Сравнительный анализ типов экономических систем. Собственность и ее роль в экономической жизни общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ типов экономических систем. Собственность и ее роль в экономической жизни общества.



Ограниченность рыночного механизма (фиаско) рынка. Внешние эффекты и их регулирование.

Несмотря на все преимущества рыночной экономики, рынок не явл-ся абсолютно идеальным механизмом, в соответствии с этим но имеет свои недостатки, заключенные в след.: 1)рынок не может контролировать внеш. для него эффекты (экстерналии), которые представляют собой внеш. воздействие на структуру и механизм рынка. 2)не каждая потребность может выражаться в деньгах, через величину спроса и быть удовлетворена рыночным способом, например потребность в соц. защите, правопорядке и т.д. В этом случае необходимо гос-ое вмешательство. 3)рынок не может обеспечить экономику необходимым кол-вом денежной массы, поскольку эмиссия денежной единицы – это прерогатива гос-ва и монопольная ф-ция Центр. банка России. 4)зачастую функционирование рынка приводит к возникновению монополии, поэтому необходимо антимонопольное регулирование, кот.может быть осуществлено только гос-ом как высш.формой власти. 5)в рын-ой эк-ке доходы распределены крайне неравномерно, вследствие этого возникает соц. дифференциация. Поэтому гос-во берет на себя ответств-сть поддержки малообеспеченных слоев населения. 6)рынок не активизирует развитие научной деятельности и образования, а между тем это очень важные элементы экономики. 7)рынок не гарантирует права на труд, не регулирует уровень занятости и безработицы в стране, следовательно, гос-во само организовывает биржи труда и выплаты трансфертных платежей. 8)только гос. органы проводят антиинфляционную политику, поскольку рынок не гарантирует стабильности уровня цен. ТО, на определенном этапе развития эк-ки, когда рынок не способен справиться со сложившейся эк-ой ситуацией, возникает необходимость гос. вмешательства.

 

25. Экономические функции государства. Государственное регулирование экономики – воздействие государства на совокупность организаций, на экономические процессы и участвующих в них субъектов. Совокупность организаций - взаимосвязь и иерархическая система органов управления экономикой, правовой и др. структурами. Функции: 1)общие 2)особенные 3) конкретно-специфические. Государство дает в сфере экономики достаточный ориентир на обеспечение и корректировку действия рыночного механизма. Экономические функции государства: 1) создание законодательной основы, эффект функционирования экономики. 2) защита и стимулирование конкуренции 3) перераспределение дохода 4) стабилизация экономики и обеспечение экономического роста. Государственное формирование законодательной основы и гарантированное исполнение принятых законов. При формировании законодательных основ государство должно придерживаться: 1) установленных государством законов, условия должны носить обязательный характер для всех экономических субъектов 2) государство защищает через суд законодательные условия экономической деятельности 3) определение и защита законных условий экономической деятельности -обязанность государства 4) государство должно руководствоваться целями согласования экономических институтов разных слоев в обществе. Специальные экономические меры:1)снижение импортных торговых пошлин. 2)поощрение вступления на рынок новых уч-ов. 3) снижение баоьеров для вступления в отрасль.

Оптимальное регулирование- мероприятия по реорганизации монополии, особенно властной олигополии и др. оптимальное законод-во-призвано на допустить ограничения конкуренции на рынках, совокупность норм эк-ого права и мер по поддержанию крнкур-ого состава, общие условия эк-ой деят-ти. Главные задачи гос-ва: 1)создание благоприятных рамочных условий. 2)перерасп-ие доходов и расходов. 3)стабилиз-ия эк-ки и стимулир-ие эк-ого роста. 4)гос-во разрабатывает и реализует антикризисные программы. Следует помнить о возможности принятия гос-ми органами провальных эк-их решений.-недостаток объективной инфо. И бюрократиз-ия в принятии эк-их решений; ограниченность мотивации к эффект-ому и рацион-ому ведению дел.

 

 

Сущность и виды стабилизационной (антициклической) политики государства. 51 Сущность и виды антициклической и стабилизационной политики гос-ва.

Стабилизационная политика г-ва – направлена на стабилизацию эк-ки на уровень полной занятости или потенциального выпуска ВВП: 1) В период эк. спада г-во проводит стимулирующую политику. 2) В период эк. подъема – сдерживающую политику.

