Уровень и качество жизни. Прожиточный минимум. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень и качество жизни. Прожиточный минимум.



Доходы населения, обеспечивая личное потребление, определяющим образом влияют на уровень и качество жизни. Уровень жизни – это степень удовлетворения потребностей людей, обеспечивающая их жизнедеятельность. Потребности изменяются в зависимости от личности того, кто предъявляет эти потребности, общественных условий, в которых они формируются под воздействием разнообразных факторов (научно-технического прогресса, изменения системы предпочтений, структуры производства и других факторов). В силу этого понятие уровня жизни, выражаемое через степень удовлетворения потребностей, является комплексным понятием.

Качество жизни имеет более широкое содержание по сравнению с понятием уровня жизни. Качество жизни выражает степень развития и полноту удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных формах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Оно объединяет в себе совокупность материальных, социальных, культурных и моральных ценностей, что дает человеку возможность жить в гармонии с обществом, природой и самим собой. Качество жизни включает состояние экономической, природной и социальных сред общества в целом, так и отдельного человека, духовную сферу его жизни, а также юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами граждан, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.

Уровень и качество жизни характеризуются системой количественных и качественных показателей, выражающих экономическое и социальное положение людей.

Уровень жизни характеризируется следующими показателями:

экономическими – объемом и структурой производства товаров народного потребления в расчете на душу населения; размерами реальной заработной платы и реальных доходов на душу населения; количеством, качеством и структурой потребления продовольствия, промышленных товаров и услуг (в том числе образовательных, медицинских и др.); уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления и услуги; размером квартирной платы и коммунальных платежей, налогов, транспортных расходов и т.д.;

социальными – долей социальных выплат семье; обеспеченностью работой, продолжительностью рабочего времени; объемом потребления социальных благ (в сфере культуры, отдыха и спорта), характер питания и его рацион и т.д.

В систему показателей качества жизни входят: общий объем потребляемых материальных благ и услуг в расчете на душу населения; показатели занятости и безработицы; условия и интенсификация труда; время работы и свободное время; продолжительность жизни; жилищные условия; показатели образования, здравоохранения, развития культуры, спорта и др. Кроме того, сюда входят оценки таких явлений, как стабильность экономического развития, социальные гарантии населению со стороны государства, показатели системы социальной защиты и т.п.

Общее представление об уровне и качестве жизни в различных странах обычно складывается исходя из данных о производстве национального продукта или национального дохода, приходящегося на одного жителя. В качестве обобщающих показателей используются также международные индексы гуманистического развития, которые подсчитываются ЮНЕСКО и отражают уровни образования и заботы о здоровье людей в отдельных странах. Помимо общих используются частные показатели уровня и качества жизни. Они исчисляются в натуральном и денежном выражениях и имеют конкретные исторические границы. К важнейшим из них относится уровень личного потребления. В модели личного потребления существует различный уровень потребления каждого вида материальных и духовных благ и услуг для представителей отдельных социальных групп населения (трудоспособного населения, пенсионеров, молодежи и т.д.). Этот уровень определяется исходя из возможностей развития производства в данной стране, соотношении экспорта и импорта товаров, платежеспособного спроса населения. Такой подход далеко не бесспорен, так как он в известной мере ориентирует на унификацию потребностей и не учитывает влияние инфляции, качество продукции и услуг, а также отражает много субъективных факторов.

Важной задачей реализации конституционных гарантий в обществе является обеспечение таких доходов граждан, чтобы они были не ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум это стоимостная оценка минимального набора средств существования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Он выражает минимум материальной обеспеченности, или минимальный потребительский бюджет, за границей которого находятся слои и группы населения, нуждающиеся в особой защите со стороны общества.

Прожиточный минимум выражает так называемую “черту бедности”. Существование малообеспеченных групп населения - это острая социальная проблема каждого современного государства, даже самого богатого. Бедность есть оценка дохода, состояние, когда основные потребности человека превышают имеющиеся денежные средства для их удовлетворения. С другой стороны, бедность выражает минимум условий воспроизводства рабочей силы и личности. К причинам бедности в западных моделях развития относят различия в собственности, оплате труда и личных качествах людей, образовании и подготовке. В нашей экономике к числу реальных факторов малообеспеченности можно отнести многодетность, низкий уровень пенсионного обеспечения и низкие заработки.

Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда, тарифных ставок (окладов) по оплате труда работников бюджетной сферы, минимального размера пенсий по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Таким образом, прожиточный минимум выступает минимумом материальной обеспеченности, или минимальным потребительским бюджетом, который служит исходным пунктом формирования социальных программ общества.

