Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.



Эластичность спроса. Q = D(P). Функция спроса устанавливает зависимость объема Q от цены P. Главный вопрос при анализе данной зависимости - вопрос о том, насколько резко изменится объем спроса при том или ином изменении цены. Увеличение цены не приводит к резкому снижению объемов потребления. Предел отношения относительного превращения объема спроса к относительному превращению цены при условии, что это относительное превращение цены стремится к нулю. Эластичность спроса – безразмерная величина. Ее использование снимает сложности, связанные с масштабами рассматриваемых величин. Соответственно, в зависимости от изменения спроса и реакции покупателей на изменение цены, спрос можно определить как совершенный. Эластичность- степень реакции одной переменной величины на изменение другой. Эластичный спрос по цене - реакция с неизменной ценой. Коэффициент ценовой эластичности спроса - степень процентного изменения спроса по отношению к % изменения цены, это отрицательная величина т.к. между спросом и ценой - обратная связь.

Qd - прирост спроса на товар; Qd-спрос на товар в базовый период; P-снижение рын. цен на товар; P-цена на товар в базисный период. 1) абсолютно эластичный спрос – спрос, при котором незначительное изменение цены вызывает реакцию спроса. 2) абсолютно неэластичный спрос - спрос на товары остается стабильным, невзирая на любые изменения цены. 3) единая ценовая эластичность спроса – спрос, при котором снижение цены компенсируется ростом спроса. 4) эластичный спрос – спрос, при котором снижение цены вызывает рост спроса. 5) неэластичный спрос – спрос, при котором снижение цены вызывает меньший рост спроса на товар. Если спрос совершенно эластичный. Изменение цены приводит к изменению объема спроса, то поведение покупателей при снижении цены покупатели превышают объем покупок на неограниченную величину. Если цена возрастает в условиях совершенного эластичного спроса, то покупатели снижают объем покупок на неограниченную величину, а в ряде случаев, полностью от приобретения товара. Если спрос эластичный, то при увеличении цены покупатели значительно уменьшают объем покупок, но при этом спрос снижается более высоким темпом, чем растет цена. При снижении цены происходит обратная ситуация. Покупатели превышают объем товаров, и спрос растет более высоким темпом, чем растет цена. Коэффициент – от 1 до бесконечности. Единичная эластичность. Изменение цены на определенную долю процента приводит к изменению спроса на ту же долю процента. Коэффициент равен 1. Неэластичный спрос. Цены снижаются, происходит увеличение спроса, но темп роста меньше темпа роста снижения цен. Если происходит рост цен, то темп снижения спроса меньше темпа роста цен. Коэффициент – от 0 до 1. Совершенно неэластичный спрос. Изменение цены никак не ведет к изменению объема спроса. Коэффициент равен 0. В зависимости от эластичности видоизменяется и выручка предпринимателя. Эластичность предложения. Аналогично эластичности спроса по цене. Ep (S). Эластичность спроса показывает насколько видоизменяется объем предложения в зависимости от изменения цены.

На эластичность товаров может влиять: 1) наличие товаров-заменителей. 2) значимость того или иного товара для потребителя. 3) размер дохода потреб-ля. 4) качество товара. 5) удельный вес товара. 6) назначение товара. Эластичное предложение - показатель относительно изменения предлагаемого на рынке кол-ва товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения - отношение % изменения предложения и вызвавшего его изменению цены.

Qs-% изменения кол-ва товара; Qs-кол-во товара в базисный период; Р-% изменения цены; Р - цена товара в базисный период.1) абсолютно эластичное предложение, эластичность стремиться к бесконечности. 2) абсолютно неэластичное предложение, эластичность стремиться к 0. 3) единичное эластичное предложение – предложение, при котором повышение цены на товар вызывает точно такое же увеличение предложенных товаров. 4) эластичное предложение – предложение, при котором увеличение цены вызывается существенным ростом предложения. 5) неэластичное предложение – предложение, при котором изменение цены вызывается незначительным изменением предложения.

