназначенные для сквозных перевозок главным образом продовольственных товаров от предприятий до торговых залов магазинов самообслуживания.

Текстильная тара - это тканевые мешки и паковочные ткани: льняные, полульняные, льноджутовые, джутовые, пеньковые, хлопчатобумажные, комбинированные.

Мешки делятся на два сорта и категории в зависимости от количества имеющихся или требующих заплат или штопок. Все новые продуктовые мешки подлежат клеймению несмывающейся краской. При переводе в другую категорию цифры, обозначающие категорию, гасятся. К мешкам для сахара прикрепляются бирки с маркировкой. Мешки и паковочные ткани подлежат обязательному возврату. Паковочной ткани используется для перевозки и хранения ткани, ковровых, швейных, трикотажных изделий.

В зависимости от кратности использования различают тару многооборотную и тару разового использования.

Многооборотная тара совершает несколько оборотов, обслуживая процесс продвижения товаров от производства до потребителя, и подлежит возврату поставщику или тарособирающей организации. К ней относится большинство деревянной тары, металлической, текстильной, полимерной.

Разовая используется при поставках один раз. К ней относятся основные виды потребительской тары.

По назначению тара классифицируется на универсальную тару, использующуюся для затаривания широкого круга товаров, специальную -для определённого вида товаров.

По степени жёсткости тара делится на жёсткую, полужёсткую и мягкую.

Жёсткая тара при внешних воздействиях и изъятии из неё товара не изменяет своей формы. К ней относятся деревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная тара.

Полужёсткая тара - картонные ящики, корзины - под воздействием силы изменяет свою форму, но после прекращения её воздействия она восстанавливается.

Мягкая тара - мешки, упаковочная ткань, кули рогожные - при освобождении из - под товара теряет свою форму.

По способу изготовления различают тару литую, штампованную, бондарную, клееную, изготовленную литьём под давлением.

По специфическим свойствам тара подразделяется на изотермическую, сохраняющую температуру в течение определенного времени; герметичную, в которой отсутствует обмен с внешней средой; изобарическую, внутри которой сохраняется заданное давление. Бывает также пыле -, свето-, жиро -, газо -, паро -, и водонепроницаемая тара.

Кроме рассмотренных видов тары, для упаковки товаров применяются керамическая, рогожно-мочальная, комбинированная. Последний вид тары является перспективным. Применяется также - каменный картон-, изготовленный на основе картона и серого камня-перлита. Ящики из такого картона прочнее металлических и легче пластмассовых.

В данном разделе было дано определение тары как элемента упаковки, особого вида промышленных изделий, предназначенных для перемещения, хранения и продажи товаров, раскрыто значение тары. Тара классифицируется по различным признакам: по функциям в процессе товарного обращения, оборачиваемости, конструктивным особенностями, специфическим свойствам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.182.53 (0.019 с.)