Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена.



В условиях конкуренции взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения корректируют цену до того момента, когда величина спроса и предложения совпадают и устанавливается рыночное равновесие, которому соответствует равновесная цена. Это состояние графически изображено на рис. 5.3.

Рис. 5.3. Рыночное равновесие.

На рис.5.3 кривые спроса и предложения пересекаются в точке, которой соответствуют значения количества товаров (Qe) и цены (Pe). Только при таком соотношении количества товаров и цены как производители, так и потребители могут одновременно осуществить свои планы на рынке: продавцы продают все количество товаров по той цене, которая их устраивает, покупатели приобретают все количество товаров по устраивающей их цене. Такое состояние рынка, когда его спрос равен предложению товаров на нем, получил название рыночного равновесия, а цена, при которой спрос равен предложению, - равновесной цены. Рыночное равновесие – это такая ситуация на рынке, при которой конкурентные силы спроса и предложения устанавливают цену, уравновешивающую их объемы. Графически рыночное равновесие может быть представлено точкой пересечения кривых спроса и предложения. В этой точке равновесной цене соответствуют равновесные величины спроса и предложения.

Достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации: на рынке нет ни избытка товара, ни его дефицита. В точке равновесия достигается и социальный эффект, ведь за равную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.

Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять; нестабильное – когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного времени.

Свободный рынок примечателен тем, что при определенном предложении он как бы сам по себе стремится к равновесию. При слишком высокой цене потребители не могут и не желают покупать столько товаров, сколько производители хотели бы продать. В этом случае образуется превышение предложения над спросом, или перенасыщение рынка данным товаром.

Рост запасов непроданных товаров побуждает производителей снизить цену, чтобы избавиться от товаров. Одновременно производство сокращается, поскольку при снизившейся цене производство товаров становится невыгодным. Вслед за снижением цены возрастает спрос на товары со стороны потребителей. Процесс продолжается до тех пор, пока, производители и потребители не приходят к соглашению, а спрос и предложение “не встречаются” снова в цене равновесия.

Но такое положение недолговечно. Низкие цены приводят к тому, что объем спроса становится большим, в то время как затраты на производство при таких его объемах не могут быть компенсированы потребителями. Снижение цен заставляет производителей отказаться от производства такого количества товаров, сколько потребители хотели бы купить. Спрос превышает предложение. Возникает дефицит товаров.

Возникающий избыточный спрос заставляет цену повышаться. Это приводит к сокращению запасов и увеличению прибылей, что побуждает производителей к наращиванию объемов производства. Одновременно повысившаяся цена заставляет потребителей уменьшить объем спроса. Этот процесс продолжается до тех пор, пока производители и потребители на столкнутся в друг с другом в точке цены равновесия.

Таким образом, за верхним и нижним пределами равновесной точки на рынке существуют неблагоприятные зоны. Они свидетельствуют о неблагополучном положении либо продавцов, либо покупателей.

4. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.

Изменение величины спроса под влиянием динамики цен обладает еще одним свойством, получившим название “ ценовая эластичность спроса”. Она характеризует ответную реакцию величины спроса на изменение цены. Если небольшое изменение цены вызывает значительное увеличение спроса, то такой спрос получил название “ эластичного спроса ”. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет величину спроса, то такой спрос получил название “ неэластичного”.

Для экономической теории важность понятия “эластичность” состоит в том, что оно позволяет перейти от качественной к количественной характеристике спроса.Таким образом, эластичность спроса показывает степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены.

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара. Ценовая эластичность спроса определяется как частное от деления процентного изменения величины спроса на процентное изменение цены. Эластичность спроса по цене можно определить с помощью коэффициента эластичности спроса по цене, который показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены товара на 1 %. Коэффициента эластичности спроса по цене (К э. с) можно выразить следующим образом:

К э.с. = Вс / Цт,

где Вс – процент изменения величины спроса; Цт – процент изменения цены товара.

