Русский, английский, французский, японский ритуалы чаепития



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский, английский, французский, японский ритуалы чаепития



В России обычай приглашать в гости на чай укоренился с тех пор, когда был изобретен самовар. К чайному столу пода­ют пироги, калачи, кексы, печенье, пряники, бублики, кон­феты, колотый сахар, варенье, мед. К приходу гостей на стол ставят самовар на металлическом подносе, около которого располагают чайные чашки с блюдцами. Большой ассорти­мент мучных изделий дополняют тортами и пирожными. Обя­зательно подают фрукты, десертные вина или шампанское, ликер или коньяк. Предпочтение отдают черному чаю, зава­ренному в чайнике вместе с листьями мяты, малины, чер­ной смородины. Чайник с душистым чаем ставят на самовар, чтобы сохранить заварку горячей. Красиво накрытый стол располагает к долгой беседе. С изобретением русского фар­фора стали использовать чайные сервизы из кобальта и гжели. Вместо фарфоровых можно применять серебряные сахарницы и приборы (щипцы для сахара и пирожных, вилку для лимона, лопатку для торта, чайные и десертные лож­ки, ложки для варенья). Если к десерту предлагают десерт­ные вина, то стол сервируют мадерными рюмками, если ли­кер или коньяк — то ликерными или коньячными рюмками, если гости заказали шампанское — то бокалами. Самовар можно поставить на подсобный стол с левой стороны от хо­зяйки. На этом же столике располагают чашки и чайник с заваркой. Особенности обслуживания гостей аналогичны бан­кету-чаю.

Если в России чаепитие принято устраивать между 17 и 20 ч, то в Англии — только в 17 ч (файф о клок) с целью общения с родственниками, друзьями и сослуживцами. Жи­тели Британских островов считают чай национальным напит­ком. Чай англичане пьют с молоком или горячими сливками. Причем чай наливают в молоко, а не наоборот. Чай по-анг­лийски заваривают крепким (30—35 г чая на 1л воды). Чай­ник перед заваркой должен быть сухим и хорошо прогретым.

Стол накрывают цветной скатертью и салфетками таких же нежных тонов, уложенными на мелкие десертные та­релки в виде конвертов, конфет, рулетиков или розочек. У тарелок располагают десертные приборы. Фруктовые прибо­ры (нож и вилку) размещают за рюмками. Стол сервируют мадерной или ликерной рюмкой, а в случае торжества и на­личия в карте вин шампанского — бокалом для него. На де­серт подают блинчики, пудинги, фрукты, жареные орехи. К чаю подают кексы, сдобное печенье, торт или маленькие пирожные, мармелад, шоколадные конфеты. После танцев подают слабоалкогольные коктейли — диджестивы.

Особенностью французского ритуала чаепития является то, что приглашенные собираются в гостиной или банкетном зале и располагаются на диванах и в креслах. Гости беседу­ют и в это время им подают аперитив (шерри, шампанское). После сбора всех гостей в гостиную привозят заранее на­крытый чайный стол на колесиках. Стол имеет традиционно овальную или круглую форму, его покрывают цветной по­лотняной скатертью нежных пастельных тонов. Салфетки подбирают в тон скатерти.

Если на чай приглашают в дом невесты родителей жени­ха, то стол накрывают белой кружевной скатертью, кру­жевными салфетками, сервируют чайным сервизом нежно-розовых цветов. Невеста готовит десертное блюдо и угощает им гостей. К десерту подают шампанское, затем чай. Чайник устанавливают на серебряном подносе. Рядом сливочник с го­рячими сливками, вазочка с вареньем, ложечка для расклад­ки и розетки стопкой, сахарница и лоток с лимоном и двухрожковой вилочкой. Мелкие десертные тарелки размещают на столе стопкой и рядом на салфетках — чайные ложки, ножи для фруктов и вилочки для пирожных. В центре стола ставят вазу с фруктами. На отдельном столике располагают пепельницы, спички, зажигалки, сигареты.

Если к чаю предлагают ликер или коньяк, то вместе с чашкой чая на подносе подают рюмку с напитком. Бутылки с напитками на чайный стол не ставят, а разливают их на под­собном столе. После чаепития организуют танцы, игры. В пе­рерыве между танцами гостям предлагают прохладительные чайные напитки.