Для реальной оценки состояния экономики и изучения делового цикла используется ряд статистических данных рыночной конъюнктуры: 1. Проциклические переменные которые резко реагируют на изменение экономической обстановки в стране при депрессии падает во время оживления растут. 2. Контрциклические переменные, которые противоположны проциклическим изменяется в обратной пропорциональности по отношению к ним. 3. Ациклические переменные, которые безразличны к цикличности экономики и практически не меняют своих значений.

Г-во воздействует на:

1) AD;

2) Объем пр-ва;

3) Инвестиции;

4) СС%…

В фазе эк. депрессии г-во стремится эти показатели ­, в фазе подъема ¯.

Гос-ое атициклическое регулир-ие:

признаки неокейнсианцы неоконсерваторы
ориентация На спрос На предложение
Цели Макроэк-ое регулир. Микроэк-ое регулир.
приоритеты регулир. 1.налогово-бюджет. пол-ка 2.кредитно-денеж. 1.кредитно-денеж. 2.бюджетно-налог.
Оценка роли гос-ва поощрительная Огранич. Мер гос. Регулир. Эк-ки

Необх-мо на фазе спда стимулировать эк-ий рост. 2подхода: 1)сторонники Дж.Кейнса-понизить ставки на доходы, шире привлекать налоговые льготы. 2)сторонники неоклас-ого направления-главное предоставить дешевый кредит и только в доп. К этому увеличить доход.

 

 

36. Антиинфляционная политика государства. Антиинфляционная политика – направленная на приведение темпов роста денеж. массы в соответствие с ростом темпов реал. ВВП.

В долгосрочном периоде г-во стремится пивести в соответствие AD и AS. Чтобы снизить темпы роста инфляции г-во стремится зафиксировать объем денеж. массы, проводит жесткую политику кредитов (политику «дорогих денег»), т.е. повышает СС%, ужесточает политику роста з\п. З\п привязывают к изменению роста производительности труда.

В долгосрочной политике г-во вводит льготы в налогообложение. З-ча г-ва подавит инфляционные ожидания.

Политика занятости-такая эк-ая политика, кот. обеспечивала бы строение занятости на эк-ки эффективном уровне. При кот. рыночный уровень безработицы не превышал бы 5%. 1)сбалансирование рынка труда. 2)преодоление админ-ных и правовых ограничений на раб силу.

3)создание реального рынка доступное жилье. 4)увеличение и способность террит-ого перераспределения ресурсов. 5)проведение антимоноп-ой политики.

 

Центральный банк и его функции.

Центральный банк –главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран. Выполняет функции: 1)эмиссия банкнот; 2)проведение денежно-кредитной политики; 3)рефинансирование кредитно-банковских институтов; 4)управление официальными золотовалютными резервами; 5)проведение валютной политики; 6)регулирование деятельности кредитных институтов. С точки зрения собственности на капитал делятся: государственные; акционерные; смешанные. Баланс ЦБ: Активы: золотовалютные резервы; кредиты цб, выданные правительству и коммерч банкам; гос.облигации. Пассивы: Депозиты коммерческих банков в ЦБ; налич деньги, которые ЦБ выпустил в обращение; cчета казначейства, которые обслуж ЦБ; капитал ЦБ; cредства кредитных организаций.

 

Сравнительный анализ типов экономических систем. Собственность и ее роль в экономической жизни общества.

Традиц-ая эк-ка -1 тип хоз-но организ-ого общ-ва, характериз-ся натуральным хоз-ом, в кот. продукты произв-ся для собственного потребления; приемы, способы создания благ, их распределения базируются на обычаюх и религ-ых догмах, из поколения в поколение перед-ся информ-я о том, что, как и для кого произв-ть. Решение этого вопроса основыв-ся на традиции поступать так, как поступали в прошлом. Командная эк-кая деят-ть осущ-ся на основе приказов, директив, идущих сверху вниз. Вопрос как и для кого производить решантся в центре и инфор-ия в последствии передается нижестоящим звеньям - иерархия; припят-ие эк-их решений треб-т инфор-ии, кот. постоянно измеряется, сосредот-ть ее в едином центре и оперативно принимать решения при социализме невозможно, сопровождение постоянными диспропорц-ми хронич-им дифицитом, эк-ой отсталостью. Рыноч-ая эк-ка- высокая степень эк-их свобод произв-ей и потреб-ей Они вольны как в выборе деят-ти, так и в выборе преобрет-х благ. Сведения о том, как, откуда произв-ль получит инфо-ию, что, как и для кого произв-ть, дает им право принимать решения. Производить какие товаров следует меньше, а каких больше. Рынок действует как саморегумир-ся мех-м, без какого-либо внешного воздействия, обеспечивая потребности общ-ой необх-ти товар. цен. такой порядок координ-ии наз-ся спонтанным. Современная хоз-ая система различных стран-смешанная эк-ка, в ней сосуществует спонтанный порядок и иерархия, различные формы коор-ции эк-ой деят-ти людй в значит-ой степени опр-ся трансиздержки, а сопут-щие ему поиск информ-ии, измерения, закл-ии хоз-ого договора, специфик-ии и защиты собственности. В чистом виде мы не наблюдаем не правового режима искл-ого час. собственность и гос-ую собственность, ни спонтанного порядка, ни иерархии.