На ценовую эластичность воздействуют: 1) дифференциация индивидуальных затрат на разных предприятиях. 2) степень загрузки производственных мощностей. 3) наличие свободной рабочей силы. 4) быстрота перелива капитала из одной отрасли в др. 5) временной интервал. 6) кол-во времени.

S-предложение; D - спрос; P-цена; Q-кол-во товара. Рыночное равновесие- ситуация, при кот. планы продавцов и покупателей на рынке, полностью совпадают, так, что при данной цене величина предложения соответствует величине спроса.
12. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Равновесная цена - это цена уравновешивающая цену спроса и цену предложения. Цена спроса - максимальная цена, за которой получатель еще готов взять данный товар, как правило она не может превысить бюджет потребителя. Цена предложения - предельно минимальная цена, по которой производитель согласен уступить свой товар потребителю и которая не опускается ниже величины издержек производства и обращения товара.

Pt=St=Qt-условие равновесия, где Pt-кол-во товаров, на которое предлагается спрос; St-кол-во товаров предлагаемых на рынке по цене предложения; Qt-объем товара, реализованный на рынке по равновесной цене. Частичное равновесие - равновесие на рынке одного товара. Необходимое условие функционирования рынка. Общее равновесие - равновесная цена, объем предложения и спроса на общенациональном рынке в целом, в большей степени научная абстракция. Зависимость цены от спроса и предложения выражается законом товарных цен, чем выше спрос и ниже предложение, тем больше равновесная цена, чем больше предложение и меньше спрос, тем ниже равновесная цена товара.

В условиях равновесия на рынке свободной конкуренции действуют следующие принципы ценообразования: 1) стремление цен к такому уровню, при кот. объем рыночного спроса равен объему предлогах товаров. 2)возрастание цены товара, если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном рын. спросе. 3)понижение цены, если при неизменном предложении товарный спрос на него сократиться или при неизменности спрос больше предложения товара. Цена потолка- цены установленные государством ниже рыночного равновесия, она применяется государством в целях «замораживания» цен для приостановления инфляции и снижение жизненного уровня. Цена пола- цены не позволяющие снижаться за пределы лимита, устанавливаются государством выше точки рыночного равновесия.

 

13. Производственная функция. Эффект масштаба. Теория предельной производительности. Производство - процесс преобразования ресурсов в блага, прямо или косвенно служащие удовлетворению человеческих потребностей. В условиях ограниченности ресурсов опр-ое место занимает проблема эффективности производства. Различают технолог-ую эффективность (способ произв-ва, при кот. данный объем выпуска достигает при меньшем кол-ве потребления одного из факторов. Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможного объема продукта, производимого с помощью данного набора факторов. Предназначается для какого-то конкретного вида технологии. Определяется минимальное количество затрат необходимых для производства данного объема продукта. Производственные функции: 1. увеличение роста производства за счет роста затрат, только по одному ресурс имеет предел. 2. Факторы производства могут быть взаимно дополняемыми (рабочие и инструменты) и взаимно заменяемыми. Q=f (Lтруд,T,Kкапитал) Q=AK альфастепеньхLбетастепень взаимосвязь труда и капитала а – производственный коэффициент показывающий пропорциональность всех функций которые изменяются при появлении новой базовой технологии. Альфа и бета – коэффициент эластичности объема производства по затратам капитала и труда. Эффект масштаба. 1. Проявляется в изменении долговременных средних издержках производства 2. Показывает, что долгосрочны период в д-ти фирм характеризуется изменением количества всех используемых производственных факторов. Динамика долгосрочных издержек: 1.Положительный эффект от масштаба. Увел объема выпуска происходит за счет экономии на факторах производства и сопровождается снижением долгосрочных средних издержек. 2.постоянная отдача от масштаба. При изменении объема издержки изменяются пропорционально. 3.отрицательный эффект масштаба. Рост производства на определенный процент ведет к росту средних издержек на больший процент. Теория предельной производительности. Основывается на действии закона убывающей предельной производительности, кот разработал Кларкс (труд природа богатства). Один из факторов всегда остается неизменным. Согласно теории, если капитал является фиксированным фактором, а труд является переменным, то фирма может увеличить производство за счет использования большего количества трудовых ресурсов. Но одновременно последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдачи данного фактора, т.е. к снижению предельного продукта или предельной производительности труда. Предельная производительность труда, или предельный продукт труда. Прирост объема производства от каждой единицы труда. Аналогично высчитывается предельный продукт капитала. Взаимосвязь общего, среднего и предельного продукта. Товар в своем движении проходит по этапам:1.производить все больше и больше товаров и услуг 2.Объемы производства достигли максимума 3.предельный продукт переходит на отрицательную строну. Вывод: основополагающим в теории предельной производительности факторов производства является утверждение: что предельный продукт определяет справедливый уровень доходов, выплачиваемых каждому фактору производства. В современной трактовке – теория рассматривается как модель закономерности образования доходов в условиях активизации производства и отражения движения цен на факторы производства в реальных условиях рыночной экономики.

