Рынок: сущность, функции, вИДЫ и ИНФРАструктура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: сущность, функции, вИДЫ и ИНФРАструктура.



Рынок – это определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, осуществляемая посредством купли-продажи товаров. Для того, чтобы возник и развивался рынок, необходимы определенные условия (черты): необходимо множество независимых экономически самостоятельных субъектов, осуществляющих свободный выбор партнеров по хозяйственным связям; рынок предполагает конкуренцию между ними и рыночную мотивацию поведения субъектов; связи между агентами рынка должны устанавливаться без опосредования отношениями распределения (в частности, без централизованного распределения производственных фондов, продовольствия по карточкам и т.д.); необходима полная экономическая ответственность за результаты своей деятельности. Если нет данных условий, то нет и рынка. Следовательно, рынок в развитом виде не может быть установлен декретом сверху и не может возникнуть в один день. Его развитие – длительный и сложный процесс.

Субъектами рыночных отношений являются участники Его функции: 1. Соединительная функция. Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. 2. Распределительная функция. Рынок опосредует общественное разделение труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг. Он определяет, насколько необходимой и взаимовыгодной является та или иная продукция, технологическая связь между участниками общественного производства. 3. Информационная функция. Через меняющиеся цены товаров и услуг, процентные ставки на кредит и т.п. рынок дает участникам производства объективную информацию об издержках производства, общественно необходимом качестве, ассортименте тех товаров и услуг, которые продаются и покупаются на рынке. 4. Стимулирующая функция. Рынок позволяет каждому предпринимателю сверять собственное производство с меняющейся конъюнктурой рынка и в условиях существующей конкуренции принимать меры к снижению затрат на производство, повышению качества продукции. 5. Дифференцирующая функция. С помощью конкуренции рынок дифференцирует хозяйствующих субъектов: одни из них терпят убытки и разоряются, другие – получают доходы и развиваются. Тем самым рынок очищает производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий.

Основное экономическое преимущество рынка заключается в его постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Но рынок далеко не идеальный механизм. Он не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен. Рынок создает возможности социального расслоения, он жесток по отношению к слабым в конкурентной борьбе, сопровождается безработицей.

Виды рынков. По пространственному признак: местный, региональный, национальный и мировой рынки. По субъектам, вступающим в обмен, различают рынки: а) потребителей, б) производителей (приобретают товары и услуги для дальнейшего производства или использования в рамках организаций), в) промежуточных продавцов (посредников, которые приобретают товары с целью перепродажи в оптовой и розничной торговле), г) государственных учреждений (приобретают товары, например, социального и военного назначения, для нужд государства). Как правило, для физических лиц рынки выступают розничными (покупка единичных товаров или мелких партий), для юридических лиц – оптовыми (купля-продажа только партиями товаров). По объектам обмена рынки бывают товарными, финансовыми, рынками труда, услуг, недвижимости, интеллектуальной собственности и др. По рыночной конкуренции различают рынок чистой конкуренции, рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции и олигопольный рынок. Рынок чистой конкуренции предполагает множество продавцов и покупателей однотипных товаров. Новые субъекты могут легко выйти на данный рынок. Полное вытеснение одним субъектом рыночных отношений других, занятие им доминирующего положения и установления контроля над рынком приводит к образованию монопольного рынка. При монополистической конкуренции существует достаточно большое количество фирм, предлагающих похожую, но не идентичную с точки зрения покупателей продукцию. На олигопольном рынке конкурируют несколько крупных фирм и вступление на него затруднено. По степени насыщенности выделяют: равновесный рынок, в котором спрос и предложение примерно совпадают; дефицитный рынок, где спрос превышает предложение; избыточный рынок, когда предложение превышает спрос.

Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру. Инфраструктура рынка – это совокупность разнообразных предприятий, учреждений и организаций, которые обеспечивают деятельность рынка, связывают в разных формах продавцов и покупателей. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются: торговые предприятия (оптовые и розничные, закупочные базы); специализированные посредники (брокерские, дилерские и маклерские конторы, инвестиционные банки и фонды, страховые компании); биржи (труда, товарные, фондовые, валютные и др.); аукционы и ярмарки; государственные бюджетные учреждения (например, служба занятости населения) и т.д. Для каждого вида рынка формируется своя инфраструктура.

6. Экономические ресурсы, их структура и главная черта. Факторы производства, их виды и содержание.

Вещественная сторона общественного производства представлена экономическими ресурсами и факторами производства.

Экономические ресурсы - это подготовленные средства необходимые для осуществления процесса производства материальных благ. Роль ресурсов в экономике определяется следующими функциями:

- производственная - заключается в том, что ресурсы обеспечивают в конечном итоге создание потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности;

- эффективная - состоит в содействии получению большего эффекта при производстве товаров и услуг за счет экономии ресурсов. Основную долю затрат в производстве товаров и услуг занимают ресурсы, имеющие высокую стоимость. При неизменных ценах, фирма стремится использовать более дешевые ресурсы и рационально их применять, с тем чтобы на единицу затрат получить больше полезного эффекта;

- экономическая - состоит в образовании экономической основы получения дохода собственником ресурса при продаже его потребителю. Главным ресурсом общества является труд. Для наемного рабочего это основной источник его дохода.

