Централизованные и децентрализованные источники снабжения. Основные формы снабжения. Особенности способов доставки сырья и продуктов в ООП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Централизованные и децентрализованные источники снабжения. Основные формы снабжения. Особенности способов доставки сырья и продуктов в ООП.



Основное значение имеет централизованное плановое снабжение, которое распределяется Советами Министров союзных республик в соответствии с объемом товарооборота и размером рыночных фондов по автономным республикам, краям, областям. На основании выделенных фондов поставщики (оптовые базы, предприятия пищевой промышленности и др.) заключают договоры с предприятиями (детскими садами, яслями, столовыми) на поставки.

Непосредственно продукты и сырье регулярно поступают с оптовых баз, предприятий пищевой промышленности из колхозов и совхозов в минимальном количестве, чтобы обеспечить бесперебойную работу пищеблока и высокое качество блюд. Улучшает снабжение централизованное производство полуфабрикатов, быстрозамороженных блюд и продукции высокой степени готовности. С каждым годом увеличиваются выпуск этих изделий предприятиями пищевой промышленности и снабжение ими предприятий общественного питания и детских учреждений. Готовые полуфабрикаты и блюда повышают производительность труда работников пищеблока детских учреждений.

Децентрализованное снабжение расширяет ассортимент продовольственных товаров и позволяет приобрести те продукты, которых нет на продовольственных базах. На колхозных рынках разрешается покупать зелень, лук, редис, мясо и другие продукты по ценам, не превышающим государственные. Эти же продукты могут поступать с подсобных хозяйств ведомственного предприятия.

Для обеспечения регулярного снабжения детских учреждений продовольственными товарами из государственных фондов за два месяца до начала нового календарного года составляют план-заявку на год и представляют его вышестоящим организациям. При составлении плана снабжения пищеблока сырьем пользуются нормами питания на одного ребенка в год и данными группового расхода сырья. Потребность в сырье определяют с учетом намечаемых изменений в предстоящем году.

Пищевые продукты транспортируют в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения.

Для доставки товаров используют специализированный транспорт автохозяйств: автомашины с различными кузовами (открытые, закрытые, изотермические, с внутренним охлаждением, для хлеба), тележки, повозки и др. Транспортные средства для перевозки пищевых продуктов не должны использоваться для перевозки других товаров, их необходимо содержать в чистоте. Тара, в которой привозят продукты с базы, должна быть промаркирована и использоваться только по назначению. Существуют кольцевой и транзитный способы перевозки продуктов. При кольцевом способе машину полностью загружают каким-либо продуктом и направляют сразу в несколько небольших по объему предприятий по «кольцу» - специально разработанному маршруту, одновременно собирая освободившуюся тару. Некоторые продукты предприятия получают непосредственно от поставщиков транзитом, минуя базы (хлеб, молоко). Сочетание кольцевой доставки продуктов с транзитным завозом от поставщиков сокращает транспортные и экспедиционные расходы на 25%, уменьшает время перевозки, убыль и порчу продуктов.

Передачу заказа детские учреждения осуществляют по-разному. Одни в определенный час (накануне дня завоза) передают заказ базе или заготовочному предприятию по телефону или письменно, другие - через экспедитора (шофера), развозящего товар. В соответствии с заказом поставщики подготавливают, упаковывают, опломбировывают товар, оформляют сопроводительные документы, выписывают счета-фактуры. Иногда заявки на кольцевой завоз продуктов сдают заранее, за 7 - 15 дней.

Существуют определенные правила транспортирования продуктов. Туши охлажденного мяса перевозят в подвешенном виде, мороженого - навалом. Рыбу, колбасу, субпродукты и другие товары помещают в специальную тару, имеющую маркировку «для рыбы», «для колбасных изделий». Полуфабрикаты доставляют в закрытых ящиках или лотках из алюминия, нержавеющей стали или дерева, покрытого пищевым лаком. Лотки имеют стандартные размеры и вмещают определенное количество изделий.

Хлебобулочные изделия и пирожные перевозят в деревянных, алюминиевых или пластмассовых лотках с крышками.

Картофель, овощи доставляют в автомашинах, в мешках, контейнерах, клетках или навалом; макаронные, кондитерские изделия, муку, крупу, сахар - в промышленной таре. Молоко и молочные продукты поступают в металлических пломбируемых бидонах. При совместном транспортировании различных продуктов необходимо соблюдать требования товарного соседства, не допускать обсеменения готовых продуктов микроорганизмами от сырья.

Для перевозки продуктов в мешках на дно кузова машины стелят брезент, им же покрывают верх кузова для защиты продуктов от пыли, солнечных лучей и дождя. Перед загрузкой продовольственных товаров кузов автомашины очищают, моют, дезинфицируют 10%-ным раствором хлорной извести и вновь промывают горячей водой. Тару, в которой поступают продукты с базы (мешки, металлические и деревянные ящики, бочки, бидоны, фляги и др.) после каждого употребления очищают, промывают горячей водой с содой (2%-ным раствором), ошпаривают кипятком, высушивают и хранят в местах, недоступных загрязнению.

