Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и функции рыночного спроса, факторы его определяющие.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конкуренция и монополия в рыночной экономике. Антимонопольная политика и развитие конкуренции. Конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные производства и сбыта товаров и услуг, между потребителями за товары производителей, а также производителями и потребителями за источники доходов. Конкуренция выступает в нескольких видах. С позиций функционального проявления конкуренция бывает отраслевой (между производителями одной отрасли) и межотраслевой (между производителями разных отраслей, которые соперничают за деньги потребителей). Если продавцы влияют на спрос посредством изменения в цене, то конкуренция выступает как ценовая. Оно сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) через сбивание цен. При неценовой конкуренции продавцы делают упор на отличительные особенности своего товара, его качество, продвижение, упаковку, поставку, сервис. Совершенная, или свободная конкуренция в экономически развитых странах была типична до середины XIX века. Во второй половине XIX –XX вв. появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Появились новые виды конкуренции, прежде всего, несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства. Существует несколько моделей несовершенной конкуренции: 1) чистая монополия, 2) монополистическая конкуренция, 3) олигополия. Конкуренция на рынке выступает той силой, которая способна изменить соотношение спроса и предложения, уровень рыночных цен, структуру и последствия развития рынка. Рассмотрим важнейшие функции конкуренции. 1. Конкуренция способствует установлению равновесной цены. 2. Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации продукции. 3. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. 4. Конкуренция усиливает социально-экономическое расслоение агентов рынка. В результате свободная конкуренция способствует продвижению рыночного хозяйства к монополии. В современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Его можно наблюдать на рынке ценных бумаг или рынке сельскохозяйственной продукции, предлагаемой мелкими фермерами. Монополизация экономически явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации и централизации промышленного производства и капитала на рубеже ХIХ- ХХ вв. Монополия – исключительное право определенной деятельности (производства, торговли), принадлежащее одному лицу или государству. Сущность монополии характеризуется следующими моментами: 1) монополия возникает из господства в производстве; 2) господствуя в производстве, монополия господствует на рынке; 3) благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль. Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов (монополия), и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов (монопсония). По масштабам охвата рынка монополия может установиться в отраслевом масштабе (чистая монополия или монопсония) или охватить масштаб национального хозяйства (абсолютная монополия, например, внешней торговли государства). Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить: - естественные монополии (возникающие из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п.); - легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками); - искусственные монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.). Монополии делят между собой рынки сырья, ресурсов, сбыта, капиталов, рабочей силы. Монопольные объединения ликвидируют равновесную цену и ее регулирующую роль. На смену ей приходит монопольное установление цен. Монопольное ценообразование при этом выступает средством перераспределения части доходов товаропроизводителей, аутсайдеров и потребителей в пользу монополий и монопсоний. Монопольно высокие цены не стимулируют снижение издержек производства и сдерживают внедрение научно-технического прогресса. Таким образом, они могут воздействовать на производство, прогнозировать потребление, добиваться согласованности в действиях с другими монополистами. Важную роль в поддержании конкурентной среды рынка, уменьшения негативных последствий монополизации играет государство, используя антимонопольное регулирование. Оно осуществляется посредством антимонопольного законодательства, административного контроля над монополизированными рынками и организационного механизма. Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Так, возможно использование финансовых санкций в случаях нарушения антимонопольного законодательства, пресечение методов нечестной конкуренции и т.д. Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такого регулирования государства направлены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это достигается посредством снижения таможенных пошлин, поддержки малого бизнеса, продукция которого может конкурировать с товарами монополий и т.п. Понятие и функции рыночного спроса, факторы его определяющие. Спрос – форма проявления потребностей населения, обеспеченная денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его покупательной способностью. То есть, рыночный спрос выражает ту сумму денег, которую покупатели готовы затратить на приобретение нужных им товаров и услуг. Он характеризует желание покупателя иметь товар и его способность заплатить за этот товар (то есть возможность его купить). Различают индивидуальный и рыночный спрос. Субъектом индивидуального спроса является отдельный потребитель, желающий приобрести товары при данных условиях. Объем и структура индивидуального спроса зависят от индивидуальных различий и специфических желаний покупателя. Покупатели различаются по уровню доходов, предпочтениям, вкусам. В индивидуальном спросе отражаются национальные, возрастные, половые особенности, а также различия в уровне образования, стиле жизни и т.