14. Издержки производства и их виды. Доход (выручка) и прибыль фирмы. Виды и функции прибыли. Издержки– это затраты на приобретение факторов производства. Внешние издержки- денежные выплаты за привлеченные для производства ресурсы, т.е. затраты по оплате постоянных ресурсов равные бухгалтерским издержкам. Внутренние издержки - денежные доходы которые м.б получены от альтернативного использования удерживаемых ресурсов, т.е затраты собственных неоплачиваемых ресурсов деление издержек на явные и не явные явл-ся выражением двух подходов к пониманию природы издержек-бухгалтерии и эк-ки. Бухгалтерский и экономический подход к изучению.Экономическое понимание издержек на проблеме ограниченности ресурсов и возможности из альтернативного использования. Экономические издержки любого ресурса выбранного для применения производственного процесса равны. К бухгалтерским произ-ым издержкам следует относить все реальные расходы осущ-ся в денежной форме.. Экономические издержки: явные и неявные. Явные издержки – это затраты в денежной форме, которая фирма осуществляет в пользу поставщиков факторов производства. Неявные издержки – это альтернативные возможные варианты использования средств, упущенные возможности. В бухг – сугубо бухг издержки, которые используются и применяются в любом предприятии. Постоянные и переменные издержки. Постоянные – величина, которая не меняется в зависимости от объема производства (зарплата). Переменные – это издержки величина кот изменяется количества объема производства. (сырье). Пост+переем=валовые, или общие издержки - сумма всех затрат, связанных с производством продукта. Т.к. цена определяется издержкой+прибыль. Чем больше изд, тем больше цена. Чтобы посчитать затраты – используют термин средние изд – затраты на одну единицу продукции. Из величины издержек формируется цена. Предельные издержки - прирост издержек производства при увеличении объема выпускаемой продукции на одну дополнительную единицу. Любая компания стремится к увеличению доходности, объем продаж, объем производимой продукции. Средние постоянные издержки- опр-ся путём деления суммарных постоянных издержек на кол-во производимой продукции. Средние переменные издержки- поср. Деления суммы переменных издержек на соответствующее число выпущенной продукции. Средние общие издержки- обычно рассчитывают как частное отделении суммы общих издержек на количество производимой продукции. Предельные издержки- доп. издержки связанные с производством ещё одной ед. продукции. Именно их показатели принимают во внимание при принятии решений об изменении объёма выпуска