В Японии употребляют зеленый или желтый чай. Жел­тые сорта чая заваривают классическим китайским способом в гайванях — специальных чашках типа пиалы объемом 200—250 мл, но с резким расширением в верхней части и крышкой, диаметр которой меньше диаметра верхнего края крышки. Время заваривания не превышает 2 мин. Зеленые виды чая японцы вначале растирают в порошок в специаль­ных фарфоровых ступках, а затем заливают кипятком в фарфоровых предварительно согретых шаровидных чайни­ках вместимостью 0,5—1 л. Японцы пьют ароматный чай из маленьких чашечек емкостью 30—50 мл без сахара, варенья или меда очень медленно и маленькими глотками. Несколько чашек выпивают до еды (завтрака, обеда или ужина) и не­сколько чашечек — после еды. В торжественных случаях или при совершении религиозного ритуала в Японии упот­ребляют церемониальный чай.

Приготовление такого чая и сам ритуал торжественного чаепития представляет собой длительную церемонию, про­исходящую на глазах участников чаепития. Вначале жен щины растирают листовой зеленый чай «тенча» в тончай­шую пудру, сопровождая эту работу красивыми движения­ми тела и жестами. Затем пудру засыпают маленькими пор­циями в специальные эллипсовидные чайники. Вслед за ка­ждой засыпкой чая капельными дозами заливают горячую воду. Каждую новую порцию чайной пудры сбивают с пор­цией воды особой рисовой метелочкой в кремовидную мас­су, после чего добавляют новые порции порошка и воды до тех пор, пока чайник не наполнится. Полученный таким об­разом чай имеет терпкий вкус, густую консистенцию, напо­минающую жидкую сметану.

Роль менеджера в организации и обслу­живании банкета-чая. Менеджер при заказе на об­служивание торжества знакомит заказчика с фотография­ми зала, накрытых банкетных столов, а также десертных блюд и мучных кондитерских изделий, рекомендуемых для банкета-чая. Перед началом обслуживания банкета или приема знакомит официантов с особенностями его органи­зации, а также схемой расстановки столов в зале. Распре­деляет обязанности между официантами, закрепляя их по два человека за каждым столом. Один официант подает де­серт, другой разливает вино. Затем первый официант пода­ет гостям чашки с чаем, другой — чашки с кофе. После этого первый официант обносит гостей ликером, второй — коньяком или первый официант производит досервировку стола ликерными и коньячными рюмками, а второй налива­ет напитки в рюмки.

Особое внимание уделяется технике розлива чая на сто­ле в чашки гостей. Показывает приемы сбора чайных чашек со стола, розлива чая на подсобном столе из самовара в чис­тые чашки и подачи их гостям способом «два и один» (две чашки в левой руке и одна — в правой). Учитывая, что наи­большую трудность в работе официанта вызывает подача гостям на подносе рюмок, заполненных алкогольными на­питками, менеджер проводит тренинг по подаче этих на­питков, а также по отработке техники розлива шампанско­го за столом в бокалы гостей в 2—3 приема или, взяв бокал в руку и слегка наклонив его, демонстрирует порядок розли­ва шампанского в один прием.

В ходе инструктажа менеджер обращает внимание офи­циантов на необходимость строгого соблюдения правил тех­ники безопасности при работе в зале и уборке посуды.

Метрдотель осуществляет контроль за правильностью подготовки банкетного зала и столов к обслуживанию, в хо­де проведения банкета-чая следит за своевременностью по­дачи блюд и напитков, уборки использованной посуды. По окончании обслуживания подводит итоги работы.

 

Особенности комбинированного метода подачи блюд в обслуживании. Суть общеевропейского и немецкого методов подачи блюд. Примеры комбинированного обслуживания потребителей.

Европейский метод отличается от предыдущих методов, прежде всего сервировкой стола. Стол сервируют столовым и закусочным приборами, пирожковой тарелкой, полотня­ной салфеткой, которая кладется перед гостем, стеклом, прибором для специй, цветами. Холодные закуски официан­ты приносят заранее, порционированными на закусочные тарелки. Вторые горячие блюда подают на подогретых мел­ких столовых тарелках, накрытых специальными крышками клоше. Официант подходит к гостю справа, ставит перед ним тарелку с крышкой, приподнимает ее и переворачивает, затем относит на подсобный стол. Вторые блюда подают ев­ропейским методом в небольших залах, а также при отсут­ствии подсобных столов.

В ресторанах люкс и высшего класса применяют комби­нированные методы обслуживания.

Втабл. 6.1 приведен пример использования русского, ан­глийского, французского и европейского методов обслужи­вания с учетом ассортимента заказанных блюд.