Прожиточный минимум включает экономический и социальный минимумы. Экономический минимум определяет ту величину дохода, которая дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне физиологических норм, возмещающих энергетические затраты и позволяющие взрослому человеку работать, воспитывать детей, сохранять здоровье. Он включает расходы на продовольствие, лекарства, бытовые услуги, транспорт и др.). Социальный минимум гарантирует не только удовлетворение физиологических потребностей, но и покупку некоторых предметов гардероба, мебели, удовлетворение социальных потребностей.

Для подсчета прожиточного минимума может использоваться метод “потребительской корзины”, то есть подсчитываются цены минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которыми пользуется человек.

27. Инфляция: сущность, причины, виды, социально-экономические последствия. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика.

Инфляция это процесс обесценивания денег вследствие нарушения законов денежного обращения, количественно выражающийся в росте цен. Причины: - государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, рост непроизводительных государственных расходов и т.п.; - монополия профсоюзов на рынке труда, задающей размеры и продолжительность того или иного уровня оплаты труда при заключении коллективных договоров; - монополия крупных фирм на определение цен и собственных издержек. Виды инфляции.

Инфляция спроса выражается в избыточном спросе со стороны денег над реальным объемом производства товаров и услуг. Избыточный спрос приводит к завышению цен на реальный объем производства. Инфляция предложения обусловлена ростом издержек на создаваемые товары. Структурная инфляция предполагает перемещение спроса, сопровождающегося ростом цен на продукцию, к которой потребители предъявляют повышенный интерес, в то время, как цены на другую продукцию (спрос на которую падает), не снижается вообще, либо снижается незначительно. Вследствие этого цены в среднем растут. Инфляция прибылей проявляется в получении сверхприбылей, в том числе за счет монополизации рынка, что ведет к ростку цен, не компенсируемому потребителям улучшением качества продукции. Инфляцию налогов может вызвать государство, повышающее налоги с целью покрытия возрастающих расходов на оборону, управление, социальные программы. Высокие налоговые ставки увеличивают издержки производства непосредственно, а также косвенно - через рост заработной платы. Это уменьшает возможности накопления, а следовательно, инвестирования, тормозит производство, снижает предложение товаров. По темпам инфляция бывает трех видов: - умеренной (цены расту умеренно до 10% в год); - галопирующей (цены растут до 100% в год); - гиперинфляцией, когда количество денег в обращении и цены растут астрономически.

Негативными последствиями инфляции выступают перераспределение национального дохода и национального богатства, искажение системы налоговых ставок, системы национальных счетов, снижения инвестиционной активности, диспропорциональность и разбалансированность экономики.

Последствия для конкретного человека проявляются главным образом в снижении уровня его реальных доходов и уровня жизни. В условиях инфляции падает уровень жизни у лиц, получающих фиксированные доходы (пенсии, стипендии, пособия и др.) и лиц, чьи доходы растут медленнее, чем ускоряется инфляция. С другой стороны, инфляция имеет тенденцию приносить выгоду должникам и получателям прибылей за счет фиксированных доходов и кредиторов.

Развитием кейнсианского направления экономической теории явились работы А. Филлипса, обосновавшего принцип: чем выше уровень безработицы, тем ниже темпы роста зарплаты и инфляции. И наоборот: низкий уровень безработицы сопровождается высокими темпами инфляции.

При высоком уровне инфляции безработица минимальна, с его снижением она растет. Такая зависимость характерна для открытой инфляции умеренного типа. Рост цен стимулирует развитие производства, увеличивая количество рабочих мест. Со снижением цен заинтересованность в расширении производства заинтересованность в расширении производства падает, сокращается количество рабочих мест, безработица растет.

Таким образом, общество решает жесточайшую экономическую дилемму: рост инфляции или рост безработицы. Поэтому государство должно искать и поддерживать оптимальное сочетание безработицы и инфляции, которое социально неопасно.

Поскольку современная инфляция - многофакторный процесс, то многофакторной должна быть и антиинфляционная политика, которую проводит государство. Она основана на двух принципах: адаптации и активного сдерживания.

Комплекс адаптационных государственных мер включает индексирование доходов, контроль за ростом цен и заработной платой и др. Адаптационная политика имеет свои издержки, поскольку средства на компенсационные меры изымаются из госбюджета, то есть в конечном счете через налоги из доходов населения и производителей.

Стратегия сдерживания инфляции предусматривает всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны увеличить количество и качество товаров, снизить себестоимость продукции; проведение долгосрочной денежной политики, введение жестких лимитов на прирост денежной массы; сокращение бюджетного дефицита посредством увеличения доходов и уменьшения расходов государства; уменьшение числа занятых, увеличение безработицы; разработка и внедрение государственной политики доходов и др.

Для снижения уровня инфляции возможно проведение дефляции. Дефляция это изъятие из обращения части избыточной массы бумажных денег, выпущенной в период инфляции. Она осуществляется путем увеличения налогов, повышения учетной ставки и обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке, продажи государственных ценных бумаг на “открытом рынке”, сокращения бюджетных расходов государства и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.009 с.)