д. Рыночный спрос представляет собой совокупность всех индивидуальных спросов на данном рынке, или спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями). Важнейшими показателями спроса являются объем спроса и цена спроса. Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить, а цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара. Определяющим фактором рыночного спроса является цена. К неценовым факторам относятся следующие: 1. Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет. Это так называемые нормальные товары. Те товары, спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов, называются товарами низшей категории. 2. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение вкусов и предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды вызывает рост спроса на него и, наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. 3. Число покупателей. Увеличение их числа на рынке обусловливает повышение спроса. Уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. 4. Цены на сопряженные товары. Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая связь, между ценой на один из товаров-комплементов и спросом на другой – обратная. 5. Потребительские ожидания. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать больше в настоящем. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. 6. Степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре: чем она выше, тем ниже спрос. Изменения каждого из факторов может вызвать изменение спроса. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Закон спроса – это выражение обратной зависимости величины спроса на определенный товар от уровня цен на него (при прочих равных условиях). Согласно закону спроса, потребители обычно покупают большее количество товаров по низкой цене, чем по высокой. Чем выше цена, тем меньше спрос на товар. И наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос на товар. Обратную (отрицательную) зависимость между величиной спроса и ценой можно выразить формулой: D=f (P) <0. Графически зависимость между ценой и величиной спроса описывается кривой спроса. Цена
Объем спроса Рис. 5.1. Кривая спроса. Каждая точка на кривой спроса С1–С2 показывает то количество товара, которое потребители хотят купить за соответствующую цену. Кривая спроса направлена вниз. Это означает, что спрос потребителей на товар растет, когда цены на него снижаются. Действие неценовых факторов спроса иллюстрируется на графике как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса) или влево (снижение спроса). Обратная зависимость между изменением цены товара и величиной спроса на него объясняется действием. А. “Эффект дохода”. Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. В. ”Эффект замещения”. При повышении цен на товары потребитель начинает заменять дорогостоящие товары более дешевыми или совсем отказываться от них. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая “другие” товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
2. Понятие и функция рыночного предложения, факторы его определяющие. Предложение товаров выступает как целенаправленное действие продавца, убеждающее покупателя приобрести товар. Необходимо различать индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное – это предложение товара на рынке отдельным продавцом. Рыночное – предложение товара всеми продавцами на рынке. Основными показателями предложения выступают объем и цена предложения. Объем предложения – это то количество товаров, которое готовы продать продавцы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров. Цена – основной фактор, определяющий предложение. Но предложение товаров, как и спрос, может изменяться под влиянием и неценовых факторов. К ним относятся: 1. Цены на ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут). 2. Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения. 3. Налоги и субсидии. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение. 4. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары приводи к переливу ресурсов (уход фирм в другие отрасли). Уход производителей уменьшает предложение товаров. 5. Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем может повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время. 6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирме чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. 7. Природные условия: стихийные бедствия, нанося ущерб экономике, влияют на сокращение предложения. Все перечисленные факторы, включая цены, влияют на изменение предложения. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Закон предложения выражает отношение прямой зависимости величины предложения определенного товара от уровня цены на него. Прямая (положительная) зависимость между ценой товара и величиной предложения, может быть выражена формулойS= f (P) >0. Закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают продолжить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, таем больше выручка и прибыль продавца, а следовательно, и стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свой товар с целью получения прибыли. Таким образом, закон предложения характеризует движение производства в соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой. Иллюстрацией закона предложения является кривая предложения. Каждая точка на кривой предложения Sхарактеризует конкретное количество предложенного товара или услуги при данной цене. Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения товаров или услуг; влево – снижение предложения. . Изменения предложения под влиянием неценовых факторов предложения
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.01 с.) |