У поступающих в кладовую продуктов проверяют сохранность тары, штучные изделия взвешивают или пересчитывают. Результаты проверки сверяют с данными накладных.

При централизованной доставке полуфабрикатов с фабрик-заготовочных, мясо- или рыбокомбинатов шофер сдает их под расписку кладовщику или заведующему производством, который проверяет количество мест и наличие пломб на таре. В случае несоответствия массы тару не вскрывают до прихода представителя от поставщика.

Необходимо особое внимание уделять качеству принимаемых продуктов, а также проверять соответствие их стандартам и техническим условиям, для этого кладовщик должен хорошо знать ГОСТы и ТУ и условия договора. За приемкой товара наблюдают медицинская сестра и заведующая детским учреждением. Запрещается принимать: мясо без сопровождающего документа о ветеринарном осмотре и неклейменое, птицу в непотрошеном виде, утиные и гусиные яйца, а также куриные яйца из инкубатора (миражные).

Качество продуктов в кладовых определяют органолептическим путем с помощью специального инструмента (супов, лопаток, овоскопов, лупы, сахариметра и др.). При возникновении сомнений в доброкачественности продуктов их направляют в санитарно-пищевую лабораторию для анализа.

Сроки проверки скоропортящихся продуктов одни сутки, нескоропортящихся - 10 дней.

Существует такое понятие, как складская звенность, т.е. через сколько складов проходит товар на пути его движения от производства до потребителя. Например: товар со склада изготовителя транспортируется на склады выходных баз, потом - на торгово-закупочные базы, затем товар транспортируется на склады торговых баз, потом на склады потребителя.

При такой схеме товар проходит не менее чем через четыре склада, что может привести к ухудшению качества товара. Такая форма снабжения называется складской. При складской форме поставок обеспечивается лучшая комплектность поступающего сырья и товаров.

Транзитная форма снабжения предполагает прямые связи «поставщик-предприятие», минуя промежуточные оптовые базы.

Для скоропортящихся, а также для крупногабаритных товаров (мука, сахар, макаронные изделия и т.д.) используется транзитная форма, для нескоропортящихся - складская, а в большинстве случаев применяется - смешанная форма снабжения.

Доставка продуктов ведется централизованным и децентрализованным способами. Централизованная доставка товаров на предприятия осуществляется силами и средствами поставщиков. При централизованной доставке предприятие освобождается от необходимости иметь свой транспорт.

При децентрализованной доставке вывоз товаров от поставщиков обеспечивает непосредственно само предприятие, используя свой транспорт.

Со способами доставки тесно связаны и маршруты завоза продуктов. При децентрализованной доставке продукты завозятся на предприятие только линейными (маятниковыми) маршрутами, а при централизованной - завоз продуктов осуществляется преимущественно по кольцевым маршрутам, т.е. на одной машине товар доставляется на несколько предприятий по кольцу в соответствии с графиком и разработанным маршрутом. Для крупных предприятий при этом применяются и маятниковые рейсы. Кольцевой маршрут позволяет более полно использовать грузоподъемность транспорта, сократить транспортные расходы, ускорить возврат тары.

Важную роль в товародвижении выполняет транспорт. Транспортные организации в процессе передвижения товаров должны обеспечить:

- сохранность груза при транспортировке;
- своевременную доставку груза;
- соблюдение правил загрузки и транспортирования груза;
- эффективное использование транспортных средств.

Для перевозки продовольственных товаров используется специализированный транспорт, имеющий маркировку «Продукты». Кузова таких машин изнутри обиваются оцинкованным железом или листовым алюминием. На каждую машину, предназначенную для перевозки продуктов, должен быть санитарный паспорт, выданный учреждениями санитарно-эпидемиологической службы сроком не более чем на один год. Особо скоропортящиеся продукты перевозят изотермическим транспортом.

Со способами доставки тесно связаны маршруты завоза продуктов. При децентрализованной доставке продукты завозятся на предприятия общественного питания только линейными (маятниковыми) маршрутами, а при централизованной – завоз продуктов осуществляется преимущественно по кольцевым маршрутам, т.е. на одной машине товар доставляется на несколько предприятий общественного питания по кольцу в соответствии с графиком и разработанным маршрутом.

На крупных предприятиях общественного питания применяют и кольцевой, и маятниковый способ доставки товаров.

Важную роль в товародвижении выполняет транспорт. Для перевозки продовольственных товаров используется специализированный транспорт, имеющий санитарный паспорт, выданный учреждениями санитарно-эпидемиологической службы сроком не более, чем на 1 год. Особоскоропортящиеся продукты перевозят изотермическим транспортом.

Требования, предъявляемые к транспортным организациям:

1. Обеспечение сохранности груза

2. Своевременная доставка

3. Соблюдение правил загрузки и разгрузки

4. Использование специального транспорта с санитарным паспортом, изотермический или рефрижератор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.64.238 (0.011 с.)