Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос. Закон спроса. Эффекты дохода и замещения

Поиск

Поведение потребителя определяется действием закона спроса. Спрос отражает потребность людей. Поэтому под спросом понимают представленную на рынке потребность, подлежащую удовлетворению и обеспеченную денежным эквивалентом, т.е. платежеспособную потребность. Платежеспособный спрос не равен потребностям, обычно, последние всегда больше. Объем спроса – это количество товара, которое потребитель готов купить при данной цене в данный момент времени.

Спрос (D) очень подвижен, изменчив, т.к. на его величину и динамику влияют многочисленные экономические, социальные или ценовые и неценовые факторы: цена данного товара (Рх), цена товара–заменителя (Ра), цена сопутствующего товара (Рb), вкусы и предпочтения (Z), доход (I), ожидания потребителя (W) и т.д. Спрос является функцией всех перечисленных факторов:

D = f (Px, Pa, Pb, I, Z, W).

Функция спроса – это функция, определяющая величину спроса в зависимости от действия различных факторов (Px,Pa, Pb, I, Z, W).

Количество товаров, которые покупают люди, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос, а снижение

цены приводит к росту спроса. D. Например, при цене 50 руб. за единицу товара, потребитель приобретет 10 единиц товара, при цене 40 руб. – 11 единиц, при цене 30 руб. – 12 единиц, при цене 20 руб. – 15 единиц и при цене 10 руб. за единицу товара будет приобретено 20 единиц. Если цены отложить по оси ординат, а количество товара, на которое предъявлен спрос - по оси абсцисс, то, соединив точки, получим следующую кривую называемую кривой спроса (рис. 3.1).

Кривая спроса (DD) – это кривая, показывающая какое количество товара готовы приобрести потребители по разным ценам в данный момент. Проецируя на неё цены, можно

 

 

 

определить, как изменится величина спроса при изменении цены. При цене Р 1 величина спроса составляет Q1 (рис.3.2), при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2 . Функция носит линейный характер, уравнение кривой спроса представлено в следующем виде:

QD = a – b · Р.

Из уравнения функции спроса видно, что между рыночной ценой (Р) и количеством продукции, на которую предъявлен спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры a и b отражают изменения неценовых факторов, например, при изменении величины а происходит сдвиг кривой, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.

Кривая убывающая. Это объясняется законом спроса: если цена какого-либо товара повышается (при этом все другие факторы остаются неизменными), то спрос на этот товар уменьшается, и наоборот, если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения объясняются также эффектом дохода и эффектом замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цен на яблоки с 30 до 10 руб. за кг. мы на весь свой доход (3000 руб.) можем купить уже не 100 кг. яблок, а 300 кг. Если же мы хотим сохранить потребление яблок на прежнем уровне (100 кг.), то на высвободившиеся деньги можно приобрести дополнительное количество других товаров. Понижение цены сделало нас реально богаче и позволило расширить объем спроса. Таким образом, эффект дохода означает, что при более низкой цене потребитель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказываясь от приобретения каких-либо альтернативных товаров.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. В приведенном выше примере при снижении цен на яблоки, мы будем замещать потребление относительно дорогих груш, бананов, покупкой более дешевых яблок и купим не 100, а 150 кг. Таким образом, эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных, относительно него более дорогих, товаров. Потребитель склонен заменять дорогие товары дешевыми.

Эффект дохода и замещения взаимодействуют друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать один из них. В ситуации с нормальными товарами (это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода) оба эффекта действуют в одном направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. В случае с низкими или низкокачественными товарами (товары, потребительские качества которых невысоки) при изменении цен, эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. Например, в случае с низкокачественными сигаретами, снижение цен ведет к росту спроса на них (эффект замещения), а с другой стороны, вследствие эффекта дохода потребитель стал немного богаче, а богатый человек сокращает потребление низкокачественных товаров. Какой из них действует сильнее? Если низшие товары занимают незначительное место в объеме потребительских расходов, то эффект замещения перевесит эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких сигарет. Кривая спроса на низшие товары будет по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) иметь отрицательный наклон.

Но возможны ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены к повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, на который приходится большая доля бюджета потребителя, называется товаром Гиффена. Гиффен заметил, что с ростом цен на картофель бедные семьи расширяют его потребление. Картофель занимает большую долю расходов на еду, другие товары они позволяют себе редко и в небольших количествах, если же цена на картофель возросла, то семья вообще откажется от покупки мяса, заменяя его картофелем. Спрос на картофель возрастет.

Имеются и другие исключения, например, став богаче, потребитель расширяет спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары. Если же цены на эти товары увеличиваются, богатый потребитель приобретает их из престижных соображений, он не хочет быть «как все» (эффект Веблена или эффект сноба).

Для каждого товара существует своя кривая спроса, однако, было бы неправильным представлять ее как раз и навсегда данную. Под воздействием ряда факторов (всех кроме цены данного товара) кривая может смещаться. Поэтому важно различать величину спроса (объем спроса) и сам спрос (функцию спроса).

В чем разница между изменениями спроса, функции спроса и объемом спроса (величиной спроса).

Величина спроса (объем спроса) меняется только тогда, когда изменяется цена товара, а все прочие факторы остаются неизменными. При снижении цены (с Р1 до Р2) увеличивается величина спроса (с Q1 до Q2), а сам спрос (как выражение потребности в данном товаре) остается неизменным (рис.3.3). В этом случае мы будем двигаться по кривой из точки А в точку В. Таким образом, изменение цен на данный товар означает движение по (вдоль) кривой спроса.

 

Кроме цены товара на спрос влияют и неценовые факторы (изменение дохода, вкусов, предпочтений, изменение цен на товары – заменители, сопутствующие товары и т.д.). Изменение этих факторов (при неизменной цене данного товара) приводит к сдвигу кривой спроса влево или вправо. Говорят, что спрос уменьшился или увеличился. Например, увеличение денежных доходов потребителя (при отсутствии инфляции) означает, что потребитель при постоянной цене Р увеличит потребление до Q1, кривая спроса сдвинется вправо из положения DD в положение D1D1 (рис.3.4). Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению кривой спроса влево в положение D2D2, это приведет к уменьшению спроса до Q2 при постоянной цене Р.

 

 

 

 

Рост цен на товары-субституты (товары-заменители) данного товара приведет к тому, что кривая спроса сместится в положение D1D1 и объем спроса увеличится до Q1 (рис.3.5.).

 

 

 

 

Повышение цен на взаимодополняющие товары (комплиментарное благо) сократит спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к падению спроса на лыжные крепления. Кривая сместится из положения DD в положение D2D2, объем спроса упадет до Q2 (рис.3.6).

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Допустим, имеются два покупателя – А и Б, индивидуальные функции их спроса изображены на рис.3.7.а.

Совокупный спрос (рис. 3.7.б) может быть определен путем сложения спроса покупателя А и спроса покупателя Б.

 

 
 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.007 с.)