Собственность - многоплановая категория экономики, юридическо-исторической науки. Собственность как экономическая категория-та или иная общественная форма присвоения экономических ресурсов с помощью экономических благ. 11 прав: Право владения. Использования. Управления право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ. На доход – право обладать результатами от использования благ. Право суверена – право на отчуждение потребление изменение или уничтожения благ. Право на безопасность право на защиту от вреда со стороны внешней среды. Право на передачу благ наследства. Право на бессрочность обладания благом. Запрет вредного использования запрет на использование вещи способом наносящий вред. Право на ответственность в виде взыскания возможность взыскания блага в уплату долга. Право на остаточный характер – право на существование. Оноре. Данные права позволяют контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды.

7. Рынок: сущность, условия возникновения. Субъекты рыночного хозяйства и их функции. Рынок- способ взаимодействия производителей и потребителей, основанных на децентрализованном, безличностном механизме целевых сигналов. Условия возникновения и развития рыночной экономики: 1. Общественное разделение труда и специализация. 2. Наличие частной собственности. 3. Личная заинтересованность собственников ресурсов и производителей в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов. 4. Свобода выбора (собственники ресурсов могут их использовать по своему усмотрению, покупатели также свободны) и свобода передвижения факторов производства. 5. Желательные вмешательства государства в экономику и ее гос регулирование. 6. Для эффективного регулирования экономики необходима нравственность.Участники рынка – это непосредственно производители и потребители тех благ и ресурсов, которые реализуются на рынке. Участниками рынка являются предприниматели и работодатели, продающие свой труд, и конечные потребители и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основные участники рынка - домашнее хозяйство, предприятие государство. Дом хозяйство – основной поставщик рынка ресурсов. Основной покупатель – предпринимательский сектор. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на 3 группы:1-дом. хозяйство (основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере; она может состоять из 1 или нескольких человек). В рамках дом. хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Дом. хозяйства являются производителями и поставщиками товаров в рыночной экономике. Бизнес - деловое предприятие, функционирующее с получения дохода. Оно предоставляет вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от кот. расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производства. Правительство представлено различными подотчетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализует функции государственного регулирования экономики.

8. Структура и функции рынка. Рыночный механизм и его основные элементы. Рынокдифференцируется по различным признакам: 1) по объему продаваемых благ (выделяют рынок ресурсов и рынок потребительских благ, каждый из которых можно конкретизировать). 2) по территориальному признаку (рын. местные, нац-ые и мировые). 3) по характеру функционирования. Функции рынка: 1) обеспечивает контакты продавцов и покупателей. 2) дает информацию о рын. конъюнктуре, где, что продается и покупается и по каким ценам. 3) рационально определяет ресурсы из отраслей в кот. спрос на блага низкий, перемещает ресурсы в отрасли где данный спрос высокий. 4) выполняет экспертную функцию, определяет какие блага нужны обществу, а какие нет. 5) выполняет «санитарную» роль, вымывая неконкурентоспособных произв-ей. Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на 3х основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Цена: изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости измерения объема производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства, цены в конечном итоге предопределили и то кем при данном уровне доходов был потреблен продукт.

Спрос: потребность в товарах определяется кол-вом тех или иных товаров, который потребитель может купить при сложившихся ценах и доходах.

Предложение: кол-во товаров, которое имеется в продаже при данной цене, изменение соотношения спроса и предложения.

Конкуренция: цель каждого предпринимателя максимизация прибыли, это неизбежно ведет к борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства, и они выступают по отношению др. к др. как соперники или конкуренты. Если предложение товара больше чем спрос на него, то усиливается борьба между продавцами, если спрос меньше предложения, то конкурировать между собой должны уже покупатели. Чтобы изменить возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается по возможности предложить более высокую цену, чем это смогут сделать его соперники. Цена повышается и это увеличивает предложение данного товара. Конкуренция - важный элемент рыночного механизма, однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.Конкуренция появилась, когда произошло разделение труда и специализация. В результате борьбы на рынке формируется цена, по которой приобретаются ресурсы.

