Общественные блага, «провалы рынка» и необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономические функции государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные блага, «провалы рынка» и необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономические функции государства.



Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Характеризуется двумя свойствами:

§ свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других.

§ свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истиной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.

«Провалы» (фиаско) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Остановимся на проблемах, решение которых не подвластно рыночному механизму.

1. Производство общественных товаров (национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, транспортная система, образование и т.д.).

2. Внешние эффекты – издержки (или выгоды) от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то как правило, требуются дополнительные затраты (очистка воды для населения, затраты на поддержание здоровья и т.п.). Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства.

3. Обеспечение государством экономики нужным количеством денег.

4. Рыночный механизм «слеп» к проблемам справедливости и равенства. Это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство.

5. Рынок не позволяет осуществить значительные стратегические прорывы в области науки и технологии, серьезные структурные преобразования в экономике. Поэтому государство стимулирует научно-технический прогресс и осуществляет структурную политику.

Таким образом, рыночной экономике присуще несовершенство рыночного механизма, что обуславливает необходимость активного вмешательства государства в экономические процессы.

Государство как субъект экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах: собственник и «главный предприниматель», как крупный потребитель.

В рыночной экономике основными функциями государства являются:

1. Правовая, регламентирующая порядок организации предпринимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами. 2. Протекционистская (защитная), обеспечивающая создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и отраслей народного хозяйства. 3. Стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер. 4. Хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества, в частности – объектов государственной и муниципальной собственности. 5. Перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций. Цель - способствовать стабильности национальной экономики, экономическому росту. 6. Социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил.

19. Занятость населения: сущность, функции, формы.

Все население страны подразделяется на две части: экономически активное население (которое включает занятых и безработных) и экономически неактивное (в том числе - учащиеся и студенты дневных учебных заведений, пенсионеры, лица, ведущие домашнее хозяйство, отчаявшиеся найти работу, не желающие работать).

Для того, чтобы производить конкретные товары и услуги, работники должны соединиться со средствами производства, вступить в отношения занятости. Занятость выражает общественные отношения по поводу включения и участия работника производственной деятельности. Чтобы считаться занятым, надо иметь связь с конкретным рабочим местом, быть членом трудового коллектива, работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства и т.д. Статус занятого не зависит от того, трудится человек в данный момент или он отдыхает. В отличие от трудового процесса, протекающего в рамках определенной части суток (рабочего времени), отношения занятости непрерывны. До тех пор, пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прекращаются. Если они прерываются, работник становится незанятым.

Отношения занятости выражают те условия, при которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующие основные элементы:

– поиск работы и рабочей силы;

– порядок найма и высвобождения работников;

– условия и содержание труда;

– установление уровня его оплаты и форм сопутствующих льгот;

– обучение и переподготовка кадров вне производства и на рабочих местах;

– горизонтальная и вертикальная мобильность (перемещение и продвижение).

Занятость по найму организуется посредством “ рынка труда ”. Он охватывает всех работников, претендующих на работу по найму в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий. Вне рынка труда формируется занятость таких категорий населения, как занятые в домашнем хозяйстве, благотворительной работой без оплаты труда, занятых в государственных мобилизационных структурах (военнослужащие срочной службы, заключенные), учащихся дневных отделений вузов, колледжей и т.п. Следовательно, механизм обеспечения занятости не исчерпывается только лишь рынком труда. Наряду с рынком труда работники могут вовлекаться в сферу занятости через государственные программы подготовки кадров и трудоустройства, целевые кадровые программы фирм и предприятий, так называемую самозанятость (индивидуальную трудовую деятельность и т.п.).

Занятость в современных условиях базируется на определенных принципах: свободном выборе занятости, полной и эффективной занятости, законодательном ее регулировании.

Для наемных работников в основе занятости заложено их соединение со средствами производства, что позволяет им получать средства к существованию. Для работодателей посредством отношений занятости удовлетворяются потребности в заполнении рабочих мест и обеспечивается получение ими дохода. Таким образом, занятости присущи определенные функции:

– производственная (при помощи занятости соединяются факторы производства и создаются товары и услуги);

– доходная (занятость обеспечивает получение доходов наемными работниками и работодателями);

– социальная (посредством занятости работник получает социальный статус занятого, обретает социальные связи с другими участниками труда и т.п.).

Занятость проявляется в определенных формах. Так, в зависимости от масштабов вовлечения в хозяйственную деятельность занятость бывает полной и неполной. Полная занятость определяется обеспеченностью всех, кто нуждается в работе и желает трудиться рабочим местом, средствами производства, а также товарным обеспечением оплаты труда. Полная занятость может быть достигнута при любом (а не максимальном как это считалось раньше) уровне вовлеченности трудоспособного населения в общественное производство, если он соответствует удовлетворению потребности населения в продуктивных рабочих местах.

В зависимости от степени использования занятого населения выделяют полную, рациональную, эффективную и неэффективную занятость. Рациональная занятость предоставляет возможно более полное при данном уровне развития производительных сил удовлетворение потребностей населения в труде. Эффективной можно считать занятость, которая обеспечивает трудоспособное населения необходимой работой с наименьшими затратами, приносит достойный доход, сохраняет здоровье работников, предполагает приобретение и совершенствование способностей рабочей силы и эффективное ее использование в производстве на основе роста производительности труда.

Общий уровень занятости населения в стране выражает отношение занятых к численности трудоспособного населения.

Занятость населения, являясь одним из основных макроэкономических показателей социально-экономического развития общества, требует тщательного изучения и анализа в целях достижения наиболее эффективного использования трудовых ресурсов страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.162.35 (0.011 с.)