Доход - это определенная денежная сумма получаемая предприятием в результате производства товаров и услуг за определенный промежуток времени. Общий, средний и предельный доход. Общий доход - общая сумма денежной выручки, полученная в результате реализации производственной продукции. Кол продуктов умнож на цену. Средний доход – величина ден выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции. Предельный доход – приращение общего дохода полученное в р-те производства и реализации до единицы производства. Прибыль предприятия. Прибыль - превышение доходов, полученных от реализации товаров и услуг, над затратами производства и продажа этих товаров и услуг. Прибыль до уплаты налогов. Чистая прибыль – прибыль после уплаты налогов. Прибыль – критерий в оценке предприн активности и хо д-т произв факторов. Функции: 1. Распределительная. Позволяет создавать различные фонды денежных средств. 2. Стимулирующая. Стремление получить максимально возможную прибыль заставляет снижать издержки производства, внедрять в производство инновации и нововведения. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль – часть доходов предприятия, которая остается после возмещения явных издержек. Экономическая прибыль – это то, что остается после вычитания из общего дохода явных и неявных издержек. Функции прибыли: 1)ожидание эк-ой прибыли стимулир. Наиболее эффектив. использ-е ресурсов. 2)сущ-ие эк-ой прибыли способ. Эффекту распред-ия ресурсов между альтер-ми способами их применения. 3)прибыли создает стимулы для расширения произв-ва. 4)выступ-ет источником финансир-ия такого расширения. 5)контрольно-измерительная-объем прибыли явл. свидетелем успешности рабоч. фирмы. 6)регулирующая-прибыли регулир. пропорции общ. произв-ва. 7)стимулир-ая-стремление макс-ать прибыли путем предв-ого внедрения достижений техники и науки в произв-во. 8)распредел-ая-получ-ие прибыли стимул-ет распред. доходов внутри произв-ой сферы. 9)перераспределение-преобраз-ет систему налогов в бюджет-ую систему, прибыль стан-ся истинным доходом в перепроизв-ве бюджет. сферы. 24 Доход и прибыль фирмы. Функции прибыли.

 

Спрос на продукт эластичен, если цена соответствует Ро, то кривая спроса горизонтальна, любое кол-во продукции будет производится по цене Ро. График рыночного спроса на продукт D- наклонная линия отражает готовность потребитель приобрести различное кол-во продукции.
15. Рынок совершенной конкуренции: понятие, признаки. Поведение фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие совершенно конкурентной фирмы. Конкуренция- необх. Элемент рынка, кот. Подразумевает противоборство между уч-ми рынка хоз-ва за наиб-ее выгодные условия произв-ва и сбыта товаров и услуг с целью получ.макс-ой прибыли. Условия возникновения конкуренции: 1)полное хоз-во - элемент обособ-ти каждого товаропроизв-ля. 2)зависимость товаро-произв-ля от конъюнктуры рынка. 3)противостояние товаропроизв-ля все др. товаропроизв-ям в борьбе за покуп-ий спрос. Соверш. конкуренция хар-ся тем, что доля каждой отдельной конкурентной фирмы в общем объеме предложений сост. незначит. часть, что связано с большим числом незамисимо действ-их продавцов. Конкурентная фирма произв-ит однородную продукцию, что не дает возможности фирме сущ-нно влиять на рыночную цену, возникшую на основе совокупного спроса и предложения. Фирма соглашается с ценой рынка, а не диктует ее, незначать более высокую цену бесполезно. Покупатель м. преобр-ти такой же продукту др. фирм-дешевле. В тоже время данной фирме нет необх-ти назначать цену ниже рыночной, т.к.-это приводит к меньшей прибыли. Основные признаки свободной конкуренции: 1) производство и продажа однородной продукции. 2)сущ-ет множество продавцов и покупателей. 3)отсутствие входных и выходных барьеров в отрасли. 4)наличие полной инфо-ии о ценах. 5)высокая мобильность всех эк-их ресурсов. 6)отсутствие рыночной власти. 25 Понятие и признаки рынка совершенной конкуренции. Конкуренция-необх. Элемент рынка, кот. Подразумевает противоборство между уч-ми рынка хоз-ва за наиб-ее выгодные условия произв-ва и сбыта товаров и услуг с целью получ.макс-ой прибыли. Условия возникновения конкуренции: 1)полное хоз-во - элемент обособ-ти каждого товаропроизв-ля. 2)зависимость товаро-произв-ля от конъюнктуры рынка. 3)противостояние товаропроизв-ля все др. товаропроизв-ям в борьбе за покуп-ий спрос. Соверш. конкуренция хар-ся тем, что доля каждой отдельной конкурентной фирмы в общем объеме предложений сост. незначит. часть, что связано с большим числом незамисимо действ-их продавцов. Конкурентная фирма произв-ит однородную продукцию, что не дает возможности фирме сущ-нно влиять на рыночную цену, возникшую на основе совокупного спроса и предложения. Фирма соглашается с ценой рынка, а не диктует ее, незначать более высокую цену бесполезно. Покупатель м. преобр-ти такой же продукту др. фирм-дешевле. В тоже время данной фирме нет необх-ти назначать цену ниже рыночной, т.к.-это приводит к меньшей прибыли. Основные признаки свободной конкуренции: 1)производство и продажа однородной продукции. 2)сущ-ет множество продавцов и покупателей. 3)отсутствие входных и выходных барьеров в отрасли. 4)наличие полной инфо-ии о ценах. 5)высокая мобильность всех эк-их ресурсов. 6)отсутствие рыночной власти. Спрос на продукт отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен.