Наименования блюд Посуда для отпуска с производства Приборы для раскладки Сервировка стола Метод обслуживания Особенности подачи
Ассортимент из морепродуктов Круглое блюдо Универсальный Закусочная тарелка и закусочные приборы Французский Официант порционирует блюдо слева от гостя универсальным прибором
Куриные крылышки в пряностях (куриные крылышки, жаренные во фритюре, приправленные томатным соусом с пряностями) Порционная сковорода (кроншель) Ложка столовая Подогретая закусочная тарелка и закусочные приборы Русский Справа от гостя ставят кроншель на закусочную тарелку с резной бумажной салфеткой, впереди кладут столовую ложку ручкой вправо
Солянка из осетра с расстегаем Миска суповая с крышкой. Пирожковая тарелка Разливательная ложка Глубокая столовая тарелка, поставленная на мелкую столовую, столовая ложка Английский На подсобном столе суп переливают разливательной ложкой в глубокую столовую тарелку, поставленную на мелкую столовую, которую ставят перед гостем с правой стороны правой рукой
Отбивные из телятины с помидорами и сыром Мелкая столовая тарелка ______ Нож и вилка столовые Европейский На мелкую столовую тарелку укладывают обжаренную с тертым сыром отбивную, гарнируют помидорами, накрывают крышкой клоше, подают справа. Крышку снимают, переворачивают и оставляют
Мороженое с фруктами и взбитыми сливками (тающие во рту нежнейшие шарики фруктового мороженого ассорти на ложке из ананасов, персиков, украшенные розочками из взбитых сливок) Стеклянная креманка _______ Ложка десертная Европейский Перед подачей десерта со стола убирают использованную посуду, специи. Креманку ставят на пирожковую тарелку с резной бумажной салфеткой и десертной ложкой ручкой вправо

 

«немецкие» -- в это способе официант выносит готовое блюдо в стол на специальном оборудовании;

«европейский» -- отличается от других сервировкой и то что официант ставит закуски за ранее;

«комбинированный» -- включает в себя три способа: английский, французский, русский.

Комбинированный метод - представляет собой использование русского, французского, английского метода в различных сочетаниях с учётом ассортимента подаваемых блюд.[2,213]

При подаче некоторых блюд немецким методом в центре стола размещают конструкцию, состоящую из металлического подноса, газовой горелки и металлического блюда или чугунной сковороды, на которой приносят с производства жареные мясные продукты (баранина, свинина, телятина) с гарниром из овощей. На край блюда кладут прибор для раскладки, и гости обслуживают себя сами.[2,212]

3. Последовательность подачи блюд и напитков

питание блюдо сервировка обслуживание

В ресторанах существует определённая последовательность подачи готовых блюд.

Первое, что подаётся - это холодная закуска. В основном в неё входит икра зернистая, овощные и мясные салаты, а также ассорти мясное, рыбное и смешанное.

Горячие закуски чаще используются на банкетах и праздничных мероприятиях. А в такие дни их готовят по заказу клиентов. Отличительная особенность горячих закусок в том, что их нарезают мелкими кусочками во избежание пользования ножом. При подаче закусок на стол они ставятся в той же посуде, в которой и были принесены. Сначала ставятся нарезные закуски, а следом за ними салаты. Перед тем, как поставить закуски на стол, необходимо заполнить хлебницу. Закуски должны быть красиво оформлены, для этого их фигурно нарезают и украшают различной зеленью.

После закусок подаются первые блюда, это, как правило, бульоны и супы. Горячие супы подаются в глубоких тарелках, предварительно налив в мельхиоровую миску, накрытую крышкой. Предварительно тарелка должна быть обязательно подогрета. На середину подноса ставится миска с супом, где уже должны быть тарелки и разливательные ложки. В зале поднос ставится на подсобный столик, и официант разливает суп по тарелкам, опуская как можно ниже разливательную ложку, чтобы не было брызг. Бульоны и прозрачные супы подаются уже в разлитом виде в бульонных чашках.

Предварительно убрав стол после первых блюд, подаются вторые блюда. Ассортимент вторых блюд достаточно разнообразен. Сюда входят мясные, рыбные, овощные блюда, блюда из птицы, приготовленные различными способами. При подаче вторых блюд следует придерживаться очерёдности. Первое, что подаётся, - это блюда из рыбы, затем блюда из мяса и птицы, далее уже следуют овощные, яичные, блюда из крупы.