Рыночная инфраструктура это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. Выделяют: Инфраструктура рынка труда – все возможные законодательства о труде и об охране труда, занятости, социальной защите. Государственные и общественные организации, которые регулируют их д-ть. Инфраструктура рынка капитала – банковское и валютное законодательство, биржевое законодательство, банковская система, страховые компании, инвестиционные фонды. Инфраструктура рынка земли – земельное законодательство, земельный кодекс, о защите окружающей среды, наличие организаций, следящие за исполнением закона, регулируют данный вид д-ти. Инфраструктура рынка товаров и услуг – закон о рекламе, возможные предприятия торговли. Макроэкономическая инфраструктура. Наличие законодательства, которое позволяет существовать экономике в целом. Бюджетный кодекс. Налоговое законодательство. Структуры, которые контролируют данные законы.

9. Закон и кривая спроса. Факторы, влияющие на объем спроса. Эффект замещения и эффект дохода. Спрос – это платежеспособная потребность. Спрос – это то количество товаров и услуг, которое потребитель готов и в состоянии приобрести на рынке по определенной цене в определенный промежуток времени. Спрос – это обратная зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара. На спрос влияет ряд факторов: 1. Цена. 2. Доход потребителя. 3. Профессия потребителя. 4. Половозрастная структура территории. 5. Мода – вкусы и предпочтения потребителей. 6. Реклама. 7. Число потребителей. 8. Географическое положение территории. 9. Ожидание изменения цен или инфляционное ожидание. 10. Воины, землетрясения, революции и иные природно-стихийные бедствия. Закон спроса - прочная устойчивость, постоянна повторяющаяся, отрицательная, обратная количественная зависимость величины спроса от цены при неизменности прочих параметров. Снижение цены ведет к возрастанию спроса. (графически закон спрос изображается в виде кривой, показ-т обратную отрицательную зависимость между величиной спроса и цены). При движении вверх и вниз по кривой спроса м. проследить изменение величины спроса на воду, изменение цены продукта, она меньше с ростом цены товара и больше когда цена меньше.

P-цена; Q-кол-во товара; D-кривая спроса. Помимо изменения величины спроса м. происходить изменение в объеме спроса, вызывавшее смещение всей кривой спроса. Это связано с переменой намерений потреб-ля относительно покупки товара под влиянием одного или больше факторов именуемых детерминантами спроса или неценовыми факторами спроса: потребительские вкусы и предпочтения, величина дохода, цены на сопряженные товары, кол-во потребителей, потребительские ожидания относительно цены на товар, эк. политика правительства, влияющая на структуру спроса и потребит ожидания, изменение спроса под воздействием неценовых факторов.

 

Смещение D1 вправо, в положение D2 означает увеличение спроса, а влево - его уменьшение.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. На потребительский спрос большое влияние оказывает эффект замещения и эффект дохода, кот. действуют при снижении цены какого-либо товара. Сущность эффекта замещения состоит в том, что при снижении цены какого-либо товара потребитель стремиться заместить в потреблении этим подешевевшим товаром, товары более дорогие. Эффект дохода обеспечивает обратную зависимость совокупного спроса от уровня рыночных цен. При снижении цены на тот или иной товар возникает некий избыток потребительского дохода, позволяющий регулировать возможности покупки как подешевевшего товара, как и товаров вообще.

 

 

10. Закон и кривая предложения. Факторы, влияющие на объем предложения. Предложение – это то количество товаров и услуг, которое производитель готов и в состоянии предоставить на рынок по определенной цене в определенный промежуток времени. Эта категория неразрывно связана с производством товаров. Закон предложения – это прямая пропорциональной зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара. В виде кривой или зависимость между предложением и ценой. При движении вдоль кривой предложения под воздействием изменения цен предложение меняется: при движении вверх она возрастает, вниз - снижается, т.к. падает цена.

P-цена; Q-кол-во товара Под влиянием неценовых факторов происходит изменение не величины, а самого предложения. Смещение S1 вправо свидетельствует об увеличении предложения, а влево - об уменьшении. На предложение влияет ряд факторов: 1. Цена. Изменение цены ведет к изменению объема. 2. Издержки производства. Цена = издержки + прибыль. 3. Число продавцов на рынке 4. Ожидание изменения цен, инфляционное ожидание 5. Войны, социальные потрясения и т.д. Объем предложения превышает объем спроса, возникает избыток. Спрос превышает предложение, возникает дефицит.  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.023 с.)