Цена Ро формируется в отрезке в резком взаимодействии спроса D предложение S. Общая выручка фирмы б.равна произведению цены на кол-во продукта, а предельная выручка- цене продукта. MR=P; средняя выручка равна цене; AR=P краткосрочный период-меньше недостаточен для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из неё. 2 пути: 1) фирма выбирает такой вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками макс-ая т.е макс-ый объём прибыли достигается при Qо. 2) сравнивание предельной выручки и предельных издержек фирмы будет расширено производство до тех пор пока будет обеспечиваться рост дохода по сравнению с ростом издержек.

 

\

 

 

 
 
Переломный момент- когда б. достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек MC:MR=MC; объём производства при кот. предельный доход равен предельным издержкам- оптимиз-ет выпуск. фирма м. выбрать объём производства Qо кот. Обеспечивает макс. прибыль. Любой объём прибыли от Q1 до Q2 принесёт фирме прибыль (макс прибыль в Qо). На участке Q 0о- фирма б. не дополучать возможной прибыли; Qо Q2- предельные издержки больше предельной выручки. Производя продукт в кол-ве Q2 фирма получает макс прибыль поскольку цена превышает средние валовые издержки.

 


 
 
В краткосрочном периоде при снижении рыночных цен фирма столкнулась с ситуацией убытков. Если рыночная цена упала и стала ниже средних валовых издержек, повышение средних издержек то фирма продаёт производство, при этом максмим. Объём произ-ва показывает макс сокращение возникшие убытки и постоянные издержки в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции. MR=AR=P=D


Макс прибыль.

Это наступает тогда когда цена и предельный доход равны средним издержкам фирмы. В таких условиях у фирмы нет стимула для входа в отрасль и выхода из неё- экономическая прибыль исчезает.  

Анализ эк-ого поведения фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие совершенноконкурентной фирмы.

Спрос на продукт отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен.

Спрос на продукт эластичен, если цена соответствует Ро, то кривая спроса горизонтальна, любое кол-во продукции будет производится по цене Ро. График рыночного спроса на продукт D- наклонная линия отражает готовность потребитель приобрести различное кол-во продукции. Для рынка чистой совершенной конкуренции характерны следующие признаки: 1. Большое количество продавцов на равных конкурирующих меду собой. 2. Стандартная продукция, предлагаемая для продажи. Потребитель не отличает товар одного продавца от товара другого продавца, ему безразлично у кого приобретать товар. 3. Отсутствие возможности у отдельного продавца влиять на рыночную цену. 4. Сводное вступление в отрасль и выход из нее. На рынке совершенной конкуренции никогда не существует никаких законодательных, технологических, финансовых или иных преград, кот могли бы препятствовать появлению или исчезновению фирм, производящих той или иной продукт. 5. Отсутствие неценовой конкуренции. Производители производят однородную продукцию. Особенности спроса на продукт конкурентной фирмы проявляются через динамику основных показателей, которые характеризуют ее доходы в зависимости от объемов продаж. Это показатели: 1. Валовый, или совокупный доход – это общая выручка от продажи всего объема продукции. 2. Средний доход – это валовый доход в расчете на одну единицу поданной продукции. 3. Предельный доход – это прирост валового дохода, полученный в результате продажи дополнительной единицы продукции. Общий вывод: когда достигнуто долгосрочное равновесие цена продукта будет полностью совпадать с точкой минимума средних (совокупных валовых) издержек фирмы.