Получив с кухни второе блюдо, официант приносит его посетителю, и только после того, как клиент посмотрел и дал своё разрешение, блюдо ставится на стол.

Сладкие блюда подаются в конце трапезы. Это, как правило, приятные на вкус и высококалорийные блюда. Ассортимент сладких блюд широк и разнообразен. Это муссы, желе, различные пудинги, запеканки и прочее. Практически все сладкие блюда подаются в креманках, поставленных на десертную тарелку, рядом с которой кладётся десертная ложка. Если подаются фрукты, то они выкладываются в вазы, а на столе должны быть десертные ножи и вилки.

Очень часто, заканчивая свой обед или ужин, посетители заказывают чай или кофе.

Чёрный кофе подаётся к столу в кофейных чашках, сахар к кофе подаётся отдельно, если кофе приготовлен по-восточному, то на стол ставится в той же посуде, в которой он был приготовлен. Первым делом по чашечкам раскладывается кофейная пенка, а затем разливают сам напиток. Если кофе с молоком и сливками, то они подаются отдельно. Если кофе подаётся в кофейниках, то перед клиентом ставится пустая чашка, и только после его разрешения разливается кофе.

Чай является самым распространённым напитком. Обычно он подаётся в чашках или в стаканах с подстаканниками, сахар подносится отдельно. Если чай заваривается в чайнике, то ставится на стол, а затем, с разрешения клиента, разливается по чашкам.

 

 

Последовательность сервировки стола к ужину. Техника сервировки. Предварительная сервировка на 1 гостя.

Сервировка стола к ужину состоит из сервировочной, закусочной и пирожковой тарелок, закусочного и столового приборов (ножей и вилок), фужера и оригинально сложен­ной полотняной салфетки. Последовательность сервировки стола по меню ужина аналогична сервировке по меню за­казных блюд обеда.

В процессе работы официант, приняв от потребителя за­каз, проверяет соответствие сервировки стола заказу, допол­няет ее недостающими предметами, убирает лишнее. Предва­рительная сервировка стола, приведенная в точное соответ­ствие с принятым заказом, называется досервировкой. Если на ужин гость заказал закуску и рыбное горячее блюдо, то столовый прибор (нож и вилка) заменяется рыбным. При не­обходимости можно в процессе обслуживания подавать до­полнительные приборы в соответствии с заказанным меню.

Дополнительной (полной) сервировкой стола называют сервировку, которую производят по заранее составленному меню заказа. Она используется обычно при организации об­служивания банкетов, иностранных туристов, различных делегаций, участников совещаний, симпозиумов.

Сервировка стола по меню заказа имеет много вариантов. Количество предметов для сервировки зависит от ассорти­мента подаваемых блюд. Наличие лишних или отсутствие некоторых необходимых предметов сервировки снижает ка­чество обслуживания потребителей.

На рис. 13—17 приведены схемы сервировки стола по меню заказа.

 

Виды меню

В зависимости от контингента потребителей, типа пред­приятий и принятых форм обслуживания меню подразделя­ют на следующие виды:

Ø меню со свободным выбором блюд;

Ø меню комплексного обеда (завтрака, ужина);

Ø меню бизнес-ланча;

Ø меню воскресного бранча;

Ø меню дневного рациона;

Ø меню диетического и детского питания;

Ø банкетное меню;

Ø меню тематических мероприятий (новогоднее, Маслени­ца и др.).

К специальным видам меню следует отнести: вкладыши в меню — блюда от шеф-повара, дегустационное меню, меню национальной кухни в дополнение к основному меню, меню для гурманов, постное меню и т.д.

Каждый вид меню содержит три графы: выход блюда, его наименование и цену.

Для салатов и вторых блюд, приготавливаемых вместе с гарниром и соусом (например, овощной салат с авокадо; мор­ской окунь, запеченный в соусе порей; говядина в винном соусе), выход блюд указывают одной цифрой. Для блюд, от­пускаемых с гарниром и соусом, выход указывают дробью (основной продукт, соус, гарнир). Выход основного продукта может быть 50, 75, 100, 125г, соуса — 50, 75, 100г, гарнира 100—150г. Для блюд, отпускаемых со сложным гарниром, указывают массу каждого вида гарнира.

В содержании меню выделяют три главных элемента: заголовки, названия блюд и их описания. Заголовки включа­ют категории (горячие блюда, напитки), подзаголовки (горя­чие рыбные блюда, мясные блюда, горячие блюда из птицы и дичи, горячие овощные блюда). Название блюда может быть простым, подробно описывающим блюдо (например, эскалоп из телятины с жареным картофелем), а может быть сложным или изысканным (нежнейшее лаймовое суфле со свежей клубникой и фисташками).