Для разных товаров эластичность спроса неодинакова. Эластичным бывает спрос, когда его величина изменяется на больший процент, чем растет цена. Например, при повышении цены на 1 %, объем продаж снижается на 2 %. В этом случае К с равен - 2. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательна, так как числитель и знаменатель формула всегда имеют разные знаки. Если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен, то спрос неэластичен. Например, как бы не возрастали цены на соль, спрос на нее неизменен.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. значимость товара для потребителя – по отношению к товарам первой необходимости спрос, как правило, является неэластичным (покупатель слабо реагирует объемом покупки на изменение цены);

2. удельный вес затрат на покупку данных товаров в расходах потребителей. Товары, на которые тратится значительная часть средств потребителя, проявляются эластичность (покупатель сильнее реагирует на изменение цены). Те же товары, которые занимают невысокую долю в общей сумме расходов покупателей, малоэластичны (покупатели слабее реагируют объемом покупок на колебания цен). В основе реакции – психологические причины;

3. незаменимость товаров. В том случае, когда у товара имеются заменители (субституты), - спрос более эластичен. При отсутствии заменителей спрос становится менее эластичным.

4. временной параметр. В течение короткого времени эластичность спроса относительно мала. Потребитель по своей психологии – консерватор, ему трудно отказаться от привычных объемов потребления многих традиционных для него товаров. Со временем же привычки меняются, и реакция на изменившуюся цену становится заметнее. Эластичность спроса, соответственно, повышается.

Эластичность спроса по цене

Эластичный спрос, что означает высокую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности больше 1. Данный вид спроса характерен для предметов роскоши, дорогих предметов потребления и продукции с большим количеством заменителей.    
Неэластичный спрос, что означает низкую чувствительность к цене, при которой показатель эластичности меньше единицы. Характерен для товаров первой необходимости с относительно низкими ценами (простые продукты питания, недорогая одежда., расходы на общественный транспорт)    

Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой:

 

Кед = Процент изменения величины спроса

Процент изменения величины дохода

 

Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары имеют отрицательную эластичность, т.к. рост доходов снижает спрос на них.

Перекрестная эластичность спроса измеряет процентное изменение в количестве купленного товара Х в ответ на изменение в цене какого-то товара У на 1%.

Формула: E xy = (ΔQx/Qx)/(ΔPy/Py).

Величина перекрестной эластичности спроса может быть положительной, отрицательной и нулевой.

Для взаимозаменяемых товаров перекрестная эластичность спроса будет положительной. Как бы не менялась цена одного товара, при прочих равных условиях, величина спроса на другой изменяется в том же направлении. Это означает, что увеличение цены одного товара ведет к увеличению объема покупок другого товара. Чем больше взаимозаменяемость двух товаров, тем больше величина перекрестной эластичности спроса.

Комплементарные товары (взаимодополняющие) – это такие товары, которые взаимно усиливают удовлетворение от их потребления, они имеют отрицательную перекрестную эластичность.

Если два товара независимы, то их перекрестная эластичность равна нулю.

 

Степень изменения предложения в ответ на изменение цены характеризует эластичность предложения. Мерой этого изменения выступает коэффициент эластичности предложения (Кэ.п.):

Кэ.п. = Вп/Цт,

где Вп – процент изменения величины предложения; Цт – процент изменения цены товара.

Предложение эластично, если оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот, предложение неэластично, если его изменения меньше, чем изменения цены. Зависимость величины предложения от изменения цены различна для разных групп товаров.

Коэффициент эластичности предложения важно знать производителям. От результатов его прогноза зависит решение увеличивать или сокращать выпуск определенного товара. Предложение становится эластичным, если его величина изменяется на больший процент, чем цена. Например, цена повысилась на 5%, вследствие чего в продаже появилось этих вещей на 10% больше. В этом случае Кп равен + 2.

Неэластичным бывает предложение, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низкая эластичность характерна для скоропортящихся продуктов. К тому же предложение более инертно по сравнению со спросом. Ведь довольно трудно переключить производство на выпуск новых изделий.

Помимо цены, эластичность предложения может отражать степень его зависимости от других факторов: резервов производственных мощностей; уровня товарных запасов; количества времени у производителей для реакции на изменения цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше возможность увеличить производство и предложение товаров).

Самым важным фактором эластичности предложения является фактор времени. Предложение не может измениться мгновенно в ответ на ценовые сигналы. Ни увеличение, ни снижение цены в результате действия факторов, вызывающих изменение спроса, не может заставить производителей резко изменить предложение в короткие временные промежутки. Лишь по прошествии определенного времени производство постепенно приспосабливается к рыночным сигналам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.01 с.)