 

16. Рынок чистой монополии: признаки. Равновесие монополии в краткосрочном периоде. Рынок чистой монополии — рынок одного продавца. Признаки: число продавцов на рынке равняется одному; дифференциация продукта; фирма-монополист влияет на рыночную цену; может проводить политику ценовой дискриминации; жёсткий контроль над входом в отрасль и выходом из неё. Виды чистой монополии: 1. естественная монополия 2. монополия, основанная на обладании патентами 3. монополия, основанная на обладании источниками сырья 4. монополия, основанная на обладании гос. лицензии 5. монополия, основанная на нечестной конкуренции. Монополия обладает рыночной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара. Поскольку монополист сам определяет рыночную цену, он должен строить свою рыночную стратегию с учетом спроса на производимую им продукцию, которая зависит от установленной им цены. Исходя из теории, фирма-монополист может увеличить объем продаж только назначая более низкую цену за единицу своей продукции. следовательно, предельный доход от реализации дополнительной единицы продукции меньше, чем её цена. Максимизируя доход, фирма-монополист будет производить меньше продукции, и продавать её по более высокой цене, нежели фирма - совершенный конкурент. Монополия продает меньший объем продукций и назначает более высокую цену. В результате происходит недоиспользование ресурсов и возникает неравенство в распределении дохода. Монополия- структура рынка, когда один продавец может опираться на свою экономическую мощь, навязывать наиболее выгодные для себя условия продажи остальным участникам рынка. Рынок оказывается монополизированным, когда продукцию не имеющих близких заменителей предлагает один продавец. Закрытие рынка м. проявляться как в виде необходимости существования больших единовременных вложений в основной капитал, кот при желании выйти из отрасли б. нельзя вернуть. Для предотвращения беззакония на монопольном рынке м.б установлены юр. ограничения в виде лицензий, авторского права. кривая спроса на её продукцию тождественно кривой отраслей спроса по которой сможет продать произведённую продукцию. Принятие решений основывается на равенстве предельного расхода и предельных издержек. Цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже неё. Чистая монополия м. увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на ед своей продукции. Спрос D и предельная выручка MR в условиях монополии.

Т.к. прибыль- разность между полной выручкой и общими затратами, то по мере увеличения выпуска прибыль растёт до тех пор пока прирост выручки от продажи доп ед превышает увеличение общих затрат. Приращение выручки в следствии продажи последние ед продукта- предельная выручка MR, условия максимальной монопольной прибыли является равенство предельной выручки предельным затратам MR= MС- равновесие монополии в краткосрочном периоде АТС.

Спрос на продукцию фирмы не является абсолютно эластичным а поэтому линия предельного дохода MR проходит ниже кривой спроса D. Наибольшую прибыль фирма получает при цене Рm и объём производства Qm. Монополия выбирает объём выпуска при кот Р больше МС. Не эффективное использование производственных ресурсов монополизированные отрасли- превышает рыночная цена над предельными затратами. При определённых условиях монополист м. использовать своё рыночное положение для дальнейшего увеличения прибыли назначать различные цены для разных покупателей т.е устанавливает ценовую дискриминацию. 27 Чистая монополия и ее признаки. Равновесие монополии в краткосрочном периоде.