Описания информируют гостей о составе блюда и спосо­бах кулинарной обработки входящих в него продуктов с це­лью увеличения продаж.

Потребительская информация, содержащаяся в меню, может включать: адрес предприятия, номер телефона, ре­жим работы, особенности кухни, условия резервирования мест, порядок оплаты услуг. Потребительская информация бывает дополнена интересными сведениями об истории пред­приятия или отдельных блюд меню.

Меню со свободным выбором блюд применяют на обще­доступных предприятиях общественного питания (в ресто­ранах, столовых, кафе, закусочных). Для супов в меню, как правило, приводят стоимость порции и полупорции.

Разновидностью меню со свободным выбором блюд явля­ется меню заказных блюд, которое обычно применяется в ресторанах. В меню заказных блюд включают фирменные блюда, холодные блюда и закуски, супы, вторые горячие и сладкие блюда, горячие и холодные напитки, мучные ку­линарные и кондитерские изделия. Все фирменные и заказ­ные блюда приготовляют по заказу потребителей. При пода­че фирменных и заказных блюд необходимо обращать осо­бое внимание на правильный подбор посуды и оформление блюд.

Меню комплексного обеда (завтрака или ужина) составляют для рабочих, студентов, школьников и других контингентов питающихся, в том числе в ресторанах.

При составлении комплексного меню обеда (завтрака, ужина) наряду с нормами рационального питания учитывают стоимость рациона, разнообразие и правильный подбор продуктов, входящих в блюда. В меню комплексного обеда входят, как правило, холодная закуска, суп, второе горячее блюдо и десерт (табл. 4.1). Меню рекомендуется составлять заранее в двух вариантах, отличающихся по составу блюд и цене. В рабочих, студенческих и школьных столовых меню комплексных обедов (завтраков и ужинов) составляют, как правило, на 7—10 дней, что дает возможность разнообразить ассортимент блюд по дням недели или декады.

Меню бизнес-ланча составляют в ресторане для быстро­го обслуживания посетителей в специально отведенное вре­мя (как правило, с 12 до 16 ч). Для бизнес-ланча используют полуфабрикаты собственного производства. Этот вид меню предназначен для участников деловых переговоров, а также служащих из близлежащих офисов, банков.

Если бизнес-ланч состоит из трех блюд, то посетитель выбирает набор из четырех курсов: первый курс — это несколько вариантов холодных и горячих закусок, второй курс — супы; третий — основные горячие блюда и четвер­тый — десерты. Дополнительно в стоимость набора может входить кофе черный или чай. Как правило, меню бизнес-ланчей меняется еженедельно, но в течение недели сто­имость его остается постоянной и в меню включаются те же блюда, что и в меню со свободным выбором блюд, но цены их ниже, чем при индивидуальном заказе. Ниже приводится вариант меню бизнес-ланча.

В меню вегетарианского ланча включают блюда из ово­щей, грибов, сыра. Например, обжаренный во фритюре сыр по-римски; сэндвич с помидорами, баклажанами и салатом; запеченный помидор, фаршированный артишоками; карто­фель фри, салат из овощей и грибной суп.

В меню комбинированного ланча может быть включен небольшой набор блюд: порция салата, маленькая пицца и сэндвич. Такой набор предназначен для потребителей, кото­рые хотят быстро перекусить.

Меню воскресного бранча предназначено для обслужи­вания населения семейными обедами в воскресные дни в период с 12 до 16 ч. В ресторанах в меню бранча включают шведский стол с широким ассортиментом закусок, блюд (рыба малосольная, заливная, рыбная гастрономия, бульо­ны, суп-пюре, жаркое по-домашнему, блинчики и др.). От­дельно организуют чайный, фруктовый или десертный сто­лы. Стоимость бранча заранее оговорена, в нее обязательно входит бокал вина или шампанского.

Меню дневного рациона составляется для участников симпозиумов, совещаний, конференций. При составлении этого вида меню учитывают особенности обслуживаемого контингента потребителей (возрастные, национальные, род занятий). Калорийность меню дневного рациона колеблется от 2000 до 5000 ккал.

Меню бывает со свободным выбором блюд или заранее скомплектованным (завтрак, обед, ужин). Последнее состав­ляют с учетом планируемой стоимости питания на день.

