Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели несовершенной конкуренции: олигополия и монополистическая конкуренция.

Поиск

При монополистической конкуренции существует достаточно большое число фирм, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отличие от совершенной конкуренции монополистическая полагает, что каждая фирма продает свой особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью. В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а дифференцированную продукцию и тем самым становится своеобразным “монополистом” своей марки товара.

Повсеместное соперничество фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет производителю повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. покупатель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот при использовании.

В российских условиях имеются большие возможности для развития монополистической фирменной конкуренции и создания сферы конкурентного ценообразования. К числу таких рынков можно отнести рынки следующих товаров, в том числе и импортных: безалкогольные напитки, многие виды лекарств, имеющих заменители; зубная паста, многие спортивные товары и др.

Таким образом, сформулируем основные черты монополистической конкуренции:

1. число фирм, действующих на рынке, велико, но меньше, чем в условиях чистой конкуренции;

2. на рынке товар дифференцирован;

3. степень контроля над ценой ограничена относительно большим числом фирм;

4. вступление в отрасль является достаточно легким;

5. нет потребности в крупном капитале, однако финансовые затраты больше, чем при чистой конкуренции, так как необходимы существенные инвестиции в разработку собственной разновидности продукта и рекламу;

6. присутствует ценовая и неценовая конкуренция.

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Почти все технически сложные отрасли промышленности, таки как металлургия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение, функционируют на олигополистическом рынке. Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.

На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Фирмы производят однородные (руды, стали, нефть, цемент) или дифференцированные продукты (автомобили). Контроль над ценой ограничен. Конкуренты знают, что если они понизят цены, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции широко используются неценовые методы борьбы (техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта и т.п.).

Характерной особенностью олигополистического рынка является зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания крупных предприятий.

10. Монополия. Монопольная власть и её показатели.

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. «моно»— один, «полио»— продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Существование монополии связано с наличием 5 условий: 1. Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. 2. Отсутствие совершенных заменителей товара. 3. Отсутствие свободы входа на рынок. Входные барьеры многочисленны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных локальных рынков; наличие положительного эффекта масштаба. 4. Фирма-монополист устанавливает цену на свой товар. 5. Совершенная информированность.

Монополист может максимизировать прибыль, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Его поведение и основано на выборе высокой цены при небольшом количестве продаваемых товаров. Если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, то на монополизированном рынке цена выше предельного дохода. Это является основой получения монопольной прибыли. Пределами роста цен на рынке монополий являются платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по цене.

Монополии могут применять ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности.

Монопольная власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Индекс Лернера: IL = (Pm - MC) / Pm = -1 / E, где IL — лернеровский индекс монопольной власти; Pm — монопольная цена; МС— предельные издержки; Е— эластичность спроса фирмы. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. Высокие прибыли как признак монополии.

Индекс Херфиндаля—Хиршмана (IHH) определяет степень концентрации рынка. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей: IHH = S12 + S22 + S32 +... Sn2, где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана; S1 — удельный вес самой крупной фирмы; S2 — удельный вес следующей по величине фирмы; Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а IHH = 10000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, a IHH = S12 × 100 = 100.

Антимонопольная политика – это методы и инструменты государственного регулирования, нацеленные на развитие конкурентной среды, поощрение эффективной конкуренции, создание условий для появления «уравновешивающих сил». В ней необходимо реализовывать дифференцированный подход.

13. Ценообразование на рынке труда. Равновесный уровень заработной платы.

Рынок труда – это особая форма отношений между людьми, осуществляемая посредством купли-продажи услуги труда и обеспечивающая занятость населения. Заработная плата (з/п) есть форма цены труда как денежное выражение стоимости и потребительной стоимости услуги труда наемного работника. Она отражает затраты работника на подготовку, развитие и совершенствование своей рабочей силы, в том числе: расходы на образование; расходы на физические и духовные потребности, а также потребности семьи; расходы на здравоохранение. Как денежное выражение потребительной стоимости услуги труда, з/п основывается на результатах труда наемного работника в виде созданного им товара, услуги, выполненной работы в срок и надлежащего качества, с учетом уровня производительности труда и т.д.

Количественная величина з/п представляет собой часть национального дохода общества или валового дохода предприятия, распределенную в зависимости от трудового вклада каждого работника.

В условиях рынка на уровень з/п существенное влияние оказывают спрос и предложение труда. При увеличении спроса на труд уровень заработной платы повышается, а при снижении спроса на труд – соответственно уменьшается. Предложение труда оказывает обратное влияние на уровень заработной платы.

Функции з/п, отражающие интересы предпринимателя: а) распределительная – з/п является средством распределения части валового дохода предприятия, идущей на оплату труда наемных работников; б) учетная – з/п как основной элемент издержек производства; в) как факторный показатель эффективности использования трудового ресурса характеризует не только прибыльность предприятия, но и эффективность труда, его отдачу, следовательно вклад наемных работников в доход фирмы, предприятия.

Функции з/п, отражающие интересы наемных работников: 1.Воспроизводственная функция. Заработная плата является основным источником дохода наемного работника, расходуемого на воспроизводство его рабочей силы. 2.Стимулирующая функция. Заработная плата побуждает работника повышать качество своего труда. 3.Статусная функция. Заработная плата своим размером определяет статус работника (трудовой статус) как его место по отношению к другим работникам.

По экономической структуре з/п различается:

а) валовая з/п собственно заработная плата и начисленные на нее налоги и страховые взносы, т.е. она отражает все затраты предпринимателя на рабочую силу;

б) номинальная заработная плата – сумма денег, полученная работником за час, день, неделю, месяц в зависимости от его профессии, квалификации, результатов труда и представляющая собой разницу между валовой заработной платой и начисленными на нее налогами и страховыми взносами;

в) реальная заработная плата - количество товаров и услуг, приобретенных на номинальную заработную плату.

Существует две основные формы оплаты труда: повременная, при которой заработок работнику начисляется по тарифной ставке, соответствующей присвоенному тарифному разряду, за фактически отработанное им рабочее время; сдельная (поштучная), когда размер оплаты устанавливается за единицу произведенной продукции путем деления тарифной ставки разряда работы на соответствующую норму выработки.

Система заработной платы - это разновидность повременной или сдельной оплаты труда. Она образуется на основе сочетания основной заработной платы (сдельной или повременной по тарифу) с дополнительной – в виде премий за конкретные показатели. Применяются сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, повременно-премиальная и другие системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.009 с.)