Монополия- структура рынка, когда один продавец м. опиратся на свою экономическую мощь, навязывать наиболее выгодные для себя условия продажи остальным участникам рынка. Рынок оказ-ся монополизированным, когда продукцию не имеющих близких заменителей предлагает один продавец. Закрытие рынка м. проявляться как в виде необходимости существования больших единовременных вложений в основной капитал, кот при желании выйти из отрасли б. нельзя вернуть. Для предотвращения беззакония на монопольном рынке м.б установлены юр-ие ограничения в виде лицензий, автор-ого права. кривая спроса на её продукцию тождественно кривой отраслей спроса по которой сможет продать произведённую продукцию. Принятие решений основывается на равенстве предельного расхода и предельных издержек. Кривая дохода и цены совпадает с кривыми спроса аошу

Цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже неё. Чистая монополия м. увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на ед своей продукции. Спрос D и предельная выручка MR в условиях монополии.

Т.к. прибыль- разность между полной выручкой и общими затратами, то по мере увеличения выпуска прибыль растёт до тех пор пока прирост выручки от продажи доп ед превышает увеличение общих затрат. Приращение выручки в следствии продажи последние ед продукта- предельная выручка MR, условия максимальной монопольной прибыли является равенство предельной выручки предельным затратам MR= MС- равновесие монополии в краткосрочном периоде АТС.

Спрос на продукцию фирмы не является абсолютно эластичным а поэтому линия предельного дохода MR проходит ниже кривой спроса D. Наибольшую прибыль фирма получает при цене Рm и объём производства Qm. Монополия выбирает объём выпуска при кот Р больше МС. Не эффективное использование производственных ресурсов монополизированные отрасли- превышает рыночная цена над предельными затратами. При определённых условиях монополист м. использовать своё рыночное положение для дальнейшего увеличения прибыли назначать различные цены для разных покупателей т.е устанавливает ценовую дискриминацию.

 

17. Олигополия: сущность и виды. Модели ценообразования в условиях олигополии. Олигополия - это рыночная структура, в которой доминирует небольшое число продавцов, а вход на рынок для новых участников затруднен или невозможен. Для олигополии характерно ценовое лидерство. Цены при олигополии изменяются редко. Признаки олигополии. 1. Немногочисленность фирм в отрасли (автомобили, сложная бытовая техника, авиаперелеты) 2. Продукт может быть как стандартизированным, так и дифференцированным 3. Существование барьеров для вступления в отрасль, которые связаны, прежде всего, с эффектом масштаба производства и крупными инвестициями, обеспечивающими этот масштаб 4. Неценовая конкуренция 5. Всеобщая взаимозависимость. Т.к. число фирм, работающих в отрасли небольшое, каждая из них при формировании своей рыночной стратегии, должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурента. Максимизация прибыли. С целью максимизации прибыли, олигополистические фирмы пытаются вступить между собой в сотрудничество, чтобы установить единые цены и делить рынки, избегая ценовых войн. Олигополистическое ценообразование обычно осуществляется по принципу "издержки +", когда сначала рассчитывается средний уровень издержек с учетом 75-80% загрузки, затем расчетные величине прибавляется определенный процент, т.е. прибыль. Олигополисты обладают весомой долей на рынке, поэтому все фирмы входящие в олигополию удовлетворяют рыночный спрос полностью. Характерная особенность- взаимосвязь фирм: любой их олигополистов, находящихся под воздействие поведения остальных фирм и вынужден учитывать данную зависимость. Каждая фирма имеет некую степень власти над ценой, при определении цены и объёма производства помимо сведений спрос на товар и издержек производства, фирма должна учитывать ответную реакцию своих конкурентов. В условиях олигополии возникают конкуренция цен, так и не ценовая конкуренция. Однако ценовые методы соперничество больше эффективно т.к если один из конкурентов снизил цену то и другие вынуждены понижать их, чтобы не потерять покупателей и фирму. Реакцию фирм на изменение цен в модели ломанной кривой спроса; на ней изображены кривые спроса и предельного дохода. Если фирма поднимает цену больше Ро, то её конкуренты повышать цены не будут, в результате она потеряет своих потребителей и спрос на её продукцию и спрос будет эластичен; если ниже Ро то конкуренты последуют за ней чтобы сохранить свою долю на рынке при ценах ниже Ро спрос менее эластичен. Кривая предельного дохода пересекается, снижение цен не м.б. не может компенсировано расширением объёма продукта, поэтому иногда олигополисты стремятся стабилизировать цены, перенося конкурентную борьбу на ценовую область. Т.к фирмы не могут договориться открыто, формой не явного договора становится лидерство ценообразований. Когда ведущие фирмы устанавливают цену, а другие следуют за ней. Цена определяется фирмой лидера, он максимизирует её прибыль, а остальные фирмы производят продукт только по данной цене. Наиболее простая форма сговора - картель при олигополии фирмы потребляет цену и объём выпуска продукции ей выгодно меньше производить и увеличивать цену. Цена на продукцию устанавливается по принципу средние издержки + прибыль. исчисленная как процент от удовлетворения средних издержек. Средний объём выпуска планируется как минимальная экономическая прибыль, используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками могут выровнить цену и максимизировать.