Исходя из требований рационального питания, напри­мер, в меню завтрака должны входить натуральный сок или кисломолочные продукты (ряженка, кефир и др.), масло сливочное, холодная закуска из гастрономических продук­тов или овощей, горячее блюдо несложного приготовления, горячий напиток (чай, кофе с молоком или сливками, ка­као), джем, мучное кондитерское изделие, хлеб или тост.

Меню обеда должно включать закуску, первое блюдо, второе горячее и сладкое блюда, хлеб. При подборе первых и вторых блюд учитывают калорийность ранее включенных холодных блюд и закусок. Если закуска была рыбная (бога­тая белками), то первое блюдо может быть овощным, а гар­нир второго блюда — крупяным. В качестве десерта может быть использован широкий ассортимент сладких блюд — ки­сели, муссы, свежие плоды, фруктовые соки промышлен­ного производства, компоты. Если в меню обеда включена легкая овощная закуска (салаты из помидоров, огурцов, икра кабачковая и др.), то первые и вторые блюда должны быть более калорийными (солянка мясная или рыбная жидкая, суп харчо и т. п.).

Меню ужина должно включать закуску, горячее блюдо, напиток и хлеб. Ужин является завершающим приемом пищи в течение дня. В него входят хорошо усваиваемые блюда из отварных и припущенных рыбы, птицы, овощей, творога. Из напитков рекомендуется использовать молоко и кисломолоч­ные продукты или предлагать на десерт натуральные фрукты, а в заключение — некрепкий горячий напиток (чай с лимоном и др.). На ужин не следует рекомендовать жареные острые блюда, блюда из грибов, так как они медленно усваиваются организмом и вызывают повышенное чувство жажды.

Меню банкетовсоставляют в каждом конкретном слу­чае при приеме заказа с учетом пожелания заказчика, вида банкета и времени его проведения. Так, банкет за столом с полным обслуживанием официантами может быть завтра­ком, обедом или ужином. Это учитывается при составлении меню. В меню банкета-обеда включают несколько холодных закусок, одну горячую закуску, суп, одно-два вторых горя­чих блюда (из рыбы, мяса, птицы, овощей), десертное блю­до, фрукты, горячие напитки (кофе, чай).

В меню банкета с частичным обслуживанием официанта­ми включают более широкий ассортимент холодных закусок из расчета 1/2, 1/3 или 1/4 порции на человека, одну горячую закуску, одно-два вторых горячих блюда, десерт, фрукты, горячие напитки. Такое меню составляют для свадьбы, дня рождения, юбилея, дня Победы и других торжеств. При раз­работке меню учитывают общее количество блюд и напит­ков, планируемых на каждого участника банкета, а также традиционные особенности. Ниже приведено банкетное меню, посвященное встрече друзей.

Меню тематических мероприятий составляют при встрече Нового года, торжествах в дни традиционных праздников, например Русская зима, Масленица, которые по старому обычаю "отмечаются русскими блинами, а к ним подают растопленное сливочное масло и сметану в соусниках. В меню обеда, состоящего из блюд русской кухни, в качестве холодного блюда можно включить рыбу заливную, в качестве холодной закуски — блины с икрой зернистой осетровых или лососевых рыб, сельдью, маслом, сметаной; на первое — похлебку по-суворовски в горшочке, на второе — мясо по-гусарски, а на десерт — сладкий каравай, медовый напиток.

Меню для гурманов позволяет гостям открыть для себя таинства французской кухни. В такое меню могут быть включены следующие блюда:

 

 

Сервировка (от франц. servir — служить) имеет следую­щие значения: подготовка стола к завтраку, обеду, ужину; правильное размещение на столе посуды, приборов, столо­вого белья, предназначенных для этих целей.

Основные требования, предъявляемые к сервировке стола:

Ø соответствие виду обслуживания: завтрак, бизнес-ланч, обед или ужин по меню заказных блюд;

Ø эстетическая направленность (соответствие формы и раз­меров тарелок форме и размерам стола, сочетание их с цветом скатерти и салфеток, формами складывания пос­ледних);

Ø согласование предметов сервировки с декоративным ре­шением интерьера зала;

Ø соответствие столовой посуды ассортименту подаваемых блюд, закусок, напитков;

Ø отражение национальных особенностей и тематической направленности зала или стола.

Различают два вида сервировки стола: предварительную и дополнительную. Предварительной называют сервиров­ку, которую осуществляют при подготовке зала ресторана к обслуживанию до прихода потребителей, что значительно ускоряет процесс обслуживания и придает залу торжествен­ность, элегантность.