В современных условиях принято выделять следующие типы ресурсов:

- природные ресурсы, включающие землю, лес, воду, полезные ископаемые, энергоносители и др., которые разведаны, определены, задействованы или могут быть использованы в общественном производстве;

- материальные ресурсы,состоящие из машин, оборудования, готового сырья и материалов, зданий, сооружений и т.д., и созданные в процессе взаимодействия человека с природными ресурсами;

- людские ресурсы:включающие, а)труд наемных работников, непосредственно создающих товары и услуги; б) предпринимательские способности работников, обеспечивающих организацию производства, принятие хозяйственных решений, определение перспектив развития предпринимательской деятельности;

- информационные ресурсы, состоящие из информации (научной, технической, технологической и др.) и средств обеспечивающих ее получение, передачу, переработку и потребление.

Главной чертой экономических ресурсов является их ограниченность (редкость), как невозможность удовлетворения ими потребностей всех членов общества одновременно и в полном объеме. Основные причины такого характера ресурсов следующие:

1. Часть ресурсов не возобновляется, прежде всего те, которые легко доступны в природе, и их запасы уменьшаются (сырьевые, энергоносители).

2. Многие ресурсы не эластичны, т.е. не взаимозаменяемы при производстве альтернативных товаров.

3. Существуют предельные экологические нагрузки на природные ресурсы (энергия, материалы, водные и минеральные ресурсы, земля), в виде пороговых ситуаций, за пределами которых, при увеличении добычи, использовании ресурсов, ухудшается качество окружающей среды.

Вовлеченные в производство экономические ресурсы превращаются в факторы производства. Факторы производства находятся не в статике, а в движении, в действии как внешние причинные явления, обеспечивающие изменения в том или ином процессе. На первых этапах развития экономической теории факторами производства считались труд и земля. И лишь, начиная с французского экономиста Ж.Сэйя, выдвинувшего теорию о трех факторах, к ним стали относить труд, землю и капитал.

Земля, в соединении с трудом, является фактором производства. Она выступает и в качестве средства труда, когда возделываются (выращиваются) сельскохозяйственные продукты, и в качестве предмета труда, так как в ней содержатся все необходимые для человека вещества, которые он может приспособить, преобразовать в предметы потребления. В тоже время земля неразрывна с самой природой и выполняет две функции: а) как фактор производства, б) как среда обитания для человека – объективный фактор воспроизводства человеческой жизни.

Труд как фактор производства проявляется тогда, когда рабочая сила соединяется с орудием труда и начинается процесс труда. Именно труд приводит в движение вещественные факторы производства и создает продукт. Только своим трудом человек может оказать ту или иную услугу другому человеку. Любая услуга завершается конкретным результатом благодаря труду.

Капитал как вещественный фактор производства имеет многостороннюю структуру. В него включают прежде всего средства труда и предметы труда. Предмет труда - это вещество на что направлен труд человека: земля, ее недра, сырье – вещество природы, которое прошло первичную обработку (уголь, металл, хлопок и т.д.). Средства труда - те вещи, с помощью которых человек воздействует на предмет труда и его изменяет. Главным средством труда является орудие труда (машины, агрегаты, оборудование и другие механические средства труда). Предмет труда и средства труда в совокупности образуют средства производства.

К вещественным факторам производства относятся также информация и средства, обеспечивающие ее воспроизводство, энергия, без чего не мыслимо современное производство. Важным вещественным фактором производства является производственная функция как совокупность технологии и достижений НТП, внедренных в различные комбинации факторов производства. Именно производственная функция отражает достигнутый способ обработки предмета труда, комбинирование, количественное и качественное соотношение применяемых факторов производства по отношению к объему выпуска. Ее объектами в овеществленной форме являются агрегаты, оборудование, технологические линии, автоматизированные системы, а в неовеществленной форме – техническая документация, знания, опыт ноу-хау и т.д.

Взаимодействие факторов производства отражает как их единство, так и противоречивость. Единство в том, что действие того или иного фактора возможно лишь при соединении его с другим фактором. Без рабочей силы человека вещественные факторы мертвы. Но и человек без орудий труда не может осуществить процесса труда и создать жизненные блага. Противоречивость их обнаруживается в процессе развития и функционирования, в результате неравномерности совершенствования, количественного и качественного несоответствия. Разрешение этих противоречий возможно на основе действия экономических законов развития факторов производства. Данные законы выражают экономические отношения по поводу взаимодействия вещественных и личного факторов производства. К числу таких законов следует отнести закон соответствия факторов производства. Этот закон по своему содержанию характеризуется: а) соответствием факторов производства не в статике, а постоянном изменении, поскольку и средства производства, и рабочая сила постоянно развиваются; б) соответствием по качеству, так как созданные более совершенные машины предъявляют новые требования к квалификации рабочей силы; следовательно, необходимо способности человека приводить в соответствие с достигнутым уровнем средств производства; в) соответствием по количеству, ибо количество работников должно соответствовать количеству рабочих мест, в противном случае будет или простаивать техника и падать эффективность производства, или расти безработица.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.009 с.)