 

18. Монополистическая конкуренция, ее признаки. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, сочетающая ряд свойств совершенной конкуренции и монополии. Признаки:1. каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и имеет ограниченный контроль над ценой. 2. фирмы конкурируют, продавая дифференцируемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность. 3. вход и выход на рынок монополистической конкуренции относительно прост. 5. господство неценовой конкуренции 6. тайный сговор относительно цены и объема выпуска продукции практически невозможен. Монополистический конкурент для сохранения своих конкурентных позиций вынужден регулярно совершенствовать свой продукт и быть готовым быстро изменить объем выпуска при изменении спроса. Краткосрочное равновесие.

Кривая спроса и линия предельного дохода(MR)- отрицательный наклон. Средней предельной издержки изменяются ценой объёма выпуска также как и условия обыкновенной монополии.

Долгосрочное равновесие.

Монополист получает нормальную прибыль компенсируя из продажной цены только свои издержки. Отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде. В долг-ом периоде терпит убытки производство близкой им прод-ии сокращает им спрос, понижает экономическую прибыль с т.з исполнение экономических ресурсов монополистическая конкуренция не явл-ся наиболее эффективной, для потребителей многообразия товаров более предпочтительна, чем однообразная продукция. Не эффективность рыночного механизма компенсирует альтернативные товары. Ценовая конкуренция - снижение цен в краткосрочном периоде может помочь расширить рынок за счёт конкурентов и получить сверхприбыль. Монополистическая конкуренция характеризуется не высокими барьерами вступления в отрасль и множеством производителей, ценообразование больше конкурентной, чем монопольной. 30 Монополистическая конкуренция и ее признаки. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Наиболее близка к совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция явл-ся рыночной структурой сочетающий ряд свойств совершенной конкуренции и монополии. Когда отрасль включает в себя значительное число фирм, каждый из кот производит небольшую долю отраслевого объёма продукции, что не даёт возможности отдельным фирмам влиять на цену товара и получение фирмы. конкурентные фирмы - не большие предприятия быстро реагирующие на все изменения происходящие в рынке, им всегда не хватает средств на внедрение последних достижений науки и техники их положение неустойчиво. Для моноп конкуренции характерна дифференс-ия товара - форма отрасли производства взаимозаменяющих товаров отличаются др от др незначительными характеристиками и условиями реализации. Однако, несмотря на внешнее благополучие, фирма становится конкурентной фирмой, производя товары заменители - возникает высокая эластичность цен и объём производства фирмы в краткосрочном периоде будет опред-ся равенством перед доходами и предельными издержками. Эффективность рынка монополистической конкуренции. Монополист-конкурент для уменьшения эластичности спроса по цене и увеличения объёмов реализации своего продукта должен постоянно осуществлять расходы на рекламу. По сравнению с рынком чистой совершенной конкуренции, монополистический рынок менее совершенен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.035 с.)