Дополнительная сервировка осуществляется в соответ­ствии с принятым заказом и с учетом ассортимента подава­емых блюд, напитков.

Предварительную сортировку стола производят в такой последовательности:

Ø накрытие стола скатертью;

Ø сервировка тарелками;

Ø сервировка приборами,

Ø сервировка стеклянной посудой;

Ø раскладывание салфеток;

Ø расстановка приборов со специями, ваз с цветами и дру­гих аксессуаров стола.

В зависимости от назначения используются различные виды салфеток. Одни из них — индивидуальные являются обязательным предметом сервировки стола; вторые — сер­вировочные служат для накрытия стола, их кладут под та­релку; третьи — для коктейлей, четвертые — для вытира­ния губ.

Красиво сложенные салфетки способствуют созданию в зале атмосферы праздника, придают стилевому решению интерьера ощущение элегантности и изысканности.

Индивидуальные салфетки служат для сохранности одежды во время трапезы и промокания уголков рта.

Сервировочные салфетки используют для накрытия стола. Их стелят поверх скатерти под тарелки и приборы. Эти мини-скатерти можно быстро заменить и места гостей за столом всегда будут выглядеть свежими и чистыми. Сервиро­вочные салфетки применяют при обслуживании завтраков, бизнес-ланчей.

Салфетки для коктейлей отличаются от обычных инди­видуальных салфеток меньшими размерами, а также тем, что их шьют из более тонкого материала. Чаще всего их ис­пользуют при подаче аперитива перед банкетом, а также на банкетах фуршет и коктейль. Оригинально сложенные сал­фетки украшают стол и гармонируют со свечами, цветами.

Салфетки для губ— это бумажные салфетки. Они бо­лее гигиеничны. Благодаря большому выбору их легко подо­брать к общему убранству стола, сервизу и декоративным элементам сервировки. Кроме того, полотняные и бумажные салфетки хорошо комбинируются друг с другом, придавая столу особую привлекательность

Сомелье (от франц. sommelier) — это человек, ответ­ственный за подачу напитков в ресторане, дающий советы по выбору вин и напитков и следящий за их подачей гостю вплоть до окончания обслуживания. Некоторые гости зака­зывают вино по номеру, выставленному в карте, и не нуж­даются в каком-либо общении, но многие из них хотят по­лучить информацию о вине. Для них предназначена работа сомелье и официанта, умеющих сделать подачу вина цере­монией.

В обязанности сомелье входит составление винной карты и поддержание в соответствии с ней запаса вин в ресторане. Если ресторан имеет винный погреб, то сомелье отвечает за его состояние. Он несет ответственность за закупки вин или участвует в обсуждении заказываемых партий.

Кроме общей информации о винах и их достоинствах, сомелье должен знать рынок, поставщиков, т. е. он несет ответственность за соответствие цены и качества продуктов.

Профессию сомелье часто сравнивают с ремеслом актера. Искуссный сомелье каждый раз преподносит хорошо извес­тные ему самому вина с той же свежестью эмоций, с кото­рой обычно говорят о недавнем открытии.

Сомелье, работающий в ресторане, сродни психологу — ему приходится угадывать настроение своих гостей, опреде­лять их социальный статус, происхождение. Он должен об­ладать чувством юмора, изобретательностью. Доверительные отношения между гостем и сомелье — гарантия успеха рес­торана.

Сомелье подходит к гостям, предлагает карту вин, дает рекомендации по выбору напитков к заказанным блюдам, сообщает об особенностях рекомендуемых напитков. При этом следует помнить, что правильное и умеренное употребле­ние алкогольных напитков, сочетаемость их между собой и с различными блюдами, закусками, время, частота и после­довательность приема напитков в комплексе определяют культуру их потребления.

Для каждого вида винно-водочных изделий существуют определенные правила подачи. Напитки, возбуждающие ап­петит и открывающие трапезу, подают до начала приема пищи. В качестве аперитива можно использовать как крепкоалкогольные, так и безалкогольные, слабоалкогольные напитки. В зависимости от заказа и времени его выполнения на аперитив можно подать охлажденную водку, а также виски, ром или молодой коньяк, бренди комнатной темпера­туры. Хорошим аперитивом являются ароматизированные вина (вермуты, биттеры), их подают комнатной температу­ры и по желанию гостей можно разбавить водой, соком или подать с кусочком льда, чтобы смягчить аромат напитка.

К аперитивам относят также различные крепленые вина (Шерри, Порто, Мадера), их подают комнатной темпе­ратуры и не рекомендуется разбавлять водой или добавлять лед. На аперитив можно предложить несладкие соки (томатный, апельсиновый, грейпфрутовый), их подают охлажден­ными до 10 °С со льдом или без него.

Крепкоалкогольные напитки обладают характерным вкусом и ароматом, их не рекомендуется пить залпом. Неко­торые из них (джин, виски, ром) разбавляют содовой или минеральной водой, тоником или подают со льдом. Водку и горькие настойки рекомендуют к холодным закускам, осо­бенно острым, и горячим закускам. Эти напитки подают ох­лажденным до 10 °С, употребляют в неразбавленном виде, наливают в водочные рюмки от 1/3 до 1/2 емкости. К некото­рым холодным и горячим закускам можно рекомендовать коньяк ординарный (от 3 до 5 лет выдержки) или VS,VSOP, который наливают в водочные рюмки и подают комнатной температуры.

Столовые вина употребляют во время обеда или ужина. Белые столовые вина (Алиготе, Рислинг, Совиньон, Цинан­дали, Шабли и др.) подают охлажденным до 10—12 °С к лег­ким закускам из рыбы и продуктов моря, к горячим рыбным блюдам, так как они обладают свойством уменьшать запах рыбы. Наливают белые столовые вина в рюмки емкостью 100 см3, которые могут быть цветными.

Красные столовые вина (Каберне, Мукузани, Саперави, Бордо, Божоле и др.) рекомендуют к холодным закускам из мясной гастрономии, горячим блюдам из мяса и дичи. Их подают комнатной температуры или слегка подогревают до 20—22 °С (в зимнее время года). Эти вина ставят на стол, используя специальные подставки различной формы (шта­тивы) или корзинки. В отсутствие подставок при розливе вина бутылку заворачивают в полотняную салфетку. Нали­вают в рюмки емкостью 125 см3.

Для отделения осадка, образующегося при длительном хранении и являющегося показателем старения и высокого качества красного и реже белого столового вина, его под­вергают декантации. Декантацией или декантированием (от франц. dekantation) называется переливание вина из бутыл­ки в графин. Вино декантируют таким образом, чтобы осадок, выпавший за годы старения, остался в бутылке. Декан­тация также включает обогащение вина кислородом, что часто благотворно сказывается на вине. При декантации старых красных вин в бутылке должны остаться горький танин и густые (плотные или тяжелые) пигменты, которые содер­жатся в этих винах. За несколько дней перед декантацией бутылки переводятся в вертикальное положение и осадок опускается на дно. Декантация позволяет изменить темпера­туру вина: при переливании оно может нагреться на несколь­ко градусов за счет температуры окружающего воздуха. Если при открывании бутылки в нее попали кусочки пробки, вино также переливают в графин. Емкость графина должна соот­ветствовать емкости бутылки или магнуму (1,5 л).

Для декантации используют: осторожно доставленную в штативе бутылку вина, декантер, т. е. графин для перелива­ния вина, воронку, свечу в подсвечнике, спички или зажи­галку, нож сомелье, чистый бокал, пирожковую тарелку, чтобы положить пробку, мягкую полотняную или бумажную салфетку (рис.28).

Доставив из винного погреба вино в штативе или корзин­ке, сомелье должен зажечь свечу, осторожно открыть бу­тылку, не вынимая ее из штатива, понюхать пробку, чтобы определить, не испорчено ли вино.

Затем следует протереть горлышко бутылки мягкой сал­феткой, так как за годы хранения на нем могли скопиться частички пыли. Не следует использовать жесткую накрахма­ленную салфетку. При протирании горлышка бутылка в ру­ках сомелье должна оставаться неподвижной.

В начале декантирования графин ополаскивают неболь­шим количеством вина, которое затем выливают в бокал сомелье. Последний проверяет качество вина и продолжает процесс декантации.

Зажженная свеча, используемая при декантации, позво­ляет сконцентрировать внимание на осадке. Не переворачи­вая бутылку, вино переливают таким образом, чтобы оно омывало стенки графина. Поставив графин на стол, рядом размещают бутылку, чтобы гость помнил, какое вино он пьет.

Белые и розовые столовые вина рекомендуют к блюдам из птицы с белым нежным мясом (куры, цыплята, индейка), овощным блюдам. Их подают слегка охлажденными до 15 °С в рюмках дл



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.132.225 (0.019 с.)